ПРИКАЗ МПР РФ от 16.05.2003 n 436 О ПРОГРАММЕ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ В ЛЕСНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 мая 2003 г. N 436
О ПРОГРАММЕ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ В ЛЕСНОМ ФОНДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ
В целях реализации подпрограммы "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860, приказываю:
1. Утвердить Программу лесовосстановления в лесном фонде Российской Федерации на 2003 - 2010 годы согласно Приложению.
2. Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин), Управлению лесопользования (Нефедьев) обеспечить выполнение Программы лесовосстановления в лесном фонде Российской Федерации на 2003 - 2010 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Рощупкина В.П.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ



Приложение 1
к Приказу МПР России
от 16 мая 2003 г. N 436
ПРОГРАММА
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ В ЛЕСНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2003 - 2010 ГОДЫ
I. Паспорт Программы
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Программа лесовосстановления в лесном ¦
¦ ¦фонде Российской Федерации на 2003 - ¦
¦ ¦2010 годы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Решение о разработке ¦контракт N 307/ВР-03-38/291 от ¦
¦Программы ¦30.09.2002 ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Государственный заказ- ¦Министерство природных ресурсов Россий- ¦
¦чик ¦ской Федерации ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦институт "Росгипролес", ВНИИЛМ, Центр- ¦
¦Программы ¦лессем, Центрлеспроект ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цели Программы ¦обеспечение выполнения заданий подпрог- ¦
¦ ¦раммы "Леса" ФЦП "Экология и природные ¦
¦ ¦ресурсы России (2002 - 2010 годы)" по ¦
¦ ¦своевременному лесовосстановлению на не ¦
¦ ¦покрытых лесной растительностью лесных ¦
¦ ¦землях, улучшению породного состава и ¦
¦ ¦повышению продуктивности лесов ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦разработка системы лесовосстановительных¦
¦ ¦мероприятий, включающей создание посто- ¦
¦ ¦янной лесосеменной базы, заготовку се- ¦
¦ ¦мян, выращивание посадочного материала, ¦
¦ ¦создание лесных культур, меры содействия¦
¦ ¦естественному возобновлению леса, ввод ¦
¦ ¦молодняков в категорию ценных лесонасаж-¦
¦ ¦дений, научное, проектное и правовое ¦
¦ ¦обеспечение, а также обоснование необхо-¦
¦ ¦димых материально-технических затрат на ¦
¦ ¦лесовосстановление в соответствии с дей-¦
¦ ¦ствующими нормативами ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные показатели ¦лесовосстановление на 6310 тыс. га, соз-¦
¦Программы ¦дание лесных культур на 1822 тыс. га, ¦
¦ ¦содействие естественному возобновлению ¦
¦ ¦леса на 4488 тыс. га, заготовка семян - ¦
¦ ¦5455 тонн, закладка объектов ПЛСБ: лесо-¦
¦ ¦семенных плантаций - 1344 га, архивов ¦
¦ ¦клонов - 576 га, испытательных культур -¦
¦ ¦1039 га, ПЛСУ - 6946 га, выращивание по-¦
¦ ¦садочного материала - 11791 млн. шт., ¦
¦ ¦рубки ухода в молодняках - 5135 тыс. га,¦
¦ ¦ввод молодняков в категорию ценных на- ¦
¦ ¦саждений - 9158 тыс. га ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Уровень и механизм ¦система программных мероприятий разраба-¦
¦реализации Программы ¦тывается в целом по лесному фонду Рос- ¦
¦ ¦сийской Федерации и по субъектам Россий-¦
¦ ¦ской Федерации; реализуется через соот- ¦
¦ ¦ветствующие региональные программы и за-¦
¦ ¦дания МПР России ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализа- ¦2002 - 2010 годы, в т.ч. I этап - 2002 -¦
¦ции Программы ¦2005 годы (по годам), II этап - 2006 - ¦
¦ ¦2010 годы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Министерство природных ресурсов Россий- ¦
¦ ¦ской Федерации и его территориальные ор-¦
¦ ¦ганы ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники фи- ¦общий объем финансирования - 52008 млн. ¦
¦нансирования ¦рублей, в т.ч. за счет средств федераль-¦
¦ ¦ного бюджета - 8210 млн. рублей (16%), ¦
¦ ¦бюджетов субъектов Российской Федера- ¦
¦ ¦ции - 23823 млн. рублей (46%), прочих ¦
¦ ¦источников - 19975 млн. рублей (38%) ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦обеспечение гарантированного лесовосста-¦
¦реализации Программы, ¦новления на площади 6,3 млн. га, улучше-¦
¦ее лесоводственная и ¦ние породного состава лесонасаждений на ¦
¦экологическая эффектив-¦9,2 млн. га ¦
¦ность ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Контроль за реализацией¦осуществляется Министерством природных ¦
¦Программы ¦ресурсов Российской Федерации в соответ-¦
¦ ¦ствии с установленным порядком ведом- ¦
¦ ¦ственного контроля, органами государ- ¦
¦ ¦ственной власти субъектов Российской Фе-¦
¦ ¦дерации в соответствии со статьей 47 ¦
¦ ¦Лесного кодекса Российской Федерации ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
II. Пояснительная записка
Введение
Обеспечение рационального и неистощительного лесопользования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, максимальное удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах возможно только на основе научно обоснованного устойчивого управления лесным хозяйством. Для осуществления этих задач необходима разработка и обоснование комплекса мероприятий по ведению лесного хозяйства, имеющих экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
Цель разработки Программы "Лесовосстановление в лесном фонде Российской Федерации на 2003 - 2010 годы" (далее - Программа) - обоснование комплекса лесоводственных и организационно-технических мероприятий на 2002 - 2005 и 2006 - 2010 годы, направленных на обеспечение своевременного и качественного воспроизводства лесных ресурсов в лесном фонде Российской Федерации.
Программа разработана для обеспечения выполнения установленных подпрограммой "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" заданий по лесовосстановлению в лесном фонде Российской Федерации, где использование, охрана, защита и воспроизводство лесов обеспечивается федеральным органом управления лесным хозяйством.
В Программе не рассматриваются вопросы защитного лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения и лесовосстановления в лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций и переданном им в безвозмездное пользование, а также в лесах, расположенных на землях обороны и землях городских поселений.
Для этих категорий земель мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению могут быть, по желанию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрены в региональных программах.
При разработке Программы использованы данные подпрограммы "Леса" ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", материалы лесоустройства по лесоводственно обоснованным объемам мероприятий по воспроизводству лесов, статистической и отраслевой отчетности, а также действующих в ряде субъектов Российской Федерации региональных программ по лесному хозяйству и лесовосстановлению и другие материалы.
