ПРИКАЗ ФНС РФ от 16.11.2005 n САЭ-3-12/588@ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-12/588@
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ АУДИТОРСКИХ
ПРОВЕРОК ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
И РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ
В целях установления единого порядка проведения тематических аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов и рассмотрения материалов по их результатам приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения тематических аудиторских проверок внутреннего аудита и рассмотрения материалов по их результатам (далее - Порядок).
2. Управлению контроля налоговых органов (О.Н. Чернова) довести Порядок до структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России.
3. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам обеспечить соблюдение Порядка при проведении тематических аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов и рассмотрении материалов по их результатам.
4. Признать утратившими силу Приказы МНС России от 06.08.2003 N БГ-3-12/441@ "О порядке проведения структурными подразделениями центрального аппарата МНС России и межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам тематических проверок и рассмотрения материалов по их результатам", от 07.04.2004 N САЭ-3-12/276@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 06.08.2003 N БГ-3-12/441@ "О порядке проведения структурными подразделениями центрального аппарата МНС России и межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам тематических проверок и рассмотрения материалов по их результатам", от 28.06.2004 N САЭ-3-12/397@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 06.08.2003 N БГ-3-12/441@ "О порядке проведения структурными подразделениями центрального аппарата МНС России и межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам тематических проверок и рассмотрения материалов по их результатам", пункт 1 Приказа ФНС России от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 06.08.2003 N БГ-3-12/441@, Приказ ФНС России от 24.11.2004 N САЭ-3-15/135@".
5. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
А.Э.СЕРДЮКОВ


Утвержден
Приказом ФНС России
от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-12/588@
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК ВНУТРЕННЕГО
АУДИТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ
1. Настоящий Порядок устанавливает единые требования к назначению, организации и проведению тематических аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации), межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам, а также рассмотрению материалов по их результатам.
2. Тематическая аудиторская проверка внутреннего аудита (далее - проверка) - форма внутреннего аудита за работой налоговых органов, которой охватывается одно или несколько направлений их деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Перечень направлений деятельности налоговых органов, подлежащих проверкам, определен пунктом 1.2 Указаний о направлениях проведения аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов, утвержденных Приказом ФНС России от 22.07.2005 N САЭ-4-12/43дсп@#.
Цель проверки - выявление нарушений и недостатков в деятельности налоговых органов, изучение причин нарушений с целью их устранения и предупреждения, а также повышение эффективности работы налогового органа.
3. Основные задачи проверки:
установление фактического состояния организации работы налогового органа;
решение проблемных вопросов, возникающих у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования;
сбор информации (материалов) для совершенствования налогового администрирования.
4. В соответствии с поставленными целями и задачами проверка может быть назначена для решения проблемных вопросов, возникающих у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования, взамен плановой аудиторской проверки внутреннего аудита налогового органа, а также в иных случаях (например, по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов, анализа показателей эффективности работы налоговых органов по конкретному направлению его деятельности) на основании поручений Руководителя Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации).
5. Проверка по проблемным вопросам, возникающим у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования, проводится структурным подразделением центрального аппарата ФНС России (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) по курируемому направлению деятельности налоговых органов только после принятия всех иных мер для их решения, а также получения и рассмотрения запрашиваемых от налоговых органов материалов (информации).
Результаты проверки используются в целях совершенствования налогового администрирования.
Проведение проверок управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам, осуществляется собственными силами структурных подразделений центрального аппарата ФНС России. Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам проведение проверок по проблемным вопросам может быть поручено только в исключительных случаях на основании указаний Руководителя Федеральной налоговой службы.
Проверка по проблемным вопросам не может быть назначена в том полугодии текущего года, в котором запланировано проведение плановой аудиторской проверки внутреннего аудита того же территориального налогового органа ФНС России, за исключением случаев, когда ее проведение назначено по поручению Руководителя Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) на основании аргументированных предложений структурных подразделений центрального аппарата ФНС России (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации), согласованных с курирующими заместителями руководителя Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации).
6. Проверка может являться заменой плановой аудиторской проверки внутреннего аудита, если в ходе ее проведения Управлением контроля налоговых органов ФНС России (отделом контроля налоговых органов управления ФНС России по субъекту Российской Федерации), межрегиональной инспекцией ФНС России по федеральному округу по поручению Руководителя Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) проверены основные направления деятельности налоговых органов, выбранные на основе показателей, характеризующих их работу (далее - основные направления).
К основным направлениям, в частности, относятся:
организация работы по проведению налогового контроля;
организация работы по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации:
налога на прибыль организаций;
налога на добавленную стоимость;
налога на доходы физических лиц;
организация работы по урегулированию задолженности по налогам и сборам и обеспечению процедур банкротства;
организация правового обеспечения деятельности налоговых органов.
При этом перечень основных направлений не является закрытым и с учетом особенностей в организации работы проверяемого налогового органа, наличия объектов проверки и в других случаях по усмотрению налогового органа, проводящего проверку, может быть мотивированно дополнен и (или) изменен.
