СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 053500 - РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ: РЕЖИССЕР ИГРОВОГО КИНО-, ТЕЛЕ- И ВИДЕОФИЛЬМА; РЕЖИССЕР НЕИГРОВОГО КИНО-, ТЕЛЕ- И ВИДЕОФИЛЬМА; РЕЖИССЕР АНИМАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ; РЕЖИССЕР ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ (утв. Минобразованием РФ 11.04.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
591 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 053500 - РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ:
РЕЖИССЕР ИГРОВОГО КИНО-, ТЕЛЕ- И ВИДЕОФИЛЬМА
РЕЖИССЕР НЕИГРОВОГО КИНО-, ТЕЛЕ- И ВИДЕОФИЛЬМА
РЕЖИССЕР АНИМАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
РЕЖИССЕР ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ
1. Общая характеристика специальности
053500 - Режиссура кино и телевидения
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 053500 - Режиссура кино и телевидения в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
- Режиссер игрового кино-, теле- и видеофильма;
- Режиссер неигрового кино-, теле- и видеофильма;
- Режиссер анимации и компьютерной графики;
- Режиссер телевизионных программ.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы выпускников по специальности 053500 - Режиссура кино и телевидения при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
1.3.1. Специалисты - Режиссер игрового кино-, теле- и видеофильма; Режиссер неигрового кино-, теле- и видеофильма подготовлены к созданию по собственному замыслу на основе оригинального сценария или другого литературного произведения кино- и видеопроизведения, объединяя и направляя при этом творчество актеров-исполнителей, кинооператора, художника, композитора, звукорежиссера и др.
В соответствии с фундаментальной подготовкой выпускники могут заниматься режиссерской деятельностью в разных областях кино и телевидения, а также организационно-творческой и педагогической деятельностью.
1.3.2. Специалист Режиссер анимации и компьютерной графики подготовлен к созданию по собственному замыслу на основе оригинального сценария или литературного произведения анимационного фильма в широком диапазоне современных компьютерных и анимационных технологий. При этом он объединяет и направляет творчество художника-постановщика, кинооператора, аниматоров, художников компьютерной графики, композитора, звукооператора и др.
В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой режиссер анимации и компьютерной графики может заниматься творческой деятельностью в разных областях анимационного и компьютерного кино и телевидения, а также организационно-творческой и педагогической деятельностью.
1.3.3. Специалист Режиссер телевизионных программ подготовлен к созданию по собственному замыслу или на основе литературного сценария:
- телевизионной программы различной тематической или жанровой направленности, идущей в записи или прямом эфире как в студии, так и при прямой трансляции с натуры или из интерьера;
- информационного, документального, инсценированного сюжета для телевизионной программы любого рода;
- игрового, документального, учебного видеофильма;
- музыкального клипа;
- рекламного ролика;
- мультимедиа-программ,
объединяя и направляя при этом творчество актеров-исполнителей, ведущих, журналистов, музыкантов, композиторов, звукорежиссеров, художников, операторов и др.
