ПИСЬМО ГТК РФ от 09.10.1996 n 06-10/17969 О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (вместе с РЕШЕНИЕМ Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.1996 n 4 п.1)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
Направляю решение Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.96 N 4 п.1 и доклад начальника юридического отдела СЗТУ М.Я. Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме: "О практике применения таможенного законодательства в таможенных органах региона".
Прошу учесть, что возникающие при осуществлении судебно-правовой защиты государственных интересов таможенными органами вопросы применения ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации отражены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" (доведено до сведения таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804), а к проблеме применения ст. 273 ТК России непосредственное отношение имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.
Руководителей юридических служб таможенных органов прошу провести соответствующую работу.
Начальник Правового
управления ГТК России
В.А.ГАЛДИН



ДОКЛАД
НАЧАЛЬНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЗТУ РОССИИ
М.Я. КРИВОЛАПА НА КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
"О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА"
Процесс формирования юридической службы таможенных органов Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале 1993 года вышел Приказ ГТК России N 44, которым образован правовой отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в юридический.
Осознавая важность правового обеспечения деятельности таможенных органов, начальник СЗТУ Приказом от 28 апреля 1993 г. N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
В целях совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов Приказом ГТК России от 22 ноября 1993 года были даны методические рекомендации по формированию структуры и определению характера деятельности юридических служб таможенных органов Российской Федерации.
Во исполнение названного Приказа был издан Приказ ГТК N 189 от 11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
В дальнейшем Приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 было утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.
На основании этих документов, а также изданных в соответствии с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе и штатной численности юротделов прилагаются).
В период формирования юридических служб таможенных органов региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов, где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию юридических служб.
Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами, являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов таможенных органов, контроль за правильным применением действующего законодательства, обобщение практики его применения.
Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из 10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое образование. Работа организована по предметно-территориальному принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления правовой деятельности, по которым они специализируются в своей непосредственной работе, как-то: применение таможенных режимов, таможенное оформление, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам, вопросы судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа, юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов, трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены таможни региона, в которых они осуществляют контроль за деятельностью юридических отделов. В целом предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать состояние правовой работы в таможнях региона.
За период 1995 - 1996 года юротделом СЗТУ России рассмотрено 493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из них: 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).
С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного, финансового права. Более 60 консультаций подобного рода предоставлено отделом по запросам таможен.
Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд. 477 млн. 25 тыс. руб. и 533639 долл. США; с начала 1996 года проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд. 602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
Юротделом систематически проверяются на соответствие действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
Во исполнение Приказа ГТК России от 15 мая 1995 г. N 318, на основании Приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 г. N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников юридического отдела организована работа по информированию и консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от деятельности таможен по информированию и консультированию составил 207 млн. 148 тыс. 54 руб.
Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы по всем ее направлениям.
Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому вопросу). Также в ГТК России были направлены предложения по 5 законопроектам по таможенному делу.
Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по таможенному праву.
Одной из основных задач юридического отдела регионального таможенного управления является методическое руководство правовой работой в нижестоящих таможенных органах.
Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного и правового характера.
Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления организует и проводит целевые семинары для руководителей и специалистов юридических отделов таможен региона, на которых обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового законодательства", "Организация работы по информированию и консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
Одной из действенных форм обучения и приобретения практических навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За период 1995 - 1996 гг. в юротделе управления прошли стажировку 13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 году и 4 чел. в 1996 году). Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996 года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о прохождении стажировок в I полугодии 1996 года прилагаются).
В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и разъяснения по различным вопросам организационного и правоприменительного характера. За период 1995 - 1996 гг. в таможни региона направлено 35 рекомендаций и писем (20 - в 1995 году и 15 - в 1996 году). Среди них - разъяснения о порядке обращения взыскания на имущество, о практике применения таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о судебных решениях по вопросам применения таможенного режима временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза транспортных средств физическими лицами с территории Республики Беларусь и др.
