Приказ министра обороны рф от 26.05.2003 n 180 об утверждении курса парашютной подготовки в государственной авиации российской федерации


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 мая 2003 г. N 180
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КУРСА ПАРАШЮТНОЙ ПОДГОТОВКИ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утвердить прилагаемый Курс парашютной подготовки в государственной авиации Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ



Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 26 мая 2003 г. N 180
КУРС
ПАРАШЮТНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Курс парашютной подготовки <*> в государственной авиации Российской Федерации (КПП-2003) (далее именуется Курс) определяет методику обучения в государственной авиации прыжкам с парашютом летного состава, курсантов и слушателей военно-учебных заведений (далее именуются ВУЗы), специалистов воздушно-десантной службы, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, поисково-спасательной и парашютно-десантной службы <**>, авиационных спасателей, личного состава расчета десантного обеспечения (РДО), космонавтов и кандидатов в космонавты, спортсменов, специалистов и парашютистов авиационных организаций РОСТО и других лиц, допущенных к выполнению прыжков с парашютом.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Курса под словами "парашютная подготовка" следует понимать парашютно-спасательную, парашютно-десантную, воздушно-десантную, а также парашютно-спортивную подготовки.
<**> Далее в тексте настоящего Курса воздушно-десантная служба, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, поисково-спасательная и парашютно-десантная служба именуются ПС и ПДС.
2. Парашютная подготовка - сложный учебно-воспитательный процесс, требующий серьезной и систематической работы командиров, специалистов ПС и ПДС и авиационной медицины. Это процесс подготовки и выполнения личным составом государственной авиации прыжков с парашютом как в целях использования парашюта в качестве средства спасения в аварийных ситуациях, средства оказания помощи людям, терпящим бедствие, так и в спортивных целях. Учебно-тренировочные прыжки с парашютом (УТПП) повышают чувство уверенности в полете, способствуют качественному выполнению задач.
Прыжки с парашютом воздействуют на человека комплексом стресс-факторов, требующих определенных морально-волевых усилий и психологической устойчивости.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПАРАШЮТНОЙ ПОДГОТОВКЕ
3. Парашютная подготовка включает:
наземную подготовку;
практическое выполнение УТПП.
4. Цель наземной подготовки:
изучение теории прыжка с парашютом и катапультирования;
изучение устройства, конструкции и правил эксплуатации парашютных систем, катапультных установок, страхующих приборов, аварийных радиостанций, плавсредств, НАЗов;
отработка действий по вынужденному покиданию ВС и выполнению элементов прыжка на наземных тренажерах и в кабинах ВС;
отработка действий по применению аварийных радиостанций, плавсредств, НАЗов после приземления (приводнения).
5. УТПП являются эффективным средством подготовки летного состава к вынужденному покиданию ВС в аварийной ситуации (психологической подготовки к принятию решения на покидание ВС, к отделению от ВС, к парашютированию, к приземлению (приводнению) с парашютом).
Во время выполнения прыжка с парашютом создаются условия, максимально приближенные к условиям полета.
Регулярное выполнение прыжков с парашютом позволяет приобретать и совершенствовать навыки в целенаправленной деятельности в эмоционально насыщенных (стрессовых) условиях, воспитывает чувство ответственности, учит самостоятельно принимать решения, быстро и четко действовать в аварийных ситуациях при дефиците времени.
6. Все занятия по парашютной подготовке должны проводиться с максимальным использованием наглядных пособий (схем, таблиц, стендов), тренажеров, парашютов, АСИ и С.
При проведении занятий инструктор обязан иметь конспект, в котором указаны:
тема занятия и учебные вопросы;
список литературы и перечень наглядных пособий;
продолжительность (в часах) изучаемой темы;
краткое изложение темы и план проведения практических занятий (тренировок).
7. Наземная подготовка к УТПП проводится в парашютном классе и на тренажерах парашютного городка.
Лица, прошедшие наземную подготовку к УТПП:
а) должны знать:
материальную часть парашютов и страхующих приборов, их эксплуатационные ограничения;
технику выполнения прыжка с парашютом из ВС;
особые случаи в воздухе и правила применения запасного парашюта;
правила поведения на борту ВС;
правила поведения на аэродроме;
б) должны уметь:
подготовить и проверить парашют к прыжкам;
в) должны отработать действия:
по отделению от ВС;
в воздухе (в свободном, стабилизированном падении и под куполом парашюта);
при отказах основного парашюта;
при приземлении или приводнении.
