ПРИКАЗ МВД РФ от 15.05.2001 n 510 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1996 Г. n 412


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 мая 2001 г. N 510
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ
МВД РОССИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1996 Г. N 412
Внести изменения и дополнения в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. N 412, согласно Приложению.
Министр
Б.ГРЫЗЛОВ


Приложение
к Приказу МВД России
от 15 мая 2001 г. N 510
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ
МВД РОССИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1996 Г. N 412
1. Раздел 2 исключить.
2. Подразделы 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 раздела 3 исключить.
3. Раздел 5 исключить.
4. Подразделы 14.1 и 14.2 раздела 14 исключить.
5. Пункты 14.3.1, 14.3.2, 14.3.6 и 14.3.8 подраздела 14.3 исключить.
6. Приложение 4 исключить.
7. Приложение 5 считать приложением 4.
8. Дополнить Наставление новым Приложением 5 следующего содержания:
"Приложение 5
ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО
СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость и решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и другие).
Успешное решение перечисленных задач возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения; высокого уровня практической и методической подготовленности инструкторов и качества проведения учебных занятий; воспроизведения на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным; решения различных вводных по тактике личной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы; создания учебно-материальной базы; обеспечения должного контроля за выполнением учебной программы.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к оперативно-служебной деятельности сотрудников. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление, силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и другие).
На основе настоящей Программы в органах и подразделениях внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России разрабатываются рабочие программы. В них могут вноситься изменения и дополнения, касающиеся форм и методов организации учебного процесса, содержания учебного материала, способов подведения итогов обучения с учетом специфики служебной деятельности обучающихся, региональных особенностей и материально-технических условий, наличия и квалификации инструкторско-педагогических кадров.
Организация физической подготовки
Физическая подготовка организуется и проводится в рамках профессиональной подготовки сотрудников в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 <1>, а также нормативными правовыми актами МВД России.
--------------------------------
<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086.
Сотрудники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование, в соответствии с которым они допускаются к занятиям по физической подготовке и распределяются на следующие возрастные группы:
Мужчины Женщины
1 группа до 30 лет до 25 лет
2 группа от 30 до 35 лет от 25 до 30 лет
3 группа от 35 до 40 лет от 30 до 35 лет
4 группа от 40 до 45 лет от 35 до 40 лет
5 группа от 45 до 50 лет от 40 до 45 лет
6 группа 50 лет и старше 45 лет и старше.
Сотрудники, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к занятиям по физической подготовке, временно занимаются лечебной физической культурой <2> под руководством специалистов ЛФК, медицинских работников или сотрудников, прошедших соответствующую подготовку на специальных курсах.
--------------------------------
<2> Далее - "ЛФК".
Программа по физической подготовке обеспечивает дифференцированный подход к обучению сотрудников в зависимости от содержания их оперативно-служебной деятельности. Она предусматривает три уровня физической подготовленности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел:
1-й уровень - базовая физическая подготовка (предназначена для всех сотрудников).
2-й уровень - усиленная физическая подготовка (предназначена для сотрудников подразделений криминальной милиции, органов предварительного следствия, а также сотрудников подразделений патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, участковых уполномоченных милиции).
3-й уровень - специальная физическая подготовка (предназначена для сотрудников специальных отрядов (отделов) быстрого реагирования, отрядов особого назначения и отрядов милиции специального назначения <1>).
--------------------------------
<1> Программы по физической подготовке для сотрудников специальных подразделений разрабатываются ГУК МВД России совместно с заинтересованными подразделениями Министерства.
Физическая подготовка организуется и проводится в учебных группах по месту службы в рабочее время из расчета 100 часов в год.
В зависимости от уровней физической подготовки, условий и материальной базы занятия по физической подготовке проводятся 1 - 2 раза в неделю общей продолжительностью два часа (продолжительность занятия может определяться также в академических часах).
Занятия проводятся инспекторским составом отделов (отделений) по кадровой и воспитательной работе подразделений органов внутренних дел, преподавателями соответствующих кафедр (циклов) образовательных учреждений МВД России, внештатными инструкторами из числа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прошедшими соответствующее обучение и имеющими необходимую подготовку.
Физическая подготовка сотрудников осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода службы в органах внутренних дел.
Учебные занятия проводятся в форме:
практических и контрольных занятий, а также занятий перед заступлением на службу;
индивидуальных или групповых дополнительных занятий под руководством инструктора.
На практических занятиях осваивается учебный материал, определенный настоящей Программой, и осуществляется собственно физическая подготовка. Эти занятия организуются в приспособленных для их проведения местах. Контрольные занятия проводятся с целью проверки состояния физической подготовленности сотрудников, получения текущей и итоговой информации об уровне их пригодности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и специальных средств.
Для нарядов патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел перед заступлением на службу организуются занятия продолжительностью по 10 - 15 минут в приспособленных для этого местах под руководством штатных и внештатных инспекторов. Цель занятий - закрепление навыков и выполнение боевых приемов борьбы, в том числе с помощью резиновой палки, а также отработка двигательных навыков быстрой изготовки к стрельбе. Занятия проводятся в повседневной форме одежды, в том числе с использованием специальных средств (например, касок (защитных шлемов), бронежилетов, защитных жилетов).
Индивидуальные или групповые дополнительные занятия проводятся для сотрудников, не выполняющих нормативы по физической подготовке и слабо владеющих боевыми приемами борьбы.
Внеучебные занятия организуются в форме:
физических упражнений во время дежурства и в процессе служебной деятельности (утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы продолжительностью 5 - 10 мин.);
самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Распределение учебных часов на освоение Программы
Учебный материал Программы представлен тремя разделами, которые соответствуют специальным задачам физической подготовки сотрудников.
