СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА). ВИДЫ: 01 - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ, 02 - НАРОДНОЕ ПЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 - ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
22 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
593 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА)
ВИДЫ:
01 - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ,
02 - НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ,
КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ,
02 - ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности 051000
Вокальное искусство (по видам вокального искусства)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства):
01 - академическое пение - оперный певец, концертно-камерный певец, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
02 - народное пение - исполнитель народных песен, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист подготовлен к деятельности в области: театра оперы и балета (музыкального театра, театра оперетты и музыкальной комедии), ансамбля песни и пляски, вокально-хореографического коллектива, хоровой капеллы и других концертно-театральных учреждений, как преподаватель всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051000 Вокальное искусство (по видам вокального искусства).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум, сольфеджио и элементарная теория музыки (письменно, устно).
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 051000 Вокальное
искусство (по видам вокального искусства)
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
выпускников по специальности 051000 Вокальное искусство
(по видам вокального искусства)
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется ¦ ¦
¦ ¦также в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические процессы ¦ ¦
¦ ¦становления русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой истории. Глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране и¦ ¦
¦ ¦его последствиях. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, внешняя¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 ¦ ¦
¦ ¦г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные ¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические и¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПДФ.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. Основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая форма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документах. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация и¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство. Время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы;¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество и практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и ненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение. Стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика. Равновесие на товарном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Потребление и сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ ¦ Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл ¦ ¦
¦ ¦ специальных дисциплин для вида ¦ ¦
¦ ¦ 01 - академическое пение ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2230 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1830 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной ¦ ¦
¦ ¦информатики для музыкантов - современной ¦ ¦
¦ ¦технологической базы для всех видов ¦ ¦
¦ ¦профессиональной музыкальной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого ¦ ¦
¦ ¦стандарта и формата музыкальных данных. Связь с ¦ ¦
¦ ¦традиционными дисциплинами - сольфеджио, ¦ ¦
¦ ¦гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением ¦ ¦
¦ ¦партитур. Музыкальные файлы в интернет- ¦ ¦
¦ ¦технологии. Освоение музыкально-интеллектуального¦ ¦
¦ ¦инструментария: компьютерный нотный набор и ¦ ¦