Перечень рассчитываемых показателей согласован с Управлением охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда МПР России. Расчет осуществлен по 19 показателям статистической и бухгалтерской отчетности, из них - 10 показателей - по лесному семеноводству, 3 показателя - по выращиванию посадочного материала, 4 показателя - по лесовосстановлению, 1 - по рубкам ухода в молодняках.
Кроме того, в Программе произведены обоснования необходимых для выполнения намеченных объемов работ технических средств и финансовых ресурсов.
Определены основные направления научно-исследовательских, нормотворческих и проектных работ по лесовосстановлению на данный период и необходимые затраты для этих целей.
Объемы работ по комплексу лесовосстановительных мероприятий и необходимые затраты определены в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Запроектированные объемы лесовосстановительных мероприятий являются минимально необходимыми и согласованы с территориальными органами МПР России в субъектах Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При разработке региональных программ в зависимости от лесорастительных условий, интенсивности ведения лесного хозяйства и рубок леса по согласованию с заказчиком - органами государственной власти субъекта Российской Федерации - могут предусматриваться и другие показатели Программы, характеризующие процесс воспроизводства лесов.
Обоснование необходимых объемов финансирования лесовосстановительных мероприятий осуществлено по действующим нормативам затрат в разрезе субъектов Российской Федерации с корректировкой их на коэффициенты дефляции, определенные Минэкономразвития России на период до 2005 и последующие годы.
Программа разработана ФГУП "Росгипролес" с участием ФГУ ВНИИЛМ (раздел научного и технического обеспечения), ФГУ Центрлессем (разделы лесного семеноводства и выращивания посадочного материала) и ФГУП Центрлеспроект (исходные данные Программы).
1. Состояние проблемы и необходимость ее решения
программными методами
1.1. Основные направления государственной политики
в области лесовосстановления
Программа "Лесовосстановление в лесном фонде Российской Федерации на 2002 - 2010 годы" (далее - Программа) представляет собой последовательное развитие подпрограммы "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860, в части осуществления системы мероприятий по лесовосстановлению в лесном фонде Российской Федерации, в разрезе субъектов Российской Федерации.
Необходимость разработки данной Программы, включающей в себя вопросы семеноводства лесообразующих видов древесных растений, выращивания посадочного материала, создания лесных культур, содействия естественному возобновлению леса, рубок ухода в молодняках, укрепления материально-технической базы лесокультурного производства, обусловлена механизмом реализации указанной Федеральной целевой программы в субъектах Российской Федерации, а также заинтересованностью и обязанностью государства как собственника лесного фонда в обеспечении своевременного воспроизводства лесных ресурсов.
Леса России являются постоянно возобновляемым природным ресурсом и относятся к федеральной собственности.
Государственный статус лесов определяется тем, что леса России являются ее важнейшим природным ресурсом и в то же время основным компонентом окружающей природной среды, существенным фактором естественного регулирования большинства протекающих в ней процессов, в том числе депонирования углерода.
Особенностью лесов как природного ресурса является то, что они, в отличие от других природных ресурсов, сохранили в современных условиях способность к самовоспроизводству и могут быть не сокращающимся природным ресурсом при соблюдении определенных требований к условиям их эксплуатации и своевременного лесовосстановления.
Вместе с тем анализ состояния лесного фонда и хода возобновления на вырубках показывает, что далеко не везде обеспечивается своевременное и качественное лесовосстановление. В лесном фонде Российской Федерации отмечается значительное увеличение площади гарей. В ряде регионов Европейско-Уральской зоны по-прежнему отмечается интенсивная смена хвойных пород мягколиственными породами. В последние годы уменьшилась площадь лесного фонда под ценными твердолиственными породами: дубом и ясенем - на Дальнем Востоке, дубом и буком - Северном Кавказе. Площадь насаждений, занятая высокоствольным дубом, уменьшилась на 50 тыс. гектаров, буком - на 600 гектаров.
Реализация Федеральной целевой программы "Леса России" на 1997 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1240 и продленной на 2001 год Постановлением от 30.12.2000 N 1034, не обеспечила решение задач по своевременному воспроизводству экологического и ресурсного потенциала лесов в полной мере.
Из-за недостаточного финансирования лесного хозяйства не были выполнены задания по основным лесовосстановительным мероприятиям. Лесовосстановление было осуществлено в 1997 - 2001 годах на площади 4697,7 тыс. гектаров, или на 90,2% к заданиям Федеральной программы, а посадка, посев леса - на 1171,3 тыс. гектаров, или на 89%.
В связи с этим в период 2002 - 2010 годов лесовосстановление на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено в объемах, гарантирующих сохранение ресурсного потенциала лесов и их продуктивности за счет проведения необходимых лесовосстановительных мероприятий и обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных пород, а также (в связи с ограниченными материальными и финансовыми ресурсами) оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов лесовосстановления на основе рекомендаций лесоустройства, сохранения генетического потенциала лесов путем внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала и современных механических и химических средств при уходах за молодыми лесонасаждениями.
В период действия Программы принцип "лесопользователь несет ответственность за лесовосстановление на вырубленных площадях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд" остается основой государственной лесной политики.
1.2. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
Основной целью Программы является обеспечение своевременного и качественного воспроизводства лесных ресурсов на не покрытых лесом лесных землях, улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов лесокультурными методами.
Для достижения поставленной цели разработана система лесовосстановительных мероприятий на период до 2010 года, включающая мероприятия по созданию постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе, выращивание посадочного материала, создание лесных культур, меры содействия естественному возобновлению леса, рубки ухода в молодняках, ввод молодняков в категорию ценных лесонасаждений, финансовое, материально-техническое, научное и проектное обеспечение.
Выполнение Программы намечается в 2 этапа: 2002 - 2005 годы и 2006 - 2010 годы. На первом этапе основное внимание будет уделено повышению качества и эффективности выполняемых лесовосстановительных мероприятий за счет тщательного соблюдения технологии лесокультурных работ, оптимизации породного состава создаваемых насаждений в соответствии с условиями их произрастания, а также укрепления материально-технической базы лесокультурного производства, развития работ по созданию постоянной лесосеменной базы как основы для повышения устойчивости и продуктивности создаваемых лесонасаждений.
На втором этапе осуществления Программы - в 2006 - 2010 годах - предусматривается более широкое внедрение в практику лесовосстановления достижений генетики и селекции и также научно обоснованных интенсивных технологий лесовосстановления, а также (при условии наращивания объемов сплошнолесосечных рубок главного пользования) увеличение объемов лесовосстановительных работ в многолесной зоне.
Итогом реализации Программы будет обеспечение выполнения заданий по лесовосстановлению подпрограммы "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" и международных обязательств Российской Федерации по сохранению экологического потенциала лесов России как важнейшего фактора сохранения углеродного баланса планеты.
