СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051200 КОМПОЗИЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ: КОМПОЗИТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 02.06.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
2 июня 2003 года
Номер государственной
регистрации
599 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051200 КОМПОЗИЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ: КОМПОЗИТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности
051200 Композиция
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 051200 Композиция - композитор, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Специалист может заниматься профессиональной деятельностью по созданию музыкальных произведений в разных формах и жанрах, а также работать во всех областях практической деятельности специалистов данного профиля. Специалист может применить на практике свои знания и умения в качестве преподавателя композиции и комплекса музыкально-теоретических дисциплин в профессиональных музыкальных учебных заведениях.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051200 Композиция.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: сочинение (композиция) - представление письменных работ и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускников
по специальности 051200 Композиция
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускников по специальности
051200 композиция
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие комму- ¦ ¦
¦ ¦никацию общего характера без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологичес-¦ ¦
¦ ¦кая речь с использованием наиболее употреби- ¦ ¦
¦ ¦тельных и относительно простых лексико-грам- ¦ ¦
¦ ¦матических средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациона-¦ ¦
¦ ¦льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последст-¦ ¦
¦ ¦вия. Российская эмиграция. Социально-эконо- ¦ ¦
¦ ¦мическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР.¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за-¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин-¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение ¦ ¦
¦ ¦и особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физичес- ¦ ¦
¦ ¦кие и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая форма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль рас- ¦ ¦
¦ ¦порядительных документов. Язык и стиль ком- ¦ ¦
¦ ¦мерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документах. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: вы-¦ ¦
¦ ¦бор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллек- ¦ ¦
¦ ¦тивы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятие материального и идеального. Простран- ¦ ¦
¦ ¦ство. Время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности ¦ ¦
¦ ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество и практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и не- ¦ ¦
¦ ¦научное знание. Критерии научности. Структура ¦ ¦
¦ ¦научного познания, его методы и формы. Рост ¦ ¦
¦ ¦научного знания. Научные революции и смены ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические сис- ¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной производи-¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис-¦ ¦
¦ ¦тическая конкуренция. Олигополия. Антимоно- ¦ ¦
¦ ¦польное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо- ¦ ¦
¦ ¦состояние. Распределение доходов. Неравенство.¦ ¦
¦ ¦Внешние эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2540 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2140 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Предмет музыкальной информатики. Средства ¦ ¦
¦ ¦и методы информатики для музыкантов как ¦ ¦
¦ ¦современной технологической базы всех видов ¦ ¦
¦ ¦музыкальной профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Компьютер и композитор. Возможности компьютер-¦ ¦