6.1. Если в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации в текущем году проведена тематическая проверка взамен плановой аудиторской проверки внутреннего аудита и проверено два года его деятельности, то через два года в нем проводится плановая аудиторская проверка внутреннего аудита и повторная замена не допускается.
7. Проверка, назначаемая по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков, анализа показателей эффективности работы налоговых органов и в других случаях проводится по поручениям Руководителя Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации), Управлением контроля налоговых органов ФНС России (отделом контроля налоговых органов управления ФНС России по субъекту Российской Федерации), а также межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам.
8. Проверки налоговых органов проводятся на основании приказов ФНС России (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации) и в соответствии с программами проверок, разработанными структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации), проводящими проверку, и утвержденными Руководителем Федеральной налоговой службы (управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) или его заместителями, курирующими деятельность указанных структурных подразделений <2>.
--------------------------------
<2> В том числе по проверкам, порученным межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам.
9. Управление контроля налоговых органов ФНС России осуществляет координацию работы по проведению проверок структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России и межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам.
Отдел контроля налоговых органов Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации осуществляет координацию работы по проведению проверок структурными подразделениями Управления.
10. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России представляют Руководителю Федеральной налоговой службы докладные записки с обоснованием причин назначения проверок налоговых органов <3>, согласованные с заместителями руководителя Федеральной налоговой службы, курирующими деятельность соответствующих структурных подразделений, а также с Управлением контроля налоговых органов ФНС России.
--------------------------------
<3> При назначении проверок по проблемным вопросам в докладных записках отражаются все проведенные соответствующим структурным подразделением мероприятия по их решению и представляется обоснование необходимости выезда в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.
В аналогичном порядке осуществляется назначение проверок структурными подразделениями управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Управлением контроля налоговых органов ФНС России (отделом контроля налоговых органов управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) подготовка приказов о проведении проверок налоговых органов осуществляется на основании поручения Руководителя Федеральной налоговой службы (Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации).
При назначении и координации работы по проведению проверок учитывается частота их проведения в одних и тех же налоговых органах.
11. При формировании программ проверок учитываются следующие обязательные требования:
11.1. При назначении проверки для решения проблемных вопросов:
в программы проверок включаются только проблемные вопросы, возникающие у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования (при подготовке перечня вопросов учитываются ограничения по срокам проведения проверок и количеству проверяющих);
период деятельности налогового органа, подлежащий проверке, - один год.
Вместе с этим при формировании программ проверок, в случае возникновения необходимости, указанный период может быть изменен.
Кроме того, в ходе проведения проверки при необходимости изменения периода деятельности налогового органа, подлежащего проверке, руководитель проверки информирует руководителя проверяемого налогового органа о причинах его изменения, а также отражает указанные причины в материалах о результатах проверки (справках и акте проверки). При этом изменения в программу проверки не вносятся;
срок командирования специалистов для проведения проверки не может превышать 10 календарных дней (без учета времени нахождения в пути);
количество участников проверяющей группы может составлять не более 3-х специалистов по проверяемому направлению деятельности налогового органа.
11.2. При назначении проверки взамен плановой аудиторской проверки внутреннего аудита следует руководствоваться положениями Регламента проведения аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов, утвержденного Приказом ФНС России от 27.09.2005 N САЭ-4-12/91дсп@# (далее - Регламент).
11.3. При назначении проверки по иным основаниям подготовка программы ее проведения, определение периода деятельности налогового органа, подлежащего проверке, срок командирования специалистов и состав проверяющей группы осуществляются исходя из целей и задач проверки.
12. При организации, проведении, оформлении и реализации материалов по результатам проверок следует руководствоваться положениями Регламента.
13. Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам по окончании проверки направляют акт с приложением необходимых материалов проверки, а также проект докладной записки на имя Руководителя Федеральной налоговой службы (заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего соответствующий федеральный округ) о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе проверки, на заключение в структурное подразделение центрального аппарата ФНС России, инициировавшее проведение проверки.
14. Срок рассмотрения материалов по результатам проверки - один месяц со дня подписания акта проверки.
15. В целях организации контроля за своевременным устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок по проблемным вопросам, документы ФНС России (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации) (письма и другие документы), в соответствии с которыми реализуются материалы проверок, через месяц после ее окончания представляются структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России (Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) в Управление контроля налоговых органов ФНС России (отдел контроля налоговых органов Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации).
Одновременно структурные подразделения представляют информацию об использовании результатов проведенной проверки в целях совершенствования налогового администрирования.
При проведении проверок по проблемным вопросам силами межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам структурное подразделение центрального аппарата ФНС России направляет в их адрес копии всех материалов реализации проведенных проверок (письма и другие документы).
16. По результатам проверки, проведенной взамен плановой аудиторской проверки внутреннего аудита, в отношении проверенного налогового органа осуществляется дистанционный контроль в установленном Федеральной налоговой службой порядке.

<ПИСЬМО> ФНС РФ от 16.11.2005 n ММ-6-19/956@ <О НАПРАВЛЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 07.11.2005 n 660>  »
Постановления и Указы »
Читайте также