8. К обучению и совершенствованию навыков по наземной подготовке привлекается весь летный состав независимо от того, будет он выполнять УТПП или нет.
9. Планирование парашютной подготовки проводится исходя из поставленных задач, достигнутого уровня, климатогеографических особенностей района, наличия парашютной техники и ВС. Планирование парашютной подготовки должно проводиться с учетом обязательного соблюдения при выполнении УТПП мер безопасности, указанных в Приложении N 1 к настоящему Курсу.
10. К выполнению УТПП допускаются лица, прошедшие наземную подготовку в объеме Курса, сдавшие зачеты с оценкой не ниже "хорошо", допущенные медкомиссией в соответствии с действующим положением о допуске к прыжкам с парашютом и отданные приказом по воинской части <*>.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Курса воинская часть, предприятие, организация, учреждение, в которых организована парашютная подготовка, именуются часть.
Выполнение прыжков с парашютом организуется начальником ПС и ПДС и руководителем прыжков в соответствии с указаниями, изложенными в Приложении N 2 к настоящему Курсу.
11. Количество прыжков для отработки упражнений устанавливает командир части по докладу начальника ПС и ПДС для каждого парашютиста индивидуально, исходя из фактического уровня натренированности, его способностей и психологического состояния, но не менее указанного в Курсе.
Упражнение считается отработанным (учебная цель достигнута), если контрольный прыжок выполнен с оценкой не ниже "хорошо". Критерии оценки выполнения прыжков с парашютом указаны в Приложении N 3 к настоящему Курсу.
12. При первичном прохождении Курса упражнения отрабатываются в последовательности согласно указаниям к программам и схемам подготовки парашютистов по категориям.
13. Совершенствование парашютной подготовки проводится путем повторного выполнения отдельных упражнений Курса. Количество прыжков по упражнениям определяется исходя из индивидуальных особенностей парашютиста и длительности перерыва в прыжках. В одном прыжке разрешается выполнение в комплексе не более трех заданий по упражнениям Курса.
14. Длительность допустимых перерывов в прыжках с парашютом с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки, натренированности и классной квалификации для каждого парашютиста устанавливает начальник ПС и ПДС части, а руководящему составу ПС и ПДС - соответствующие начальники по службе, при этом максимальное значение перерывов не должно превышать сроков, указанных в соответствующих наставлениях (руководствах) по парашютной подготовке.
15. При метеоусловиях, не обеспечивающих безопасное выполнение упражнения, РПП разрешается изменять задание в сторону его упрощения.
16. Количество прыжков на день (ночь) парашютисту определяется с учетом сложности заданий, натренированности, индивидуальных качеств и метеоусловий, но не более, чем определено соответствующими наставлениями (руководствами) по парашютной подготовке.
17. Для качественной подготовки парашютистов к УТПП по каждому упражнению или группе однородных упражнений Курса разрабатываются методические разработки в виде схем, которые должны содержать:
графическую модель прыжка с парашютом;
необходимые сведения и расчеты прыжка с парашютом;
условия выполнения упражнения;
задание на прыжок и порядок его выполнения с учетом особенностей площадки приземления;
технику выполнения элементов прыжка с парашютом;
действия парашютиста при отклонении от расчетных режимов;
порядок ведения осмотрительности;
указания по безопасности выполнения прыжков с парашютом;
перечень литературы и тренажей, необходимых для подготовки к прыжку с парашютом.
Методические разработки утверждаются на методическом совете управления авиации федерального органа исполнительной власти, РОСТО или объединения.
18. Выполнение прыжков с парашютом по упражнениям, не указанным в Курсе, осуществляется после отработки и утверждения методики их выполнения соответствующими должностными лицами.
19. Проверка парашютной подготовки каждого парашютиста в частях проводится ежеквартально при планировании прыжковых смен, а руководящего состава ПС и ПДС - на инструктивно-методических сборах.
20. Подготовка личного состава ПС и ПДС проводится систематически в течение года в целях:
выработки новых подходов и единого понимания вопросов ПСП летного и курсантского состава, космонавтов и специалистов ПС и ПДС;
повышения методического уровня в обучении летного и курсантского состава, космонавтов, авиационных спасателей, личного состава РДО;
выработки предложений специалистами ПС и ПДС по совершенствованию учебной базы, методики выполнения прыжков с парашютом;
повышения профессионального уровня в выполнении прыжков с парашютом.
