ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ (утв. МПС РФ 16.05.2003 n ЦЭ-940)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
16 мая 2003 г. N ЦЭ-940
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛОКОМОТИВАХ
И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования к дизельному топливу, определяет перечень смазочных материалов и порядок их применения в основных узлах трения локомотивов и моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС) федерального железнодорожного транспорта. Кроме того, настоящая Инструкция определяет условия хранения указанных материалов на базах топлива и нефтепродуктов организаций и подразделений железнодорожного транспорта, устанавливает нормы заправки, добавления и браковки смазочных материалов, меры по устранению их потерь при приемке, хранении, транспортировке, отпуске и заправке.
1.2. Настоящая Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием локомотивов и МВПС, а также с контролем качества, приемом, хранением, отпуском дизельного топлива и смазочных материалов.
1.3. Нормативная документация по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов и МВПС в части применения смазочных материалов подлежит обязательному согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.
1.4. На локомотивах и МВПС следует применять смазочные материалы в соответствии с химмотологической картой (далее - картой смазки) предприятия - изготовителя данного вида подвижного состава, согласованной с Департаментом локомотивного хозяйства МПС России, или смазочные материалы, установленные настоящей Инструкцией (Приложение N 1).
1.5. Допуск к применению на федеральном железнодорожном транспорте вновь созданных или модернизированных горюче-смазочных материалов оформляется установленным МПС России порядком (пункт 47 Приложения N 18 к настоящей Инструкции).
1.6. Применение смазочных материалов, не предусмотренных настоящей Инструкцией, на серийных локомотивах и МВПС не допускается.
1.7. Для локомотивов и МВПС после производства капитального ремонта с продлением срока службы (далее - КРП) порядок применения смазочных материалов определяется технической документацией и руководством по их эксплуатации.
1.8. Заправка и добавление смазочных материалов в узлы локомотивов и МВПС, показатели качества которых не соответствуют требованиям нормативной документации, не допускаются.
1.9. Порядок входного и текущего периодического контроля качества смазочных материалов и дизельного топлива устанавливается настоящей Инструкцией.
Контроль качества осуществляют работники химико-технических (химических) лабораторий организаций и подразделений железнодорожного транспорта.
1.10. Отбор проб дизельного топлива и смазочных материалов должны производить: из узлов локомотивов и МВПС - работники химико-технической (химической) лаборатории, назначенные приказом начальника локомотивного депо (организации); на базе топлива и нефтепродуктов - работники этой базы в присутствии сотрудника химико-технической (химической) лаборатории.
1.11. Для более глубокой оценки технического состояния локомотивов и МВПС должен производиться спектральный анализ проб смазочных материалов, отбор которых необходимо производить из ответственных узлов трения в процессе их эксплуатации. Перечень этих узлов и порядок отбора проб определяются настоящей Инструкцией.
1.12. Применение в локомотивах и МВПС отработанных смазочных материалов регламентируется настоящей Инструкцией.
1.13. При проведении капитального ремонта локомотивов и МВПС (или их отдельных узлов с полной разборкой) производится полная смена смазочных материалов.
1.14. Нормативные правовые акты Российской Федерации, государственные и отраслевые стандарты и иные нормативные документы, на которые даны ссылки в настоящей Инструкции, приведены в Приложении N 18 к настоящей Инструкции.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗОВ,
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ И АВТОМОТРИС
2.1. Дизель
2.1.1. В дизелях тепловозов, дизель-поездов и автомотрис (далее - дизелях) применяется дизельное топливо по ГОСТ 305.
Топливо, допущенное к применению в установленном порядке по иной нормативной документации, должно содержать не более 0,5% серы.
2.1.2. Марки моторных масел, допущенные к применению в дизелях, нормы их добавления в процессе эксплуатации (расход на угар), а также их физико-химические показатели приведены, соответственно, в Приложениях N 2 и N 3 к настоящей Инструкции.
2.1.3. Контроль за расходом моторных масел в организациях и подразделениях железнодорожного транспорта должен осуществляться ответственным за теплотехническую работу специалистом, назначенным руководителем организации, подразделения.
На каждый дизель заводится карточка учета расхода моторного масла. На основе данных учета расхода моторного масла должны приниматься меры по его рациональному использованию.
2.1.4. При заправке моторное масло необходимо заливать в картер дизеля или масляный бак до уровня, указанного на масломерной рейке, масломерном стекле или щупе.
Не допускается заправка масла с нарушением верхнего или нижнего предельных уровней: в первом случае это ведет к повышенному расходу масла, во втором - приводит к снижению давления в масляной системе и может вызвать выход дизеля из строя.
