ПРИКАЗ МПР РФ от 16.05.2003 n 437 О КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2003 - 2008 ГОДЫ


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 мая 2003 г. N 437
О "КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2003 - 2008 ГОДЫ"
Во исполнение пункта 3 раздела III протокола заседания Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. N 34 "О состоянии и мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый "Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003 - 2008 годы", разработанный МПР России с участием Минэкономразвития России, Минфина России, Минэнерго России, Минтранса России, Минсельхоза России, МЧС России, Росгидромета, Госгортехнадзора России, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - комплексный план).
2. Управлению водного хозяйства (Беднарук):
организовать исполнение мероприятий комплексного плана в части, касающейся федеральных органов исполнительной власти;
до 1 июня 2003 г. направить комплексный план заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Территориальным органам МПР России обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных в комплексном плане.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Н.М. Тарасова.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ


Утвержден
Приказом МПР России
от 16 мая 2003 г. N 437
Согласовано
Минэнерго России
16 апреля 2003 г. N ИЛ-2466
МЧС России
14 марта 2003 г. N 33-758-9
Госгортехнадзор России
14 марта 2003 г. N ЕИ-02-35/82
Минфин России
12 мая 2003 г. N 06-07-02/1
Минэкономразвития России
5 мая 2003 г. N 23-357
Минтранс России
15 мая 2003 года
Минсельхоз России
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ НА 2003 - 2008 ГГ.
1. Введение
Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003 - 2008 годы (далее - Комплексный план) подготовлен Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 12.09.02 N 34. Основанием для формирования содержания разделов Комплексного плана явились:
- протокол заседания Правительства Российской Федерации от 12.09.02 N 34, п. 3 "О состоянии и мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений";
- Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.97 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.98 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений".
Предварительно была подготовлена структура Комплексного плана, рассмотрена и одобрена на всероссийском совещании территориальных органов МПР России и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав мероприятий Комплексного плана были включены предложения Минэнерго России, Минтранса России, Госгортехнадзора России, Минсельхоза России, МЧС России, Минэкономразвития России, Минфина России, Росгидромета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проанализированы и учтены предложения Бассейновых водных управлений, Главных управлений природных ресурсов и охраны окружающей среды и Управлений природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России, данные инвентаризации объектов и Российского регистра гидротехнических сооружений, а также результаты деятельности органов государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
2. Результаты проведенной инвентаризации
2.1. В ходе инвентаризации и обследования было выявлено отсутствие служб эксплуатации на многих водохозяйственных объектах, что не обеспечивает безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений (далее - ГТС), своевременное проведение текущих и капитальных ремонтов, создает значительную потенциальную угрозу населению и окружающей среде, способствует резкому увеличению числа аварий на ГТС в ближайшие годы.
На значительном количестве объектов, где имеются службы эксплуатации, эксплуатационный персонал не укомплектован специалистами-гидротехниками, не проходит соответствующего обучения и аттестаций, вследствие чего не может обеспечить безопасной эксплуатации ГТС и предотвратить угрозу аварий. В результате представленная органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информация не полностью отражает действительное состояние ГТС. На многих объектах сохранившиеся службы эксплуатации, при крайне недостаточном финансировании, выполняют лишь функции наблюдателей, не имея возможности проводить первоочередные ремонтные работы. Низкий уровень оплаты труда персонала приводит к распаду и самоликвидации этих служб.
2.2. Данные обследования показали, что значительное количество водохранилищ за 40 - 50 и более лет эксплуатации имеют значительный износ, оборудование физически и морально устарело и требует срочного ремонта. Особые опасения вызывает состояние металлоконструкций механического оборудования, а также электрооборудование ГТС. На многих водохранилищах отсутствует проектно-техническая документация, нет правил по эксплуатации водохранилищ, графиков режима попусков паводковых вод. Все это увеличивает степень угрозы безопасности населения от чрезвычайных ситуаций на ГТС. На многих объектах установленная во время строительства контрольно-измерительная аппаратура частично вышла из строя, многие объекты, построенные без проектного обоснования, вообще ее не имеют.
2.3. Большую тревогу вызывают 1400 аварийных водохозяйственных объектов, требующих проведения срочных ремонтно-восстановительных работ. Положение усугубляется тем, что основная часть объектов построена хозяйственным способом, без составления необходимой проектно-сметной документации и с неудовлетворительным качеством производства работ. Эти объекты предназначались в основном для нужд сельхозпредприятий, которые в настоящее время акционированы, раздроблены и не могут обеспечить поддержание ГТС в технически исправном состоянии. Для таких сооружений сроки эксплуатации 30 и более лет являются критическими по условиям обеспечения безопасности. По данным мировой статистики, именно при эксплуатации объектов более 30 - 40 лет возрастает вероятность аварий гидротехнических сооружений.
Доля гидротехнических сооружений со сроками эксплуатации более 30 лет, поднадзорных МПР России, составляет свыше 50%. Кроме этого, у многих ГТС срок ввода в эксплуатацию не установлен. Положение усугубляется еще тем, что в последнее время идет активная незаконная застройка периодически затапливаемых территорий гидроузлов, чем создается предпосылка к созданию чрезвычайных ситуаций в этих зонах, особенно в паводковый период.
2.4. Достижение необходимого уровня безопасности ГТС невозможно без должного надзора со стороны государства. Муниципальные образования и акционерные общества, являющиеся собственниками основного количества объектов, не имеют эксплуатационной базы и необходимого обслуживающего персонала, не выделяют средства на ремонт ГТС, не заключают договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание сооружений. Недостаточные финансовые средства выделяются и на объекты собственности субъектов Российской Федерации. Результаты выборочных проверок, проведенных территориальными органами МПР России, показали, что большинством собственников (эксплуатирующих организаций) ГТС не выполняются требования Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