2. Исходные данные Программы
2.1. Фонд лесовосстановления, его характеристика
и динамика освоения
Общая площадь земель лесного фонда России, находящихся в ведении МПР России, на 1 января 2002 года составила 11074,4 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью - 717,8 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами - 505,2 млн. гектаров, твердолиственными породами (бук, дуб и др.) - 17,5 млн. гектаров.
Не покрытые лесом лесные земли занимают 104,5 млн. гектаров, из них фонд лесовосстановления составляет 33,4 млн. гектаров.
Динамика площадей фонда лесовосстановления характеризуется следующими данными.
Площадь лесных земель, требующих лесовосстановления за 3 года (по данным учетов лесного фонда на 01.01.1998 и 01.01.2002), несмотря на проводимые лесовосстановительные мероприятия, практически не изменилась. Но при этом изменилось распределение земель фонда лесовосстановления по категориям.
Примерно на 100 тыс. га уменьшилась площадь вырубок, на 80 тыс. га - площадь пустырей и прогалин, уменьшилась площадь погибших лесонасаждений, требующих восстановления. Существенно возросла площадь гарей - более чем на 1100 тыс. га. Таким образом, в фонде лесовосстановления происходит накопление площадей гарей, требующих наиболее трудоемких и дорогостоящих лесовосстановительных мероприятий.
По данным учета лесного фонда, по состоянию на 01.01.2002 фонд лесовосстановления по категориям земель распределяется следующим образом:
- гари - 74%;
- погибшие древостои - 5%;
- вырубки - 12%;
- прогалины, пустыри - 9%.
При этом характеристика фонда лесовосстановления по категориям земель существенно различается по регионам.
В Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском регионах в фонде лесовосстановления преобладают вырубки (40 - 89%), в Южном регионе - пустыри и прогалины - 68%, в Сибирском и Дальневосточном - гари (68 и 79% соответственно).
В связи со сложившейся напряженной обстановкой с лесными пожарами в 2002 году по данным учета лесного фонда на 01.01.2003 можно ожидать прироста площадей гарей, подлежащих лесовосстановлению, в Центральном (где площадь, пройденная лесными пожарами, возросла в 5 раз), Сибирском и Дальневосточном регионах.
2.2. Рекомендации лесоустройства по основным видам
лесовосстановительных мероприятий
Имеющиеся обобщенные данные лесоустройства позволяют произвести оценку современного достигнутого уровня выполняемых объемов лесовосстановительных мероприятий по производству лесных культур, мерам содействия естественному возобновлению леса и в целом по лесовосстановлению с лесоводственно обоснованными нормами лесоустройства.
В целом по лесному фонду лесоустройством запроектировано с учетом лесоводственных требований лесовосстановление в объеме 1297,2 тыс. га в год, принято на 2-м лесоустроительном совещании 1031,8 тыс. га, или 80% к лесоводственно обоснованной норме.
В том числе производство лесных культур по лесоводственным требованиям запроектировано в объеме 443, 6 тыс. га, а принято на 2-м лесоустроительном совещании в размере 337,2 тыс. га, или 76% к лесоводственно обоснованной норме.
Содействие естественному возобновлению запроектировано лесоустройством в объеме 853,7 тыс. га, принято на 2-м лесоустроительном совещании 794,6 тыс. га, или 93% от лесоводственно обоснованной нормы.
Лесовосстановительные работы в 2001 году выполнены в целом по Российской Федерации на площади 899,4 тыс. га; задание на 2002 год составляло 802,7 тыс. га, или 69 и 61% к лесоводственно обоснованной норме и соответственно на 87 и 77% к объемам, согласованным с органами управления лесным хозяйством на 2-м лесоустроительном совещании.
Превышение фактических объемов лесовосстановительных работ над лесоводственно обоснованными нормами отмечается по всем областям Южного региона. Наибольшее отставание выполняемых объемов лесовосстановительных работ от объемов, определенных лесоустройством по лесоводственно обоснованным требованиям, отмечается в Северо-Западном (Республики Коми, Карелия, а также Архангельская и Вологодская области) и Центральном (Липецкая, Тамбовская, Калужская, Костромская и другие области) регионах.
Из применяемых в настоящее время способов лесовосстановления преобладающими являются меры содействия естественному возобновлению леса. Они планируются и выполняются на уровне 90 - 97% к рекомендациям лесоустройства.
В то же время объем выполняемых мероприятий по содействию естественному возобновлению методом сохранения подроста ценных пород значительно отстает от рекомендаций лесоустройства, что объясняется недостаточным освоением расчетной лесосеки по рубкам главного пользования по ряду многолесных районов (Архангельская область, Удмуртская Республика, Республика Бурятия и др.), где сохранение подроста ценных пород для целей лесовосстановления имеет достаточно высокую эффективность.
Более трудоемкий и затратный способ - производство лесных культур - применяется в меньшем объеме - 24% в 2001 году и 27,4% в 2002 году от общего объема лесовосстановительных работ.
Объемы производства лесных культур пока еще не достигли уровня, рекомендованного лесоустройством. В 2001 году они составили 73% от рекомендованного лесоустройством уровня, в 2002 году задание по посеву, посадке леса было установлено на уровне 65% от рекомендаций лесоустройства.
Фактически выполняемые работы по производству лесных культур превышают рекомендации лесоустройства только в Южном регионе.
Наибольший разрыв между фактическим выполнением этого вида работ и рекомендациями лесоустройства в сторону уменьшения отмечаются в Сибирском, Северо-Западном и Уральском регионах.
Давая оценку достигнутого уровня лесовосстановления в сравнении с рекомендациями лесоустройства, вместе с тем следует иметь в виду, что эти рекомендации во многих регионах существенно устарели по времени (сроки давности материалов лесоустройства по многолесным районам иногда превышают 20 лет) и не учитывают динамику ежегодного освоения расчетной лесосеки по главному пользованию.
2.3. Региональные программы по лесному хозяйству
Анализ представленных территориальными органами МПР России региональных программ по лесному хозяйству показывает, что разработка этих программ производилась без учета единых методических рекомендаций. Программы характеризуются разным содержанием, целями и задачами и различными сроками действия. Причем, как правило, сроки действия региональных программ до настоящего времени не превышают 3 - 5 лет, а в отдельных субъектах они рассчитаны на 1 - 2 года.
На один только год рассматривались администрациями субъектов Российской Федерации объемы лесохозяйственных работ по Ленинградской, Мурманской, Костромской, Липецкой, Тамбовской, Ульяновской областям, в Республике Северная Осетия.
По состоянию на 15 октября 2002 года всего было разработано 48 программ по лесному хозяйству, в т.ч. на 2002 год - 11 программ, на 2003 - 2 программы, на 2002 - 2005 годы - 28 программ, 2002 - 2010 годы - 7 программ.