Раздел 1 "Боевые приемы борьбы" обеспечивает овладение техникой и тактикой применения приемов самозащиты и задержания правонарушителей с использованием боевых приемов борьбы, специальных и подручных средств, табельного оружия.
Раздел 2 "Преследование и ускоренное передвижение" содействует достижению должного уровня готовности сотрудников к преследованию правонарушителя на коротких, средних и длинных дистанциях, в том числе с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий.
Раздел 3 "Учебно-боевая практика" формирует и поддерживает целостную готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, к пресечению противоправных действий, к поиску, преследованию и задержанию активно сопротивляющихся правонарушителей.
Настоящей Программой предлагается примерное распределение учебных часов на освоение указанных разделов с учетом требований к двум уровням физической подготовки сотрудников.
-------------------------------------------T----------T----------¬
¦ Наименование разделов и их содержание ¦ Базовая ¦Усиленная ¦
¦ ¦физическая¦физическая¦
¦ ¦подготовка¦подготовка¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦ Раздел 1. Боевые приемы борьбы ¦
+------------------------------------------T----------T----------+
¦Техника выполнения приемов ¦ 12 ¦ 18 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Силовая подготовка ¦ 18 ¦ 16 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Тактика применения приемов ¦ 8 ¦ 16 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Контроль ¦ 2 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Итого по разделу: ¦ 40 ¦ 52 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦ Раздел 2. Преследование и ускоренное передвижение ¦
+------------------------------------------T----------T----------+
¦Бег (кросс) ¦ 6 ¦ 8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Преодоление препятствий ¦ 4 ¦ 8 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Ходьба на лыжах ¦ 8 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Плавание ¦ 8 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Спортивные игры ¦ 18 ¦ - ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Контроль ¦ 2 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Итого по разделу: ¦ 46 ¦ 26 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦ Раздел 3. Учебно-боевая практика ¦
+------------------------------------------T----------T----------+
¦Поединки, моделирующие ситуации пресечения¦ 4 ¦ 6 ¦
¦сопротивления правонарушителей ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Полосы препятствий, моделирующие ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦преследование правонарушителей ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Комплексные задания, моделирующие поиск, ¦ 4 ¦ 10 ¦
¦преследование и задержание ¦ ¦ ¦
¦правонарушителей ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Контроль ¦ 2 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Итого по разделу: ¦ 14 ¦ 22 ¦
+------------------------------------------+----------+----------+
¦Всего часов: ¦ 100 ¦ 100 ¦
L------------------------------------------+----------+-----------
Структура учебного процесса по физической подготовке
За структурную единицу процесса физической подготовки принимается полугодовой промежуток времени. Именно такая продолжительность физической подготовки дает возможность целостного формирования на заданном уровне готовности к служебной деятельности.
Для этого в каждом календарном году выделяются два самостоятельных периода подготовки в соответствии с примерной структурой учебного процесса по физической подготовке, а также система контроля и оценки подготовленности сотрудников (приложение N 1 к Программе - не приводится).
Выделенные полугодовые периоды в свою очередь разделяются на три этапа подготовки, каждый из которых предусматривает формирование отдельных профессионально важных физических качеств и овладение боевыми приемами борьбы.
Первый этап продолжительностью два месяца направлен на развитие скорости, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих быстрое преследование, превосходство в силовом противодействии.
Второй этап продолжительностью два месяца направлен на развитие общей и силовой выносливости, обеспечивающей высокую работоспособность в течение рабочего дня, а также готовность к длительному поиску или преследованию правонарушителя и к непосредственному единоборству в режиме рукопашной схватки.
Третий этап продолжительностью два месяца предусматривает повышение специальной работоспособности сотрудников, которая характеризуется единовременным проявлением всех профессионально значимых физических качеств и обеспечивает эффективность действий по схеме: "поиск - преследование - задержание правонарушителя".
Одновременно с развитием физических качеств на каждом из трех этапов формируется технико-тактический потенциал, обеспечивающий готовность сотрудников к задержанию правонарушителя с помощью боевых приемов борьбы и специальных средств. В результате этого в каждом полугодии на первых этапах силовой подготовки осуществляется обучение конкретным боевым приемам борьбы одновременно с развитием абсолютной силы и скоростно-силовых качеств. На вторых этапах общей и силовой выносливости осваиваются комбинации из этих приемов и способы их применения на фоне утомления. На третьих этапах учебно-боевой практики моделируются ситуации поиска, преследования и единоборства с правонарушителем, с использованием всего арсенала изученных приемов, в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям пресечения противоправных действий (например: учебно-тренировочные поединки на полосах препятствий, спарринги по боксу, рукопашному бою, борьбе самбо).
Система контроля и оценки физической подготовленности сотрудников обусловлена сроками и содержанием текущего, этапного, рубежного и итогового контроля. Наименование и перечень контрольных упражнений, предлагаемых к тестированию после каждого из этапов физической подготовки, приведены в приложении N 1 к Программе.
Рубежный контроль проводится по окончании первых двух этапов с оценкой конкретных физических качеств (силы или выносливости) и степени владения боевыми приемами борьбы.
Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия с выставлением сотрудникам итоговой оценки по физической подготовке.
Порядок проверки и оценки физической подготовленности
Уровень физической подготовленности сотрудников проверяется и оценивается:
на учебных занятиях (каждый раз при выполнении упражнений);
на контрольных занятиях с целью определения степени усвоения отдельных упражнений или разделов (по итогам обучения за определенный период времени);
при инспектированиях или проверках органа (подразделения, учреждения) внутренних дел;
при проведении испытаний на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, других испытаний на пригодность к действиям, связанным с применением и использованием физической силы, специальных средств.
Проверка индивидуальной физической подготовленности сотрудников осуществляется не менее чем по двум общефизическим упражнениям и одному - служебно-прикладному (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий).
