РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.04.2003 n ОС-338-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2003 г. N ОС-338-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
"МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ
ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ
МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ" И "МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ
ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ
РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
В целях дальнейшего совершенствования нормативной базы дорожного хозяйства и повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на ремонт и содержание автомобильных дорог:
1. Утвердить "Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве" и "Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-аналитическим методом в дорожном хозяйстве" (далее - Методические рекомендации).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей организовать применение Методических рекомендаций, утвержденных в п. 1 настоящего распоряжения, во всех подрядных организациях, занятых на содержании федеральных автомобильных дорог.
3. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Методических рекомендаций.
4. Рекомендовать территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации использование Методических рекомендаций, утвержденных в п. 1 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 14 апреля 2003 г. N ОС-338-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ
ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ
МЕТОДОМ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве" (далее - Методические рекомендации) разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ специалистами ГП "ЦЕНТРОРГТРУД" А.И. Анашко, А.А. Морозовым.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с использованием "Руководства по техническому нормированию труда рабочих в строительстве" ВНИПИ труда в строительстве, "Основ методики технического нормирования труда в строительстве" (выпуски 1 - 9) НИИЭС Госстроя СССР и содержат "Методические рекомендации по проектированию технически обоснованных норм времени в дорожном хозяйстве" и "Методические рекомендации по проверке технически обоснованных норм времени", в которых дается соответственно порядок разработки норм времени и порядок проверки уровня выполнения норм в производственных условиях.
Методические рекомендации одобрены Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования Минтруда РФ и предназначены для специалистов, занимающихся вопросами технического нормирования в дорожном хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших условий роста производительности труда, экономии материально-технических и финансовых ресурсов является правильно организованное и научно обоснованное техническое нормирование.
В настоящее время роль технического нормирования должна возрастать, так как преимущества внедрения новой техники (в том числе и зарубежной), применения более совершенной технологии могут быть полностью реализованы при точном определении затрат рабочего времени.
В строительстве, на ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений к применению рекомендуются следующие категории норм:
единые нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Е);
ведомственные нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (В);
типовые нормы времени на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Т);
индивидуальные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ИНиР).
Единые, ведомственные и типовые нормы являются технически обоснованными и разработаны в централизованном порядке.
Индивидуальные нормы, которые разрабатываются и утверждаются самими организациями и предприятиями по согласованию с комитетом профсоюза, также должны быть технически обоснованными.
Индивидуальные нормы разрабатываются на производственные процессы, которые отсутствуют в единых, ведомственных и типовых нормах, и могут применяться только в организации, утвердившей их.
Руководством по техническому нормированию труда рабочих в строительстве установлены два метода проектирования норм: расчетно-исследовательский и расчетно-аналитический.
Расчетно-исследовательский метод основан на использовании данных, получаемых в результате проведения специальных нормативных исследований (замеров, фотохронометрирования и т.д.).
Расчетно-аналитический метод базируется на использовании имеющихся нормативных и технических данных и предусматривает проектирование норм на основе применения расчетных формул, нормативов затрат труда и метода аналогии.
В данных Рекомендациях дается порядок проектирования технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Производственные процессы исследуются на протяжении полной рабочей смены без учета времени обеденного перерыва. Рабочее время подразделяется на время работы и время перерывов.
Для анализа все затраты рабочего времени и время использования машин классифицируются по характерным признакам.
Для целей разработки производственных норм рабочее время рабочих и время использования машин делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые затраты времени.
Нормируемые затраты времени - это такие виды затрат, без которых не может осуществляться исследуемый процесс и которые должны быть учтены в производственной норме времени.
Ненормируемые затраты времени слагаются из непроизводственных затрат и времени простоев, возникающих вследствие плохой организации труда, нарушения трудовой дисциплины рабочими, а также по не зависящим от технического персонала причинам. К этой же категории относятся затраты времени на выполнение других работ, не относящихся к исследуемому процессу.
Ненормируемые затраты времени в производственной норме не учитываются.
А. Классификация затрат рабочего времени рабочих
Нормируемые затраты времени:
а) время полезной работы по заданию:
- время оперативной работы (основной и вспомогательной);
- время подготовительно-заключительной работы;
б) время отдыха;
в) время на личные надобности;
г) время технологических перерывов.
Ненормируемые затраты времени:
а) время непредвиденной работы;
б) потери рабочего времени:
- время лишней работы;
- время организационных простоев;
- время случайных простоев;
- время простоев, вызванных нарушением трудовой дисциплины.
Характерные признаки классификации затрат
рабочего времени рабочих
Время оперативной работы состоит из времени основной работы и времени вспомогательной работы.
К основной работе относятся затраты рабочего времени, непосредственно связанные с получением продукции данного производственного процесса.
К вспомогательной работе относится рабочее время, затрачиваемое рабочим на дополнительные действия, обеспечивающие возможность осуществления основной работы (переходы, подмащивание и т.п.).
Ко времени отдыха относятся затраты рабочего времени, необходимые для поддержания нормальной трудоспособности рабочего.
Ко времени на личные надобности относятся затраты рабочего времени, связанные с личной гигиеной и естественными надобностями.
Технологические перерывы в работе вызываются специфическими особенностями производственного процесса, выполняемого в условиях правильной организации производства и труда.
Ко времени непредвиденной работы относятся затраты труда на получение продукции, не относящейся к данному производственному процессу.