2.1.5. Контроль и поддержание заданного уровня масла в системе смазки дизеля в процессе эксплуатации следует производить на всех видах технического обслуживания тепловозов, дизель-поездов и автомотрис.
2.1.6. Для контроля изменения качества моторного масла в дизелях в процессе эксплуатации тепловозов, дизель-поездов и автомотрис отбор пробы масла в количестве 0,5 литра следует производить непосредственно перед их постановкой на техническое обслуживание ТО-3 и все виды текущего ремонта.
2.1.7. Для спектрального анализа моторного масла отбор пробы допускается производить за трое - пять суток до предстоящего текущего ремонта.
2.1.8. Отбор пробы моторного масла следует производить при работающем дизеле (перед отбором пробы температура масла должна быть не ниже 50 °C) через предназначенные для этого краны, а при их отсутствии - через атмосферные краны теплообменника.
Кран и сливную трубку перед отбором пробы моторного масла необходимо промыть, предварительно слив в отдельную емкость около 0,5 л масла. Слитое моторное масло необходимо заправить обратно в систему дизеля.
2.1.9. В отобранной пробе моторного масла необходимо определять:
на каждом ТО-3 - вязкость, температуру вспышки, общую загрязненность и содержание воды;
через одно ТО-3 - дополнительно к указанным выше показателям водородный показатель и щелочное число;
на всех видах текущего ремонта - дополнительно к указанным выше показателям диспергирующую способность. Порядок определения диспергирующей способности моторных масел приведен в Приложении N 4 к настоящей Инструкции.
2.1.10. Повторный отбор пробы моторного масла следует производить после его смены по браковочным показателям и устранения неисправностей, вызвавших его браковку. При этом пробу необходимо отбирать по истечении трех - пяти суток эксплуатации тепловозов, дизель-поездов и автомотрис.
В отобранной пробе необходимо проверять вязкость, температуру вспышки, содержание воды и тот показатель, по которому была браковка.
2.1.11. Эксплуатационную пригодность моторного масла оценивают путем сопоставления полученных результатов анализа с нормами браковки, приведенными в Приложении N 5 к настоящей Инструкции.
Результаты анализа моторного масла необходимо записывать в журнал формы ТУ-145 с заключением о его пригодности к применению за подписью ответственного работника химико-технической (химической) лаборатории.
При достижении хотя бы одним из контролируемых показателей моторного масла браковочных значений должны быть приняты необходимые меры к выявлению и устранению причин, вызвавших браковку указанного масла.
Перечень основных операций, которые необходимо при этом произвести, приведен в Приложении N 6 к настоящей Инструкции.
2.1.12. Плановую смену моторного масла в дизелях производят на очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3 через пробег:
для тепловозов серий 2ТЭ116, 2ТЭ121, ТЭ10 в/и (в/и - всех индексов), ТЭП60, М62 в/и, ТЭ3 - не более 120 тыс. км;
для тепловоза серии ТЭП70 - не более 50 тыс. км;
для маневровых тепловозов, дизель-поездов, автомотрис, магистральных тепловозов серий ТГ16, ТГ21, ТГ22 - на текущих ремонтах всех видов.
Для гарантийных тепловозов, дизель-поездов и автомотрис - в соответствии с нормативной документацией предприятия-изготовителя.
Частичная смена масла в дизеле не допускается.
2.1.13. Слитое из картера дизеля при плановой смене отработанное моторное масло, не достигшее норм браковки, подлежит повторному применению:
для проведения реостатных испытаний;
для замены забракованного масла в случаях, когда оставшийся до плановой его смены пробег не превышает: для магистральных тепловозов, дизель-поездов и автомотрис - 15 тыс. км, для маневровых тепловозов - 40 суток.
Слив моторного масла при плановой смене следует производить в отдельную емкость с учетом его марки.
2.1.14. Забракованное хотя бы по одному показателю моторное масло необходимо слить в специальную емкость (с учетом его марки) для дальнейшей регенерации в условиях депо с восстановлением показателей качества масла, удовлетворяющих эксплуатационным требованиям.
После регенерации масло используется в соответствии с пунктом 2.1.13 настоящей Инструкции.
2.1.15. При каждой смене моторного масла следует производить промывку масляной системы промывочной жидкостью МПТ-2м в соответствии с требованиями действующих правил технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов, дизель-поездов и автомотрис (пункты 53 - 57 Приложения N 18 к настоящей Инструкции).
Для многократного использования промывочной жидкости рекомендуется применение установки для механизированной промывки системы смазки, например конструкции ПКБ ЦТ МПС России (техническое описание N А 2107.00.00.ТО).
