ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 18.04.2003 n 45 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2003 г. N 45
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ЭТАПА НАЦИОНАЛЬНОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ
В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС)
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые организационно-нормативные материалы:
основные методологические и организационные положения Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап);
Инструкцию по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап);
типовой договор подряда на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах;
технические задания на выполнение работ по подготовке и проведению Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах для руководителей опросов, организаторов работ, супервайзеров, интервьюеров.
Председатель
В.Л.СОКОЛИН



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 18 апреля 2003 г. N 45
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ И УЧАСТИЯ
В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ (НОБУС)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) является неотъемлемым компонентом комплекса работ, предусмотренных Проектом содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (SPIL), реализуемого за счет средств займа МБРР N 4234-RU.
Дополнительные расходы Госкомстата России, связанные с проведением Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), финансируются за счет средств указанного займа в соответствии с положениями "Договора между Российским некоммерческим фондом социальных реформ и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике о порядке финансирования части С.3 "Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах" (НОБУС) Проекта содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (SPIL) займа МБРР N 4234-RU", в пределах и в соответствии со сметами по подготовке и проведению обследования, разрабатываемыми и утверждаемыми Госкомстатом России.
Дополнительные средства предусматривают оплату труда внештатных работников, которые будут привлекаться на период планирования, организации и проведения обследования в соответствии с установленными сметами.
1.1. Цели и задачи.
НОБУС предназначен для получения исходных данных, необходимых для директивного руководства и установления целевых показателей в следующих широких областях:
a) для получения данных об уровнях и распределении доходов, потреблении и расходах домашних хозяйств, которые могут использоваться для анализа изменения уровня жизни за определенное время, а также различий между домашними хозяйствами в разных социально-экономических группах, географических районах, сельских и городских зонах и т.п.;
b) для обеспечения данных для оценки воздействия социальных льгот, существующих или предлагаемых социальных программ на распределение доходов и условия жизни населения;
c) для обеспечения данных для сбора расходной части системы социальной защиты в стране в форме Системы Социальных Счетов и Счетов домашних хозяйств в Системах национальных счетов и балансов.
Обследование преследует следующие основные цели:
- обеспечение наличия информации о получении дохода и социальной помощи и повышение точности в их указании и классификации;
- получение более совершенных показателей, характеризующих уровень благосостояния домашних хозяйств;
- изучение взаимосвязи программ предоставления денежных пособий, занятости и характера жилищно-бытовых условий;
- получение сведений для совершенствования модели построения программ обеспечения денежными и неденежными пособиями лиц, доходы которых находятся за чертой бедности.
Продольные особенности НОБУС позволят проводить анализ отдельных динамических характеристик населения, включая изменения в статусе бедности, и связанных с этим моментов. В результате обеспечивается лучшее понимание взаимосвязей между бедностью, с одной стороны, и социальными характеристиками и характеристиками занятости - с другой, что дает возможность более эффективного построения и более совершенной адресной направленности программ безвозмездного распределения средств.
1.2. Задачи основного этапа НОБУС.
Основной этап представляет собой второй этап реализации Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) и проводится в 87 субъектах Российской Федерации с общим охватом 45 тысяч домашних хозяйств (территориальное размещение выборочной совокупности по субъектам Российской Федерации установлено Приказом Госкомстата России от 03.04.2003 N 54).
1.3. Период проведения основного этапа устанавливается по группам регионов в зависимости от объемов выборочной совокупности:
до 120 домашних хозяйств - с 21 апреля по 14 июля 2003 года;
до 450 домашних хозяйств - с 21 апреля по 1 августа 2003 года;
свыше 450 домашних хозяйств - с 21 апреля по 22 августа 2003 года.
1.4. Метод основного этапа.
Основной этап проводится выборочным методом. План выборки разработан исходя из задачи построения общенациональной выборки и представительной выборки для 46 выделенных регионов. Относительно выборки установочного этапа в целях улучшения административно-территориального размещения выборки в выборку основного этапа включен ряд дополнительно отобранных населенных пунктов.
За единицу отбора принимается жилое помещение с постоянно проживающим населением - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире или общежитии.
Процедуры формирования выборки для основного этапа на полевом уровне предусматривают:
- для населенных пунктов, в границах которых участки наблюдения были сформированы в ходе реализации установочного этапа, - организацию двухфазного отбора домохозяйств с использованием результатов отбора установочного этапа в качестве базовой основы;
- для населенных пунктов, вновь включаемых в выборку:
отбор избирательных участков - для крупных населенных пунктов, на территории которых количество избирательных участков, образованных к проведению любых (наиболее близких по времени к срокам проведения обследования) выборов, превышает количество формируемых в его границах участков наблюдения;
отбор адресов из списков жилищ, которые предварительно должны быть составлены по каждому отобранному населенному пункту (избирательному участку).
Подробно процедура формирования выборки изложена в "Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)".
Единицей наблюдения при проведении основного этапа является домашнее хозяйство (домохозяйство).
Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Охвату подлежат все домашние хозяйства, проживающие в Российской Федерации, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Размещение объемов выборочной совокупности по населенным пунктам субъектов Российской Федерации приводится в таблице N 1 к "Инструкции по отбору адресов домохозяйств для проведения Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)".
1.5. Метод сбора данных основного этапа.
