СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ПО ВИДАМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ). ВИДЫ: 01 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ, 02 - ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ, 03 - ДИРИЖИРОВАНИЕ НАРОДНЫМ ХОРОМ, 04 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ВОЕННО-ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ДИРИЖЕР ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, 02 - ДИРИЖЕР, ХОРМЕЙСТЕР АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 04 - ДИРИЖЕР ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
22 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
594 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ
(ПО ВИДАМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ)
ВИДЫ:
01 - ДИРИЖИРОВАНИЕ
ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ
02 - ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
03 - ДИРИЖИРОВАНИЕ НАРОДНЫМ ХОРОМ
04 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ВОЕННО-ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - ДИРИЖЕР ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
02 - ДИРИЖЕР, ХОРМЕЙСТЕР АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
03 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА, ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
04 - ДИРИЖЕР ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
1. Общая характеристика специальности 051100 Дирижирование
(по видам исполнительских коллективов)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051100 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов):
01 - дирижирование оперно-симфоническим оркестром - дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
02 - дирижирование академическим хором - дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
03 - дирижирование народным хором - художественный руководитель народно-певческого коллектива, хормейстер, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
04 - дирижирование военно-духовым оркестром - дирижер военно-духового оркестра; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист должен быть подготовлен для творческой деятельности в сфере профессионального искусства как дирижер (руководитель) исполнительского коллектива (оперного, симфонического, военно-духового оркестров, академического хора, фольклорного ансамбля), а по видам 02 и 03 как преподаватель всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051100 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности:
01 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
02 - дирижирование и работа с хором, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
03 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
04 - дирижирование, исполнение программы на инструменте военно-духового оркестра, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно).
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 051100 Дирижирование
(по видам исполнительских коллективов)
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 051100 Дирижирование (по видам
исполнительских коллективов)
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ком- ¦ ¦
¦ ¦муникацию общего характера без искажения смысла¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологичес- ¦ ¦
¦ ¦кая речь с использованием наиболее употребите- ¦ ¦
¦ ¦льных и относительно простых лексико-грам- ¦ ¦
¦ ¦матических средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального ¦ ¦
¦ ¦общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также ¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест-¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория исто- ¦ ¦
¦ ¦рической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА). ВИДЫ: 01 - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ, 02 - НАРОДНОЕ ПЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 - ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также