Лишь отдельные территориальные органы разработали региональные программы по лесохозяйственной деятельности в развитие подпрограммы "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)".
Наиболее полно, в соответствии с требованиями программно-целевого метода управления и подпрограммы "Леса", разработаны региональные программы по Белгородской и Воронежской областям. Причем по Воронежской области региональная программа утверждена Постановлением Главы администрации от 01.11.2001 N 1109 и Воронежской Областной Думой 27.04.02 N 341-14-ОД, что в известной степени гарантирует ее выполнение.
Специальным законом, принятым Московской Областной Думой 14 декабря 2000 г. N 11/117, утверждена Областная целевая программа "Леса Подмосковья" на 2001 - 2005 годы. Особенностью данной Программы является четкое определение размеров и источников финансирования лесохозяйственных мероприятий, причем предусмотрена ежегодная индексация затрат на коэффициенты-дефляторы, определенные в установленном порядке.
Однако в целом рассмотрение и утверждение программ по лесному хозяйству в органах государственной власти субъектов Российской Федерации проходит напряженно и медленно. Так, из разработанных и действующих программ (с разными сроками действия) утверждены только 52%. Областная целевая программа "Охрана, защита, воспроизводство и рациональное использование лесов Курганской области" (2001 - 2005 годы) до настоящего времени не утверждается из-за отсутствия источников финансирования.
Начало разработки Программы "Лесовосстановление в лесном фонде Российской Федерации на 2002 - 2010 годы", согласование необходимых объемов лесовосстановительных мероприятий с территориальными органами МПР России активизировало работу по составлению региональных программ и по состоянию на 01.11.2002 19 территориальными органами МПР России разработаны программы на период 2002 - 2010 года, в том числе 10 из них утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 9 находятся на рассмотрении и согласовании. К разработке таких программ приступили еще 19 субъектов Российской Федерации.
В проекте Программы "Лесовосстановление в лесном фонде Российской Федерации на 2002 - 2010 годы" учтены объемы лесовосстановительных мероприятий, определенные в региональных программах, независимо от времени их разработки и срока действия.
Необходимый объем финансирования рассчитан по нормативам затрат на 2002 и 2003 годы, утвержденным первым заместителем Министра природных ресурсов России, руководителем Государственной лесной службы В.П. Рощупкиным, с учетом индексов-дефляторов цен на 2003 - 2005 и последующие годы, определенных Минэкономразвития России.
3. Система программных мероприятий по лесовосстановлению
в лесном фонде Российской Федерации
Система программных мероприятий по лесовосстановлению в лесном фонде Российской Федерации является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов, социальных, экологических и других мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом. Все программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями и задачами Программы и направлены на обеспечение воспроизводства лесных ресурсов.
Система программных мероприятий состоит из трех крупных взаимосвязанных блоков:
- институциональных преобразований;
- совершенствования нормативной правовой базы;
- финансирования (см. схему) <*>.
------------------------------------
<*> Не приводится.
Собственно программные мероприятия по лесовосстановлению в лесном фонде Российской Федерации включают в себя следующие показатели:
- лесовосстановление всего, в т.ч. производство лесных культур и меры содействия естественному возобновлению;
- рубки ухода в молодняках;
- ввод молодняков в категорию хозяйственно-ценных насаждений;
- заготовка лесных семян всего, в т.ч. мелкосеменные хвойные породы, кедр, дуб;
- закладка лесосеменных плантаций;
- закладка архивов клонов плюсовых деревьев и маточных плантаций;
- закладка испытательных культур;
- закладка ПЛСУ;
- уход за объектами генетико-селекционного комплекса;
- уход за ПЛСУ;
- организация и строительство лесных питомников;
- выращивание посадочного материала;
- научное, проектное и техническое обеспечение.
В Программе определены объемы работ по данным показателям и необходимые затраты на их выполнение.
Расчеты объемов работ осуществлены на основе фактически достигнутого уровня с учетом рекомендаций лесоустройства и лесной науки, ожидаемого научно-технического прогресса в технологии лесовосстановительных работ, а также объемов лесовосстановительных работ, принятых в действующих региональных программах по лесному хозяйству.
3.1. Лесное семеноводство
Задачей лесного семеноводства является массовое получение семян лесных деревьев и кустарников с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами.
Объем заготовки семян лесных растений на прогнозируемый период 2002 - 2010 годов для целей лесовосстановления по расчетам составит 5455,5 тонны, в том числе по Центральному федеральному округу - 1040,4 тонны, по Северо-Западному - 205,3 тонны, по Южному - 841,2 тонны, по Приволжскому - 1893,4 тонны, по Уральскому - 81,4 тонны, по Сибирскому - 678,3 тонны, по Дальневосточному - 715,5 тонны.
Доля мелкосеменных хвойных пород (сосны, ели) в общем объеме заготовки лесных семян составляет 14,7%, кедра - 26,0%, дуба - 51,0%.
Объемы заготовки семян лесных деревьев и кустарников на период 2002 - 2010 годов по субъектам Российской Федерации и необходимые затраты на эти цели указаны в Приложениях 6, 7, 8, 9.
Общая сумма затрат на обеспечение лесовосстановительных мероприятий семенным материалом в 2002 - 2010 годах, кроме необходимых затрат на приобретение машин и механизмов для сбора и обработки сырья, составит по расчетам 3144,1 млн. рублей.
Одним из прогрессивных направлений ведения лесосеменного хозяйства является создание постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе и перевод лесного семеноводства на заготовку и использование семян с улучшенной наследственностью, обеспечивающих создание более устойчивых и высокопродуктивных лесонасаждений.
В настоящее время (по состоянию на 01.01.2002) в лесхозах системы МПР России имеется значительное количество объектов единого генетико-селекционного комплекса: около 44 тыс. плюсовых деревьев, 18,5 тыс. га плюсовых насаждений, 8 тыс. га лесосеменных плантаций (ЛСП), 60 тыс. га постоянных лесосеменных участков (ПЛСУ), 500 га архивов клонов и 1 тыс. га испытательных культур плюсовых деревьев. В состав постоянной лесосеменной базы (ПЛСБ) включено 4,3 тыс. га ЛСП и 45,6 тыс. га ПЛСУ, из них в стадию семеношения вступили около 3 тыс. га плантаций и 40 тыс. га ПЛСУ, которые в большинстве своем используются для заготовки семян. В ряде субъектов Российской Федерации имеются достаточные площади лесосеменных плантаций I порядка, чтобы обеспечить лесокультурное производство улучшенными семенами. Так, ЛСП Куровского опытного лесхоза ежегодно обеспечивают потребность лесхозов в Московской области в семенах сосны, плантации Кузоватовского опытного лесхоза более чем на треть обеспечивают лесхозы в Ульяновской области семенами этой породы.