21. Подготовка личного состава ПС и ПДС планируется и проводится начальниками ПС и ПДС частей, ВУЗов, соединений и объединений государственной авиации исходя из задач на год, особенностей парашютно-спасательной техники, эксплуатируемых ВС и уровня подготовки личного состава. Критерии определения готовности ПС и ПДС к выполнению задач указаны в Приложении N 4 к настоящему Курсу.
22. В планах подготовки предусматриваются следующие мероприятия:
УТПП;
учебно-методические сборы, определенные соответствующими организационно-методическими указаниями на год, наставлениями (руководствами) по парашютной подготовке;
тренировочные сборы по подготовке сборных команд к соревнованиям года (по отдельным планам);
подведение итогов и проведение совещаний с начальниками ПС и ПДС частей и соединений по обеспечению безопасности полетов и УТПП по планам боевой подготовки объединений (один раз за период обучения - 1 - 3 дня).
23. На учебно-методических сборах изучаются и отрабатываются:
а) анализ авиационных и парашютных происшествий;
б) методика обучения летного состава вынужденному покиданию ВС и применению средств спасения в аварийных ситуациях;
в) методика подготовки авиационных спасателей и личного состава РДО;
г) организация и руководство УТПП;
д) психологическая подготовка парашютистов различных категорий с индивидуальным подходом в обучении;
е) меры безопасности при проведении УТПП, мероприятия по предупреждению происшествий, инцидентов и травматизма;
ж) выполнение плана парашютной подготовки, совершенствование профессионального мастерства и учебно-методической базы;
з) взаимодействие с другими службами, порядок составления отчетов-заявок, истребования ПДИ.
Отчетными документами о проведенном учебно-методическом сборе являются:
выписка из приказа соответствующего командира на организацию сбора;
программа сбора;
список личного состава, привлекаемого на сбор;
распорядок дня;
расписание занятий по дням и журнал учета занятий и посещаемости;
акт технического состояния и закрепления ПДИ за участниками сбора;
выписка из приказа командира части о выполнении прыжков с парашютом.
24. Подготовленность начальника ПС и ПДС к руководству службой и УТПП определяется по результатам соответствующего учебно-методического сбора, а также по результатам выполнения соответствующей программы Курса и сдачи зачетов по наземной подготовке. Выводы о подготовленности записываются в книжку специалиста ПС и ПДС и оформляются приказом по части.
25. Подготовленность штатных инструкторов ПДП, инструкторов практического обучения СППК, начальников складов ПДИ определяется по результатам учебно-методического сбора и выполнения соответствующей программы Курса с записью в книжку специалиста ПС и ПДС.
26. Подготовленность укладчиков парашютов, авиационных спасателей и личного состава РДО к выполнению задач определяется по результатам учебно-методического сбора и выполнения соответствующей программы Курса.
27. Допуск к эксплуатации средств спасения, выполнению служебных задач, выполнению УТПП и к освоению новых типов парашютных систем оформляется приказом по части.
28. Готовность парашютиста к первому прыжку определяется:
по результатам прохождения программы наземной подготовки Курса и сдачи зачетов;
по медицинскому освидетельствованию и психологической готовности к выполнению прыжка с парашютом.
29. Допуск парашютиста к выполнению первого прыжка с парашютом начальник ПС и ПДС записывает в журнал предварительной подготовки и выполнения прыжков с парашютом с указанием даты сдачи зачетов по наземной подготовке.
30. Готовность парашютиста к выполнению последующих упражнений Курса определяется по качеству выполнения контрольных упражнений, о чем начальник ПС и ПДС части делает запись в журнале предварительной подготовки и выполнения прыжков с парашютом и книжке специалиста ПС и ПДС.
31. СППК проводится по программе N 7 методом сбора в два этапа с выполнением каждым космонавтом по 30 - 36 прыжков с парашютом на каждом этапе. В дальнейшем объем СППК определяется каждому космонавту индивидуально приказом начальника Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
На первом этапе СППК решается задача обучения навыкам выполнения прыжка с парашютом, устойчивого управляемого свободного падения; способности наблюдения и оценки внешней обстановки; ведения репортажа.
Основные цели первого этапа: изучение личностных характеристик, прогнозирование работоспособности в стрессовых ситуациях, уточнение индивидуальной программы дальнейшей подготовки каждого космонавта.
На втором этапе СППК решается задача совершенствования навыков выполнения сложных прыжков с парашютом в сочетании с операторской деятельностью, а также отработки элементов

Постановления и Указы »
Читайте также