¦ ¦ного моделирования исполнения музыки. Ком- ¦ ¦
¦ ¦пьютер в музыкальном образовании. Компьютер ¦ ¦
¦ ¦в музыковедческих исследованиях. Связь с ¦ ¦
¦ ¦традиционными дисциплинами - сольфеджио, ¦ ¦
¦ ¦гармонией, полифонией, инструментовкой, ¦ ¦
¦ ¦чтением партитур. ¦ ¦
¦ ¦Устройство музыкального компьютера. Музыкаль- ¦ ¦
¦ ¦ные данные. Изучение основ MIDI-технологии как¦ ¦
¦ ¦общепринятого стандарта и формата музыкальных ¦ ¦
¦ ¦данных. MIDI, SMF и GM. Взаимодействие аудио- ¦ ¦
¦ ¦и MIDI технологий. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальное программное обеспечение. MIDI- ¦ ¦
¦ ¦секвенсор. Редакторы звука. Редакторы тембра ¦ ¦
¦ ¦электронного инструмента. Системы мультимедиа.¦ ¦
¦ ¦Нотно-издательские системы. Практическое ¦ ¦
¦ ¦освоение музыкально-интеллектуального ¦ ¦
¦ ¦инструментария: компьютерный нотный набор ¦ ¦
¦ ¦и редактирование, инструментовка и аранжировка¦ ¦
¦ ¦с помощью программных секвенсоров, конвертиро-¦ ¦
¦ ¦вание файлов из секвенсора в нотный редактор ¦ ¦
¦ ¦и обратно. Интернет для музыканта ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально-практичес-¦ ¦
¦ ¦кой деятельности людей; эстетическое сознание ¦ ¦
¦ ¦и его структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; худо- ¦ ¦
¦ ¦жественный образ как интегральная структура ¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприя- ¦ ¦
¦ ¦тия; эстетическая культура общества и личности¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство¦ ¦
¦ ¦XIX - XX века: направления и стили. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы развития русского искусства. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦и перспективы развития современной художест- ¦ ¦
¦ ¦венной культуры. Охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦памятников искусства ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.04¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Комплексный подход к исторической типологии ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: фольклор, популярная¦ ¦
¦ ¦музыка, профессионализм устной традиции, ¦ ¦
¦ ¦опусная (композиторская) музыка, авангард и ¦ ¦
¦ ¦неоавангард как особый онтологический феномен ¦ ¦
¦ ¦в музыкальной культуре. Музыкальное искусство ¦ ¦
¦ ¦древности (Египет, Китай, Греция); античность ¦ ¦
¦ ¦и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневеко-¦ ¦
¦ ¦вья (музыка и церковь, светские жанры, музыка ¦ ¦
¦ ¦и средневековый театр). Музыка в эпоху ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, главные тенденции - разнообразие ¦ ¦
¦ ¦в отражении мира, гармоничность элементов ¦ ¦
¦ ¦музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое ¦ ¦
¦ ¦время и музыка - развитие музыкального театра,¦ ¦
¦ ¦опера, концертная жизнь, творческие школы. ¦ ¦
¦ ¦Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи ¦ ¦
¦ ¦и музыка, музыка и общественно-политические ¦ ¦
¦ ¦движения, музыкально-педагогические воззрения,¦ ¦
¦ ¦теории, руководства, музыкальное образование ¦ ¦
¦ ¦накануне французской революции. Западноевро- ¦ ¦
¦ ¦пейская музыка и музыкальная культура России ¦ ¦
¦ ¦XIX века, влияние французской революции на ¦ ¦
¦ ¦развитие музыкального искусства, стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности музыки XIX века. Противоречия ¦ ¦
¦ ¦эпохи и музыкальная культура XX века, роль ¦ ¦
¦ ¦музыки в общественном движении, проблемы и ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства, ¦ ¦
¦ ¦разнообразие музыкальных стилей XX века. ¦ ¦
¦ ¦Творчество композиторов России и Запада в ¦ ¦
¦ ¦области академической музыки со времен ¦ ¦
¦ ¦окончательного формирования "музыкального" ¦ ¦
¦ ¦авангардизма. Панорама музыки разных направ- ¦ ¦
¦ ¦лений: электронная музыка, постсерийность, ¦ ¦
¦ ¦полистилистика, сонорика, минимализм, ¦ ¦
¦ ¦инструментальный театр и т.д. Знакомство ¦ ¦
