РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.04.2003 n ОС-339-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОСОБИЯ ДОРОЖНОГО МАСТЕРА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2003 г. N ОС-339-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОСОБИЯ ДОРОЖНОГО МАСТЕРА
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в целях исполнения требований по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 мая 2003 г. Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды (далее - Пособие).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог руководствоваться Пособием при выполнении работ по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться Пособием при выполнении работ по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.
4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Пособия в организациях, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.СКВОРЦОВ



ПОСОБИЕ
ДОРОЖНОГО МАСТЕРА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Справочное пособие "Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды" разрабатывается по заданию Государственной службы дорожного хозяйства.
Охрана природной среды стала непременным условием выполнения профессиональной деятельности в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в дорожном хозяйстве. Практика охраны природной среды в России и за рубежом показала, что основным направлением этой деятельности является предотвращение вреда и загрязнения природы именно в процессе выполнения производственных операций - в процессе строительных и ремонтных работ, при производстве дорожно-строительных материалов. В этом случае не требуется каких-либо дополнительных средств на охрану природы, этот процесс протекает естественным путем.
Дорожному мастеру принадлежит ведущая роль в осуществлении производственного процесса любого вида, характерного для дорожного хозяйства. Поэтому и в области охраны природы часто играет первостепенную роль.
Настоящее справочное Пособие имеет целью максимально помочь дорожному мастеру в его работе. По этой причине и учитывая перспективы развития природоохранной деятельности в России, в Пособие включены не только материалы чисто производственного назначения, но и из области природоохранного законодательства, информация о системе государственного экологического контроля, а также изложены экономические основы природоохранной деятельности.
1. ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МАСТЕРА УЧАСТКА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Должностные обязанности. Мастер участка дорожного хозяйства в соответствии с Типовым положением о мастере производственного участка строительной организации осуществляет руководство возглавляемым им участком, включая: обеспечение производства строительными материалами, соответствующими предъявляемым к ним требованиям; своевременную подготовку производства; контроль за соблюдением технологических процессов, оперативное выявление и устранение причины их нарушения; разработку новых и совершенствование действующих технологических процессов и режимов производства; обеспечение правильного использования производственных площадей, оборудования; разработку мер по осуществлению экономии топливных ресурсов и заданий по снижению удельных норм на единицу продукции и осуществление контроля за их выполнением. Мастер проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования, а также контроль за их соблюдением.
Мастер должен знать: постановления, приказы, распоряжения вышестоящих органов; методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности; технические характеристики и требования, предъявляемые к продукции, производимой его участком; технологию ее производства, оборудование участка и правила его технической эксплуатации; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. ВИДЫ МАСТЕРСКИХ УЧАСТКОВ
В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Виды мастерских участков рассмотрим на примере ГУП "Кашинское дорожное ремонтно-строительное управление".
В соответствии со штатным расписанием в 2001 году в Кашинском ДРСУ были организованы и функционировали следующие мастерские участки:
1. Мастерский участок по строительству автомобильных дорог.
2. Мастерский участок по укладке асфальтобетонной смеси.
3. Мастерский участок содержания автомобильных дорог.
4. Мастерский участок - ремонтно-механические мастерские.
5. Мастерский участок - газовая котельная.
6. Мастерский участок по строительству и ремонту искусственных сооружений, отделочным работам на автодорогах, ремонту зданий.
7. Мастерский участок - асфальтобетонный завод.
8. Мастерский участок - автопарк (гараж).
Организация и технология производства работ на каждом мастерском участке определяется соответствующими отраслевыми инструктивными и методическими документами (например, Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-88), Руководством по производству работ дорожными мастерами при содержании и ремонте автомобильных дорог (Росавтодор) и т.д.).
3. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДОРОЖНЫМИ
МАСТЕРАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО СВЯЗАННЫЕ
С ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
3.1. Работы по обеспечению производства
Контроль наличия сертификатов качества и санитарных сертификатов каждой партии используемых в работе строительных материалов и конструкций. Материалы без соответствующих сертификатов не допускаются к использованию.
Площадки и базы для временного хранения строительных и других материалов, используемых при производстве работ, должны устраиваться заранее с учетом охраны окружающей природной среды. Обычно для этого необходимы планировка территории с целью сбора и отведения поверхностных сточных вод (дождевых, талых), ограждение территории с целью предупреждения загрязнения и захламления прилегающей к площадке местности, устройство простейшего очистного сооружения для очистки сточных вод от нефтепродуктов и твердых частиц. Сброс неочищенной воды в водоемы и водотоки на прилегающие земли не допускается.
Контроль наличия экологического паспорта предприятия (АБЗ), который включает данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и оценку влияния производства на окружающую природную среду.
3.2. Систематически выполняемые работы
по содержанию дорог
3.2.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке: уборка мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии не менее 30 м от бровки земляного полотна). Мусор и посторонние предметы собираются в автомобиль-самосвал и вывозятся в специально отведенные места. Предметы, представляющие опасность с точки зрения безопасности движения, должны быть убраны с полосы отвода в течение 3 часов с момента обнаружения, остальные - в течение суток.
3.2.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных устройств: обнаруженные дефекты укрепления откосов земляного полотна, берм, водоотводных дамб и других дорожных земляных сооружений должны быть устранены в течение пяти суток с момента обнаружения путем укрепления щебнем или каменным материалом. Дальнейшие укрепительные работы производятся в соответствии с проектными решениями.