Основной этап проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем - интервьюерами) методом обхода жилых помещений, в которых проживает население, и заполнения бланков обследования на основе опроса населения.
Опросу подлежат члены домохозяйства (одного из домохозяйств), постоянно проживающие по отобранному адресу. Бланки обследования заполняются со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Причисление лиц к составу того или иного домохозяйства в пределах отобранного жилого помещения производится со слов опрашиваемых. Если при посещении отобранного адреса (при наличии единого лицевого счета) выясняется, что проживающие по нему лица составляют более одного домохозяйства, то производится опрос членов только одного из домохозяйств. Процедура выбора домохозяйства для этого случая, а также разъяснения по вопросу включения отдельных категорий населения в состав домохозяйства изложены в "Инструкции по подготовке и проведению Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)".
Записанные в бланки обследования сведения не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных данных.
Раздел II. ПРОГРАММА И ПЛАН ОСНОВНОГО ЭТАПА НОБУС
Программа основного этапа - это перечень собираемых при проведении обследования характеристик домохозяйств и лиц, входящих в состав этих домохозяйств.
В Программу включены следующие темы:
для домохозяйств - список членов домохозяйства, жилищные условия домохозяйства (тип и благоустройство жилища, размер общей и жилой площади), подробная структура расходов, размер и источники доходов домохозяйства, наличие подсобного хозяйства;
для каждого лица - родственное отношение к лицу, записанному первым в списке домохозяйства; пол; дата рождения; брачное состояние; образование; источники средств существования; занятость и положение в занятии; принадлежность к категории получателей льгот, социального обеспечения и социальной помощи, размеры социальной помощи.
Правила проведения опросов и регистрации ответов респондентов по программе основного этапа приводятся в "Инструкции по подготовке и проведению Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (основной этап)".
Раздел III. ОРГАНЫ И РАБОТНИКИ, ПРОВОДЯЩИЕ
ОСНОВНОЙ ЭТАП НОБУС
1. Организация основного этапа осуществляется на Федеральном, Региональном и Полевом уровнях. Перечень работ, сроки их выполнения и исполнители на всех уровнях регламентируются постановлениями, приказами, распоряжениями и указаниями Госкомстата России.
2. На Федеральном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов основного этапа является Госкомстат России, в структуре которого непосредственное исполнение работ по этим направлениям возложено на Управление статистики уровня жизни и обследований населения, Финансово-экономическое управление, Производственно-технологическое управление, Административное управление и другие структурные подразделения Госкомстата России.
Подразделения Федерального уровня выполняют следующие функции:
a) методологическое и организационное руководство, планирование, координация всех мероприятий по обследованию и контроль за их исполнением на всех уровнях;
b) разработка программно-методологических и организационных положений по проведению обследования;
c) подготовка методической документации по сбору и обработке информации и ее сопровождение в ходе обследования;
d) разработка нормативно-правовой базы для найма персонала обследования;
e) разработка программ инструктажа персонала обследования и требований по найму персонала;
f) разработка программы мониторинга результативности обследования и подготовка сводного отчета с анализом проблем при рекрутировании домохозяйств и проведении опросов в ходе обследования;
g) разработка технологии обработки материалов и получения итогов, а также программных средств для ввода, контроля, обработки, хранения и защиты информации, формирования базы данных;
h) разработка мер, обеспечивающих гарантию защиты первичных данных;
i) осуществление расчетов и уточнение затрат финансовых средств на организацию обследования; разработка порядка ведения и сбор финансовой и отчетной документации, отражающей деятельность и финансовое состояние реализации обследования;
j) осуществление взаимодействия с Российским фондом социальных реформ по вопросам финансирования работ и предоставления консультационной помощи в ходе подготовки и проведения обследования; предоставление в РФСР финансовой документации и отчетов о ходе реализации обследования;
k) контроль и формирование федеральной базы данных, разработка итогов основного этапа обследования;
l) разработка порядка распространения данных обследования и его реализация.
Распределение конкретных обязанностей и сроков их выполнения по структурным подразделениям центрального аппарата Госкомстата России, участвующим в подготовке и проведении НОБУС, регламентируется Приказом Госкомстата России от 10.07.2000 N 113 (приложения N 2, 3).
3. На Региональном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов основного этапа является территориальный орган Госкомстата России, в структуре которого деятельность соответствующих подразделений регламентируется приказом территориального органа Госкомстата России и региональным организационным планом-графиком проведения обследования (далее - региональный план-график), разрабатываемыми на основе:
Приказов Госкомстата России от 03.04.2003 N 54 и от 18.04.2003 N 61;
Организационного плана подготовки и проведения территориальными органами государственной статистики основного этапа НОБУС (Приложение N 1 к настоящему документу), предусматривающего дифференцированные сроки выполнения работ в зависимости от плана проведения основного этапа НОБУС.
Функциями подразделений Регионального уровня являются:
a) взаимодействие с органами исполнительной власти и с местной администрацией по вопросам подготовки и проведения мероприятий основного этапа;
b) осуществление информационно-разъяснительной работы среди населения с использованием местных средств массовой информации;
c) разработка и утверждение регионального

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 18.04.2003 n 1194-р ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОАО АВАНГАРД  »
Постановления и Указы »
Читайте также