¦ ¦редактирование, инструментовка и аранжировка с ¦ ¦
¦ ¦помощью программных секвенсоров, конвертирование ¦ ¦
¦ ¦файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально-практической ¦ ¦
¦ ¦деятельности людей; эстетическое сознание и его ¦ ¦
¦ ¦структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; ¦ ¦
¦ ¦художественный образ как интегральная структура ¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприятия; ¦ ¦
¦ ¦эстетическая культура общества и личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство ¦ ¦
¦ ¦XIX - XX века: направления и стили; тенденции и ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития современной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Музыкальная психология ¦ ¦
¦ ¦Психологические проблемы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: основы психологии ¦ ¦
¦ ¦музыкального слуха и особенности слуха музыканта;¦ ¦
¦ ¦психологические факторы развития музыкальной ¦ ¦
¦ ¦памяти, воображения и мышления; психология ¦ ¦
¦ ¦музыкального творчества и восприятия музыки; ¦ ¦
¦ ¦основы психологии индивидуальности и личности; ¦ ¦
¦ ¦эмоциональный мир человека и эмоциональное ¦ ¦
¦ ¦воздействие музыки, психологические факторы ¦ ¦
¦ ¦профессионального обучения; психологические ¦ ¦
¦ ¦особенности возрастного, личностного и ¦ ¦
¦ ¦профессионального развития ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие слуха на основе освоения ¦ ¦
¦ ¦музыки различных стилей в устных и письменных ¦ ¦
¦ ¦формах работы: полифонии свободного письма, ¦ ¦
¦ ¦венского классицизма, западноевропейского ¦ ¦
¦ ¦романтизма, русской музыкальной классики XIX - ¦ ¦
¦ ¦начала XX века, современных композиторов; ¦ ¦
¦ ¦освоение комплекса средств музыкальной ¦ ¦
¦ ¦выразительности в их взаимосвязи: мелодика, ¦ ¦
¦ ¦гармония, фактура, голосоведение; изучение ¦ ¦
¦ ¦сольной вокальной и хоровой музыки различной ¦ ¦
¦ ¦звуковысотной организации и уровня ¦ ¦
¦ ¦метроритмической сложности во всех формах работы ¦ ¦
¦ ¦по сольфеджио: слуховой анализ гармонических ¦ ¦
¦ ¦последовательностей, интонационные упражнения, ¦ ¦
¦ ¦диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с ¦ ¦
¦ ¦листа, в транспорте, в записи различными ключами)¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦"Гармония" как категория эстетики и как ¦ ¦
¦ ¦музыкальный термин; принципы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной ткани; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦временных и пространственных факторов в музыке: ¦ ¦
¦ ¦гармония и ритм, гармония и форма; исторические ¦ ¦
¦ ¦типы звуковысотной организации: модальность, ¦ ¦
¦ ¦тональность, полярность. Функциональная система ¦ ¦
¦ ¦мажора и минора. Системы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации в музыке XX века. ¦ ¦
¦ ¦Анализ гармонии и специфики связей гармонии с ¦ ¦
¦ ¦метроритмом в музыкальных произведениях различных¦ ¦
¦ ¦стилей и жанров. ¦ ¦
¦ ¦Практические упражнения на гармонизацию заданного¦ ¦
¦ ¦голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных периодов; построение на ¦ ¦
¦ ¦фортепиано всех изучаемых элементов ¦ ¦
¦ ¦гармонического языка; игра на фортепиано ¦ ¦
¦ ¦построений с предписанным модуляционным планом. ¦ ¦
¦ ¦Творческие задания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами теории музыкального ¦ ¦
¦ ¦формообразования и главными этапами развития ¦ ¦
¦ ¦истории музыкальных форм; представления о ¦ ¦
¦ ¦закономерностях развития музыкального языка. ¦ ¦
¦ ¦Тема и принципы тематического развития; функции ¦ ¦
¦ ¦частей в музыкальной форме. Классификация форм: ¦ ¦
¦ ¦полифонические формы; гомофонные формы; ¦ ¦
¦ ¦циклические и оперные формы. Фонический, ¦ ¦
¦ ¦синтаксический и композиционный уровни ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной формы. Жанровая система ¦ ¦
¦ ¦музыки. Синтетические и синкретические формы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия музыки и слова: музыкальная и ¦ ¦
