<ПИСЬМО> МНС РФ от 29.05.2003 n 05-3-06/241-У778 О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ (СТ. 239 НК РФ)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 29 мая 2003 г. N 05-3-06/241-У778
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
(СТ. 239 НК РФ)
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо и сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установлено, что объектом обложения и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Базой для исчисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная статьей 237 Кодекса. При определении базы для исчисления страховых взносов учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные страхователем в пользу физических лиц, включая выплаты, перечисленные в статье 239 Кодекса. Не учитываются в составе базы суммы, указанные в статье 238 Кодекса.
Положения статьи 239 Кодекса применяются только при исчислении единого социального налога, так как Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит положений о представлении льгот по уплате страховых взносов, как это предусмотрено статьей 239 Кодекса для уплаты единого социального налога.
Поэтому при расчете налоговой базы для исчисления страховых взносов исключение выплат, предусмотренных указанной статьей, не установлено.
Согласно статьям 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ максимальный тариф страхового взноса на страховую и накопительную части трудовой пенсии в совокупности составляет 14% от базы для исчисления страховых взносов или 1/2 от максимальной ставки единого социального налога в федеральный бюджет, установленной пунктом 1 статьи 241 Кодекса в размере 28%, поскольку она включает налоговый вычет по тарифу 14%. Таким образом, максимальная ставка налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (за минусом максимального тарифа налогового вычета), равна 14%.
Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны, это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой единого социального налога.
В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной и на нее не могут быть распространены нормы, установленные пунктом 3 статьи 243 Кодекса.
Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового вычета, не занижающее суммы налога в федеральный бюджет, обеспечивается на уровне ставок налога, а именно исчисления налога в федеральный бюджет по ставке 14% (1/2 от 28%) в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 01.02.02 N БГ-3-05/49 для заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса.
Правомерность такого подхода подтверждена решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02, которым, в частности, раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" признан соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N 167-ФЗ.
Заместитель Министра -
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Х.АМИНЕВ

ПРИКАЗ МНС РФ n БГ-3-09/275, МАП РФ n 168 от 29.05.2003 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также