РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.05.2003 n НА-119-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ) И ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 мая 2003 г. N НА-119-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ
АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ)"
И "ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ
АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"
В целях реализации положений Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 118 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2003 г., регистрационный N 4441) предлагаю:
1. Утвердить "Технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения)" (Приложение N 1) и "Технические требования к единичным экземплярам аэростатических воздушных судов авиации общего назначения" (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации А.В. Елистратова.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



Приложение N 1
к распоряжению
Минтранса России
от 15 мая 2003 г. N НА-119-р
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ
АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие "Технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения)" (далее - Требования) применимы к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) (далее - ЕЭВС), имеющим:
максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг;
не более чем четыре человека на борту.
Требования применимы к ЕЭВС независимо от того, имеют ли они "жесткие" или "гибкие" несущие поверхности, управляются ли они обычными поверхностями управления или другими способами.
При проведении оценки соответствия конкретного ЕЭВС Требования принимаются за базовые и уточняются в программе проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (далее - Программа).
Для ЕЭВС разрешены только неакробатические полеты, которые включают в себя:
любой маневр, необходимый для осуществления нормального полета;
сваливание;
крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60°.
Требования относятся ко всем ЕЭВС, если отсутствуют какие-либо указания на обратное.
Учитывая особенности конструкции ЕЭВС, имеющих:
максимальную взлетную массу не более 450 кг в сухопутном варианте и не более 495 кг в гидроварианте;
количество людей на борту не более двух;
посадочную и взлетную дистанции не более 300 метров;
скорость сваливания не более 65 км/ч,
в настоящие Требования включены специальные требования, которые распространяются на указанные ЕЭВС. Объем требований при оценке соответствия указанных ЕЭВС определяется Программой.
Для целей настоящих Требований используются сокращения и определения:
EAS - индикаторная скорость;
CAS - индикаторная земная скорость;
JAS - приборная скорость (по прибору);
VA - расчетная маневренная скорость, EAS;
VC - расчетная крейсерская скорость, EAS;
VD - расчетная скорость пикирования, EAS;
VNE - непревышаемая скорость;
VDF - продемонстрированная в полете скорость пикирования, EAS;
VF - расчетная скорость с выпущенными закрылками, CAS;
VFE - скорость с выпущенными закрылками. Максимальная скорость
CAS с закрылками в предписанном выпущенном положении;
VLO - скорость уборки-выпуска шасси. Максимальная скорость,
CAS, при которой можно безопасно выпустить или убрать
шасси;
VSO - скорость сваливания (или, если невозможно достичь
скорости сваливания, минимальная скорость
установившегося полета), CAS, с закрылками в посадочной
конфигурации;
VSl - скорость сваливания (или, если невозможно достичь
скорости сваливания, минимальная скорость
установившегося полета), CAS, при этом конфигурация ЕЭВС
соответствует рассматриваемому случаю.
Раздел 1. ПОЛЕТ
1.1. Общие положения
1.1.1. Подтверждение соответствия.
Соответствие всем требованиям данного раздела должно быть подтверждено испытаниями ЕЭВС в объеме, определяемом Программой, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки.
Если управление осуществляется методом весовой балансировки, то должно быть показано, что качество управления при максимальном и минимальном весе отвечает требованиям, установленным в п. 1.1.2.
1.1.2. Ограничения по распределению загрузки.
Заявителем должны быть выбраны диапазоны веса и центровки, в пределах которых обеспечивается безопасная эксплуатация ЕЭВС.
Диапазон центровок должен быть не меньше диапазона, соответствующего весу каждого находящегося на борту человека: от 55 кг - минимального веса только пилота до максимального обозначенного на трафарете веса пилота и пассажира; при этом также учитывается изменение количества горючего от нуля до полной заправки. Обозначенный на трафарете максимальный вес человека на борту должен быть не менее 90 кг.
Примечание. Возможность уменьшения обозначенного на трафарете максимального веса человека на борту должна быть согласована с органом по сертификации.
1.1.3. Весовые ограничения.