¦ ¦речевая интонация; музыка и поэтический текст. ¦ ¦
¦ ¦Изучение типовых музыкальных форм XVIII - XIX ¦ ¦
¦ ¦веков. Новые принципы формообразования в музыке ¦ ¦
¦ ¦XX века. Анализ примеров из музыкальной ¦ ¦
¦ ¦литературы в виде целостных произведений и их ¦ ¦
¦ ¦фрагментов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Народное музыкальное творчество и его ¦ ¦
¦ ¦историческое развитие: фольклор как сфера ¦ ¦
¦ ¦духовной культуры народа, музыкальный фольклор ¦ ¦
¦ ¦и национальные традиции. ¦ ¦
¦ ¦История отечественной и зарубежной музыки: ¦ ¦
¦ ¦музыкальное искусство древности (Египет, Китай, ¦ ¦
¦ ¦Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, ¦ ¦
¦ ¦борьба идей в музыке и вокруг нее; музыка ¦ ¦
¦ ¦Средневековья (музыка и церковь, светские ¦ ¦
¦ ¦жанры, музыка и средневековый театр); музыка в ¦ ¦
¦ ¦эпоху Возрождения, главные тенденции - ¦ ¦
¦ ¦разнообразие в отражении мира, гармоничность ¦ ¦
¦ ¦элементов музыкальной речи, начало нотопечатания;¦ ¦
¦ ¦Новое время и музыка (XVII - первая половина ¦ ¦
¦ ¦XVIII вв.) - развитие музыкального театра, опера,¦ ¦
¦ ¦музыкально-педагогические воззрения, концертная ¦ ¦
¦ ¦жизнь, музыкальные школы и музыкальное ¦ ¦
¦ ¦просвещение; музыка в эпоху Просвещения - ¦ ¦
¦ ¦философские идеи и музыка, музыка и общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическое движение, музыкально-педагогические ¦ ¦
¦ ¦воззрения, теории, руководства, музыкальное ¦ ¦
¦ ¦образование накануне французской революции; XIX ¦ ¦
¦ ¦век - Западноевропейская музыка и музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура России, влияние французской революции ¦ ¦
¦ ¦на развитие музыкальной культуры, стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности музыки XIX века; XX век - ¦ ¦
¦ ¦противоречия эпохи и музыкальная культура, роль ¦ ¦
¦ ¦музыки в общественном движении, проблемы и ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства. ¦ ¦
¦ ¦Разнообразие музыкальных стилей XX века. ¦ ¦
¦ ¦Изучение творчества композиторов России и Запада ¦ ¦
¦ ¦в области академической музыки второй половины XX¦ ¦
¦ ¦века со времени окончательного формирования ¦ ¦
¦ ¦"музыкального" авангардизма (на Западе - с 50-х, ¦ ¦
¦ ¦в России - с середины 60-х годов). Панорама ¦ ¦
¦ ¦музыки разных направлений: электронная музыка, ¦ ¦
¦ ¦постсерийность, полистилистика, сонорика, ¦ ¦
¦ ¦минимализм, инструментальный театр, неоромантизм ¦ ¦
¦ ¦и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории¦ ¦
¦ ¦музыки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков игры на фортепиано; изучение ¦ ¦
¦ ¦инструктивной литературы, последовательное ¦ ¦
¦ ¦освоение учебного репертуара. Приобретение ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного разбора нотного текста, ¦ ¦
¦ ¦свободного чтения с листа, умения ¦ ¦
¦ ¦аккомпанировать, умения использовать данные ¦ ¦
¦ ¦навыки для ознакомления с музыкальной ¦ ¦
¦ ¦литературой, а также для теоретического анализа ¦ ¦
¦ ¦музыкального произведения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦240 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦4570 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦4130 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.01 ¦Сольное пение ¦ ¦
¦ ¦Выработка у студента, с одной стороны, ¦ ¦
¦ ¦осознанного подхода к технологии ¦ ¦
¦ ¦голосообразования и голосоведения, с другой - ¦ ¦
¦ ¦умения самостоятельно анализировать ¦ ¦
¦ ¦художественные и технические особенности ¦ ¦
¦ ¦вокальных произведений для дальнейшего ¦ ¦
¦ ¦совершенствования своих исполнительских навыков. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство студента с интонационным языком ¦ ¦
¦ ¦композитора, а в дальнейшем - постепенное ¦ ¦
¦ ¦осознание и раскрытие художественного содержания ¦ ¦
¦ ¦произведения. Оперный репертуар студента должен ¦ ¦
¦ ¦включать не менее двух оперных партий. Овладение ¦ ¦