По результатам испытания вегетативного потомства плюсовых деревьев сосны и лиственницы подошли к этапу создания ЛСП повышенной генетической ценности лесхозы в Московской, Ульяновской, Нижегородской, Ивановской, Костромской, Свердловской, Псковской областях, а также в Республиках Чувашия, Карелия и Коми.
В последние годы во многих регионах ведутся работы по замене ПЛСУ, заложенных в 60 - 70 годы, новыми лесосеменными участками. В ряде субъектов Российской Федерации начаты работы по закладке ПЛСУ улучшенным посадочным материалом (в Ленинградской, Вологодской, Нижегородской, Ульяновской областях и др.).
В целях увеличения объемов заготовки улучшенных семян целесообразно проводить закладку ПЛСУ улучшенным посадочным материалом или формирование ПЛСУ в лесных культурах, заложенных таким материалом. Эти работы актуально проводить в Воронежской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Калининградской, Новгородской, Псковской, Астраханской, Волгоградской и других областях, а также в Алтайском крае и Хабаровском крае.
Следует отметить, что работы по сохранению генофонда в архивах клонов плюсовых деревьев и испытанию их семенного потомства в испытательных культурах ведутся пока в незначительных объемах. Работы по закладке архивов клонов и испытательных культур необходимо проводить под руководством специалистов научно-исследовательских учреждений. Однако научно-методическая помощь лесхозам со стороны НИУ с каждым годом сокращается из-за недостатка финансирования как непосредственно научно-исследовательских учреждений, так и лесхозам на проведение этих работ. В настоящее время в испытательных культурах на площади 1 тыс. га представлено потомство только 9 тыс. плюсовых деревьев (20% отобранных), а в архивах клонов на площади около 0,5 тыс. га - только 6 тыс. плюсовых деревьев (14%).
В связи с этим Программой предусматривается в период 2002 - 2010 годов активизировать работы по созданию архивов клонов и испытательных культур. Тем более что в последние годы участились случаи гибели плюсовых деревьев в результате пожаров, ветровалов, повреждения короедом и корневой губкой, а также в результате самовольной вырубки. Только в 2001 году по этим причинам около 700 плюсовых деревьев было исключено из Государственного реестра плюсовых деревьев России.
В 2002 - 2010 годах по Программе намечается заложить 1344 гектаров лесосеменных плантаций, 1039 гектаров испытательных культур, 576 гектаров архивов клонов, 6946 гектаров постоянных лесосеменных участков, а также осуществить уход за объектами генетико-селекционного комплекса на площади 79663 гектара и уход за постоянными лесосеменными участками на площади 67146 гектаров.
Общая стоимость работ по созданию постоянной лесосеменной базы составит 1563,2 млн. рублей.
Распределение объемов работ и затрат на создание постоянной лесосеменной базы по субъектам Российской Федерации и годам осуществления Программы приведены в Приложениях 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством с объектов ПЛСБ заготавливают в настоящее время в среднем около 100 т семян, что составляет 14% от всего семфонда. При этом масса семян, относящихся к категории улучшенных, достигает 24 т (или 3,5% от всего семфонда).
Объемы заготовки семян мелкосеменных хвойных пород с объектов ПЛСБ составляют ежегодно около 10 т (с колебаниями в разные годы от 8,5 т до 12,5 т), или от 10% до 15% семфонда этих пород, а улучшенные семена - более 3 т в год, или 3%.
Объемы заготовки семян кедра с объектов ПЛСБ составляют в среднем 26 т в год (или 25% всего семфонда кедра), из них улучшенных семян - около 3 т (3%). Объемы заготовки желудей дуба с ПЛСБ составляют в среднем 50 т (15% всего семфонда желудей), из них улучшенных - 14 т (4%).
Основным объектом для заготовки семян являются постоянные лесосеменные участки, на которых в зависимости от урожайных лет заготавливают от 55 до 120 т семян. Лесхозами в плюсовых насаждениях ежегодно заготавливается 20 - 25 т улучшенных семян, в основном это семена кедра и дуба. На лесосеменных плантациях заготавливают в основном семена мелкосеменных хвойных пород (сосны, ели и лиственницы). До 2000 года на ЛСП ежегодно заготавливали от 2 до 3 т семян этих пород, а в 2000 - 2001 годах урожай семян с ЛСП возрос почти до 5 т семян в год, т.е. почти половина семян, заготовленных с ПЛСБ, относится к улучшенным семенам. Более эффективное использование ЛСП и ПЛСУ мелкосеменных хвойных пород сдерживается из-за отсутствия или недостаточного количества в лесхозах подъемно-транспортных механизмов, а также дороговизны их эксплуатации. Крайне недостаточно и средств механизации для переработки малых партий семенного сырья сосны и ели.
Большое количество семян мелкосеменных хвойных пород заготавливают лесхозы с объектов ПЛСБ. При этом лесхозы в Ленинградской области, в Республиках Карелии и Коми перешли на заготовку семян сосны и ели только на ЛСП.
Работы по заготовке семян кедра с объектов ПЛСБ (ПЛСУ и плюсовых насаждений) хорошо организованы в Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, Томской, Кемеровской и Иркутской областях, а также в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия.
Большие объемы желудей дуба с объектов ПЛСБ заготавливают лесхозы в Брянской, Воронежской, Калининградской, Волгоградской, Саратовской областях, в Республиках Адыгея и Мордовия, Краснодарском крае и др.
С учетом вступления в стадию семеношения новых площадей ЛСП и ПЛСУ, в основном мелкосеменных хвойных пород, объемы заготовки этих семян к 2010 году могут увеличиться до 13 - 15 т в год и составить около 15% от семфонда. Однако для заготовки такого количества семян мелкосеменных хвойных пород с объектов ПЛСБ (ЛСП и ПЛСУ) необходимо обеспечить хотя бы лесхозы, специализированные по семеноводству (где сконцентрированы большие площади ЛСП и ПЛСУ), машинами и механизмами для заготовки шишек с растущих деревьев, а также средствами механизации для переработки малых партий семенного сырья.
При условии достаточного финансирования работ по заготовке семян, укрепления материально-технической базы семеноводческих лесхозов в период до 2010 года объемы заготовки семян с объектов ПЛСБ в урожайные годы в целом по России могут достичь 18% от всего семфонда, из них улучшенных семян - 8%; заготовка семян мелкосеменных хвойных пород - 15% от их семфонда; заготовка семян кедра - 40%; заготовка желудей дуба - 25%. Заготовка улучшенных семян всех пород может составить около 8% от всего семфонда.