1.1.3.1. Максимальный вес. Максимальный вес должен быть установлен таким образом, чтобы он:
- не превышал наибольшего веса, выбранного заявителем;
- не превышал максимального расчетного веса, равного наибольшему весу, при котором обеспечено выполнение всех применимых требований к условиям нагружения конструкции и всех применимых требований к полету;
- был не меньше веса, слагаемого из веса пустого ЕЭВС, веса находящихся на борту людей, из расчета 90 кг на человека, а также веса необходимого минимального оборудования и полного запаса топлива.
1.1.4. Вес пустого ЕЭВС и соответствующая центровка.
1.1.4.1. Вес пустого ЕЭВС и соответствующая центровка должны определяться путем взвешивания ЕЭВС:
а) с:
- закрепленным балластом;
- требуемым минимальным составом оборудования;
- невырабатываемым остатком топлива, полным запасом масла и, при необходимости, с жидкостями для гидросистемы и для охлаждения двигателя;
б) без пилота и пассажира.
1.1.4.2. Состояние пустого ЕЭВС при определении его веса должно быть однозначно установлено и легко воспроизводимо.
1.2. Летные характеристики
1.2.1. Общие положения.
Соответствие требованиям к летным характеристикам, изложенным в данном разделе, должно быть продемонстрировано при максимальном весе, при безветрии, в условиях стандартной атмосферы на уровне моря, при мощности двигателя, не превышающей максимально заявленной.
1.2.2. Скорость сваливания.
1.2.2.1. VSO является скоростью сваливания (CAS), если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, при которой ЕЭВС управляем, с двигателем, работающим на режиме малого газа или выключенным, в зависимости от того, при каком условии получается большая величина VSO, и:
- в посадочной конфигурации ЕЭВС;
- при максимальном весе.
1.2.2.2. VSl является скоростью сваливания (CAS), если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, при которой ЕЭВС управляем, с двигателем, работающим на режиме малого газа или выключенным, и:
- в той же конфигурации, что и в испытаниях с использованием VSl;
- при максимальном весе.
1.2.2.3. VSO и VSl должны определяться летными испытаниями с использованием процедуры, описанной в п. 1.5.1.
1.2.3. Взлет.
Взлетная дистанция при максимальном весе и безветрии от начала разбега ЕЭВС до достижения высоты 15 м на скорости, не меньшей чем большая из скоростей 1,3VSl или VSl + 10 узлов (VSl + 18,5 км/ч), должна определяться при взлете с сухой ровной поверхности с низким травяным покровом.
1.2.4. Набор высоты.
Должно быть определено время набора высоты от момента отрыва до высоты 1000 футов (305 м) над аэродромом, приведенное к условиям международной стандартной атмосферы на уровне моря. Оно не должно превышать четырех минут при следующих условиях:
- с мощностью двигателя, не превышающей взлетную;
- с убранными шасси и без превышения ограничений по температуре, установленных в п. 4.4.1.
1.2.5. Скорость снижения.
Должна быть определена наивыгоднейшая скорость снижения в полете выключенным двигателем при максимальном весе.
1.2.6. Посадка.
Должна быть определена дистанция при посадке на сухую ровную поверхность с коротким травяным покрытием при максимальном весе и безветрии с начальной высоты 15 метров. Скорость на высоте 15 м должна быть рекомендованной скоростью захода на посадку, но не менее 1,3VSO или VSO + 10 узлов (VSO + 18,5 км/ч), в зависимости от того, какая из этих скоростей больше при работе двигателя на режиме, указанном в Руководстве по летной эксплуатации.
1.3. Управляемость и маневренность
1.3.1. Общие положения.
1.3.1.1. ЕЭВС должен быть безопасно управляемым и маневренным на режимах:
- взлета при максимальной взлетной мощности;
- набора высоты;
- горизонтального полета;
- снижения;
- посадки с работающим и выключенным двигателем; а также
- при внезапном отказе двигателя.