¦ ¦с важнейшими трудами по истории музыки ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.05¦Массовая музыкальная культура ¦ ¦
¦ ¦Общая характеристика отечественной и зарубеж- ¦ ¦
¦ ¦ной массовой музыкальной культуры и нонартифи-¦ ¦
¦ ¦циальной музыки. Основы методологии исследова-¦ ¦
¦ ¦ния, теории, классификации, терминологии. ¦ ¦
¦ ¦История и особенности развития, стилистики, ¦ ¦
¦ ¦жанров. Анализ и критика существующих концеп- ¦ ¦
¦ ¦ций. Музыкально-педагогические аспекты. Обзор ¦ ¦
¦ ¦литературы и прессы. ¦ ¦
¦ ¦Виды нонартифициальной музыки: музыка массово-¦ ¦
¦ ¦го быта, популярная музыка, джаз, современная ¦ ¦
¦ ¦поп- и рок-культура, демократический (массо- ¦ ¦
¦ ¦вый) музыкальный театр, массовая музыка как ¦ ¦
¦ ¦специфическое явление советской музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуры, советский джаз, "авторская" песня ¦ ¦
¦ ¦и массовый музыкальный театр, поп- и ¦ ¦
¦ ¦рок-музыка в СССР и постсоветской России ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.06¦История джазовой музыки ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления и развития джаза ¦ ¦
¦ ¦в контексте социально-экономических, ¦ ¦
¦ ¦национально-этнических, художественно- ¦ ¦
¦ ¦эстетических явлений. Специфические джазовые ¦ ¦
¦ ¦приемы (импровизационность, метроритмические ¦ ¦
¦ ¦особенности, свинг, артикуляция, звуковой ¦ ¦
¦ ¦идеал). Основные стилистические разновидности ¦ ¦
¦ ¦джаза, возникавшие в процессе его развития как¦ ¦
¦ ¦в США, так и в странах Европы. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития и стилистики отечественного джаза, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие с другими видами музыкального ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Музыкальная акустика ¦ ¦
¦ ¦Исторический обзор учений о звуке. Физические ¦ ¦
¦ ¦основы звука и его представления. Натуральная ¦ ¦
¦ ¦и искусственная звуковая среда. Акустические ¦ ¦
¦ ¦основы строения и функционирования музыкальных¦ ¦
¦ ¦инструментов. Основы музыкальной компьютерной ¦ ¦
¦ ¦акустики. Цифровое представление звука. ¦ ¦
¦ ¦Особенности аналогового и цифрового сигнала. ¦ ¦
¦ ¦Программный инструментарий для записи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и синтеза звуков. Акустика речи и ¦ ¦
¦ ¦пения. Структура слуховой системы. Механизм ¦ ¦
¦ ¦слухового восприятия. Психоакустические осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности восприятия (пороги слышимости, мас- ¦ ¦
¦ ¦кировка звуков, бинауральность, консонансы и ¦ ¦
¦ ¦диссонансы, нелинейность и т.д.). Музыкально- ¦ ¦
¦ ¦акустические средства выразительности звука: ¦ ¦
¦ ¦высота, громкость, длительность, тембр. Шкалы ¦ ¦
¦ ¦звуковысотные, динамические, временные. Тембр ¦ ¦
¦ ¦как комплексное художественно-выразительное ¦ ¦
¦ ¦средство музыки. Зонная теория слуха Н. ¦ ¦
¦ ¦Гарбузова. Новейшие музыкально-акустические ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.08¦Основы дирижирования ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение навыков дирижерского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Усвоение методики исполнительского ¦ ¦
¦ ¦анализа партитур, предшествующего репетицион- ¦ ¦
¦ ¦ной работе. Изучение специальной учебно- ¦ ¦
¦ ¦педагогической литературы по вопросам техники ¦ ¦
¦ ¦дирижирования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.09¦Народное музыкальное творчество ¦ ¦
¦ ¦Фольклор как особый пласт культуры; ¦ ¦
¦ ¦синкретическая природа фольклора и устная ¦ ¦
¦ ¦форма бытования фольклора; жанрово-стилевая ¦ ¦
¦ ¦система фольклора. Отражение фольклора в ¦ ¦
¦ ¦профессиональном композиторском творчестве ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.10¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие профессиональных навыков игры на фор-¦ ¦
¦ ¦тепиано, в том числе позволяющих композитору ¦ ¦
¦ ¦принимать участие в исполнении собственной ¦ ¦
¦ ¦музыки в концертных условиях (аккомпанировать ¦ ¦
¦ ¦солисту, играть в ансамбле). В процессе ¦ ¦
