ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 10.04.1997 n 21 (ред. от 27.05.2003) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 1997 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
(в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 09.03.1999 N 17,
от 20.05.1999 N 32, от 27.05.2003 N 50)
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемый статистический инструментарий по обследованию бюджетов домашних хозяйств и ввести его в действие с 1 января 1997 года: Форма N 1 (квартальная) отменена Постановлением Госкомстата РФ от 09.03.1999 N 17, которым введена новая квартальная форма N 1 с отчета за I квартал 2002 года. Форма N 1 (квартальная) "Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств"; Рабочая тетрадь интервьюера отменена Постановлением Госкомстата РФ от 20.05.1999 N 32, которым введена новая Рабочая тетрадь интервьюера с 1 июня 1999 года. Рабочая тетрадь интервьюера;
Инструкция по организации и проведению обследования бюджетов домашних хозяйств.
2. С введением в действие статистического инструментария, указанного в п. 1 настоящего Постановления, отменить ранее действовавший статистический инструментарий, утвержденный Постановлениями Госкомстата России: форма N 1 - от 13.09.95 N 150; Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за бюджетами домашних хозяйств (формы N 1, 3 - 7) - от 06.04.95 N 31.
Председатель
Госкомстата России
Ю.А.ЮРКОВ



Форма N 1 - квартальная
"ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ"
Отменена. - Постановление Госкомстата РФ от 09.03.1999 N 17.



Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 10 апреля 1997 г. N 21
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ИНТЕРВЬЮЕРА
Отменена. - Постановление Госкомстата РФ от 20.05.1999 N 32.



Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 10 апреля 1997 г. N 21
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
(в ред. Постановления Госкомстата РФ от 27.05.2003 N 50)
Настоящая Инструкция предназначена для специалистов по обследованию бюджетов домашних хозяйств (в дальнейшем - интервьюеры) и содержит описание порядка их деятельности по проведению и организации обследования на полевом уровне.
Инструкция разработана в соответствии с положениями и процедурами сбора данных, установленных Регламентом проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
1. Общие положения
1.1. Принципы организации и проведения обследования
Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством России.
Область изучения и распространения данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств определяется целями:
- получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп населения;
- получения весовых показателей для расчета индекса цен;
- обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.
Обследование проводится во всех республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях и областях России по выборочному методу.
Объем выборки домашних хозяйств и план ее размещения по территории региона устанавливается Госкомстатом России в централизованном порядке.
Обследование проводится экспедиционным методом и основывается на комбинировании двух способов сбора информации:
- ведении членами домашнего хозяйства записей о текущих расходах на приобретение товаров и получение услуг и фиксировании объемов потребленных продуктов питания собственного производства или полученных домохозяйством бесплатно;
- проведении опроса (интервьюирования) домашних хозяйств по программе "Опросного листа для обследования бюджетов домашних хозяйств".
Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств.
Данные обследования по конкретному домашнему хозяйству строго конфиденциальны и подлежат использованию исключительно для получения сводных итогов.
1.2. Основные функции и обязанности интервьюера
Основные функции интервьюера по реализации задач и целей обследования домашних хозяйств состоят в следующем:
- привлечение к обследованию домашних хозяйств в строгом соответствии с инструментарием отбора, подготовка отчета о результатах посещений на этапе отбора, проведение текущих замен домашних хозяйств в случае отказов от участия в обследовании;
- планирование и регистрация посещений по типам сбора данных среди обследуемых домашних хозяйств и составление послеполевого методического отчета по форме, указанной в Приложении N 1;
- сбор записей от обследуемых домашних хозяйств и проведение опросов в них по завершению месяца; проведение кодификации информации, содержащейся в бланках обследования; представление итогов обследования в сроки и в порядке, устанавливаемыми региональным комитетом государственной статистики.
Для выполнения указанных функций интервьюер обязан:
- руководствоваться в работе настоящей Инструкцией и Регламентом проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;
- владеть знаниями по основным законодательным решениям в области социальной политики;
- ежемесячно выполнять план обследования в соответствии с установленной процедурой сбора данных;
- своевременно обеспечивать домашние хозяйства дневниками и журналами;
- добиться доверия со стороны всех членов домохозяйства с целью обеспечения полноты и достоверности данных.