Индивидуальная оценка физической подготовленности сотрудников слагается из оценок, полученных ими за выполнение контрольных упражнений (Приложения N 3, 4 и 5 к Программе), а также боевых приемов борьбы, и определяется:
"отлично" - если половина оценок "отлично", а остальные - "хорошо";
"хорошо" - если половина оценок не ниже "хорошо", а остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно" - если все оценки не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно" - во всех остальных случаях.
Индивидуальная оценка физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России слагается из оценок, полученных ими за выполнение контрольных упражнений, согласно рабочей программе для соответствующего года обучения.
При проверке образовательного учреждения МВД России проверяется не менее 50 процентов рядового и начальствующего состава и не менее 25 процентов курсантов (слушателей) каждого года обучения.
Органам (подразделениям, учреждениям) внутренних дел предоставляется право оценивать индивидуальную физическую подготовленность с помощью моделирования служебных действий сотрудника в виде комплексного квалификационного задания: "кросс - преодоление полосы препятствий - единоборство и задержание правонарушителя".
При проведении проверок повторное выполнение упражнений с целью улучшения полученной оценки не допускается.
Оценка за боевые приемы борьбы выставляется на основании демонстрации пяти приемов на несопротивляющемся партнере и определяется:
"отлично" - если выполнено пять приемов;
"хорошо" - если выполнено четыре приема;
"удовлетворительно" - если выполнено три приема.
Выполнение приема оценивается:
"выполнено" - если прием проведен согласно описанию, быстро, уверенно и доведен до завершения;
"не выполнено" - если прием проведен без расслабляющего удара, не в соответствии с описанием, медленно или не доведен до завершения.
Выполнение боевых приемов борьбы должно заканчиваться задержанием и сопровождением партнера до команды проверяющего "Отпустить захват!".
При проверке по решению проверяющего оценка за боевые приемы борьбы может проводиться по правилам рукопашного боя на основании результатов поединка или по результатам решения типовой задачи, имитирующей единоборство и задержание сопротивляющегося правонарушителя.
В проверяемом органе (подразделении, учреждении) внутренних дел к выполнению контрольных упражнений привлекаются не менее 30 процентов списочного состава сотрудников. Количество органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, подлежащих проверке, определяется проверяющим в соответствии со служебным заданием.
Сотрудникам, назначенным к проверке, но не явившимся на сдачу нормативов, выставляется неудовлетворительная оценка.
Сотрудникам, представленным к проверке, но не принимавшим участия в выполнении одного или более контрольных упражнений по физической подготовке, по каждому из определенных к проверке упражнений выставляется оценка "неудовлетворительно", после чего индивидуальная оценка выводится на общих основаниях.
Оценка подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного следствия, а также подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел слагается из индивидуальных оценок по физической подготовке проверенных сотрудников и определяется:
"отлично" - если не менее 90 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - "отлично";
"хорошо" - если не менее 90 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно" - если не менее 90 процентов сотрудников получили положительные оценки.
Оценка подразделениям, не вошедшим в приведенный перечень, слагается из индивидуальных оценок проверенных сотрудников и определяется:
"отлично" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - "отлично";
"хорошо" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки.
Оценка органу внутренних дел выводится на основании индивидуальных оценок по физической подготовке проверенных сотрудников и определяется:
"отлично" - если не менее 90 процентов сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также силовое задержание правонарушителей, и не менее 80 процентов сотрудников остальных подразделений получили положительные оценки, при этом не менее 50 процентов из них - "отлично";
"хорошо" - если не менее 90 процентов сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также силовое задержание правонарушителей, и не менее 80 процентов сотрудников остальных подразделений получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно" - если не менее 90 процентов сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также силовое задержание правонарушителей, и не менее 80 процентов сотрудников остальных подразделений получили положительные оценки.
Оценка образовательному, научно-исследовательскому учреждению МВД России определяется:
"отлично" - если более половины проверяемых курсов, в том числе и выпускной, получили оценку "отлично", а остальные курсы, рядовой и начальствующий состав - не ниже "хорошо";
"хорошо" - если более половины проверяемых курсов, в том числе и выпускной, получили оценку "хорошо", а остальные курсы, рядовой и начальствующий состав - не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно" - если все проверяемые курсы, рядовой и начальствующий состав получили оценку не ниже "удовлетворительно".
Оценка курсу образовательного учреждения МВД России выводится на основании индивидуальных оценок курсантов (слушателей) и определяется:
"отлично" - если не менее 90 процентов проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50 процентов из них - "отлично";
"хорошо" - если не менее 90 процентов проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50 процентов из них - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно" - если не менее 90 процентов проверяемых получили положительные оценки.
Оценка командиру и профессорско-преподавательскому составу образовательного учреждения МВД России выводится на основании индивидуальных оценок за выполнение контрольных нормативов и определяется:
"отлично" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - "отлично";
"хорошо" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки, при этом более 50 процентов из них - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно" - если не менее 80 процентов сотрудников получили положительные оценки.
Если общее количество сотрудников, относящихся к группе ЛФК, и сотрудников, не получивших в конце года индивидуальную оценку по физической подготовке, составляет 30 и более процентов от списочного состава, то органу (подразделению, учреждению) внутренних дел общая оценка снижается на один балл.
