ПРИКАЗ Госатомнадзора РФ от 24.04.2003 n 41 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА (вместе с ТИПОВОЙ ПРОГРАММОЙ... РД-05-02-2003)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
от 24 апреля 2003 г. N 41
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО
ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2003 года прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003).
2. Признать утратившей силу Типовую программу комплексной проверки обеспечения ядерной и радиационной безопасности предприятий топливного цикла (РД-05-02-93), утвержденную заместителем Председателя Госатомнадзора России 27 декабря 1993 г.
Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ


Утверждена
Приказом
Госатомнадзора России
от 24 апреля 2003 г. N 41
Введена в действие
с 1 июня 2003 года

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РД-05-02-2003
Перечень сокращений
ГНЦ РФ - ФЭИ Государственный научный центр Российской Федерации -
Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского;
ДБЭЧС Департамент безопасности, экологии и чрезвычайных
ситуаций;
ИТР инженерно-технические работники;
ОЯБ Отдел ядерной безопасности;
ОЯТЦ объект ядерного топливного цикла;
РАО радиоактивные отходы;
САС система аварийной сигнализации;
СЦР самоподдерживающаяся цепная реакция.
I. Общие положения
1. Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и в соответствии с характером и объемом вопросов, подлежащих инспектированию согласно Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
2. Типовая программа устанавливает основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ и определяет для каждого из этих направлений типовой перечень вопросов инспектирования.
3. Типовая программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в Приложении к Типовой программе).
Типовая программа при необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального органа Госатомнадзора России, принявшего решение о проведении оперативной инспекции.
4. В Типовой программе под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа, положения, инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и определение соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных актов, нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки данного документа.
II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ
5. Инспекции безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:
а) организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
б) техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
в) организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
г) техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
д) обеспечение технической безопасности ОЯТЦ;
е) обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива;
ж) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
з) организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно опасным работам;
и) обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО;
к) обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО.
6. Направления инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом Госатомнадзора России, принявшим решение о проведении инспекции.
III. Типовые перечни вопросов инспектирования
по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ
7. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
7.1. Наличие у ОЯТЦ нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов соответствующего органа государственного управления использованием атомной энергии, определяющих требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ при осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования атомной энергии.
7.2. Наличие у ОЯТЦ лицензии Госатомнадзора России на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ и отчетности о ее состоянии.
7.3. Наличие лицензий Госатомнадзора России у организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения работ и оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ, деятельность которых подлежит лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.
7.4. Наличие документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
7.5. Наличие актов готовности к эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов ОЯТЦ (в том числе после проведения их реконструкций, модернизаций, модификаций, не предусмотренных регламентом и влияющих на ядерную и радиационную безопасность).
7.6. Наличие и полнота перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие нормативных документов.
7.7. Наличие и соблюдение требований документов, определяющих порядок ввода в действие, пересмотра и внесения изменений в документы предприятия.
7.8. Наличие утвержденного в установленном порядке перечня ядерно опасных участков с указанием их границ.
7.9. Наличие заключений по ядерной безопасности, выданных отделом ядерной безопасности ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ, и выполнение их требований.
7.10. Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия, требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов, стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ.
7.11. Наличие и выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти отступления.
7.12. Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в актах-предписаниях и предписаниях Госатомнадзора России. Наличие и содержание планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также выполнение этих планов.
7.13. Наличие графиков и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний. Наличие планов мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их выполнения.
7.14. Организация контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов контроля.
7.15. Документация, подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.
7.16. Организация системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и эффективности нейтронпоглощающих свойств конструкционных материалов.
7.17. Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.
7.18. Организация эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.
7.19. Порядок проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.
7.20. Наличие и содержание должностных инструкций, положений о подразделениях, определяющих обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.
7.21. Наличие и соблюдение графиков замены опасного оборудования на безопасное или на оборудование с повышенным коэффициентом запаса.
7.22. Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:
- наличие в проектной документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- наличие в документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной аварии;
- наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в установленном порядке;
- наличие и содержание планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;
- наличие и содержание инструкций по проведению противоаварийных тренировок;
- наличие и содержание инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;
- наличие утвержденных маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях ОЯТЦ указателей маршрутов эвакуации;
- оборудование пунктов сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки доз, полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты, одежды и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и оказания первой помощи пострадавшим;
- обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии, дозиметрических приборов;
- наличие и состояние основных и дублирующих средств связи, а также средств оповещения об аварии, наличие и содержание схем оповещения;
- обеспеченность ОЯТЦ техническими средствами ликвидации последствий аварий.
7.23. Организация расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по результатам расследования нарушений.
7.24. Наличие аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ, использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.
8. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
8.1. Наличие и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик, графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности проверок и испытаний.
8.2. Соответствие размещения оборудования проекту.
8.3. Соответствие состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ характеристикам.
8.4. Соответствие режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации. Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность. Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.
8.5. Состояние метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для контроля параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки измерительной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и выполнение графиков поверки.
8.6. Обоснованность использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом запаса.
8.7. Порядок ввода в эксплуатацию ядерно и радиационно опасных объектов, нового оборудования и аппаратов, используемых при проведении ядерно и радиационно опасных работ, организация контроля основных параметров оборудования.
8.8. Наличие и соответствие САС возникновения СЦР требованиям нормативной документации, в том числе:
- наличие обоснования установки или отказа от установки САС, согласованное с ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ и Госатомнадзором России (в случае отказа от установки САС - наличие утвержденного ДБЭЧС Минатома России заключения ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ);
- наличие средств радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС, наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми сигнализирующими устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной эвакуации персонала;
- соответствие характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств звуковой и световой сигнализации требованиям нормативной документации;
- обоснование расположения блоков детектирования САС;
- соответствие показателей надежности САС требованиям нормативной документации:
количество ложных срабатываний САС (не более двух раз в год);
возможность проверки работоспособности и настройки САС;
наличие систем самодиагностирования с выдачей звуковых и/или световых сигналов о неработоспособности системы в постоянно обслуживаемое помещение;
конструктивная защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих параметров САС от несанкционированных действий персонала;
состояние электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 24.04.2003 n 558 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также