Режиссер телевизионных программ может выступать в качестве: режиссера монтажа любого телевизионного сюжета или программы, включая телевизионные фильмы; пультового режиссера прямого и непрямого эфира при многокамерном методе съемки; журналиста и ведущего при съемках интервью и репортажей в компактной творческой группе; в соответствии с фундаментальной подготовкой выпускники могут заниматься режиссерской деятельностью в разных областях ТВ, а также организационно-творческой и педагогической деятельностью.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников: режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ, освоивших основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности 053500 - Режиссура кино и телевидения.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности Режиссура кино и телевидения УМО по образованию в области кинематографии и телевидения рекомендует проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 053500 -
Режиссура кино и телевидения
3.1. Основная образовательная программа подготовки режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, творческих и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников: режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников: режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом (факультетом), а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников: режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ должна предусматривать изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины по данной специальности не предусматриваются. Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки режиссера игрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера неигрового кино-, теле- и видеофильма; режиссера анимации и компьютерной графики; режиссера телевизионных программ должна обеспечивать подготовку выпускников в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 053500 - Режиссура кино и телевидения
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении. ¦ ¦
¦ ¦Основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях ХIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизация. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления в философии и этапы ее исторического ¦ ¦
¦ ¦развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. Пространство ¦ ¦
¦ ¦и время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. Человек, ¦ ¦
¦ ¦общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Производство и его роль в жизни человека. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепция общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смена типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. Администра- ¦ ¦
¦ ¦тивные правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦ Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦ Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. Психическая регуляция ¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельности. Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. Психология малых групп.¦ ¦
¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦ Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Нормативные, коммуникативные, этнические аспекты¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формы официальных документов. Приемы унификации ¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание, завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Личность как социальный тип. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории, ¦ ¦
¦ ¦методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимизирования прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы ¦ ¦
¦ ¦и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1850 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1550 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦История отечественного и зарубежного кино ¦344 ¦
¦ ¦ История отечественного кино. История кино как ¦ ¦
¦ ¦научная дисциплина. Принципы периодизации. Место ¦ ¦
¦ ¦кино в современной системе средств массовых ¦ ¦
¦ ¦коммуникаций. Кинематограф в дореволюционной ¦ ¦
¦ ¦России. Связь с национальным театром, ¦ ¦
¦ ¦литературой, фольклором и поиски специфических ¦ ¦
¦ ¦средств экранной выразительности. Место ¦ ¦
¦ ¦российского кино в процессе становления мирового ¦ ¦
¦ ¦кинематографа. Рождение советского кино. ¦ ¦
¦ ¦Национализация кинематографа. Идейно- ¦ ¦
¦ ¦художественный и организационный опыт ¦ ¦