Базовая физическая подготовка
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
--------------------------------T---------------------T--------------------------¬
¦ Наименование разделов ¦ I полугодие ¦ II полугодие ¦
¦ и содержание обучения +--------T------T-----+------T----------T--------+
¦ ¦январь -¦март -¦май -¦июль -¦сентябрь -¦ноябрь -¦
¦ ¦февраль ¦апрель¦июнь ¦август¦ октябрь ¦декабрь ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 1. Боевые приемы борьбы ¦
+-------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Техника выполнения приемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.1. Удары и защита от ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦ударов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.2. Болевые приемы ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.3. Удушающие приемы ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.4. Броски ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.5. Освобождения от ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦захватов и обхватов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.6. Пресечение действий ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦вооруженного противника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.7. Способы взаимопомощи ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.8. Способы наружного ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦осмотра и связывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.9. Атакующие и защитные ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦действия с ПР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Силовая подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.10. Абсолютная сила ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.11. Взрывная сила ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.12. Силовая выносливость¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Тактика применения приемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.13. Пресечение ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
¦пассивного и активного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неповиновения правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.14. Самозащита ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Рубежный контроль ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 2. Преследование и ускоренное передвижение ¦
+-------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Тема 2.1. Бег (кросс) ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦
¦Тема 2.2. Преодоление ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
¦препятствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 2.3. Ходьба на лыжах ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 2.4. Плавание ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Рубежный контроль ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 3. Учебно-боевая практика ¦
+-------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Тема 3.1. Поединки, моделиру- ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
¦ющие ситуации пресечения сопро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивления правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Тема 3.2. Полосы препятствий, ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
¦моделирующие преследование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+--------+------+-----+------+----------+---------
Содержание дисциплины
Раздел 1. Боевые приемы борьбы
Техника выполнения приемов
Тема 1.1. Удары и защита от ударов
Удары рукой: кулаком, основанием ладони. Удары ногой: носком, стопой (пяткой), коленом. Защитные действия от ударов рукой, ногой, ножом, предметами.
Тема 1.2. Болевые приемы
Загибы руки за спину: сзади ("толчком"), рывком, дожимом кисти ("под ручку"). Рычаги руки: внутрь, наружу. Приемы борьбы лежа: удержание верхом, сбоку. Переходы с приема на прием.
Тема 1.3. Удушающие приемы
Удушающие приемы стоя, сидя, лежа: плечом и предплечьем.
Тема 1.4. Броски
Задняя подножка, через бедро, захватом двух ног спереди.
Тема 1.5. Освобождение от захватов и обхватов
Освобождение от захватов: одежды на груди, запястий сверху (снизу) одной рукой (двумя руками), горла сзади плечом и предплечьем. Освобождение от обхватов туловища спереди (сзади) с захватом рук (без захвата рук).
Тема 1.6. Пресечение действий вооруженного противника
Защиты от угрозы пистолетом спереди (сзади) в упор, ружьем (автоматом) спереди (сзади) в упор и обезоруживание. Пресечение попыток достать оружие из нагрудного кармана или кармана брюк, поднять оружие с земли, взять оружие со стола.
Тема 1.7. Способы взаимопомощи
Помощь сотруднику при нападении правонарушителя, наносящего удары рукой (ногой, ножом, предметом) или выполнившего захват, обхват.
Тема 1.8. Способы наружного осмотра и связывания
Способы наружного осмотра под угрозой огнестрельного оружия в положении стоя и лежа. Способы надевания наручников.
Тема 1.9. Атакующие и защитные действия с палкой резиновой
Удары палкой резиновой (далее - ПР). Защиты с помощью ПР от ударов рукой, ножом, предметом.
Силовая подготовка
Тема 1.10. Абсолютная сила
Упражнения для развития абсолютной силы мышц рук, ног, туловища с использованием отягощений (гири, штанга, тренажеры и другие). Основной метод: повторное упражнение с преодолением непредельного и околопредельного сопротивления.
Тема 1.11. Взрывная сила
Упражнения для развития взрывной силы мышц ног и скорости бега на короткие дистанции (челночный бег, приседания с отягощением, напрыгивания на возвышение, жим штанги ногами, многоскоки и другие). Упражнения для развития взрывной силы мышц рук (метание камней или медицинбола, удары по макиваре или боксерскому мешку и другие). Основной метод: повторное упражнение с преодолением непредельного сопротивления с высокой интенсивностью.
Тема 1.12. Силовая выносливость
Повторные учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою в режиме анаэробной гликолитической работы организма, бег 400 - 800 метров в максимальном темпе (пульс 180 - 195 уд./мин.). Основные методы: переменный, интервальный, повторный.
Тактика применения приемов
Тема 1.13. Пресечение пассивного и активного неповиновения правонарушителей
Задержание сотрудником с применением боевых приемов борьбы и резиновой палки правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение.
Пассивное неповиновение - уклонение правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника без намерения побега. Характеризуется следующими признаками: правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника; не атакует его ударами, захватами; уклоняется от физических воздействий сотрудника, при этом темп его действий и прикладываемые усилия не превосходят темпа и усилий, прикладываемых сотрудником; правонарушитель произвольно не садится и не ложится на землю.
Активное неповиновение - уклонение правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника. Характеризуется следующими признаками: правонарушитель не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника; не атакует его ударами и захватами; активно противодействует действиям физического принуждения сотрудника (срывает захваты, освобождается от сковывания, произвольно садится или ложится на землю), стремится убежать.
Задача N 1. Задержать правонарушителя, который находится в активном исходном положении <1> и оказывает пассивное неповиновение: не занимает указанного положения, не предъявляет документы, не выполняет требования наружного осмотра.
--------------------------------
<1> При активном исходном положении защищающийся (правонарушитель или сотрудник) ожидает и видит момент первой атаки, находится в произвольной стойке, оружие - в боевом или скрытом положении. Может проводить упреждающие действия (перемещение, атака), защищаться или контратаковать с момента начала первой атаки, контратаковать в ответ после принятия первой атаки нападающего.
Задача N 2. Задержать правонарушителя, который находится среди людей, удерживающих друг друга в групповом захвате ("цепью" или "в кольцо"), в положении стоя (сидя, лежа). Перенести правонарушителя с помощью других сотрудников на 5 метров и посадить в автомашину.
Задача N 3. Задержать с помощью одного сотрудника правонарушителя, который находится в пассивном положении <2> и оказывает активное неповиновение.
