РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.07.2003 n 908-р <О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА ДЛЯ БЫТОВЫХ НУЖД>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2003 г. N 908-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд (далее именуется - Концепция), разработанную Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России и согласованную с Минфином России, МАП России, Госстроем России, МПР России, ГТК России и ФЭК России.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд руководствоваться положениями Концепции.
3. Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций разработать и осуществить необходимые меры, направленные на реализацию Концепции, а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести предложения в установленном порядке.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при формировании программ развития регионов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 2003 г. N 908-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА ДЛЯ БЫТОВЫХ НУЖД
Введение
Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд определяет цели, задачи и приоритеты развития этого рынка в Российской Федерации и основывается на комплексной оценке тенденций и проблем развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд.
Под сжиженными углеводородными газами понимаются легкие углеводороды - пропан, бутан и их смеси в различных пропорциях в зависимости от направлений и условий использования (далее именуются - сжиженный газ).
1. Состояние и проблемы развития рынка сжиженного газа
Производство сжиженного газа
В качестве сырья для производства сжиженного газа используются природный газ, нефтяные попутные газы, газовый конденсат и нефть. Технологические особенности получения сжиженного газа определяют следующие источники его производства: нефтепереработка, газопереработка и нефтехимия. При нефтепереработке (на нефтеперерабатывающих и некоторых нефтехимических предприятиях) сжиженный газ является фактически дополнительным продуктом при получении бензинов и прочих продуктов нефтепереработки. В отраслях газопереработки и частично в нефтехимии ситуация иная, так как производимый там сжиженный газ является основным продуктом для реализации и/или последующей переработки в продукцию более высоких переделов.
Сжиженный газ в Российской Федерации производится на нефтехимических, нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих предприятиях.
Доминирующее положение на рынке производства сжиженного газа в России занимают открытые акционерные общества "Газпром" и "СИБУР". Их доля в общем объеме производства сжиженного газа в Российской Федерации в последние годы составляет 50 - 60 процентов.
Нефтеперерабатывающие предприятия в процессе переработки нефти также производят сжиженный газ. Эти предприятия входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (акционерные общества "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "ЮКОС", "Роснефть", "ТНК", "НК "ЛУКОЙЛ" и некоторые другие). Каждое из них имеет относительно небольшую долю в общем объеме производства сжиженного газа, однако производимые ими объемы сжиженного газа имеют важное значение для обеспечения потребностей близлежащих регионов.
Транспортировка сжиженного газа
В России транспортировка сжиженного газа от предприятий-производителей до оптовых потребителей (нефтехимических предприятий, баз, газонаполнительных станций и на экспорт) осуществляется в основном железнодорожным транспортом в специально оборудованных цистернах или непосредственно по трубопроводам (продуктопроводам). Продуктопроводы, протяженность которых незначительна, обычно соединяют несколько предприятий, объединенных единой технологией, или предприятия и наливные железнодорожные эстакады.
Для доставки сжиженного газа до потребителей создана сеть кустовых баз (общее количество - 14) и газонаполнительных станций (общее количество - 179), предназначенных для приема, хранения и распределения сжиженного газа.
Емкость мощностей газонаполнительных станций и кустовых баз для хранения сжиженного газа составляет около 80 тыс. куб. метров или около 36 тыс. тонн.
Крупнейшим перевозчиком сжиженного газа в специализированных железнодорожных цистернах является федеральное государственное унитарное предприятие "СГ-транс". На его долю приходится около 70 процентов общего объема железнодорожных перевозок сжиженного газа в стране.
Большая часть сжиженного газа для бытовых нужд перевозится цистернами предприятия "СГ-транс", причем его территориальные филиалы, осуществляющие реализацию газа, играют существенное значение (как базы хранения) для обеспечения населения сжиженным газом.
Затраты предприятий на перевозку сжиженного газа по железным дорогам состоят из регулируемого государством тарифа Министерства путей сообщения Российской Федерации и нерегулируемой стоимости услуг предприятия "СГ-транс". Стоимость услуг указанного предприятия составляет в среднем 40 - 80 процентов железнодорожного тарифа.