¦ ¦кинематографа первых лет советской власти. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие стилевых и жанровых форм в советском¦ ¦
¦ ¦многонациональном кино 20-х годов. Новаторский ¦ ¦
¦ ¦характер поисков и открытий ведущих ¦ ¦
¦ ¦кинематографистов; значение их творческих, ¦ ¦
¦ ¦практических и теоретических трудов в становлении¦ ¦
¦ ¦кино как искусства. Достижение киноискусства в ¦ ¦
¦ ¦области звукозрительной выразительности экрана, ¦ ¦
¦ ¦в развитии его драматически-повествовательных ¦ ¦
¦ ¦возможностей в 30-е годы. Негативное влияние ¦ ¦
¦ ¦на кинопроцесс партийно-государственного ¦ ¦
¦ ¦идеологического контроля. Особенности развития ¦ ¦
¦ ¦киноискусства в годы Великой Отечественной войны.¦ ¦
¦ ¦Влияние эстетики хроникально-документального кино¦ ¦
¦ ¦на игровое. Кризис советского кино в первые ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы; "малокартинье", утверждение ¦ ¦
¦ ¦на экране официозной, бесконфликтно- ¦ ¦
¦ ¦украшательской эстетики. Расцвет советского ¦ ¦
¦ ¦многонационального кино в пору постсталинской ¦ ¦
¦ ¦оттепели. Обогащение гуманистического потенциала;¦ ¦
¦ ¦обновление образного языка экрана; ¦ ¦
¦ ¦противоречивость развития кино в годы "застоя": ¦ ¦
¦ ¦развитие плодотворных тенденций предыдущего ¦ ¦
¦ ¦периода и ужесточение идеологической ¦ ¦
¦ ¦регламентации, бюрократической централизации в ¦ ¦
¦ ¦области кино. Преобразование системы производства¦ ¦
¦ ¦и проката фильмов в пору горбачевской перестройки¦ ¦
¦ ¦и в постсоветские годы; распад советской ¦ ¦
¦ ¦многонациональной кинематографии. Противоречия ¦ ¦
¦ ¦и проблемы российского кино на современном этапе.¦ ¦
¦ ¦ История зарубежного кино. Рождение кинематографа¦ ¦
¦ ¦как закономерный итог технического прогресса и ¦ ¦
¦ ¦тенденция к синтезу пространственных и временных ¦ ¦
¦ ¦искусств. Принципы периодизации истории мирового ¦ ¦
¦ ¦кинематографа, логика его географического и ¦ ¦
¦ ¦хронологического распространения. Становление ¦ ¦
¦ ¦кинопроизводства и кинопроката, их влияние на ¦ ¦
¦ ¦место и положение художника в творческом ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Кинематограф начала века: влияние смежных ¦ ¦
¦ ¦искусств, поиски самостоятельного языка и ¦ ¦
¦ ¦кристаллизация основных киножанров. Становление ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии. Формирование ведущих творческих ¦ ¦
¦ ¦профессий, перевод кинопроизводства на ¦ ¦
¦ ¦промышленные рельсы в Голливуде. Новаторские ¦ ¦
¦ ¦достижения мастеров американского, немецкого и ¦ ¦
¦ ¦французского кино 20-х годов, обретение ¦ ¦
¦ ¦кинематографом эстетической независимости. ¦ ¦
¦ ¦"Немое" кино как искусство монтажно-пластической ¦ ¦
¦ ¦выразительности; значение творческой практики и ¦ ¦
¦ ¦теоретических открытий ведущих мастеров Западной ¦ ¦
¦ ¦Европы и США в его становлении. ¦ ¦
¦ ¦ Технический прогресс кинематографа 30-х годов ¦ ¦
¦ ¦(появление звука, освоение цвета), новый этап в ¦ ¦
¦ ¦развитии кинодраматургии. Эволюция основных ¦ ¦
¦ ¦творческих профессий, влияние театра и ¦ ¦
¦ ¦литературы. Социальный кинематограф США и ¦ ¦
¦ ¦"поэтический" реализм мастеров кино Франции как ¦ ¦
¦ ¦наивысшее достижение кинематографического ¦ ¦
¦ ¦реализма Запада в 30-е годы. Мировая война и ¦ ¦
¦ ¦рост документализма. Смена эстетических ¦ ¦
¦ ¦критериев; неореализм и эстетика достоверности. ¦ ¦
¦ ¦Авторский кинематограф 50-х - 80-х годов и его ¦ ¦
¦ ¦влияние на новые школы национального ¦ ¦
¦ ¦кинематографа в странах Европы, Америки и Азии. ¦ ¦
¦ ¦"Постмодернизм" и эволюция массового ¦ ¦
¦ ¦кинематографа. Технологические сдвиги, ¦ ¦
¦ ¦конкуренция телевидения и видео. Современный ¦ ¦
¦ ¦кинематограф в системе средств массовой ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ История и специфические особенности неигровых ¦ ¦
¦ ¦видов кино, их эволюция, основные этапы развития;¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь и взаимовлияние неигровых и игровых ¦ ¦
¦ ¦видов кино. ¦ ¦
¦ ¦ История художественной мультипликации; ¦ ¦
¦ ¦особенности художественной мультипликации как ¦ ¦
¦ ¦вида кино ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦История телевидения ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория телевидения. Элементы и открытие ¦ ¦
¦ ¦регулярного телевещания в США и Западной Европе. ¦ ¦
¦ ¦Экспериментальный период российского телевидения ¦ ¦
¦ ¦(20 - 30-е годы). Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦американской системы ТВ. Становление и развитие ¦ ¦