--------------------------------
<2> При пассивном исходном положении защищающийся (правонарушитель или сотрудник) не видит первую атаку, находится в естественной стойке, оружие - в произвольном положении. В квалификационных заданиях пассивное исходное положение обеспечивается первой атакой при подходе сзади, атакой в темноте, использованием накидки на голову защищающегося. Последний может проводить действия защиты, контратаки только после первой атаки нападающего либо его угрозы голосом.
Задача N 4. Задержать правонарушителя, который убегает после требования предъявить документы.
Задача N 5. Задержать правонарушителя, который находится в активном исходном положении и оказывает активное неповиновение.
Тема 1.14. Самозащита
Пресечение сотрудником, находящимся в пассивном исходном положении, неожиданного нападения правонарушителя.
Задача N 1. Задержание правонарушителя, неожиданно атакующего сотрудника ударами рукой, ногой, ножом, предметами (палка, бутылка). В исходном положении (после поворота к противнику) сотрудник видит начало первой атаки правонарушителя.
Задача N 2. Задержание правонарушителя, неожиданно атакующего сотрудника в захвате (захваты, обхваты, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в стойке и в положении лежа).
Раздел 2. Преследование и ускоренное передвижение
Тема 2.1. Бег (кросс)
Бег (кросс), ускоренное передвижение (марш-бросок) на средние и длинные дистанции. Техника бега по скользкому грунту, в гору, под уклон, с преодолением препятствий (канавы, ручьи, кочки, изгороди и другие). Основные методы: равномерный, переменный, повторный.
Тема 2.2. Преодоление препятствий
Преодоление заборов различной высоты, передвижение по узкой или качающейся опоре, залезание в окно, прыжки с различной высоты и др. Основной метод: повторный.
Тема 2.3. Ходьба на лыжах
Передвижение на лыжах на средние и длинные дистанции. Техника лыжных ходов, подъемов и спусков на лыжах в горы. Основные методы: равномерный, переменный.
Тема 2.4. Плавание
Плавание вольным стилем. Прикладное плавание (способы переправы вплавь, ныряние в глубину, транспортировка утопающего). Основные методы: равномерный и повторный.
Раздел 3. Учебно-боевая практика
Тема 3.1. Поединки, моделирующие ситуации пресечения сопротивления правонарушителей
Поединки или специальные задания, имитирующие типовые ситуации пресечения сопротивления правонарушителей, в том числе их активное и пассивное неповиновение. Учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу и рукопашному бою, спарринги с полной психофизической мобилизацией сотрудников.
Тема 3.2. Полосы препятствий, моделирующие преследование правонарушителей
Преодоление типичных препятствий и различных полос препятствий, имитирующих ситуации преследования правонарушителей на коротких и средних дистанциях в различных местах (на открытой местности, в лесопарковой зоне, в населенном пункте, в здании, на строительных площадках, в транспортных средствах, в местах массового скопления людей).
Тема 3.3. Комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и задержание правонарушителей
Способы и тактика силового задержания правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение. Задержание правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение на фоне повышенной физической и психической нагрузки (на полосах препятствий, в условиях ограниченного времени, пространства, сбивающих помех). Моделирование служебной деятельности по схеме "поиск - преследование - задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение".
Усиленная физическая подготовка
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-------------------------------T---------------------T--------------------------¬
¦ Наименование разделов ¦ I полугодие ¦ II полугодие ¦
¦ и содержание обучения +--------T------T-----+------T----------T--------+
¦ ¦январь -¦март -¦май -¦июль -¦сентябрь -¦ноябрь -¦
¦ ¦февраль ¦апрель¦июнь ¦август¦ октябрь ¦декабрь ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 1. Боевые приемы борьбы ¦
+------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Техника выполнения приемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.1. Удары и защита от ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦ударов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.2. Болевые приемы ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.3. Удушающие приемы ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.4. Броски ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.5. Освобождения от ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦захватов и обхватов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.6. Пресечение действий ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦вооруженного противника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.7. Способы взаимопомощи¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.8. Способы наружного ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦осмотра и связывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.9. Атакующие и защитные¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦действия с ПР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.10. Приемы рукопашного ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦боя с оружием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Силовая подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.11. Абсолютная сила ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.12. Взрывная сила ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.13. Силовая ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
¦выносливость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Тактика применения приемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.14. Пресечение ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦пассивного и активного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неповиновения правонарушителей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.15. Задержание ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦правонарушителей врасплох ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.16. Задержание сопро- ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
¦тивляющихся правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 1.17. Самозащита ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Рубежный контроль ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 2. Преследование и ускоренное передвижение ¦
+------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Тема 2.1. Бег (кросс) ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦
¦Тема 2.2. Преодоление ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
¦препятствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 2.3. Ходьба на лыжах ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 2.4. Плавание ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Рубежный контроль ¦ + ¦ + ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦ Раздел 3. Учебно-боевая практика ¦
+------------------------------T--------T------T-----T------T----------T--------+
¦Тема 3.1. Поединки, моделирую-¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
¦щие ситуации пресечения сопро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивления правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 3.2. Полосы препятствий, ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
¦моделирующие преследование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правонарушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тема 3.3. Комплексные задания,¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
¦моделирующие поиск, преследо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вание и задержание правона- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рушителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+-----+------+----------+--------+
¦Итоговый контроль ¦ ¦ ¦ + ¦ ¦ ¦ + ¦
L------------------------------+--------+------+-----+------+----------+---------
Содержание дисциплины
Раздел 1. Боевые приемы борьбы
Техника выполнения приемов
Тема 1.1. Удары и защита от ударов
Удары рукой: кулаком, основанием ладони, локтем, ребром ладони. Удары ногой: носком, стопой (пяткой), подъемом стопы, коленом. Удары головой: в лицо и живот. Защитные действия от ударов рукой, ногой, ножом, предметами.