¦ ¦основами правильного звукоизвлечения и ¦ ¦
¦ ¦голосоведения в пределах определенного диапазона,¦ ¦
¦ ¦тесситуры, освоение интонационно-ритмических и ¦ ¦
¦ ¦художественно-исполнительских трудностей, ¦ ¦
¦ ¦заложенных в вокально-педагогическом репертуаре. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение следующих навыков: чистота ¦ ¦
¦ ¦интонации, чистота и естественность тембра, ¦ ¦
¦ ¦элементарные основы певческого дыхания, владение ¦ ¦
¦ ¦основами кантилены, отчетливая дикция при ¦ ¦
¦ ¦осознанном формировании согласных и гласных ¦ ¦
¦ ¦звуков, элементарное владение музыкальной формой.¦ ¦
¦ ¦Индивидуальная работа студента с концертмейстером¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.02 ¦Камерное пение ¦ ¦
¦ ¦Развитие исполнительского мастерства студентов ¦ ¦
¦ ¦на материале камерной вокальной музыки, широкое ¦ ¦
¦ ¦ознакомление с романсово-песенной литературой, ¦ ¦
¦ ¦воспитание художественного вкуса и понимания ¦ ¦
¦ ¦стиля исполняемых произведений. Индивидуальная ¦ ¦
¦ ¦работа студента с концертмейстером ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.03 ¦Вокальный ансамбль ¦ ¦
¦ ¦Развитие и совершенствование гармонического ¦ ¦
¦ ¦слуха, ощущения тембрового строя и устойчивой ¦ ¦
¦ ¦интонации, умения ориентироваться в ансамблевой ¦ ¦
¦ ¦партитуре. В классе ансамбля студенты учатся ¦ ¦
¦ ¦искусству единения с партнерами, умению слышать ¦ ¦
¦ ¦все партии в ансамбле, согласовывать свои ¦ ¦
¦ ¦исполнительские намерения и находить совместные ¦ ¦
¦ ¦решения. Навыки ансамблевого исполнительства ¦ ¦
¦ ¦приобретаются в процессе подготовки к исполнению ¦ ¦
¦ ¦в концертном варианте произведений разных авторов¦ ¦
¦ ¦для разных составов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.04 ¦Предметы пластического воспитания певца ¦ ¦
¦ ¦Сценическое движение. Воспитание комплекса ¦ ¦
¦ ¦тренировочно-технологических и профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладных навыков и умений, обеспечивающих ¦ ¦
¦ ¦точность, конкретность и выразительность пластики¦ ¦
¦ ¦будущего актера. Выработка координации ¦ ¦
¦ ¦сценического движения и речи, воспитание чувства ¦ ¦
¦ ¦времени и пространства, освоение действенного ¦ ¦
¦ ¦жеста. Приобретение навыков работы в историческом¦ ¦
¦ ¦костюме, столь необходимых в создании ¦ ¦
¦ ¦полнодейственного сценического образа. ¦ ¦
¦ ¦Танец. Практическое освоение разнообразных по ¦ ¦
¦ ¦характеру музыки и пластики танцевальных жанров, ¦ ¦
¦ ¦необходимых для участия в оперном спектакле. ¦ ¦
¦ ¦Создание танца-этюда; изучение оперных ¦ ¦
¦ ¦танцевальных сцен. Вокальное отображение ¦ ¦
¦ ¦эмоционального ряда музыкального материала в ¦ ¦
¦ ¦гармонии с пластикой ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.05 ¦Оперная подготовка ¦ ¦
¦ ¦Основы актерского мастерства. Ознакомление с ¦ ¦
¦ ¦основными понятиями системы К.С. Станиславского ¦ ¦
¦ ¦и его "методом физического воздействия" ¦ ¦
¦ ¦(сценическая задача и приспособление, магическое ¦ ¦
¦ ¦"если бы" и сверхзадача, создание и работа над ¦ ¦
¦ ¦образом). Развитие воображения, сценического ¦ ¦
¦ ¦внимания и умения обращаться с партнерами, ¦ ¦
¦ ¦существование в сценическом пространстве в ¦ ¦
¦ ¦определенном темпоритме. Тренировка пластической ¦ ¦
¦ ¦выразительности своего тела. ¦ ¦
¦ ¦Оперный класс. Воспитание профессионального ¦ ¦
¦ ¦певца-актера, отвечающего многообразным ¦ ¦
¦ ¦требованиям современного оперного и музыкального ¦ ¦
¦ ¦театра, способного овладеть классическим и новым ¦ ¦
¦ ¦репертуаром, умеющего практически применять ¦ ¦
¦ ¦обширные историко-теоретические знания для ¦ ¦
¦ ¦создания полноценного и художественно ¦ ¦
¦ ¦убедительного музыкально-сценического образа в ¦ ¦
¦ ¦спектакле ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.06 ¦История вокального искусства ¦ ¦
¦ ¦Раскрытие характерных особенностей наиболее ¦ ¦
