ПРИКАЗ МПР РФ от 22.04.2003 n 342 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 апреля 2003 г. N 342
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ
И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Во исполнение п. 2 Приказа МПР России от 06.02.2003 N 79 "О неотложных мерах по повышению эффективности управления системой государственных природных заповедников и национальных парков" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года.
2. Руководителям территориальных органов МПР России, государственных природных заповедников и национальных парков в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Янкова К.В.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ


Утверждены
Приказом МПР России
от 22 апреля 2003 г. N 342
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ
И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
1. Введение
В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р) рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.
Создание этой уникальной системы, у истоков которой стояли выдающиеся отечественные ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества.
Опыт последних десяти лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы заповедников и национальных парков и продемонстрировал необходимость решения многих существенных проблем, препятствующих стабильному и эффективному функционированию заповедников и национальных парков в принципиально новых политических и социально-экономических условиях, определяющих уклад современной России.
Настоящие Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года подготовлены с учетом опыта и основных итогов развития системы заповедников и национальных парков за последний период той же продолжительности и направлены на совершенствование их природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской и иной деятельности.
Данный документ предназначен для реализации в ходе практической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков страны, а также в работе федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. Современная система государственных природных
заповедников и национальных парков России
Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалась свыше 85 лет и включает:
- 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га (свыше 1,56% площади Российской Федерации);
- 35 национальных парков площадью 7 млн. га (0,41% площади страны).
В непосредственном управлении 8 государственных природных заповедников находятся 8 государственных природных заказников федерального значения, функционирующих как структурные подразделения этих заповедников.
В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся свыше 8 тысяч штатных работников. Все 35 национальных парков и 95 (из 100) государственных природных заповедников находятся в ведении и управлении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника функционируют в системе Российской академии наук, 1 заповедник - в системе Министерства образования Российской Федерации.
Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание. 27 российских заповедников и 3 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), 4 заповедника (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский) имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника (Костомукшский, Даурский, Ханкайский) входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
3. Развитие географической сети
Система государственных природных заповедников России формировалась начиная с 1916 года и по состоянию на 1 декабря 2002 г. включает 100 заповедников, расположенных на территориях 19 республик в составе Российской Федерации, 5 краев, 35 областей, автономной области, 7 автономных округов.
Система национальных парков России начала формироваться значительно позже, с 1983 года, и по состоянию на 1 декабря 2002 г. включала 35 национальных парков, расположенных на территориях 13 республик, 2 краев, 20 областей и 1 автономного округа.
Начиная с 1992 года в стране было создано 26 новых заповедников и 18 национальных парков. Кроме того, за это время были расширены территории 22 заповедников и 1 национального парка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 725-р одобрен Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с которым на территории Российской Федерации предусмотрено до 2010 года организовать 9 новых заповедников и 12 национальных парков.
Представляется целесообразным (с учетом уже проведенной проектно-изыскательской и организационной работы) создание вышеперечисленных заповедников и национальных парков разделить на два временных отрезка:
1. 2003 - 2006 гг.
В этот период создать государственные природные заповедники:
- "Ингерманландский" (Ленинградская область);
- "Кологривский лес" (Костромская область);
- "Сайлюгемский" (Республика Алтай);
- "Южнотаежный пихтовый" (Томская область);
и национальные парки:
- "Удэгейская легенда" (Приморский край);
- "Зов тигра" (Приморский край);
- "Анюйский" (Хабаровский край);
- "Шантарские острова" (Хабаровский край);
- "Берингия" (Чукотский автономный округ);
- "Калевальский" (Республика Карелия);
- "Бузулукский бор" (Оренбургская область);
- "Онежское Поморье" (Архангельская область).
2. 2007 - 2010 гг.
В этот период создать государственные природные заповедники:
- "Ставропольский лесостепной" (Ставропольский край);
- "Эльтонский" (Волгоградская область);
- "Барабинский" (Новосибирская область);
- "Шайтан-тау" (Оренбургская область);
- "Утриш" (Краснодарский край);
и национальные парки:
- "Заволжье" (Чувашская Республика);
- "Русская Арктика" (Архангельская область);
- "Придеснянский" (Брянская область);
- "Сенгилеевские горы" (Ульяновская область).