Время лишней работы не связано с увеличением объема продукции по данному производственному процессу или с получением дополнительной продукции по какому-либо другому виду работ (исправление бракованной продукции, излишняя обработка готовой продукции и т.д.).
К организационным простоям относятся потери рабочего времени из-за плохой организации труда и производства (несвоевременная подача материалов на рабочее место, недостаток орудий труда, несвоевременная подготовка фронта работ и т.д.).
К случайным простоям относятся перерывы в работе, вызванные атмосферными явлениями (сильный дождь, град, низкая температура) или прекращением подачи на стройку электроэнергии, воды и т.п.
К нарушениям трудовой дисциплины относятся потери рабочего времени, вызванные опозданием на работу в начале смены или после обеденного перерыва и преждевременными уходами с работы перед обеденным перерывом или до конца рабочей смены.
В. Классификация времени использования машин
Нормируемое время:
а) время полезной работы:
- время работы под полной нагрузкой;
- время работы под обоснованно пониженной нагрузкой;
б) время неустранимой работы вхолостую;
в) время регламентированных перерывов:
- связанных с техническим уходом за машиной;
- связанных с процессом работы;
- связанных с отдыхом и личными надобностями рабочих, обслуживающих машину.
Ненормируемое время:
а) время непредвиденной работы (не относящейся к исследуемому процессу);
б) потери рабочего времени:
- время лишней работы;
- время устранимой работы вхолостую;
- время организационных простоев;
- время случайных простоев;
- время простоев из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими.
Характерные признаки классификации времени
использования машин
К работе под полной нагрузкой относится время, в течение которого машина работает в оптимальном режиме в соответствии с ее паспортными данными и правилами технической эксплуатации.
Работа под обоснованно пониженной нагрузкой производится в том случае, когда по технологическим причинам невозможно обеспечить работу в оптимальном режиме.
Неустранимая работа вхолостую вызывается особенностями технологического процесса или конструктивными особенностями самой машины.
Регламентированные перерывы:
- связанные с техническим уходом за машиной, вызываются выполнением подготовительно-заключительных и вспомогательных работ, требующих остановки машины (осмотр машины перед пуском, присоединение машины к электросети, заправка машин водой и топливом, чистка, смазка, мелкий крепежный ремонт и т.п.);
- связанные с процессом работ, вызываются технологией и организацией производственного процесса;
- связанные с отдыхом и личными надобностями рабочих, могут быть в тех случаях, когда необходимое для этого время не перекрывается другими неустранимыми перерывами в работе машины.
К лишней работе относится время выполнения работы, не предусмотренной технологическим процессом и не дающей прироста продукции или улучшения качества.
Устранимая работа вхолостую имеет место по вине обслуживающих машину рабочих, не обеспечивших своевременную загрузку и оптимальный режим работы машины, или по организационным причинам (например, транспортер приведен в движение, а подача материала на ленту еще не организована и т.п.).
Простои по организационным причинам возникают вследствие плохой организации труда и производства. К ним относятся простои из-за несогласованности механизированного со смежными с ним процессами. Например, простой экскаватора при несвоевременной подаче автомобилей-самосвалов. К этой же категории относятся простои из-за поломки или порчи машины, вызванной плохим уходом за ней или низким качеством ремонта, из-за перебоев в снабжении топливом, энергией, паром, материалами; из-за несвоевременной выдачи задания, указаний технического персонала и т.д.
К случайным простоям относятся простои, связанные с атмосферными явлениями, или простои вследствие прекращения подачи на рабочее место электроэнергии, воды и т.п.
К простоям из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими относится время простоев машины из-за опоздания рабочих в начале смены или после обеденного перерыва, преждевременного ухода с работы перед обеденным перерывом или до конца смены, самовольных отлучек в рабочее время и т.п.
Все виды потерь рабочего времени и машин при проектировании норм не учитываются, что придает производственным нормам организующую роль в обеспечении роста производительности труда.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ
Исследование производственных процессов методами технического нормирования и разработка на этой базе производственных норм состоят из нескольких этапов:
- ознакомление с технологией и организацией исследуемого процесса;
- выбор нормали, на основе которой осуществляются нормативные наблюдения и проектирование норм;
- выбор объекта обследования;
- выбор вида и способа наблюдений, установление степени точности замеров времени, количества и продолжительности наблюдения;
- расчленение производственного процесса на составляющие его элементы;
- выбор измерителя продукции элементов процесса и главного измерителя всего производственного процесса;
- проведение нормативных наблюдений;
- изучение размера и характера затрат рабочего времени и обработка этих данных (первичная обработка);
- проектирование производственных норм;
- проверка запроектированных норм и внедрение их в производство.
Нормаль производственного процесса и синтез норм
Характеристика процесса, установленная с учетом правильной организации труда и производства, составляет нормаль производственного процесса.
Получение высококачественных исходных данных для проектирования норм во многом зависит от правильного установления нормали трудового процесса, которая является составной частью нормы, эталоном для выбора объекта нормативных наблюдений.
Нормаль процесса должна устанавливаться с учетом того, чтобы:
- организация труда и производства соответствовала современному уровню техники и технологии производственного процесса;
- полностью и эффективно использовались применяемые машины и механизмы;

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.04.2003 n ОС-339-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОСОБИЯ ДОРОЖНОГО МАСТЕРА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также