Интервьюеру запрещается:
- опрашивать домашнее хозяйство, если оно не представлено в выборке;
- оказывать влияние на содержание ответов опрашиваемого лица;
- разглашать ответы на вопросы и результаты обследования;
- вносить исправления в формы обследования без ведома членов обследуемого домохозяйства.
Интервьюер несет персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности информации по индивидуальным домашним хозяйствам.
1.3. Организация работы интервьюера
Организация работы интервьюера обеспечивается региональным комитетом по статистике. Интервьюер должен быть:
- при приеме на работу ознакомлен с условиями контракта и пройти предварительное обучение или инструктаж у работников региональных комитетов по статистике, имеющих опыт работы по проведению и организации обследования бюджетов домашних хозяйств, в соответствии с требованиями, изложенными в Регламенте;
- обеспечен следующими документами:
- удостоверением регионального комитета государственной статистики;
- памяткой по обследованию домашних хозяйств;
- инструментарием отбора, который представляет собой список адресов домашних хозяйств, включенных в состав выборочной совокупности, с указанием сведений, позволяющих идентифицировать домашнее хозяйство в генеральной совокупности (номер папки и бланка микропереписи) и указанием номера варианта отбора;
- рабочей тетрадью интервьюера;
- карточками по отбору домашних хозяйств;
- инструкциями:
"По организации и проведению обследования бюджетов домашних хозяйств";
"О порядке включения домашних хозяйств в выборочную совокупность отобранных счетных участков микропереписи населения 1994 года";
"О порядке формирования ротационных групп";
- письмами - обращениями к домашним хозяйствам;
- обеспечен дневниками (форма N 1-а), журналами (форма N 1-б) и опросными листами (форма N 1), исходя из числа обследуемых домохозяйств и установленных процедур обследования.
1.4. Порядок формирования участка наблюдения
Интервьюер осуществляет формирование участка наблюдения на основании инструментария отбора, поступающего от региональных комитетов государственной статистики, в течение месяца, предшествующего началу обследования.
Формирование участка наблюдения осуществляется посредством посещения домашних хозяйств, включенных в список адресов, и получения их согласия на участие в обследовании.
Маршрут посещений домашних хозяйств составляется в пределах одного варианта отбора. В случае недобора домашних хозяйств по первому варианту осуществляется переход к следующему по номеру варианту отбора (в порядке возрастания). Правила перехода и совмещения вариантов отбора описаны в Инструкции "О порядке включения домашних хозяйств в выборочную совокупность отобранных счетных участков микропереписи населения 1994 года" (Приложение N 1).
Участок обследования считается полностью сформированным тогда, когда согласие на участие в обследовании получено от 25 домохозяйств, адреса которых указаны в инструментарии отбора.
В случае отсутствия членов домашнего хозяйства при первом посещении, интервьюер обязан посетить домашнее хозяйство еще по крайней мере два раза в различные дни и часы. Полностью недостижимым и подлежащим замене домашнее хозяйство считается после 3 безрезультатных к нему визитов.
При первом посещении домашнего хозяйства интервьюер обязан представиться членам домохозяйства, показать свое удостоверение и кратко изложить причину своего визита, цели и задачи обследования. При благожелательном отношении следует выяснить намерения домашнего хозяйства относительно участия в обследовании и при получении согласия более подробно разъяснить членам домохозяйства условия проведения, периодичность и правила заполнения форм обследования.
В целях выполнения процедур обследования бюджетов домашних хозяйств, установленных Регламентом, каждое домохозяйство должно участвовать в обследовании не менее квартала.
Каждому домохозяйству, согласившемуся принять участие в обследовании, присваивается идентификационный код (номер домашнего хозяйства). Интервалы, в которых домашним хозяйствам присваиваются номера, должны быть установлены территориальным комитетом статистики. Затем заполняется раздел 1 Карточки домашнего хозяйства, содержащейся в Рабочей тетради интервьюера (список членов домашнего хозяйства).