Другими крупными владельцами железнодорожных цистерн для перевозки сжиженного газа являются компании, входящие в состав открытых акционерных обществ "Газпром" и "НК "ЛУКОЙЛ".
Оптовый рынок сжиженного газа и его регулирование
Производимый в Российской Федерации сжиженный газ используется (в процентах от общего объема товарного производства в 2002 году):
в качестве сырья для нефтехимической промышленности (47 процентов);
для поставок потребителям коммунально-бытового сектора (38 процентов), в том числе для бытовых нужд населения (17 процентов);
для поставок на экспорт (15 процентов).
Потребление сжиженного газа нефтехимической промышленностью возросло в 1998 - 2001 годах (в 2002 году произошло временное сокращение, связанное в основном с реорганизацией акционерного общества "СИБУР", но в настоящее время снова наметился рост). Это обусловлено наращиванием объемов производства и увеличением загрузки производственных мощностей нефтехимической, химической и шинной промышленности, являющихся основными потребителями сжиженного газа.
Отпускная цена сжиженного газа у производителей в основном зависит от состава реализуемого сырья, а также от расстояния до основных рынков сбыта (в основном экспортных). Внутренний рынок сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер, что также отражается на общей динамике цен. Стоимость сжиженного газа у производителей на начало 2003 года составляла в среднем 3500 рублей за тонну (сжиженный газ по свободной цене отпускается предприятиям нефтехимии, а также потребителям коммунально-бытового сектора, включая направление на использование его в качестве автомобильного топлива) при регулируемой оптовой цене 1350 рублей за тонну (с 1 января 2003 г.) для населения.
Поскольку проводимая в России газификация была рассчитана на использование не только природного газа, но и сжиженного газа, в настоящее время в Российской Федерации газифицировано сжиженным газом около 13 млн. квартир (природным газом - более 25 млн. квартир), из которых 7,2 млн. квартир (около 55 процентов) находится в сельской местности. Сжиженный газ используется для бытовых нужд в 76 регионах России. Общее количество населения, использующего сжиженный газ, оценивается в 50 млн. человек (природный газ - 78 млн. человек). Сжиженный газ используется населением преимущественно для приготовления пищи и подогрева воды.
Сжиженный газ поставляется потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению, в баллонах (индивидуальные дома и дачные постройки) или с использованием групповых резервуарных установок (для газоснабжения многоэтажных домов, коммунально-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных предприятий). Основной объем потребления сжиженного газа в коммунально-бытовом секторе приходится на сельскую местность и населенные пункты городского типа с населением не выше 80 тыс. человек. Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский и Приморский края, Еврейская автономная область, Амурская, Мурманская и Читинская области используют только сжиженный газ (газификация природным газом отсутствует).
В последние годы возросло использование сжиженного газа в качестве автомобильного топлива, однако в общем объеме потребления сжиженного газа это направление пока не достаточно развито.
Оптовую покупку и розничную продажу сжиженного газа потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению для бытовых нужд в соответствии с балансовыми заданиями, в основном осуществляют региональные и местные газораспределительные организации, которые одновременно осуществляют транспортировку и реализацию сетевого (природного) газа. В последнее время начали появляться и независимые оптовые покупатели и розничные продавцы сжиженного газа.
Система балансовых заданий, представляющая собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд, была введена в конце 1999 года в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению. Одновременно предусматривался учет исполнения балансовых заданий при таможенном оформлении поставок сжиженного газа на экспорт. Впоследствии в течение 2000 - 2003 годов практика использования системы балансовых заданий последовательно продлевалась Правительством Российской Федерации.