Для обеспечения переработки семенного сырья и качественного хранения лесных семян лесхозы испытывают потребность в строительстве 241 стационарных и передвижных шишкосушилок, 775 машинах для очистки семян, 240 подъемниках для сбора семян с лесосеменных плантаций и участков, 330 складских помещениях.
Потребность в машинах и оборудования для лесного семеноводства в разрезе субъектов Российской Федерации и необходимые затраты на решение этой проблемы указаны в Приложении 19.
3.2. Лесные питомники и выращивание посадочного материала
На 01.01.2002 в лесном хозяйстве имеется 2892 лесных питомника, в т.ч. постоянных - 1306, из них орошаемых - 230.
Площадь питомников - 22848 га, в том числе постоянных - 20957 га, из них орошаемых - 4400 га. Под временными лесными питомниками занято 1891 га, или 9% общей площади лесных питомников.
Потребность в посадочном материале для целей лесовосстановления в лесном фонде на прогнозируемый период составляет 11,8 млрд. штук сеянцев и саженцев (Приложение 16).
Имеющаяся база лесных питомников позволяет вырастить данное количество посадочного материала в целом по России. Однако по ряду субъектов Российской Федерации отмечается недостаточная производственная мощность имеющихся лесных питомников.
Сложившаяся структура, размещение и состояние питомнической базы в ряде субъектов Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов не полностью отвечают современным требованиям по количеству, ассортименту и качеству посадочного материала.
Для решения этих проблем в 2002 - 2010 годах необходимо организовать и обустроить новые лесные питомники на площади 650 га, в т.ч. 188 га орошаемых, из них в Южном федеральном округе на площади 110 и 77 га соответственно, в Сибирском - 225 и 111 га, в Дальневосточном - 315 га.
Объемы и стоимость строительства новых лесных питомников приводятся в Приложении 17.
В целях повышения качества посадочного материала необходимо осуществить значительные работы по строительству и реконструкции оросительной сети в существующих лесных питомниках. Всего в 2002 - 2010 годах предусматривается осуществить эти работы на площади 2173 га (Приложение 18).
3.3. Объемы работ и способы лесовосстановления
Основным принципом воспроизводства лесных ресурсов является обязательное своевременное лесовосстановление на не покрытых лесной растительностью лесных землях, и в первую очередь на лесосеках, требующих проведения лесовосстановительных мероприятий. К планируемым мерам лесовосстановления относится создание лесных культур и проведение мер содействия естественному возобновлению леса.
Программой "Лесовосстановление в лесном фонде Российской Федерации" намечается в 2002 - 2010 годах осуществить лесовосстановительные работы на площади 6310 тыс. га, что соответствует объемам, предусмотренным подпрограммой "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)".
Учитывая, что объемы работ по Южному федеральному округу превышают лесоводственно обоснованные нормы и фонд лесовосстановления по Европейской части России практически освоен, дальнейшее наращивание лесовосстановительных мероприятий возможно лишь при условии увеличения объема лесовосстановительных работ в многолесных районах Сибири и Дальнего Востока или за счет освоения гарей, что требует значительного укрепления материально-технической базы лесхозов.
Посев и посадка леса в 2002 - 2010 годах планируются в объеме 1822 тыс. га, или 28,9% от общего объема лесовосстановительных работ.
Меры содействия естественному возобновлению леса планируется осуществить в объеме 4488 тыс. га. Этот способ лесовосстановления преобладает в многолесных районах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федерального округов. В остальных округах в общем объеме лесовосстановления преобладают посев и посадка леса. Распределение объемов лесовосстановительных работ по субъектам Российской Федерации и стоимость этих мероприятий указаны в Приложениях 1, 2, 3.
Рубки ухода в молодняках предусматриваются в Программе на площади 5 млн. 135 тыс. га, или в среднем 570 тыс. га в год (Приложение 4).
Лесоустройством это мероприятие запроектировано по лесоводственным требованиям в объеме 1115,7 тыс. га. На втором лесоустроительном совещании принят ежегодный объем рубок ухода в молодняках в размере 727,5 тыс. га в год.
Отставание намеченных в Программе объемов работ по рубкам ухода от запроектированных лесоустройством (на 22%) объясняется чрезвычайной трудоемкостью этого мероприятия и недостатком финансирования.
Ввод молодняков в категорию ценных насаждений является важным показателем, характеризующим успешность лесовосстановительного процесса в целом, и осуществляется как за счет лесовосстановительных мероприятий, так и за счет естественного заращивания не покрытых лесной растительностью земель.
На период 2002 - 2010 годы ввод молодняков в категорию ценных насаждений определен в размере 9158 тыс. га, что больше контрольного показателя подпрограммы "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 104 тыс. га (Приложение 5).
Рост объемов лесовосстановления, вышепредусмотренных Программой, возможен при более полном освоении расчетной лесосеки, особенно по мягколиственным породам в Центральном федеральном округе, а также при создании экономических условий для разработки горельников на доступных участках лесного фонда и приведения их в состояние, пригодное для осуществления лесовосстановительных работ.
Использование расчетной лесосеки характеризуется следующими показателями.
Таблица 1
----------------------T------------------------------------------¬
¦ ¦ Использование расчетной лесосеки ¦
¦ ¦ в 2001 году (%) ¦
¦ +-------------------T----------------------+
¦ ¦ всего ¦ в т.ч. по хвойному ¦
¦ ¦ ¦ хозяйству ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Итого по МПР России ¦ 22,57 ¦ 28,16 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Из них: ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Северо-Западный ФО ¦ 55,10 ¦ 65,40 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Центральный ФО ¦ 37,50 ¦ 85,80 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Приволжский ФО ¦ 43,90 ¦ 83,60 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Южный ФО ¦ 21,80 ¦ 34,70 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Уральский ФО ¦ 26,60 ¦ 31,70 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Сибирский ФО ¦ 7,10 ¦ 25,60 ¦
+---------------------+-------------------+----------------------+
¦Дальневосточный ФО ¦ 23,90 ¦ 27,90 ¦
L---------------------+-------------------+-----------------------
Причем, как показывает анализ, положительной тенденции в динамике освоения расчетной лесосеки за последние 3 года (1999 - 2001) не просматривается. В 1999 году освоение расчетной лесосеки в целом по России составляло 21,9%, в 2000 году - 23,1%, в 2001 году - 22,6%, а по хвойному хозяйству - 26,6%, 28,8%, 28,2% - соответственно.
При равномерном наращивании освоения расчетной лесосеки на 3% в год и соответствующем финансировании объемы лесовосстановительных работ могли быть на 5 - 8% выше, что показано в нижеследующей таблице в виде II варианта объемов лесовосстановительных мероприятий.