¦ ¦последовательного изучения учебного репертуара¦ ¦
¦ ¦предполагается ознакомление с фортепианным ¦ ¦
¦ ¦наследием широкого круга композиторов различ- ¦ ¦
¦ ¦ных эпох и стилей. Развитие навыков чтения с ¦ ¦
¦ ¦листа ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦200 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦4360 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3760 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.01 ¦Сочинение ¦ ¦
¦ ¦Обретение обучающимися зрелого профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ного мастерства на основе природного творчес- ¦ ¦
¦ ¦кого таланта и всесторонней образованности. ¦ ¦
¦ ¦Усвоение традиций русской композиторской школы¦ ¦
¦ ¦и лучших достижений мирового музыкального ¦ ¦
¦ ¦творчества. Выявление собственной стилевой ма-¦ ¦
¦ ¦неры письма в процессе воплощения возрастающих¦ ¦
¦ ¦по трудности творческих заданий; овладение ¦ ¦
¦ ¦многообразными средствами звуковыражения ¦ ¦
¦ ¦современности. Поэтапное практическое освоение¦ ¦
¦ ¦различных областей композиторского творчества ¦ ¦
¦ ¦(инструментальная, вокальная, оркестровая, ¦ ¦
¦ ¦хоровая, электронная музыка, музыка для театра¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.02 ¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие музыкального слуха ¦ ¦
¦ ¦посредством таких форм работы, как диктант ¦ ¦
¦ ¦(письменный и устный), слуховой анализ ¦ ¦
¦ ¦развернутых гармонических последовательностей ¦ ¦
¦ ¦и пение по цифровке, сольфеджирование сложных ¦ ¦
¦ ¦интонационно и ритмически мелодий (как ¦ ¦
¦ ¦конструктивных образцов, так и фрагментов из ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведений разного стиля). ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков сольфеджирования с листа (в ¦ ¦
¦ ¦том числе в транспорте), сольфеджирование ме- ¦ ¦
¦ ¦лодий, записанных в разных ключах. Исполнение ¦ ¦
¦ ¦полифонических произведений (фуг, инвенций и ¦ ¦
¦ ¦т.п.) путем сольфеджирования одного из голосов¦ ¦
¦ ¦фактуры с одновременной игрой одного из ¦ ¦
¦ ¦голосов на фортепиано ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.03 ¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦Изучение закономерностей доклассической и ¦ ¦
¦ ¦классико-романтической гармонии, практическое ¦ ¦
¦ ¦освоение области современной гармонии и ¦ ¦
¦ ¦связанного с ней арсенала композиторских ¦ ¦
¦ ¦средств. Развитие самостоятельности, новизны ¦ ¦
¦ ¦гармонического (стилевого) мышления студентов-¦ ¦
¦ ¦композиторов на основе знакомства с такими ¦ ¦
¦ ¦явлениями, как неомодальность, додекафония, ¦ ¦
¦ ¦сонористика, микрохроматика и др. ¦ ¦
¦ ¦Практические упражнения на гармонизацию ¦ ¦
¦ ¦заданного голоса; сочинение аккомпанемента к ¦ ¦
¦ ¦мелодии и самостоятельных периодов; построение¦ ¦
¦ ¦на фортепиано всех изучаемых элементов гармо- ¦ ¦
¦ ¦нического языка; игра на фортепиано построений¦ ¦
¦ ¦с предписанным модуляционным планом. Творчес- ¦ ¦
¦ ¦кие задания ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.04 ¦Музыкальная форма ¦ ¦
¦ ¦Изучение фундаментальных закономерностей ¦ ¦
¦ ¦музыкального формообразования на основе опыта ¦ ¦
¦ ¦композиторов разных эпох; представление о ¦ ¦
¦ ¦музыкальной форме как о совокупности худо- ¦ ¦
¦ ¦жественной идеи и всех выразительных средств, ¦ ¦
¦ ¦вовлекаемых для ее воплощения; диалектика ¦ ¦
¦ ¦типичного и индивидуального в музыкальной фор-¦ ¦
¦ ¦ме; категориальные пары: "форма - материал", ¦ ¦
¦ ¦"форма - содержание"; концепции музыкальной ¦ ¦
¦ ¦формы, изложенные в публикациях выдающихся ¦ ¦
¦ ¦современных композиторов (Стравинский, ¦ ¦
¦ ¦Штокхаузен, Булез и др.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.05 ¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Приобретение теоретических знаний и практичес-¦ ¦
¦ ¦ких навыков письма на основе изучения полифо- ¦ ¦
¦ ¦нической музыки разных стилей и жанров - от ¦ ¦