2.1.16. При плановой смене моторного масла и смене его по браковке разрешение на отпуск свежего масла должно даваться: в локомотивном депо - заместителем начальника депо по ремонту по представлению заведующего химико-технической (химической) лабораторией, на других предприятиях - руководителем, ответственным за использование горюче-смазочных материалов.
2.1.17. После окончания реостатных испытаний моторное масло из масляной системы дизеля необходимо слить, картер дизеля (масляный бак) промыть в соответствии с пунктом 2.1.15 настоящей Инструкции, после чего залить свежее масло.
Перед заливкой свежего масла фильтры грубой очистки и центрифуги следует очистить, а фильтры тонкой очистки масла заменить новыми.
2.1.18. Очистку и смену фильтрующих элементов масляной системы дизеля следует производить в соответствии с требованиями действующих правил технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов, дизель-поездов, и автомотрис (пункты 53 - 57 Приложения N 18 к настоящей Инструкции).
2.1.19. Для контроля качества дизельного топлива во время эксплуатации тепловозов, дизель-поездов и автомотрис отбор проб следует производить перед постановкой на техническое обслуживание ТО-3 и все виды текущего ремонта.
2.1.20. Пробу дизельного топлива для определения наличия воды необходимо отбирать со дна топливного бака при помощи пробоотборника через боковые отверстия в баке или через отверстия для мерной рейки.
2.2. Регулятор частоты вращения
(объединенный регулятор)
2.2.1. Марки и физико-химические показатели масел для регуляторов частоты вращения коленчатого вала дизелей приведены, соответственно, в Приложениях N 2 и N 3 к настоящей Инструкции.
2.2.2. Для регуляторов дизелей, имеющих индивидуальную систему смазки, следует применять авиационное масло марки МС-20. Допускается в качестве заменителя использовать масло компрессорное марок КС-19 или К-19.
2.2.3. Регуляторы частоты вращения дизелей М753Б-1, М756Б-1, М756В-1, М773А, М787, 12VFE17/24P и K6S310DR смазываются маслом, применяемом в дизеле.
2.2.4. Уровень масла в ванне регулятора необходимо поддерживать в пределах, указанных на маслоизмерителе, своевременно осуществляя его добавление на всех видах технического обслуживания.
2.2.5. Полную смену масла в регуляторе с промывкой его чистым профильтрованным дизельным топливом следует производить через одно техническое обслуживание ТО-3 и на всех видах текущего ремонта в соответствии с требованиями действующих правил технического обслуживания и текущего ремонта для тепловозов, дизель-поездов и автомотрис (пункты 53 - 57 Приложения N 18 к настоящей Инструкции).
Масло необходимо заливать в подогретом состоянии до температуры не ниже 20 °C после предварительной его фильтрации через полотняную безворсовую салфетку.
2.2.6. При необходимости ревизии регулятора масло необходимо слить и перед заправкой свежим маслом осуществить его промывку в соответствии с пунктом 2.2.5 настоящей Инструкции.
2.2.7. Шарниры рычажной передачи регулятора следует смазывать по мере необходимости солидолом марок Ж или С.
2.3. Масляные ванны воздухоочистителей
2.3.1. Масляные ванны воздушных фильтров непрерывного действия (далее - ФНД) и маслопленочных фильтров (далее - МПФ) необходимо заправлять до требуемого уровня: летом - отработавшим моторным маслом (не достигшим норм браковки), применяемым в масляной системе дизеля, зимой - смесью дизельного масла и дизельного топлива (соотношение 1:1 - для ФНД и 1:3 - для МПФ).
При температуре атмосферного воздуха ниже минус 35 °C ванны маслопленочных фильтров необходимо заправлять смесью вышеуказанного масла с керосином в соотношении 1:3.
2.3.2. Контроль уровня масла в поддонах маслопленочных фильтров следует осуществлять на всех видах технического обслуживания. При понижении уровня масла необходимо производить его долив до верхней контрольной отметки.
2.3.3. Очистку поддонов в МПФ и бункеров масляных ванн фильтров ФНД необходимо производить на всех видах текущего ремонта с полной заменой масла.
2.4. Гидростатический привод вентилятора
2.4.1. В качестве рабочих жидкостей в системе гидростатического привода вентилятора охлаждающего устройства тепловозов, дизель-поездов и автомотрис следует применять масло трансформаторное марки ТКп или масло веретенное марок АУ или ВАУ. Допускается в качестве резервного применение масла турбинного марки Тп-22с. Физико-химические показатели масел для гидропривода вентилятора приведены в Приложениях N 3 и N 7

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 16.05.2003 n 205 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 12.11.97 n 330  »
Постановления и Указы »
Читайте также