Таблица 2
ОБЪЕМЫ ЛЕСОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(тыс. га)
-----------T-----------------T-----------------T-----------------¬
¦ Годы ¦Лесовосстановле- ¦ В т.ч. ¦Содействие есте- ¦
¦ ¦ние - всего ¦ производство ¦ственному возоб- ¦
¦ ¦ ¦ лесных культур ¦новлению леса ¦
¦ +----------T------+----------T------+----------T------+
¦ ¦I вариант ¦II ва-¦I вариант ¦II ва-¦I вариант ¦II ва-¦
¦ ¦(принятый)¦риант ¦(принятый)¦риант ¦(принятый)¦риант ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2002 ¦ 802 ¦ 802 ¦ 219 ¦ 230 ¦ 583 ¦ 572 ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2003 ¦ 753 ¦ 791 ¦ 202 ¦ 212 ¦ 551 ¦ 579 ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2004 ¦ 710 ¦ 746 ¦ 200 ¦ 202 ¦ 510 ¦ 544 ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2005 ¦ 663 ¦ 696 ¦ 199 ¦ 209 ¦ 464 ¦ 487 ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2006 - ¦ 3382 ¦ 3547 ¦ 1002 ¦ 1051 ¦ 2380 ¦ 2496 ¦
¦2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+----------+------+----------+------+----------+------+
¦2002 - ¦ 6310 ¦ 6582 ¦ 1822 ¦ 1904 ¦ 4488 ¦ 4678 ¦
¦2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+----------+------+----------+------+----------+-------
4. Научно-техническое, проектное и информационное
обеспечение Программы
4.1. Научно-техническое обеспечение Программы
Концептуальные положения научно-технического
обеспечения Программы
Научно-технической базой Программы является комплекс современных научных разработок по лесовосстановлению с использованием также традиционных методов, способов, технологий и технологических средств, обеспечивающих достижение высокого гарантированного подтвержденного практикой эффекта при лесовыращивании.
Основные программные объемы лесовосстановительных мероприятий устанавливаются исходя из принципов системного лесовыращивания и ведения лесного хозяйства, в целом соответствующего критериям устойчивого управления лесным хозяйством, в т.ч. дифференцировано по регионам страны с учетом объемов рубок и естественного возобновления леса. При этом для лесной зоны и других зон, где обеспечивается естественное возобновление, определяющим все объемы лесовосстановления является объем необходимых уходов за молодняками, обеспеченный достаточными финансовыми и техническими средствами, а также трудовыми ресурсами. Для степной зоны и других зон и регионов, где естественное возобновление не обеспечено, определяющим является объем создания лесных культур с возможным частичным естественным возобновлением лесообразующих пород, также согласованный с объемами уходов за молодняками, обеспеченных необходимым финансированием, наличием технических средств и трудовых ресурсов.
В соответствии с требованиями международных соглашений по охране окружающей среды и сохранению лесов, подписанных Российской Федерацией, с учетом социально-экономических условий в стране основными, приоритетными для разработки и применения на практике являются эколого- и ресурсосберегающие технологии создания лесных культур со щадящим воздействием на почву, максимально возможным сохранением лесорастительных условий, биоразнообразия, экологических ценных элементов предшествующих фитоценозов.
Одним из важнейших направлений для разработки и освоения в период выполнения Программы являются технологии преимущественно искусственного восстановления лесов, эффективно депонирующих углерод, обеспечивающих поддержание глобального углеродного цикла атмосферы за счет связывания углерода и нейтрализации последствий современных промышленных выбросов.
Разработка научно обоснованных комплексов технологий создания целевых углерододепонирующих насаждений обеспечит возможность России участвовать на экономически выгодной основе в международных программах по депонированию углерода и ослаблению процессов потепления климата на планете.
В целом разрабатываемые и применяемые на практике методы и технологии лесовосстановления, в т.ч. создания лесных культур, в соответствии с особенностями ведения лесного хозяйства на зонально-типологической основе, дифференцированы с учетом целевого назначения лесов по группам и категориям защитности - приоритетно эксплуатационного и приоритетно средообразующего, в т.ч. рекреационного, назначения.
В связи со значительными объемами и спецификой лесовосстановления на гарях в период проработки Программы формируются в рамках НИР, проверяются в опытных условиях и осваиваются на практике эффективные малозатратные технологии лесовосстановления, с максимальным использованием в соответствующих типологических условиях возможности естественного возобновления леса, при сохранении источников обсеменения, в первую очередь, хозяйственно-ценных пород (сосны, ели и других), а также лесных культур, в т.ч. с частичной расчисткой участков и обработкой почвы при отсутствии опасности массового развития болезней и размножения вредителей леса.
Для повышения продуктивности и ценности лесов предусматривается по регионам страны обеспечить реконструкцию малоценных насаждений, образовавшихся по разным причинам в условиях коренных групп типов леса ценных хвойных и твердолиственных пород, с восстановлением кедрово-широколиственных лесов на Дальнем Востоке, кедровников в Западной и Восточной Сибири, сосняков практически во всех регионах страны, дубрав в лесостепной и степной зонах Европейской части России, а также других целевых насаждений по регионам и типам лесорастительных условий.
На основе проведения научно-исследовательских работ и проверки в опытных условиях на первом этапе реализации Программы устанавливаются с учетом природоохранных и лесоводственных требований границы возможного применения методов и технологий лесовосстановления в увязке с разрабатываемыми вариантами рубок леса с оставлением малоценной древесины, в том числе с применением экологически безопасных препаратов и способов химического воздействия (инъекции в стволы деревьев и других) для предотвращения или значительного снижения нежелательной смены основных лесообразующих видов.
В целях достижения максимального использования потенциала естественного возобновления леса и рационального расходования средств выбор типов лесовосстановления и рубок, наиболее приемлемых в конкретных условиях, осуществляется в следующей очередности: непрерывное естественное лесовозобновление при выборочных рубках; периодическое постепенное естественное лесовозобновление в комплексе с постепенными рубками; предварительное естественное возобновление с проведением при необходимости мер содействия в комплексе с рубками с сохранением подроста; последующее естественное возобновление ценных лесообразующих пород семенного или не более второй генерации вегетативного происхождения и мерами содействия при сплошных рубках; последующее искусственное лесовозобновление, как правило, для тех условий, где другие методы возобновления ценных лесообразующих пород неэффективны.
Освоение прогрессивных технологий, машин и орудий
при лесовосстановлении
В период действия Программы намечается освоение следующих прогрессивных технологий, машин и орудий:
1. Создание культур хвойных пород на вырубках лесной зоны по эколого- и ресурсосберегающим технологиям на базе комплексной механизации работ от расчистки вырубок до перевода лесных культур в покрытые лесной растительностью земли. Технологией предусматривается:
- расчистка полос без корчевки пней, одновременно с обработкой почвы; посадка 1,8 - 2 тыс. шт./га укрупненного посадочного материала, 1 - 2-кратный агротехнический уход и 1-кратное осветление;
- использование технических средств: комплекса на базе орудия для расчистки вырубок ОРВ-1,5А, лесопосадочных машин МЛУ-1А, ЛМД-81, катка универсального лесного КУЛ-2 (КУЛ-2А), культиваторов КЛБ-1,7, КДС-1,8 (мотокусторез);
- затраты на 1 га: тракторо-смен ЛХТ-55 (ЛХТ-100) - 2 - 2,5; человеко-смен - 79; 4 - 6 тыс. рублей, уменьшение затрат, по сравнению с промышленными технологиями в 1,5 - 1,8 раза.