¦ ¦Средневековья до современности; усвоение ¦ ¦
¦ ¦важнейших закономерностей полифонического мыш-¦ ¦
¦ ¦ления, раскрывающихся как в канонизированных, ¦ ¦
¦ ¦так и в сугубо индивидуальных формах художест-¦ ¦
¦ ¦венного воплощения. Выполнение письменных ¦ ¦
¦ ¦заданий (проработка различных видов техники ¦ ¦
¦ ¦письма и сочинение отдельных полифонических ¦ ¦
¦ ¦форм) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.06 ¦Музыкально-теоретические системы ¦ ¦
¦ ¦Развитие научной мысли о музыке с эпохи ¦ ¦
¦ ¦Античности и до наших дней прослеживается как ¦ ¦
¦ ¦логически закономерное чередование фундамен- ¦ ¦
¦ ¦тальных парадигм, отражаемых в письменных ¦ ¦
¦ ¦источниках разного рода: старинных трактатах, ¦ ¦
¦ ¦руководствах по композиции, школах игры на ¦ ¦
¦ ¦музыкальных инструментах, учебниках по музы- ¦ ¦
¦ ¦кально-теоретическим дисциплинам, специализи- ¦ ¦
¦ ¦рованных исследованиях. Особое внимание уделя-¦ ¦
¦ ¦ется развернутым концепциям, представляющим ¦ ¦
¦ ¦важнейшие вехи в истории отечественного (Б. ¦ ¦
¦ ¦Яворский, Б. Асафьев, Г. Конюс, Н. Гарбузов) и¦ ¦
¦ ¦зарубежного (А.Б. Маркс, Г. Риман, Э. Курт, ¦ ¦
¦ ¦Г. Шенкер) теоретического музыкознания ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.07 ¦Инструментоведение ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее изучение тембровых качеств ¦ ¦
¦ ¦и технологических возможностей музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов с целью осознанного использования¦ ¦
¦ ¦их в собственном композиторском творчестве. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами исполнительской техники ¦ ¦
¦ ¦на струнных, духовых и ударно-колористических ¦ ¦
¦ ¦инструментах; знание штрихов, аппликатуры, ¦ ¦
¦ ¦особых приемов звукоизвлечения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.08 ¦Инструментовка ¦ ¦
¦ ¦Подготовка студента-композитора к высокопро- ¦ ¦
¦ ¦фессиональному использованию оркестровых ¦ ¦
¦ ¦средств (отдельных инструментов, различных ¦ ¦
¦ ¦тембровых сочетаний, однородных и разнородных ¦ ¦
¦ ¦групп, оркестрового tutti) в собственном ¦ ¦
¦ ¦творчестве. Детальное изучение особенностей ¦ ¦
¦ ¦оркестрового письма композиторов различных ¦ ¦
¦ ¦эпох с уяснением магистральных тенденций раз- ¦ ¦
¦ ¦вития музыкального языка, особенностей нацио- ¦ ¦
¦ ¦нальных школ, индивидуального авторского ¦ ¦
¦ ¦почерка. Изучение различных видов партитурной ¦ ¦
¦ ¦нотации, включая новейшие ("музыкальная ¦ ¦
¦ ¦графика" и др.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.09 ¦Чтение оркестровых партитур ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с правилами записи партитуры и при-¦ ¦
¦ ¦обретение практических навыков ее озвучивания ¦ ¦
¦ ¦при помощи фортепиано и компьютерных техноло- ¦ ¦
¦ ¦гий. Адекватность выполнения авторского замыс-¦ ¦
¦ ¦ла, соотношение видимого и слышимого, типовое ¦ ¦
¦ ¦и индивидуальное в музыкальном языке и т.п. ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.10 ¦История оркестровых стилей ¦ ¦
¦ ¦Постижение особенностей оркестрового письма, ¦ ¦
¦ ¦связанных с различными историческими этапами ¦ ¦
¦ ¦эволюции музыкального творчества, сменами ¦ ¦
¦ ¦стилевых направлений, развитием и усовершен- ¦ ¦
¦ ¦ствованием музыкальных инструментов. Знание ¦ ¦
¦ ¦основных прототипов современных музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов, а также основные инструменты ¦ ¦
¦ ¦прошлых эпох - ныне редко используемые ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.11 ¦Электронная и компьютерная музыка ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления электронной музыки ¦ ¦
¦ ¦в России и за рубежом. Исследования в области ¦ ¦
¦ ¦компьютерной музыки. Научные достижения и ¦ ¦
¦ ¦художественные результаты. Наиболее крупные

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ОТОПЛЕНИЕ. ГОСТ 31168-2003 (введен Постановлением Госстроя РФ от 02.06.2003 n 51)  »
Постановления и Указы »
Читайте также