На основании анализа существующего состояния ГТС были намечены мероприятия по повышению безопасности ГТС, которые включены в разделы Комплексного плана.
3. Ожидаемые результаты реализации мероприятий
Комплексного плана
Реализация мероприятий Комплексного плана позволит:
- подготовить пакет нормативных, методических и инструктивно-технических документов, направленных на совершенствование государственного надзора за безопасностью ГТС, в том числе эффективное регулирование деятельности собственников и эксплуатирующих организаций по осуществлению безопасной эксплуатации ГТС;
- обеспечить объекты водохозяйственного назначения финансированием для завершения инвентаризации, составление необходимой проектной документации, что даст возможность оценить состояние объекта, осуществить его декларирование и включение в Российский регистр ГТС;
- выполнить первоочередные мероприятия по ремонту и восстановлению водохозяйственных объектов с целью обеспечения ГТС в технически исправном состоянии, обеспечивающем допустимый уровень риска аварий на них;
- провести комплектацию ГТС необходимой контрольно-измерительной аппаратурой, обеспечивающей ведение мониторинга на современном техническом уровне для получения своевременных данных о состоянии ГТС;
- повысить качество и эффективность обучения и повышение квалификации эксплуатационного персонала и инспекторов органов государственного надзора;
- усилить ответственность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности ГТС.
Комплексный план состоит из семи разделов, отражающих основные направления принимаемых мер и включающих намеченные первоочередные мероприятия по обеспечению надежности и безопасности гидротехнических сооружений:
1. Совершенствование нормативной и методической базы в области безопасности гидротехнических сооружений.
2. Завершение инвентаризации гидротехнических сооружений и составление Российского регистра гидротехнических сооружений.
3. Определение собственников гидротехнических сооружений, числящихся бесхозяйными, а также принятие решений по дальнейшему использованию, консервации или ликвидации этих сооружений.
4. Обеспечение гидротехнических сооружений эксплуатационными штатами в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации.
5. Обеспечение мониторинга состояния гидротехнических сооружений.
6. Обеспечение надежности и безопасности гидротехнических сооружений.
7. Действия в условиях чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
4. Краткое описание состава мероприятий по разделам
и результатов их реализации
4.1. Совершенствование нормативной и методической базы в области безопасности гидротехнических сооружений.
Мероприятия раздела направлены на повышение эффективности государственного надзора за безопасностью ГТС, включают сроки и стоимость разработки и внесения необходимых дополнений и изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" в части закрепления прав и обязанностей инспекторов государственного надзора за безопасностью ГТС, их подготовки, аттестации, разработки методических основ определения критериев безопасности ГТС, осуществление надзора и контроля за состоянием ГТС, определение возможного вреда в результате аварии ГТС, декларирования безопасности гидротехнических сооружений.
Выполнение мероприятий раздела создаст базу для ужесточения требований по обеспечению безопасности ГТС, повысит права и обязанности государственных инспекторов, а также усилит меры воздействия за нарушение требований по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС. Конкретизация в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации мер ответственности физических и юридических лиц за нарушения законодательства о безопасности ГТС обеспечит принятие необходимых мер к нарушителям законодательства о безопасности ГТС.
Разработка правил консервации, ликвидации аварийных бесхозяйных объектов может значительно ускорить решение проблемы определения собственников для бесхозяйных объектов. Консолидированное включение части средств страховых взносов на финансирование первоочередных работ по ГТС обеспечит их поддержание в безопасном состоянии.
На законодательном уровне должны быть решены следующие основные вопросы:
- установление прав и обязанностей государственных инспекторов по безопасности ГТС;
- установление экономических и налоговых механизмов обеспечения финансирования мероприятий по безопасности ГТС;
- изменение собственника объекта в случае невозможности обеспечения им безопасности ГТС;
- субсидиарная ответственность собственника ГТС по обязательствам эксплуатирующей организации в части возмещения вреда, причиненного третьим лицам аварией на ГТС;
- разработка и утверждение единого положения о государственном надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений.
4.2. Завершение инвентаризации гидротехнических сооружений и внесение ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Инвентаризация и обследование водохозяйственных объектов является основой планирования мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Предусмотренные в данном разделе мероприятия, сроки их реализации и финансовые средства обеспечат завершение инвентаризации и проведение обследования гидротехнических сооружений с целью определения технического состояния ГТС и их соответствия установленным критериям безопасности, принятие решения о дальнейшем их использовании (проведение ремонтно-восстановительных работ, составление необходимой проектной документации объектов, на которых она отсутствует, консервация или ликвидации объектов и др.), а также подготовку необходимых данных по объектам для внесения их в Российский регистр ГТС.
Завершение инвентаризации и проведение обследования ГТС позволит выявить их состояние, выделить из них аварийные и бесхозяйные объекты и ГТС и спланировать проведение необходимых мероприятий по приведению их в безопасное состояние. Восстановление проектной документации по объектам обеспечит проведение процедуры декларирования безопасности ГТС.
4.3. Определение собственников гидротехнических сооружений, числящихся бесхозяйными, а также принятие решений по дальнейшему использованию, консервации или ликвидации этих сооружений.
В этом разделе намечены мероприятия, установлены сроки и предусмотрены средства на реализацию мер по определению собственников бесхозяйных ГТС, разработку обоснования для принятия решений о ликвидации бесхозяйных объектов, безопасность которых при существующих обстоятельствах не может быть обеспечена, а также устанавливаются критерии отбора

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052500 ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА), 02. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ), 03. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ) (утв. Минобразованием РФ 16.05.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также