Тема 1.2. Болевые приемы
Загибы руки за спину: сзади ("толчком"), рывком, дожимом кисти ("под ручку"), "замком". Рычаги руки: внутрь, наружу, через предплечье. Приемы борьбы лежа: удержание верхом, сбоку, рычаг локтя, узел плеча. Переходы с приема на прием.
Тема 1.3. Удушающие приемы
Удушающие приемы стоя, сидя, лежа: плечом и предплечьем, сдавливанием гортани.
Тема 1.4. Броски
Задняя подножка, через бедро, передняя подсечка, передняя подножка, захватом двух ног спереди и сзади, отхват с захватом ноги.
Тема 1.5. Освобождение от захватов и обхватов
Освобождение от захватов: одежды на груди, запястий, рукавов сверху (снизу) одной рукой (двумя руками), горла, шеи сзади плечом и предплечьем. Освобождение от обхватов туловища спереди (сзади) с захватом рук (без захвата рук). Защиты от попыток обезоружить (изъять оружие из кобуры) спереди, сзади, сбоку.
Тема 1.6. Пресечение действий вооруженного противника
Защиты от угрозы пистолетом спереди (сзади) в упор, ружьем (автоматом) спереди (сзади) в упор и обезоруживание. Пресечение попыток достать оружие из нагрудного кармана или кармана брюк, поднять оружие с земли, взять оружие со стола.
Тема 1.7. Способы взаимопомощи
Помощь сотруднику при задержании правонарушителя, наносящего удары рукой (ногой, ножом, предметом) или выполнившего захват и обхват сотрудника либо угрожающего огнестрельным оружием.
Тема 1.8. Способы наружного осмотра и связывания
Способы наружного осмотра под угрозой огнестрельного оружия в положении стоя и лежа. Способы надевания наручников в положении стоя и лежа. Способы связывания веревкой ("восьмеркой") и ремнем в положении стоя и лежа.
Тема 1.9. Атакующие и защитные действия с ПР
Удары ПР. Защиты ПР от ударов рукой, ножом, предметом. Задержания удушающим захватом с помощью ПР. Защитные действия с использованием щита.
Тема 1.10. Приемы рукопашного боя с оружием
Удары и защитные действия с автоматом: тычки, отбивы, подставки. Освобождение от захвата автомата правонарушителем.
Силовая подготовка
Тема 1.11. Абсолютная сила
Упражнения для развития абсолютной силы мышц рук, ног, туловища с использованием отягощений (гири, штанга, тренажеры и другие). Основной метод: повторное упражнение с преодолением непредельного и околопредельного сопротивления.
Тема 1.12. Взрывная сила
Упражнения для развития взрывной силы мышц ног и скорости бега на короткие дистанции (напрыгивания на возвышение, многоскоки, прыжки в глубину и другие). Упражнения для развития взрывной силы мышц рук (метание камней или медицинбола, удары по макиваре или боксерскому мешку и другие). Основной метод: повторное упражнение с преодолением непредельного сопротивления с высокой интенсивностью.
Тема 1.13. Силовая выносливость
Повторные учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою, в режиме анаэробной гликолитической работы организма (пульс 180 - 195 уд./мин.). Контактные спортивные и подвижные игры силового характера (регби, ручной мяч, баскетбол). Основные методы: переменный, интервальный, повторный.
Тактика применения приемов
Тема 1.14. Пресечение пассивного и активного неповиновения правонарушителей
Задержание сотрудником с применением боевых приемов борьбы, резиновой палки правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение.
Задача N 1. Задержать правонарушителя, который находится в активном исходном положении и оказывает пассивное неповиновение: не занимает указанного положения, не предъявляет документы, не выполняет требования наружного осмотра.
Задача N 2. Задержать правонарушителя, который находится среди людей, удерживающих друг друга в групповом захвате ("цепью" или "в кольцо"), в положении стоя (сидя, лежа). Извлечь и перенести правонарушителя с помощью одного (двух) сотрудников на 5 метров и посадить в автомашину.
Задача N 3. Задержать с помощью одного сотрудника правонарушителя, который находится в пассивном положении и оказывает активное неповиновение.
Задача N 4. Задержать правонарушителя, который пытается скрыться бегством при требовании предъявить документы.
Задача N 5. Задержать правонарушителя, который находится в активном исходном положении и оказывает активное неповиновение.
Тема 1.15. Задержание правонарушителей врасплох
Задержание сотрудником правонарушителя, который находится в пассивном исходном положении и оказывает в ответ активное сопротивление.
Активное сопротивление - ожесточенное физическое противодействие сотруднику с применением атакующих действий (захватов, бросков, ударов руками или ногами, ударов предметами).
Задача N 1. Задержать невооруженного правонарушителя, который защищается в ответ, контратакует приемами рукопашного боя, пытается скрыться бегством. Приоритетные средства принуждения - табельное оружие.
Задача N 2. Задержать вооруженного правонарушителя (огнестрельное, холодное оружие, подручные средства), который защищается и пытается применить оружие. Приоритетные средства принуждения - табельное оружие.
Тема 1.16. Задержание сопротивляющихся правонарушителей
Задержание сотрудником с применением табельного оружия правонарушителя, который находится в активном исходном положении и оказывает активное сопротивление.
Задача N 1. Задержать правонарушителя, оказывающего активное сопротивление с применением приемов рукопашного боя.
Задача N 2. Задержать правонарушителя, оказывающего активное сопротивление с применением приемов рукопашного боя, холодного орудия (нож), подручных средств (палка, бутылка, цепь и другие).
Задача N 3. Задержать правонарушителя, оказывающего активное сопротивление с применением огнестрельного оружия (пистолет, ружье, автомат). Приоритет первой атаки у сотрудника.
Задача N 4. Задержать двух правонарушителей, оказывающих активное сопротивление. Приоритет вооружения и первой атаки у сотрудника.
