СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ. ГОСТ Р 12.0.006-2002 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.05.2002 n 221-ст)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 29 мая 2002 г. N 221-ст
Дата введения -
1 января 2003 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ
ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
OCCUPATIONAL SAFETY STANDARDS SYSTEM.
GENERAL REQUIREMENTS FOR OCCUPATIONAL HEALTH
AND SAFETY MANAGEMENT IN ORGANIZATION
ГОСТ Р 12.0.006-2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан рабочей группой, созданной Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда" и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда" и Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. N 221-ст.
3. Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001-99.
4. Введен впервые.
ВВЕДЕНИЕ
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.
Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй", реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.
------------------------------------------------------¬
¦ --------------¬ Последовательное ¦
¦ ¦ Политика ¦ улучшение ¦
¦ ¦в области УОТ¦ ¦
¦ ¦ -----------+---¬ ¦
¦ L--+ Планирование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ------------+----¬ ¦
¦ L--¦ Внедрение ¦ ¦
¦ ¦ и обеспечение ¦ ¦
¦ ¦функционирования¦ ¦
¦ L-------T--------- ¦
¦ --------+--------¬ ¦
¦ ¦ Проверочные ¦ ¦
¦ ¦и корректирующие¦ ¦
¦ ¦ действия ¦ ¦
¦ L-------T--------- ¦
¦ --------+--------¬ ¦
¦ ¦ Рассмотрение ¦ ¦
¦ ¦ руководством ¦ ¦
¦ L----------------- ¦
L------------------------------------------------------
Рисунок. Модель системы управления охраной
труда (СУОТ)
Известный британский стандарт BS 8800-96 "Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала" (Guide to Occupational health and safety management systems) и разработанный на его основе международный стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS - Occupational Health and Safety Assessment Series) "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования" ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации.
Настоящий государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда в организации, стандарт гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001-99 <*>. Следует отметить, что создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.
--------------------------------
<*> Международный стандарт OHSAS 18001-99 разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций.
Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.
Успех функционирования системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями организации, особенно ее руководством (работодателем).
Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть объективно проверены в целях самооценки, самодекларации или сертификации.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по охране труда в организации.
Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:
- создавать систему управления охраной труда;
- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
- проводить сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.
Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использована ссылка ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Авария: разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
3.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда: система анализа и оценки состояния условий труда на рабочих местах для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда [1].
3.3. Безопасность: состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне.
3.4. Безопасность производственного процесса: по ГОСТ 12.0.002.
3.5. Безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
3.6. Заинтересованная сторона: лицо или группа лиц, заинтересованные в результативности охраны труда или испытывающие ее влияние.
3.7. Компетентность: демонстрируемая способность применять знания и навыки.
3.8. Несоответствие: какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю, материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.
3.9. Происшествие: событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.
3.10. Несчастный случай: нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.
3.11. Организация работ по охране труда: система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.
3.12. Охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [2].
3.13. Результативность: измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.
3.14. Риск для здоровья и безопасности персонала: вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события.
Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.
3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях: деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда [3].
3.16. Система управления охраной труда: часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.
3.17. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников: технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].
3.18. Травмобезопасность: соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда [1].
3.19. Требования безопасности труда (требования безопасности): по ГОСТ 12.0.002.
3.20. Условия труда: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [2].
4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
4.1. Общие требования
4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.
4.1.2. При создании системы управления охраной труда необходимо:
- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
- выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей, выполнения поставленных задач.
4.1.3. Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
4.2. Политика организации в области охраны труда
4.2.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно:
- определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;
- обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;
- периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.
4.2.2. Политика организации в области охраны труда должна:
- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
- соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;
- включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;
- предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
- быть доступной заинтересованным сторонам.
4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.
Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.
Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.
4.3. Планирование условий и охраны труда
4.3.1. Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.
4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.
4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.
При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:
- требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
- важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
- ресурсные возможности;
- политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- мнение заинтересованных сторон.
4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда
4.3.4.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:
- подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
- определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;
- актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
- выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;
- выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.
4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:
- распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
- обеспеченность необходимыми ресурсами;
- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть системы управления охраной труда.
5. ВНЕДРЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
5.1. Структура работ и распределение ответственности
5.1.1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [2] возлагают на руководителя организации (работодателя).
5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:
- организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;
- обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
- инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
- выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
- выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
- организации работ по аттестации рабочих мест по охране труда;
- проверки выполнения принятых решений;
- управления устранением несоответствий;
- регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.
Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.
5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.
5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.
Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.
5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством [2] создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.
5.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда
При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.
5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала
5.3.1. Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране здоровья и безопасности персонала.
5.3.2. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения рабочих заданий, которые могут оказывать влияние на охрану труда на рабочих местах.
5.3.3. Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:
- обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством [2];
- фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;
- понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности, системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях;
- возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.
5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, риска (на рабочих местах).
5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:
- ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;
- проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
- вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.
5.4. Идентификация опасностей, оценка,
регулирование и контроль риска
5.4.1. Основные положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие:
а) идентификацию опасностей;
б) оценку риска;
в) регулирование и контроль риска;
г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисления в "а" - "в".
5.4.2. Идентификация опасностей
Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;
б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;
в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.
Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:
а) организации работ, управления их выполнением;
б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);
г) приобретаемых товаров и услуг.
5.4.3. Оценка риска
Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска.
Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.
Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.
Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда.
5.4.4. Регулирование и контроль риска
Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю с учетом приоритетов применяемых мер.
В числе мер по регулированию и контролю риска используют:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замену опасной процедуры;
- инженерные методы контроля (диагностики);
- административные методы контроля;
- средства коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.
5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям
5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.
5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.
5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.6. Передача и обмен информацией
Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:
- передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;
- получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документальное оформление;
- передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.
5.7. Документация системы управления охраной труда
5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.
Примечания. 1. Документация может включать утвержденное руководство (положение или другой нормативный документ) по управлению охраной труда.
2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.
5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:
- документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
- копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
- отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
- архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.
5.8. Управление производственно-технологическими
операциями
Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
- установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;
- выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;
- установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
- разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
6. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
6.1. Методы периодической оценки состояния
охраны труда
6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.
6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников.
Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.
6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие
и предупредительные действия
6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.
6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия
6.3.1. Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:
- сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;
- смягчения последствий аварий, несчастных случаев;
- корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий.
Примечание. Предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией;
- анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;
- обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.
6.4. Записи и управление записями
6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда.
6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.
6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.
6.5. Внутренние аудиты системы управления
охраной труда
6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда.
6.5.2. Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.
6.5.3. План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.
Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
6.5.4. По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.
6.5.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.
Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает внешний по отношению к организации.
6.6. Государственный и общественный контроль
за соблюдением требований охраны труда
6.6.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством [2].
6.6.2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов [2].
7. РАССМОТРЕНИЕ (АНАЛИЗ) РУКОВОДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
7.1. Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.
7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.
7.3. Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.



Приложение А
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 N 12.
[2] Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 339 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 26.06.2003 n 231-СФ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также