1.3.1.2. Необходимо обеспечить возможность постепенного перехода от одного режима полета к другому (включая развороты и скольжения) без особых навыков пилотирования, больших физических усилий и психологического напряжения, а также без опасности превышения максимальной эксплуатационной перегрузки в любых вероятных условиях эксплуатации, на всех допустимых режимах работы двигателя, включая влияние изменения мощности и внезапного отказа двигателя. Небольшие отклонения от рекомендованной техники пилотирования не должны приводить к опасным условиям полета.
1.3.1.3. Любые необычные особенности летных характеристик, выявленные во время летных испытаний, проводимых с целью подтверждения соответствия Требованиям, а также любые существенные изменения летных характеристик, вызываемые дождем, должны быть определены на всех допустимых режимах работы двигателя.
1.3.1.4. Если усилия на рычагах управления значительны, то их величина должна быть получена количественными измерениями. Эти усилия не должны превышать ограничений, приведенных в следующей таблице для обычных трехосных систем управления. Это требование должно удовлетворяться при работе двигателя на всех допустимых режимах.
------------------T------------T------------T----------T---------¬
¦Приложение усилия¦ Продольное ¦ Поперечное ¦Управление¦Закрылки,¦
¦ ¦ управление ¦ управление ¦(рысканье)¦ шасси ¦
¦ ¦ (тангаж) ¦ (крен) ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------+------------+----------+---------+
¦Кратковременное ¦20 (20) ¦10 (10) ¦40 (40) ¦10 (10) ¦
¦приложение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦усилия, daN (кгс)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------+------------+----------+---------+
¦Продолжительное ¦2 (2) ¦1,5 (1,5) ¦10 (10) ¦ ¦
¦приложение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦усилия, daN (кгс)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+------------+------------+----------+----------
1.3.2. Продольное управление.
1.3.2.1. Необходимо обеспечить запас пикирующего момента на любой скорости, меньшей, чем 1,3VSl, позволяющий осуществить быстрое уменьшение угла тангажа и восстановление скорости до значения 1,3VSl.
Условия испытаний. Все возможные конфигурации и режимы работы двигателя при триммировании на скорости 1,3VSl (если имеются триммеры).
1.3.2.2. На соответствующих режимах полета необходимо обеспечить возможность изменения конфигурации ЕЭВС (выпуск и уборка шасси, закрылков и т.д.) без использования исключительного летного мастерства и без превышения усилий управления, определенных в п. 1.3.1.4.
1.3.2.3. Необходимо обеспечить возможность увеличения угла тангажа на скорости пикирования VDF при всех разрешенных центровках и режимах работы двигателя.
1.3.3. Поперечное и путевое управление.
1.3.3.1. При использовании соответствующей комбинации отклонений органов управления должна быть обеспечена возможность изменения направления разворота с креном от 30° до 60° на противоположное за время, не превышающее 5 секунд, на скоростях от 1,3VSl и до VNE.
1.3.3.2. (Применяется только в случае управления методом весовой балансировки.) При изменении направления устойчивого разворота с креном 60° на противоположное с использованием максимального управления по крену на скорости между 1,6VSl и VA не должна возникнуть необходимость вмешательства в управление для парирования крена, с тем чтобы избежать кренения более чем на 60° в противоположном направлении до достижения горизонтального положения крыльев.
1.3.3.3. Испытания, требуемые пунктами 1.3.3.1 и 1.3.3.2, должны быть проведены:
- с убранными шасси и закрылками и с выпущенными шасси и закрылками, где это применимо;
- без неуправляемых тенденций к кренению или несанкционированно больших угловых скоростей крена;
- так, чтобы любое несанкционированное изменение угла тангажа во время маневров было легко парируемым.
1.3.4. Усилие на рычаге продольного управления при маневрах.
Усилия на рычаге продольного управления во время разворотов или при выходе из маневров должны быть такими, чтобы при постоянной скорости увеличение перегрузки требовало возрастания усилия на рычаге управления. В случае обычных систем управления минимальная величина этого усилия, необходимая для достижения максимальной эксплуатационной перегрузки на данном режиме,

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 15.05.2003 n 2060-р ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА КОНТЕСТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также