3.2.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода: по результатам ежеквартальных осмотров назначаются и проводятся работы по очистке колодцев дренажей, дренажных труб, водостоков по откосам насыпей и выемок, быстротоков, перепадов, водоотводных канав от засорения грунтовыми отложениями и посторонними предметами.
3.2.4. Вырубка деревьев кустарника, удаление другой нежелательной растительности в санитарных целях, в целях обеспечения безопасности движения: на основании специальных осмотров выявляется потребность в удалении больных и поврежденных деревьев и кустарника; необходимость и возможность их удаления согласовывается в лесничествах, лесхозах, других природоохранных организациях. При вырубке деревьев направление их валки выбирается так, чтобы поваленное дерево не повреждало соседних здоровых деревьев и кустарника, не ограничивало видимость на дороге и не мешало движению транспорта и пешеходов. Поваленные деревья и кустарники распиливаются, пни выкорчевываются и вывозятся к согласованным с местными природоохранными органами (лесничеством, лесхозом и т.п.) местам утилизации или захоронения. Удаление поврежденных деревьев, кустарника, другой нежелательной растительности должно быть проведено в течение пяти дней с момента их обнаружения. После удаления растительности проводится планировка освободившегося места.
3.2.5. Удаление загрязнений с проезжей части, обочин, разделительной полосы, с площадок отдыха и автобусных остановок. Необходимость очистки названных территорий от грязи определяется на основании ежедневных осмотров. Время уборки не должно превышать:
- четырех часов с момента обнаружения для дорог с интенсивностью движения более 3000 авт./сутки;
- пяти часов для дорог с интенсивностью 1000 - 3000 авт./сутки;
- шести часов при интенсивности движения менее 1000 авт./сутки.
Мусор собирается и транспортируется к месту утилизации. Грязь и пыль с асфальто- и цементобетонных покрытий удаляются мокрым способом во избежание запыления воздуха на участках уборки.
3.2.6. Уход за посадками и саженцами заключается в посадке саженцев на месте погибших деревьев и кустарников, рыхлении грунта и вспашке по закраинам посадок (для предотвращения роста корней на соседних с полосой отвода территориях), внесении удобрений и борьбе с вредителями растений (в весенний и осенний периоды года), проведении рубок ухода (в декоративных целях или для повышения эффективности снегозадержания, в зонах высоковольтных линий электропередач).
3.2.7. Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод и ледохода. Подготовительные работы включают:
- очистку от снега, льда и загрязнений водоотводных канав, подводящих и отводящих русел малых искусственных сооружений, открытых лотков, приемных колодцев, выпусков из дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок;
- открытие отверстий малых искусственных сооружений, закрытых щитами на зимний период;
- подготовку мостов к пропуску паводка и ледохода (скол льда по периметру опор мостов, ледорезов и вдоль укрепления откосов в виде прорезей-борозд).
Работы проводятся ранней весной в период, предшествующий сходу снежного покрова (до начала интенсивного снеготаяния).
3.2.8. Ликвидация последствий таяния снега, паводка и ледохода. После окончания снеготаяния, пропуска паводка устанавливаются места и объемы размывов, просадок и разрушений обочин, откосов, кюветов, смещений отдельных элементов системы поверхностного водоотвода, которые и устраняются. Должна быть проведена очистка лотков, водосбросов по откосу, водоотводных канав и быстротоков, водобойных колодцев и гасителей от скопившихся наносов, грунта, грязи и т.п. после схода снежного покрова. Работы должны быть проведены максимально быстро по мере просыхания грунта земляного полотна и в пределах полосы отвода.
3.2.9. Обеспыливание грунтовых, гравийных и щебеночных покрытий автомобильных дорог.
3.2.10. Скашивание травы на обочинах, разделительных полосах, в кюветах, на откосах и в резервах.
3.2.11. Ликвидация не предусмотренных проектом и последующими согласованиями съездов, профилировка тракторных путей.
3.2.12. Очистка водопропускных труб от грунтовых отложений.
3.3. Периодически выполняемые работы
по содержанию дорог
3.3.1. Ремонт баз хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов и подъездных путей к ним.
3.3.2. Подготовка к эксплуатации машин для зимнего содержания дорог.
3.3.3. Организация пунктов подогрева и отдыха для рабочих и водителей, занимающихся патрульной снегоочисткой и борьбой с зимней скользкостью.
3.3.4. Ремонт оголовков и укрепление русел от размыва за водопропускными сооружениями.
3.3.5. Закрытие щитами отверстий малых искусственных сооружений.
3.3.6. Установка и ремонт снегозадерживающих и лавинонаправляющих устройств и сооружений на лавиноопасных участках.
3.3.7. Строительство поверхностных обработок и шероховатых слоев износа.
3.4. Производство работ зимнего периода эксплуатации
3.4.1. Работы по борьбе с зимней скользкостью, включающие:
- профилактическую обработку проезжей части перед или в начале снегопада с целью недопущения или задержки образования снежного наката под колесами проходящих по дороге автомобилей;
- удаление образовавшейся на проезжей части зимней скользкости (снежного наката, гололеда, льда).
Профилактика и удаление зимней скользкости производятся с применением противогололедных реагентов.
3.4.2. Очистка от снега автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек и обработка их поверхности фрикционными и противогололедными реагентами.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАНОСИМЫЙ ЕЙ ВРЕД (УЩЕРБ)
Допустимой считается такая экологическая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния экологической системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.
Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) - нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 14.04.2003 n 166-р О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА  »
Постановления и Указы »
Читайте также