По итогам каждого посещения домашнего хозяйства, как при первичном формировании участка наблюдения, так и при дальнейших заменах домашних хозяйств, интервьюер заполняет соответствующие разделы Карточки по отбору домашних хозяйств.
Если участок формируется впервые, то после завершения его формирования заполненные карточки отбора по всем посещенным домашним хозяйствам вместе с таблицей А (или Б) интервьюер представляет в территориальный комитет по статистике для заполнения таблиц 1.1 - 1.4 (или 2.1 - 2.4), 3. Затем карточки должны быть возвращены интервьюеру.
При дальнейших заменах домашних хозяйств карточки отбора служат интервьюеру вспомогательным материалом для ориентирования в пределах участка наблюдения и источником информации о том, какие домохозяйства уже посещались, какова была реакция домохозяйства на предложение участвовать в обследовании (из чего интервьюер, при отказе домохозяйства от обследования, может определить, есть ли вероятность достижения договоренности с домохозяйством в дальнейшем), на какой период домохозяйство согласилось участвовать в обследовании и т.п.
1.5. Формирование ротационных групп
Из числа 25 отобранных на участке наблюдения домохозяйств интервьюером формируются три типические непересекающиеся подвыборки (ротационные группы). Группировочными признаками для формирования ротационных групп служат размер и состав домашнего хозяйства. Порядок их формирования описан в Инструкции "О порядке формирования ротационных групп" (Приложение N 2).
Принцип ротации домашних хозяйств в пределах одного участка наблюдения обеспечивает порядок, при котором в разные месяцы квартала одно и то же домашнее хозяйство попадает под разные типы сбора данных: ведение дневниковых (форма N 1-А) или журнальных (форма N 1-Б) записей.
При этом каждое из обследуемых домашних хозяйств в течение квартала:
- дважды попадает под ведение двухнедельных дневниковых записей (попеременно в разные месяцы квартала);
- трижды попадает под ведение журнальных записей (2 раза по две недели в месяцы, когда велся дневник и один раз в свободный от дневникового обследования месяц - в течение полного месяца).
Состав ротационных групп с указанием номеров домашних хозяйств фиксируется в специальном разделе рабочей тетради, кроме того номер ротационной группы проставляется в Карточке домашнего хозяйства.
Формирование ротационных групп производится в начале года (в порядке исключения в 1997 году при единовременном переходе на новый участок наблюдения - в момент начала обследования).
Номер ротационной группы закрепляется за номером домашнего хозяйства на весь календарный год. При замене домашнего хозяйства за домохозяйством, включенным в обследование взамен выбывшего, сохраняется как номер домашнего хозяйства, так и номер ротационной группы.
1.6. Подготовка к обследованию
Планирование последовательности сбора информации и обеспечения домашних хозяйств дневниками и журналами производится на основании схем 1 и 2 рабочей тетради, которые составляются в соответствии со сформированными ротационными группами домашних хозяйств. Для работы по указанным схемам рабочей тетради следует в каждой ротационной группе, после завершения их формирования, проставить соответствующие номера домашних хозяйств.
Маршрут посещения домашних хозяйств по завершению отчетного месяца разрабатывается интервьюером на основании:
- схема 2 рабочей тетради, в которой для каждой ротационной группы указаны:
- период, в который должен быть проведен опрос;
- наименование документов, которые необходимо оставить в домохозяйстве по завершению опроса;
- форма проведения опроса в зависимости от месяца года;
- предполагаемой даты проведения опроса, о которой была достигнута договоренность с домохозяйством при опросе за предыдущий месяц.
В целом на опрос и обеспечение домашних хозяйств инструментарием отводится не более 7 дней (30 - 31 число отчетного месяца и 1 - 5 число месяца, следующего за отчетным), затем в течение 2 - 5 дней (в зависимости от месяца, за который ведется опрос - завершающий квартал или промежуточный) интервьюер проводит кодировку записей, произведенных домохозяйством (дополнительно выяснение различных вопросов в домохозяйстве допускается только в случае крайней необходимости, возможные неточности в записях должны быть откорректированы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 10.04.1997 n 21 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также