Задание N 5. Задержать без применения оружия, специальных или подручных средств невооруженного правонарушителя, оказывающего активное сопротивление сотруднику приемами рукопашного боя.
Тема 1.17. Самозащита
Пресечение сотрудником, находящимся в пассивном исходном положении, нападения правонарушителей. Приоритетные средства принуждения - табельное оружие (ПМ, АК).
Задача N 1. Задержать вооруженного (пистолет, ружье, нож) правонарушителя, угрожающего сотруднику оружием в упор.
Задача N 2. Задержать правонарушителя, неожиданно атакующего сотрудника ударами рукой, ногой, холодным оружием (ножом), подручными средствами (палка, бутылка, цепь и другие). В исходном положении (после поворота к противнику) сотрудник видит начало первой атаки правонарушителя.
Задача N 3. Задержать правонарушителя, неожиданно атакующего сотрудника в захвате (захваты, обхваты, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в стойке и в положении лежа), включая обезоруживание.
Задача N 4. Задержание двух правонарушителей, неожиданно атакующих сотрудника. В исходном положении сотрудник видит начало первой атаки и имеет приоритет вооружения.
Раздел 2. Преследование и ускоренное передвижение
Тема 2.1. Бег (кросс)
Бег (кросс), ускоренное передвижение (марш-бросок) на средние и длинные дистанции. Техника бега по твердому, мягкому, сыпучему и скользкому грунту, в гору, под уклон, с преодолением препятствий (канавы, ручьи, кочки, изгороди и другие). Основные методы: равномерный, переменный, повторный.
Тема 2.2. Преодоление препятствий
Преодоление препятствий (заборов) различной высоты, передвижение по узкой или качающейся опоре, передвижение в толпе, залезание в окно, прыжки с различной высоты, лазание по вертикальному и горизонтальному канату. Основной метод: повторный.
Тема 2.3. Ходьба на лыжах
Передвижение на лыжах на средние и длинные дистанции. Техника лыжных ходов, подъемов и спусков на лыжах с горы. Основные методы: равномерный, переменный.
Тема 2.4. Плавание
Плавание вольным стилем. Прикладное плавание (способы переправы вплавь, ныряние в длину и в глубину, транспортировка утопающего). Основные методы: равномерный и повторный.
Раздел 3. Учебно-боевая практика
Тема 3.1. Поединки, моделирующие ситуации пресечения сопротивления правонарушителей
Поединки или специальные задания, имитирующие типовые ситуации пресечения сопротивления правонарушителей, в том числе их активное и пассивное неповиновение. Учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу и рукопашному бою, спарринги с полной психофизической мобилизацией сотрудников.
Тема 3.2. Полосы препятствий, моделирующие преследование правонарушителей
Преодоление типичных препятствий и различных полос препятствий, имитирующих ситуации преследования правонарушителей на коротких и средних дистанциях в различных местах (на открытой местности, в лесопарковой зоне, в населенном пункте, в здании, на строительных площадках, в транспортных средствах, в местах массового скопления людей).
Тема 3.3. Комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и задержание правонарушителей
Способы и тактика силового задержания правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение. Задержание правонарушителей, оказывающих пассивное или активное неповиновение, на фоне повышенной физической и психической нагрузки (на полосах препятствий, в условиях ограниченного времени, пространства, сбивающих помех). Моделирование служебной деятельности по схеме: "поиск - преследование - задержание сопротивляющихся правонарушителей".
Литература
Актуальные проблемы культурного и нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел: Материалы семинара сотрудников воспитательных аппаратов и работников учреждений культуры МВД России (14 - 18 апреля 1997 года). М.: Объединенная редакция МВД России, 1997, 32 с.
Блахин Г.Н. Ускоренное передвижение и преодоление препятствий: Методическое пособие для курсантов и слушателей института. Л.: ВДКИФК, 1991.
Боевая подготовка работников органов внутренних дел: Учебник. М.: МВШМ МВД России, 1994.
Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудника милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка). Н. Новгород: НВШ МВД России, 1995.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.
Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО "Аспект Пресс", 1995.
Карасев А.В., Захаров Е.Н., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М.: ЛЕПТОС, 1994.
Миленин В.М., Соловьев Л.М. Самозащита без оружия. М.: ВИМИ, 1994.
Непомнящий С.В. Физическая подготовка сотрудников ОВД. Учебное пособие. Волгоград: ВЮИ, 2000.
Построение процесса обучения боевым приемам борьбы: Методические рекомендации. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 1998.
Рекомендации по оказанию неотложной помощи при спортивных травмах, несчастных случаях и неотложных состояниях. Рязань: РИПЭ МВД России, 1997.
Рукопашный бой: Учебно-методическое пособие. М.: Воениздат, 1985.
Техника применения резиновой палки сотрудниками милиции. Методические рекомендации. М.: ЦС ВФСО "Динамо", 1990.