Система государственного регулирования рынка сжиженного газа нуждается в совершенствовании. Основными ее недостатками являются:
недостаточная эффективность механизма регулирования оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд, сдерживающая развитие и рост этого рынка;
несоответствие методов государственного регулирования поставленным целям и получаемым результатам, что порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый "переток" сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд в секторы оптового и розничного рынков сжиженного газа с нерегулируемыми ценами и формирование "серого" рынка сжиженного газа (что является почти неизбежным при административном создании разных секторов рынка одного и того же товара с разными ценами и требует разработки и реализации специальных мер для минимизации подобных явлений);
недостаточное развитие механизма предотвращения кризиса в обеспечении населения сжиженным газом (проблемы с обеспечением населения сжиженным газом для бытовых нужд продолжают возникать в некоторых регионах Российской Федерации);
недостаточная (в соответствии с требованиями законодательства) нормативно-правовая регламентация системы государственного регулирования рынка сжиженного газа.
Внешнеэкономический аспект
В России экспорт сжиженного газа в период 90-х годов снизился почти в 2,3 раза (с 2,5 млн. тонн в 1990 году до менее 1 млн. тонн в 2002 году). Существенные изменения произошли в структуре экспорта: если в 1990 году 80 процентов вывозимого за пределы Российской Федерации сжиженного газа поставлялось в республики СССР, то в 2001 году в Белоруссию, Украину и страны Балтии было поставлено не более 20 процентов сжиженного газа, а в страны дальнего зарубежья - 80 процентов. Основными рынками сбыта российского сжиженного газа являются Финляндия, Польша, другие страны Центральной и Восточной Европы. Экспортные цены на сжиженный газ имеют ярко выраженный сезонный характер. Стоимость тонны сжиженного газа на рынках Северо-Западной Европы колеблется от 210 долларов США в летние месяцы и до 340 долларов США - в зимние.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Правительство Российской Федерации осуществляет оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности путем установления ставок вывозных таможенных пошлин, в том числе на сжиженный газ.
Введение повышенных (фактически запретительных) ставок вывозных таможенных пошлин на сжиженный газ в конце 1999 года продемонстрировало эффективность данного государственного механизма для обеспечения потребностей внутреннего рынка в сжиженном газе. В настоящее время ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ устанавливается в размере 90 процентов ставки таможенной пошлины на нефть и составляет 36,3 доллара США за тонну (эти ставки пересматриваются один раз в два месяца одновременно с пересмотром ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, которые на законодательном уровне "увязаны" со средней ценой на нефть на международных рынках). Зависимость таможенной пошлины на сжиженный газ от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть нецелесообразна, поскольку, во-первых, сжиженный газ не является основным ценообразующим продуктом при переработке нефти, во-вторых, потребление сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер и требует более оперативного регулирования.
Жесткая зависимость величины вывозной таможенной ставки на сжиженный газ от величины вывозной таможенной ставки на нефть придает экспортному таможенному тарифу в отношении сжиженного газа исключительно фискальный характер.
Розничный рынок сжиженного газа и его регулирование
Количество сжиженного газа, поставляемого в баллонах, значительно меняется в зависимости от региона, но в среднем по Российской Федерации составляет около 55 процентов и превышает 90 процентов в 22 субъектах Российской Федерации. Сжиженный газ, поставляемый из групповых резервуарных установок, преимущественно потребляется в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (там доля сжиженного газа, поставляемого в баллонах, составляет примерно 30 процентов потребления сжиженного газа населением в бытовых целях). В Сибирском федеральном округе доля газа, поставляемого из групповых резервуарных установок, составляет около 53 процентов, а в Уральском - около 44 процентов, в других федеральных округах - 35 процентов и ниже.
Регулирование цен на сжиженный газ на розничном рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Розничный рынок сжиженного газа для бытовых нужд в Российской Федерации сегментирован.
Существует традиционный сектор рынка сжиженного газа для бытовых нужд населения, который сформирован потреблением сжиженного газа в жилищах, газифицированных еще в советский период. В этом секторе было отмечено существенное падение потребления сжиженного газа (в 1,5 - 2 раза в зависимости от региона) в течение 1991 - 1998 годов. Это падение было вызвано снижением производства

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.07.2003 n 398 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также