УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (ВЗАМЕН ВСН 39-79). ОДН 218.3.039-2003 (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 n ОС-461-р)


Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 23 мая 2003 г. N ОС-461-р
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ВЗАМЕН ВСН 39-79)
ОДН 218.3.039-2003
Введение
ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 "Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог".
Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.
1. Общие положения
1.1. Настоящие нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".
1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I - V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.
1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.
1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:
- краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
- остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
- прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.
1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.
2. Требования к укреплению обочин
2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".
2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.
При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис. 1) <*>:
--------------------------------
<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
- зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:
подзона IА - продолжительность зимнего периода составляет 180 - 260, а переходных периодов 20 - 60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140 - 180, а переходных периодов 60 - 100 дней;
- зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году;
- зона Г - горные районы.
2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.
2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.
2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.
К ним относятся:
- участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;
- участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;
- населенные пункты;
- подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
- участки дорог с необеспеченной видимостью;
- кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;
- съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
- снегозаносимые участки;
- ветроопасные и туманоопасные участки.
2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.
2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл. 2.1.
Предельные размеры отдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения по табл. 2.1 соответственно 5 кв. м, 7 кв. м и 10 кв. м на площадь 1000 кв. м.
Таблица 2.1
-------------------------------T---------------------T-----------¬
¦ Группа дорог и улиц по их ¦Состояние покрытия по¦Допустимые ¦
¦ транспортно-эксплуатационным ¦ ровности ¦предельные ¦
¦ характеристикам +----------T----------+повреждения¦
¦ ¦показатель¦число про-¦на 1000 кв.¦
¦ ¦ ровности ¦светов под¦м покрытия,¦
¦ ¦по прибору¦3-метровой¦ не более, ¦
¦ ¦ ПКРС-2, ¦рейкой, %,¦ кв. м ¦
¦ ¦см/км, не ¦не более ¦ ¦
¦ ¦ более ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------+----------+-----------+
¦Автомобильные дороги с ¦ 660 ¦ 7 ¦ 0,3 (1,5) ¦
¦интенсивностью движения более ¦ ¦ ¦ ¦
¦3000 авт./сут. ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+----------+----------+-----------+
¦То же, 1000 - 3000 авт./сут. ¦ 860 ¦ 9 ¦ 1,5 (3,5) ¦
+------------------------------+----------+----------+-----------+
¦То же, менее 1000 авт./сут. ¦ 1200 ¦ 11 ¦ 2,5 (7) ¦
L------------------------------+----------+----------+------------
Примечания. 1. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.
2. В скобках даны значения для весеннего периода.
2.9. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I - II категорий принимают равной, как правило, 0,75 м, III - IV категорий - 0,5 м.
Краевая укрепительная полоса для дорог V категории назначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснования с учетом п. 1.5 и шириной не более 0,5 м.
Ширину укрепляемой остановочной полосы определяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос с учетом п. 1.4.
2.10. При технико-экономическом обосновании допускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см. п. 2.2) могут быть использованы данные табл. 2.2 с учетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III - IV категорий.
Таблица 2.2
-----------T-----------------------------------------------------¬
¦Материал ¦ Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу ¦
¦укрепления¦ краевых укрепительных полос на участках ¦
¦остановоч-+-------------T---------------------T-----------------+
¦ных полос ¦ прямых ¦с радиусом кривых <*>¦ с ограждениями ¦
¦ ¦ ¦ в плане < 600 м ¦ ¦
¦ +---T----T----+-------T-----T-------+-----T------T----+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+---+----+----+-------+-----+-------+-----+------+----+
¦Щебень или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гравий ¦ - ¦ - ¦ 0,1¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,3 ¦ - ¦ 0,25 ¦ 0,5¦
+----------+---+----+----+-------+-----+-------+-----+------+----+
¦Засев трав¦ - ¦ 0,1¦ 0,5¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦ 1,4 ¦ 0,7 ¦ 1,0 ¦ 1,3¦
+----------+---+----+----+-------+-----+-------+-----+------+----+
¦Нет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦укрепления¦ - ¦ 0,2¦ 0,5¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦ 1,5 ¦ 0,7 ¦ 1,0 ¦ 1,3¦
L----------+---+----+----+-------+-----+-------+-----+------+-----
--------------------------------
<*> При отсутствии требуемого СНиП уширения проезжей части.