Приложение N 3
к Программе по физической
подготовке для рядового
и начальствующего состава
органов внутренних дел
Российской Федерации
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И НОРМАТИВЫ
БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ
МУЖЧИНЫ
-------------------T-------T-------------------------------------¬
¦ Наименование ¦Оценка ¦ Возрастные группы ¦
¦ упражнений ¦ +------T------T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------+-------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Сила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Подтягивание на ¦удовл. ¦ 12 ¦ 11 ¦ 8 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 4 ¦
¦перекладине ¦хорошо ¦ 14 ¦ 13 ¦10 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 5 ¦
¦(кол-во раз) ¦отлично¦ 16 ¦ 15 ¦12 ¦10 ¦ 9 ¦ 7 ¦
¦или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Подъем переворотом¦удовл. ¦ 6 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦в упор на перекла-¦хорошо ¦ 8 ¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦
¦дине (кол-во раз) ¦отлично¦ 10 ¦ 9 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦
¦или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Силовое комплекс- ¦удовл. ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦ное упражнение ¦хорошо ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦
¦(кол-во циклов) ¦отлично¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦
¦или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тяга динамометра ¦удовл. ¦100 ¦ 90 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦(отрыв штанги от ¦хорошо ¦130 ¦120 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦пола) из приседа ¦отлично¦160 ¦140 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦(кг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Быстрота и лов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Челночный бег 4 х ¦удовл. ¦ 16,6 ¦ 17,0 ¦18,0 ¦19,0 ¦21,0 ¦23,0 ¦
¦20 м (с) ¦хорошо ¦ 16,2 ¦ 16,8 ¦17,8 ¦18,8 ¦20,5 ¦22,0 ¦
¦или ¦отлично¦ 15,8 ¦ 16,6 ¦17,5 ¦18,5 ¦20,0 ¦21,5 ¦
¦Челночный бег 10 ¦удовл. ¦ 27 ¦ 28 ¦31 ¦34 ¦36 ¦39 ¦
¦х 10 м (с) ¦хорошо ¦ 26 ¦ 27 ¦30 ¦33 ¦35 ¦38 ¦
¦ ¦отлично¦ 25 ¦ 26 ¦29 ¦32 ¦34 ¦37 ¦
+------------------+-------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Выносливость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бег (кросс) 3 км ¦удовл. ¦ 13,00¦ 13,30¦16,40¦17,50¦20,20¦22,00¦
¦(мин., с) ¦хорошо ¦ 12,30¦ 13,10¦15,40¦16,50¦19,20¦21,00¦
¦или ¦отлично¦ 12,00¦ 12,30¦14,30¦15,30¦17,50¦19,40¦
¦Бег (кросс) 5 км ¦удовл. ¦ 25,00¦ 26,00¦31,00¦33,00¦37,00¦40,00¦
¦(мин., с) ¦хорошо ¦ 24,00¦ 25,00¦29,00¦31,00¦35,00¦38,00¦
¦или ¦отлично¦ 23,00¦ 24,00¦27,00¦29,00¦33,00¦36,00¦
¦Плавание 100 м ¦удовл. ¦ 2,30¦ 2,35¦ 2,55¦ 3,10¦ 3,55¦ 4,10¦
¦(мин., с) ¦хорошо ¦ 2,00¦ 2,05¦ 2,25¦ 2,40¦ 3,05¦ 3,20¦
¦или ¦отлично¦ 1,45¦ 1,50¦ 2,05¦ 2,25¦ 2,40¦ 3,06¦
¦Ходьба на лыжах 5 ¦удовл. ¦ 26,30¦ 27,30¦31,30¦33,30¦36,30¦39,30¦
¦км (мин., с) ¦хорошо ¦ 25,30¦ 26,30¦28,30¦30,30¦33,30¦36,30¦
¦или ¦отлично¦ 24,30¦ 25,30¦26,30¦28,30¦30,30¦33,30¦
¦Полоса препятствий¦удовл. ¦ 2,40¦ 3,00¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦специальной физи- ¦хорошо ¦ 2,25¦ 2,40¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ческой подготовки ¦отлично¦ 2,10¦ 2,20¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦(мин., с) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-------+------+------+-----+-----+-----+------
Примечания:
1. В бесснежных районах вместо ходьбы на лыжах сдается кросс 5 км.
2. Облегчение нормативов производится согласно подразделу 14.4 Наставления.
3. Тяга динамометра (отрыв штанги от пола) осуществляется из положения приседа (ноги согнуты в коленях, руки выпрямлены). Усилие развивается за счет одновременного напряжения мышц ног, рук и спины.
4. Полоса препятствий специальной физической подготовки (примерная) состоит из стандартных снарядов и оборудуется в игровом спортивном зале 36 х 18 метров (приложение N 2 к Программе - не приводится).
Порядок прохождения полосы препятствий:
- преодоление гимнастического коня в ширину с разбега 20 м за 6 секунд (при превышении указанного времени сотрудник отстраняется от дальнейшего прохождения полосы препятствий);
- бросок медицинбола снизу двумя руками на расстояние 10 м (при невыполнении разрешается сделать второй бросок на расстояние девять метров и третий бросок на расстояние восемь метров. При невыполнении этих требований сотрудник отстраняется от дальнейшего прохождения полосы препятствий);
- переноска отягощения (боксерского мешка, борцовского чучела или иного груза) любым способом на расстояние 20 м с опусканием отягощения на пол и подниманием его через каждые пять метров;
- лазание по канату (шесту) на высоту четыре метра любым способом;
- переползание по-пластунски на расстояние 10 м под скамейками;
- повторное лазание по канату (шесту) на высоту четыре метра любым способом;
- три кувырка вперед;
- передвижение в упоре (прыжками или ходьбой на руках) по гимнастическим брусьям;
- передвижение по гимнастическому бревну (при падении сотрудник повторно преодолевает бревно с начала);
- перелезание через забор любым способом;
- шесть перебрасываний борцовского чучела (боксерского мешка) через себя (поднять мешок, положить его на ключицу, сбросить мешок назад).
Время преодоления полосы препятствий специальной физической подготовки фиксируется от команды к началу разбега до последнего падения борцовского чучела на ковер.
Данная полоса препятствий приведена в качестве образца последовательности выполнения двигательных действий и создания стандартной нагрузки на организм сотрудников.
Органам (подразделениям) внутренних дел предоставляется право разрабатывать свою полосу препятствий специальной физической подготовки и нормативы по ее преодолению исходя из имеющихся возможностей материально-спортивной базы (размеры спортивных залов, ангаров).
5. Силовое комплексное упражнение для мужчин:
- отжаться на руках (касаться грудью

ПРИКАЗ МПР РФ от 20.05.2003 n 450 О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также