¦ ¦значительных вокально-исполнительских стилей. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика основных черт самобытности ¦ ¦
¦ ¦национальных вокальных школ (итальянской, ¦ ¦
¦ ¦французской, немецкой, русской). Ознакомление с ¦ ¦
¦ ¦искусством выдающихся представителей вокального ¦ ¦
¦ ¦исполнительства и педагогики разных стран и ¦ ¦
¦ ¦эпох. Выявление взаимосвязи вокального ¦ ¦
¦ ¦исполнительства с вокальной методикой и ¦ ¦
¦ ¦педагогикой ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.07 ¦Основы вокальной методики ¦ ¦
¦ ¦Ознакомление с основными принципами отечественной¦ ¦
¦ ¦и зарубежной вокальной педагогики. Анализ ¦ ¦
¦ ¦различных методов и приемов преподавания с целью ¦ ¦
¦ ¦выявления наиболее рациональных из них. ¦ ¦
¦ ¦Ознакомление с особенностями строения и работы ¦ ¦
¦ ¦голосового аппарата певца, акустикой и ¦ ¦
¦ ¦психофизиологией пения. Воспитание у студентов ¦ ¦
¦ ¦умения пользоваться данными науки в практической ¦ ¦
¦ ¦работе. Ознакомление с вокально-методической ¦ ¦
¦ ¦литературой в области вокального искусства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.08 ¦Сценическая речь ¦ ¦
¦ ¦Изучение основных законов орфоэпии и применение ¦ ¦
¦ ¦их на практике. Воспитание умения дикционно четко¦ ¦
¦ ¦и ясно произносить текст, используя все модуляции¦ ¦
¦ ¦голоса; любви к красоте языка, его чистоте, ¦ ¦
¦ ¦поэтичности и необыкновенной выразительности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.09 ¦Грим ¦ ¦
¦ ¦Сочетание на занятиях гримом освоения теории, ¦ ¦
¦ ¦истории и гигиенических основ грима с ¦ ¦
¦ ¦практическим освоением искусства театрального ¦ ¦
¦ ¦грима различных типов, стилей и характеров, ¦ ¦
¦ ¦обусловленных сценической задачей. Основы макияжа¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.10 ¦Педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая практика осуществляется под ¦ ¦
¦ ¦руководством опытного педагога-консультанта. В ¦ ¦
¦ ¦активных и пассивных формах. По всем видам ¦ ¦
¦ ¦практики вводится отчетность. Важнейшим фактором ¦ ¦
¦ ¦является взаимосвязь методики (теоретический ¦ ¦
¦ ¦курс) и педагогической практики, в которой должны¦ ¦
¦ ¦находить применение знания, полученные в курсе ¦ ¦
¦ ¦лекций по методике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.11 ¦Музыкальное исполнительство и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Систематизация знаний в области теории и истории ¦ ¦
¦ ¦вокального исполнительства и методики ¦ ¦
¦ ¦преподавания академического пения. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка теоретической работы (реферата), ¦ ¦
¦ ¦включающей вопросы исполнительства, педагогики, ¦ ¦
¦ ¦знание специальной литературы в соответствии с ¦ ¦
¦ ¦профилем подготовки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.12 ¦Оперная студия <*> ¦ ¦
¦ ¦Совершенствование и синтез навыков, полученных ¦ ¦
¦ ¦на занятиях "основы актерского мастерства", ¦ ¦
¦ ¦"основы сценического движения", "сценическая ¦ ¦
¦ ¦речь" и воплощение их в законченных оперных ¦ ¦
¦ ¦сценах, спектаклях в полном сценическом ¦ ¦
¦ ¦оформлении (грим, костюм, свет, оркестр). ¦ ¦
¦ ¦Концертно-камерное пение <**> ¦ ¦
¦ ¦Совершенствование и синтез навыков, полученных ¦ ¦
¦ ¦на занятиях по дисциплине "камерное пение", и ¦ ¦
¦ ¦воплощение их в законченных концертно-камерных ¦ ¦
¦ ¦программах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦240 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД ¦Факультативы ¦450 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
------------------------------------
<*> Дисциплина "Оперная студия" предусмотрена для студентов, получающих квалификацию "оперный певец, преподаватель".
<**> Дисциплина "Концертно-камерное пение" предусмотрена для студентов, получающих квалификацию "концертно-камерный певец, преподаватель".
Всего часов

<ПИСЬМО> Госстроя РФ от 22.04.2003 n АП-2461/23 <О ПЕРЕЧНЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также