ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20.06.2003 n 4240-iii ГД О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2003 г. N 4240-III ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О соблюдении прав граждан Российской Федерации в Туркменистане".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Правительство Российской Федерации, парламенты государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентский союз, парламенты государств - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Меджлис Туркменистана.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 20 июня 2003 года
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокую озабоченность односторонними действиями властей Туркменистана по выходу из Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее также - Соглашение). Так, 22 апреля 2003 года Меджлисом Туркменистана принято постановление о денонсации Соглашения, после чего был издан указ Президента Туркменистана о прекращении действия института двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией, положивший начало произволу туркменских властей в отношении наших соотечественников в Туркменистане. В соответствии с данным указом лица, имеющие двойное гражданство, должны до 22 июня 2003 года сделать выбор в пользу гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана. Лица, решившие сохранить гражданство Российской Федерации, лишаются права на владение недвижимостью и вынуждены будут покинуть Туркменистан до 22 июня, бросив там свое законно нажитое имущество. Особо унизительным для чести и достоинства граждан Российской Федерации является требование туркменских властей о получении разрешения на выезд из Туркменистана. Большую тревогу вызывает также проводимая в Туркменистане с участием туркменских спецслужб кампания по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство. Эти действия граничат с целенаправленным преследованием людей по национальному признаку в нарушение принятых на себя Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав и свобод человека. Фактически речь идет о подготовке к массовой насильственной депортации из Туркменистана русскоязычного населения - примерно 100 тысяч человек, в разное время получивших гражданство Российской Федерации и проживающих в Туркменистане.
Этот указ Президента Туркменистана противоречит Договору о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации, Договору между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Государственная Дума отмечает, что подписанный 10 апреля 2003 года двусторонний Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (далее - Протокол) не был ратифицирован Российской Федерацией и потому не может считаться вступившим в силу. Несоблюдение Туркменистаном зафиксированной в Соглашении процедуры прекращения его действия не дает Российской Федерации оснований признать односторонний выход Туркменистана из Соглашения. До выполнения Россией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола, Соглашение в соответствии с нормами международного права продолжает действовать.
Общепризнанно, что международные договоры не имеют обратной силы, в связи с чем положения Протокола должны распространяться только на ситуации, которые могут возникнуть в будущем при полном сохранении всех элементов сформировавшегося к настоящему времени института двойного гражданства.
Государственная Дума подчеркивает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства, а в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства Российской Федерации возможен на основании добровольного волеизъявления гражданина Российской Федерации. Независимо от законодательства Туркменистана российские власти должны рассматривать россиян, проживающих в этом государстве, как своих граждан и оказывать им защиту и покровительство. В этой связи депутаты Государственной Думы обращают внимание Министерства иностранных дел Российской Федерации на необходимость активизировать работу по защите прав граждан Российской Федерации в Туркменистане.
Глубокое возмущение депутатов Государственной Думы вызывают предпринятые руководством Туркменистана действия по ликвидации в стране системы образования на русском языке, в том числе закрытие с 1994 года школ с обучением на русском языке, преподавание с 1995 года во всех вузах страны исключительно на туркменском языке. Тем самым русскоязычному населению, проживающему в Туркменистане, фактически недоступно высшее образование. Дипломы российских вузов не признаются, ликвидирована Академия наук Туркменистана, большинство работников которой составляли русские. В области занятости Правительством Туркменистана применяются дискриминационные меры по отношению к национальным меньшинствам. За последние два года уволены 20 тысяч учителей и 20 тысяч врачей, в основном русских. Это прямо противоречит Конституции Туркменистана и нормам международного права.
Власти Туркменистана проводят активную политику ограничения доступа к информации иностранных, прежде всего российских, средств массовой информации и активно препятствуют осуществлению нашими соотечественниками права на получение информации на родном языке. На территории Туркменистана запрещено распространение российских газет, сведена к минимуму трансляция программ федеральных российских телеканалов, ведется преследование владельцев спутниковых телевизионных антенн. По сути, Президент Туркменистана С. Ниязов взял курс на полную информационную изоляцию страны, нарушая тем самым право граждан свободно искать, получать и распространять информацию независимо от государственных границ.
Депутаты Государственной Думы обращают внимание на многочисленные факты массовых нарушений прав человека в Туркменистане после событий 25 ноября 2002 года в связи с якобы имевшей место попыткой покушения на Президента Туркменистана С. Ниязова. Широкое распространение получили незаконные задержания и аресты граждан, осуждение без соблюдения норм процессуального права, включая использование в качестве доказательств признаний, которые могли быть получены у обвиняемых под пыткой. В этой связи Государственная Дума обращает внимание на принятие 16 апреля 2003 года Комиссией ООН по правам человека документа "Положение в области прав человека в Туркменистане", в котором решительно осуждаются такие действия властей Туркменистана.
Депутаты Государственной Думы отмечают, что, несмотря на формальное принятие Туркменистаном международных обязательств в области защиты прав и свобод человека, вытекающих из статуса Туркменистана как члена Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Туркменистан не предпринимает практических шагов по реализации данных обязательств и отказывается сотрудничать с соответствующими международными институтами в предоставлении необходимой информации и допуске в страну международных наблюдателей.
Государственная Дума решительно призывает Президента Туркменистана и Правительство Туркменистана:
отменить односторонние решения о денонсации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства;
снять требование об обязательном выборе до 22 июня 2003 года лицами, имеющими двойное гражданство, гражданства Российской Федерации или гражданства Туркменистана;
прекратить кампанию по выявлению лиц, имеющих двойное гражданство, и их преследование;
отменить требование об обязательном получении гражданами Российской Федерации разрешений на выезд из Туркменистана;
соблюдать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и Венскую конвенцию о консульских сношениях, в частности разрешить консульскую защиту задержанных иностранных граждан и лиц, имеющих двойное гражданство;
отменить ограничения на преподавание русского языка и на русском языке в учебных заведениях системы среднего и высшего образования Туркменистана;
снять все ограничения на трансляцию в Туркменистане федеральных каналов российского телевидения и свободное распространение российских и иностранных печатных изданий, не препятствовать свободному доступу населения Туркменистана к иностранным средствам массовой информации и к "Интернету";
прекратить принудительное перемещение лиц, проживающих на территории Туркменистана, и гарантировать им свободу передвижения внутри страны;
отказаться от заявлений и действий в духе расовой и национальной дискриминации;
обеспечить привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в нарушениях прав человека.
Государственная Дума обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой незамедлительно довести до сведения Президента Туркменистана С. Ниязова указанные требования и настаивать на их полном и скорейшем выполнении.
Государственная Дума призывает Правительство Российской Федерации:
в соответствии с обязательствами Российской Федерации как государства - участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской конвенции о выдаче отвечать отказом Туркменистану на запросы о выдаче лиц, имеющих двойное гражданство, граждан Туркменистана или граждан иных иностранных государств, которым угрожает опасность подвергнуться пыткам или бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Рассмотреть возможность предоставления статуса беженцев всем лицам, обоснованно опасающимся репрессий;
рассмотреть возможность принятия иных мер, в том числе совместно с другими государствами и международными организациями, по оказанию необходимого воздействия на руководство Туркменистана в целях улучшения положения с соблюдением в этом государстве прав человека, в первую очередь граждан Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20.06.2003 n 4233-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 263678-3 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также