Кроме того, в период 2003 - 2010 гг. должна быть продолжена работа по расширению территорий существующих государственных природных заповедников, в том числе путем создания биосферных полигонов. Особое внимание следует уделить расширению территорий заповедников Кавказского (Краснодарский край и Республика Адыгея), Тебердинского (Карачаево-Черкесская Республика), Катунского (Республика Алтай), "Кедровая падь" (Приморский край), Ханкайского (Приморский край), "Большая Кокшага" (Республика Мари Эл), Нижне-Свирского (Ленинградская область), "Шульган-Таш" (Республика Башкортостан), Астраханского (Астраханская область), Богдинско-Баскунчакского (Астраханская область), "Черные земли" (Республика Калмыкия), Ростовского (Ростовская область), Дагестанского (Республика Дагестан), Курильского (Сахалинская область), Саяно-Шушенского (Красноярский край), Лапландского (Мурманская область), "Белогорье" (Белгородская область).
К концу 2010 года необходимо разработать и утвердить новую перспективную схему развития сети государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2015 года, при этом учесть особую актуальность создания таких объектов в Хабаровском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярском крае, Алтайском крае, Мурманской области, Республике Карелия, Московской области.
4. Совершенствование законодательства Российской Федерации
об особо охраняемых природных территориях
За последние десять лет в Российской Федерации в целом сформировалась значительная правовая база, регулирующая отношения в сфере организации и функционирования государственных природных заповедников и национальных парков. В то же время ряд актуальных вопросов в данной сфере до сих не имеет достаточного юридического обеспечения, что существенно осложняет дальнейшее развитие заповедного дела в стране.
В сфере совершенствования законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в части организации и функционирования государственных природных заповедников и национальных парков необходимо:
1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", уточняющие вопросы:
- порядка образования и функционирования биосферных полигонов биосферных заповедников;
- регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
- обеспечения регулируемого туризма и отдыха в национальных парках;
- документального оформления создания памятников природы;
- создания и функционирования охранных зон особо охраняемых природных территорий;
- резервирования земельных участков для создания особо охраняемых природных территорий;
- реорганизации, уточнения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий.
2. Привести в соответствие с федеральным законодательством законы субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
3. Внести соответствующие изменения и дополнения в лесное законодательство Российской Федерации, устанавливающие:
- допустимые виды рубок на биосферных полигонах биосферных заповедников;
- наделение национальных парков и государственных природных заповедников необходимыми для ведения в них лесного хозяйства полномочиями лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством;
- особенности проведения лесоустройства в лесах заповедников и национальных парков;
- порядок утверждения объемов заготовки древесины при рубках промежуточного пользования на территориях национальных парков;
- освобождение заповедников и национальных парков от уплаты лесных податей.
4. Внести необходимые изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части освобождения государственных природных заповедников и национальных парков от уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
5. Внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, ужесточающие административную ответственность за нарушения режима особо охраняемых природных территорий.
6. Определить в уголовном законодательстве понятие причинения значительного ущерба особо охраняемым природным территориям.
7. Внести дополнение в законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, наделяющее должностных лиц специализированных инспекций по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков правами органов дознания.
8. Инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и Арбитражными Судами законодательства об особо охраняемых природных территориях.
5. Организация службы охраны
природных комплексов и объектов
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов остается самой приоритетной и основополагающей задачей, стоящей перед государственными природными заповедниками и национальными парками. В соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях охрана природных комплексов и объектов на территориях заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране этих территорий, работники которой входят в штат соответствующих заповедников и национальных парков.
В сфере организации охраны природных комплексов и объектов представляется необходимым:
1. Решить вопрос о коренном пересмотре системы оплаты труда государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков (включая главных и их заместителей), с выводом их из Единой тарифной сетки.
2. Принять исчерпывающие меры по усилению материального стимулирования инспекторского состава (доплаты, надбавки, премии) за счет:
- перераспределения фонда оплаты труда в каждом отдельном заповеднике и национальном парке;
- привлечения для этих целей внебюджетных ассигнований;
- системы вещевого довольствия и прочих "натурных" выплат.
3. Обеспечить широкое внедрение современных эффективных форм и методов оперативной работы инспекторского состава.
4. Совершенствовать методическое обеспечение производства в государственных природных заповедниках и национальных парках по делам об административных правонарушениях, а также практики привлечения виновных лиц к уголовной и гражданско-имущественной ответственности.
5. Приступить к систематическому проведению централизованных курсов

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050900 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ). ВИДЫ: 01 - ФОРТЕПИАНО, ОРГАН, 02 - ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, 03 - ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, 04 - ОРКЕСТРОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 04 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также