2. Выращивание укрупненных сеянцев хвойных пород на базе комплексной механизации работ. Эта технология включает: обработку почвы по системе черного или занятого пара с внесением органических и минеральных удобрений, сортировку семян по массе пневмосепаратором ПЛС-5; равномерно-разреженный посев, применение гербицидов при уходах, 5 - 7-кратный агротехнический уход, подкормку минеральными удобрениями, подрезку корней.
Комплекс машин: плуг ПН-35, разбрасыватель удобрений РМУ-0,8, выравниватель поверхности почвы - ВГ-3,6, машина ротационная МРБ-1,6, МОН 1-ОП, лесная сеялка СЛН-5/9, культиватор КПШ-1,25, КЛ-1,25; культиватор-подкормщик ККП-1,5А, корнеподрезчик КНУ-1,2, КРПШ-1,2; выкопочная машина ВМ-1,3А; оборудование для сортировки посадочного материала ОС-1. Срок выращивания сеянцев сосны 3 - 4 года, сеянцев ели - 4 - 5 лет. Себестоимость 1 тыс. шт. сеянцев 40 - 50 рублей. По сравнению с выращиванием 4 - 5-летних саженцев сосны и ели затраты на производство укрупненных сеянцев уменьшаются в 2 - 3 раза.
3. Проведение активных мер содействия естественному возобновлению хвойных и твердолиственных пород на 2 - 4-летних вырубках, с использованием двух способов: а) уход за подростом и самосевом - осветление хозяйственно-ценных пород, разреживание молодняков, вырубка деревьев нежелательных пород; б) подсадка в состав молодняков саженцев и сеянцев хвойных и твердолиственных пород высотой не менее 40 - 60 см в количестве до 500 штук/га. Эффект по вариантам:
- лесоводственный - перевод естественных молодняков в хвойное или твердолиственное хозяйства;
- экономический - уменьшение затрат на лесовосстановление за счет замены этими способами мер содействия естественному возобновлению создаваемых культур.
Технические средства по вариантам:
- для ухода - катки КОК-2 и КУЛ-2 (КУЛ-2А), мотокусторез, нож-рубщик;
- для подготовки почвы - плуг ПКЛ-70А, ПЛБ-0,1, ПЛБ-1,0, лесопосадочный меч-лопата.
Затраты на 1 га: 1,5 - 1 тракторо-смены, 3 - 5 человеко-смен, 1,5 - 2,5 тыс. руб., объем внедрения 100 - 150 тыс. га/год.
4. Уход (осветления и прочистки) по интенсивным технологиям за молодняками, сформировавшимися на участках культур хвойных и твердолиственных пород. Особенности технологий: проведение осветлений в 5 - 7 лет, прочисток в 12 - 14 лет, уничтожение в рядах и междурядьях всего естественного возобновления малоценных пород. Лесоводственный эффект:
- предупреждается заглушение естественно возобновившимися малоценными породами культивируемых деревьев;
- обеспечивается формирование насаждений с преобладанием в составе хвойных пород.
Технические средства: катки КОК-2 и КУЛ-2 (КУЛ-2А), мотокусторез, нож-рубщик. Затраты на 1 га: 0,3 - 0,5 тракторо-смены, 3 - 5 человеко-смен, 1,5 - 2,0 тыс. руб./га.
Объемы работ по освоению новых технологий, возможные в период действия Программы, приведены в таблице 3.
Таблица 3
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МАШИН И ОРУДИЙ ПРИ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИИ
----T---------------T----T---------------------------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦ Ед.¦ Объемы работ по годам ¦
¦п/п¦ разработки ¦изм.+----T----T----T----T----T----T----T----+
¦ ¦ ¦ ¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦2008¦2009¦2010¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦1. ¦Создание и ¦тыс.¦20 ¦25 ¦30 ¦35 ¦40 ¦50 ¦70 ¦100 ¦
¦ ¦выращивание по ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эколого- и ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сурсосберегаю- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щим технологиям¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при комплексной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ культур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хвойных пород ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на вырубках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесной зоны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦2. ¦Производство ¦млн.¦- ¦- ¦300 ¦350 ¦400 ¦450 ¦500 ¦500 ¦
¦ ¦укрупненных ¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сеянцев хвойных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пород по техно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логиям, обеспе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чивающим комп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лексную механи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зацию работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В т.ч. из семян¦млн.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100 ¦
¦ ¦с улучшенными ¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наследственными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свойствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦3. ¦Проведение ¦тыс.¦200 ¦250 ¦250 ¦300 ¦350 ¦400 ¦400 ¦400 ¦
¦ ¦активных мер ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦естественному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возобновлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хвойных и твер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦долиственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пород (уход за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подростом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самосевом, под-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦садка, минера- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизация почвы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦4. ¦Лесоводственный¦тыс.¦300 ¦350 ¦400 ¦500 ¦600 ¦600 ¦600 ¦600 ¦
¦ ¦уход (осветле- ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния и прочист- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ки) за лесными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культурами по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интенсивным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологиям с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦катков, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мотокусторезов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦5. ¦Восстановление ¦тыс.¦90 ¦110 ¦130 ¦150 ¦160 ¦170 ¦180 ¦220 ¦
¦ ¦леса на гарях ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Сибири и Даль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦него Востока, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В т.ч. создание¦тыс.¦8 ¦10 ¦12 ¦14 ¦16 ¦18 ¦20 ¦22 ¦
¦ ¦лесных культур ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦6. ¦Реконструкция ¦тыс.¦16 ¦16 ¦16 ¦16 ¦16 ¦17 ¦17 ¦17 ¦
¦ ¦малоценных ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодняков в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кедровых типах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦леса Дальнего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Востока (рекон-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структивные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦7. ¦Содействие ¦тыс.¦100 ¦100 ¦100 ¦200 ¦200 ¦200 ¦200 ¦200 ¦
¦ ¦естественному ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возобновлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сосны, ели и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦березы на вы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рубках по тех- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нологиям, пре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дусматривающим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механической ¦

<ПИСЬМО> МПТР РФ от 16.05.2003 n Ц/4-19-146 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА БЛАНКОВ СТРОГОГО УЧЕТА И СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также