В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как хотелось бы.
Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими таможенное законодательство и осознающими возложенную на них ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются недостатки, в частности:
- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях региона;
- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами таможен;
- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при рассмотрении дел в судах;
- недооценка своей роли в организации правового обеспечения юридическими отделами деятельности таможен.
Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.
В связи с этим первостепенная задача отдела - добиться осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих обязанностей на основе понимания роли юридической службы в укреплении таможенного дела.
Не последнее место при решении этой задачи занимает материальное обеспечение должностных лиц юридических подразделений, которое в настоящее время значительно отстает от оплаты труда специалистов данной профессии в других структурах и государственных органах. Правовое управление ГТК России с учетом высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем этапе решать эту проблему установлением для работников юридических отделов повышенных процентных надбавок к заработной плате, присвоением более высоких специальных званий, применением различных видов поощрений.
Следует отметить, что данная проблема находит должное понимание со стороны начальника Северо-Западного таможенного управления, который поддерживает многие начинания и предложения юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.
В процессе тесного взаимодействия юридического отдела управления с нижестоящими таможенными органами, а также в процессе рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и юридических лиц, участия в судебном разрешении споров по защите интересов таможенных органов, осуществлении консультационной работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые проблемы применения таможенного законодательства, которые требуют координации и решения как на высшем законодательном уровне, так и силами юридических отделов таможенных органов на местах.
Одной из основных задач юридических служб таможен региона и управления является анализ практики применения таможенного законодательства и обеспечение его применения в строгом соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.
Анализ результатов судебно-арбитражного разрешения споров, затрагивающих интересы таможенных органов, равно как и анализ рассмотрения жалоб на решения и постановления таможенных органов, проведенный по региону, свидетельствует, что практика применения таможенного законодательства не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
Анализ рассмотрения поступающих в СЗТУ жалоб на решения и постановления таможенных органов свидетельствует, что за период 1995 года из 1248 жалоб отклонено 997 (80%); в 1996 году из 650 жалоб отклонено 359 (55%). По остальным жалобам приняты решения о полном или частичном удовлетворении требований заявителей, что позволяет сделать вывод о низком качестве производства по делам о НТП и контроля за этой деятельностью в таможнях региона.
По данным ГТК России в 1995 году 24% судебных и арбитражных дел, участниками которых выступали таможенные органы Северо-Западного региона, рассмотрено не в пользу таможенных органов. По 52% дел решения вынесены в пользу таможен. Следует отметить, что такое соотношение является сравнительно благополучным, особенно с учетом того, что за прошлый год в Северо-Западном регионе с участием таможенных органов было рассмотрено 510 судебных споров - намного больше, чем в других региональных управлениях (например, в Западно-Сибирском управлении за год было рассмотрено 160 споров, в Дальневосточном - 85, в Татарском и Дагестанском управлениях - по 8 дел). Эти данные свидетельствуют о высокой интенсивности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих интересов.
По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд. 304 млн. 424 тыс. 238 руб., что составляет 36% от стоимостной оценки всех рассмотренных дел. Данный показатель объясняется прежде всего одной из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной оценкой рассмотренных в судебных органах дел. СЗТУ занимает здесь второе место после Западного таможенного управления; общая стоимостная оценка дел, рассмотренных в нашем регионе с участием таможенных органов, составила в прошлом году 80 млрд. 459 млн. 57 тыс. 912 руб. При этом стоимостной показатель сам по себе не является объективным отражением качественного состояния судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться в отрыве от общего количества предъявленных исков.
Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует о том, что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в Северо-Западном регионе по вине таможенных органов. Такое положение дел свидетельствует

ПИСЬМО ГТК РФ от 04.11.1996 n 10-12/3167 (ред. от 12.05.2003) О НЕСООТВЕТСТВИИ ПРИКАЗА МТУ ПОЛОЖЕНИЯМ ТК РФ  »
Постановления и Указы »
Читайте также