Примечание. Графы 1, 2, 3 - при % оснащенности машинами и оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше 70%, 50 - 70%, менее 50%.
2.11. Общая ширина обочины может быть уменьшена по отношению к положениям СниП 2.05.02-85 при соответствующем обосновании и разработке мероприятий по организации и безопасности движения для дорог I, II категорий не менее чем до 1,5 м, для дорог других категорий не менее чем до 1,0 м в случаях:
- увеличения ширины проезжей части за счет обочин (участки расположения дополнительных полос движения, переходно-скоростных полос, с радиусом кривых в плане не более 1000 м);
- прохождения трассы в особых условиях (особо трудные участки горной местности, особо ценные сельскохозяйственные земли).
2.12. На дорогах I - III категорий, а также IV категории с облегченным типом покрытия, если обочина по каким-либо причинам уменьшена (см. п. 2.11) и уширение земляного полотна не предусматривается, укрепление на остановочной полосе принимается аналогично укреплению краевой укрепительной полосы.
2.13. Укрепление обочины на уширяемом земляном полотне по прочности должно соответствовать требованиям настоящего документа. В зоне расположения стыка старой и отсыпаемой части уширения насыпи должна обеспечиваться равнопрочность конструкции укрепления.
2.14. Поперечные уклоны при укреплении обочин должны приниматься согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.
При односкатном поперечном профиле (виражи) поперечный уклон должен соответствовать уклону проезжей части. При двухскатном поперечном профиле поперечный уклон назначают в зависимости от полосы обочины (п. 1.5) и типа укрепления полосы.
Краевая укрепительная полоса, имеющая покрытие укрепления, аналогичное покрытию проезжей части, должна иметь поперечный уклон проезжей части. При ином типе покрытия поперечный уклон согласно СНиП 2.05.02-85 должен превышать уклон проезжей части на 10 - 30% в зависимости от вида укрепления и составлять:
- 30 - 40 промилле при укреплении материалами с применением вяжущего;
- 40 - 60 промилле при укреплении гравием, щебнем, мелкоразмерной бетонной плиткой;
- 50 - 60 промилле при биологическом укреплении (засев трав, дернование).
2.15. Покрытия конструкций укрепления обочин автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты и сельскохозяйственные угодья, не должны содержать материалов, способствующих пылеобразованию, а в населенных пунктах дополнительно и обладающих канцерогенными свойствами.
2.16. Покрытия укрепленных обочин должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части дороги или отделяться разметкой согласно п. 2.4.
2.17. При реконструкции дороги или ее ремонте укрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости изменения водно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностных вод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляется на основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнения строительно-ремонтных работ.
2.18. При стадийном устройстве дорожной одежды на проезжей части дороги или длительных перерывах между устройством отдельных ее слоев порядок укрепления обочин назначают в зависимости от предусмотренных стадий, их продолжительности. Как правило, следует предусматривать укрепление обочин также стадийно, по мере устройства дорожной одежды.
2.19. При необходимости устройства продольных лотков для перехвата и отвода поверхностных вод с покрытия проезжей части их размещают за пределами укрепленной с применением органических вяжущих материалов части обочины - желательно на границе остановочной и прибровочной полос и в любом случае за пределами краевой укрепительной полосы.
2.20. Конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог при их самостоятельном сооружении назначают раздельно для укрепительной и остановочной полос на основе расчетного обоснования их прочности (разд. 4). При этом для укрепительных полос учитывают повторность нагружения (вероятное число заездов транспортных средств в рассматриваемых условиях), а сам расчет выполняют с учетом всех критериев прочности, предусмотренных для дорожной одежды проезжей части.
В пределах остановочных полос конструкцию укрепления, как правило, рассчитывают на продолжительное единичное нагружение по критерию сдвига (дороги III - IV). При обосновании возможен расчет по всем критериям оценки прочности, предусмотренным для расчета дорожной одежды проезжей части. Такое решение возможно прежде всего для отдельных участков дорог высоких технических категорий (см. п. п. 3.3 - 3.6), в т.ч. где вследствие высокой интенсивности движения имеется необходимость, по опыту эксплуатации, систематического пропуска потока по укрепительной и остановочной полосам в периоды

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 23.05.2003 n 2245-р О ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОЖЕРЕЛЬЕВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД  »
Постановления и Указы »
Читайте также