¦ ¦ТВ в Западной Европе. Российское телевидение ¦ ¦
¦ ¦40-х и 50-х годов. Российское телевидение периода¦ ¦
¦ ¦"оттепели" (60-е годы). Советское телевидение ¦ ¦
¦ ¦периода застоя. Кабельно-спутниковое телевидение ¦ ¦
¦ ¦США и Западной Европы. Основные вехи развития ¦ ¦
¦ ¦японского ТВ. Становление ТВ в развивающихся ¦ ¦
¦ ¦странах. Отечественное ТВ периода перестройки. ¦ ¦
¦ ¦Отечественное ТВ на современном этапе. Место ¦ ¦
¦ ¦телевидения в системе современных средств ¦ ¦
¦ ¦массовой информации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История русской и зарубежной литературы ¦330 ¦
¦ ¦ Литература как искусство слова; художественная ¦ ¦
¦ ¦речь и ее элементы; пространство и время в ¦ ¦
¦ ¦литературном произведении; литературные роды и ¦ ¦
¦ ¦жанры; культурная и литературная традиции; ¦ ¦
¦ ¦направления и течения в истории литературы; ¦ ¦
¦ ¦литература и мифология; литература и другие ¦ ¦
¦ ¦виды искусства; понятие о литературном ¦ ¦
¦ ¦процессе; историческое развитие литературы. ¦ ¦
¦ ¦ История зарубежной литературы. Античная ¦ ¦
¦ ¦литература; литература средних веков и ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; литература XVII века, главные ¦ ¦
¦ ¦художественные течения: барокко, классицизм; ¦ ¦
¦ ¦литература XVIII века - века Просвещения, ¦ ¦
¦ ¦развитие жанра романа (бытовой, сатирический, ¦ ¦
¦ ¦философский); сентиментализм; литература XIX ¦ ¦
¦ ¦века; романтизм в поэзии, прозе, драме; реализм ¦ ¦
¦ ¦и мастера реалистического романа; литература XX ¦ ¦
¦ ¦века; взаимоотношения модернистских и ¦ ¦
¦ ¦реалистических течений в первой половине XX ¦ ¦
¦ ¦века; новые черты реализма XX века; литература ¦ ¦
¦ ¦второй половины XX века, ее основные течения и ¦ ¦
¦ ¦крупнейшие явления; особенности развития ¦ ¦
¦ ¦литературы на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦ История русской литературы. Древняя русская ¦ ¦
¦ ¦литература (Х - ХII вв.): литературные памятники ¦ ¦
¦ ¦Киевской Руси; образование единого Российского ¦ ¦
¦ ¦государства и литературы; поэтика древнерусской ¦ ¦
¦ ¦литературы; литература XVII века: классицизм, ¦ ¦
¦ ¦просветительство, сентиментализм; литература ¦ ¦
¦ ¦XIX века: возникновение и становление романтизма,¦ ¦
¦ ¦художественное своеобразие русского романтизма; ¦ ¦
¦ ¦"Золотой век" русской поэзии; "Натуральная школа"¦ ¦
¦ ¦1840-х гг.; нравственные искания литературы ¦ ¦
¦ ¦второй половины XIX века; расцвет реализма, ¦ ¦
¦ ¦поэтика реалистической литературы; литература и ¦ ¦
¦ ¦религиозно-философская мысль; мировое значение ¦ ¦
¦ ¦русской литературной классики XIX века; ¦ ¦
¦ ¦литература конца XIX - начала XX веков; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие реализма и модернизма; ¦ ¦
¦ ¦"Серебряный век" русской поэзии; символизм, ¦ ¦
¦ ¦акмеизм, футуризм; русская литература после ¦ ¦
¦ ¦1917 года; многообразие литературных направлений ¦ ¦
¦ ¦и программ; литература в тоталитарном обществе ¦ ¦
¦ ¦1930 - 1950-х годов; социалистический реализм; ¦ ¦
¦ ¦особенности художественного освоения ¦ ¦
¦ ¦действительности в период "оттепели" и в ¦ ¦
¦ ¦60 - 70 годы; процессы развития русской ¦ ¦
¦ ¦литературы в 80 - 90 годах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦История русского и зарубежного изобразительного ¦180 ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
¦ ¦ Особенности различных видов искусства: театра, ¦ ¦
¦ ¦литературы, изобразительного искусства, ¦ ¦
¦ ¦музыки - их происхождение, система становления ¦ ¦
¦ ¦и развития; место искусства в эпоху зарождения ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; театр и литература античного мира; ¦ ¦
¦ ¦изобразительное искусство Древней Греции и ¦ ¦
¦ ¦Древнего Рима; искусство Средневековья, его ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения с религией; становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие русской национальной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры; народный театр в России; литература, ¦ ¦
¦ ¦музыка и изобразительное искусство эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; век Просвещения и особенности ¦ ¦
¦ ¦эстетики литературы, театра, музыки, ИЗО; ¦ ¦
¦ ¦основные тенденции развития искусства XVIII - ¦ ¦
¦ ¦XIX вв. - классицизм, романтизм, ¦ ¦
¦ ¦психологический реализм; многообразие ¦ ¦
¦ ¦эстетических систем, стилей, жанров и форм ¦ ¦
¦ ¦различных видов искусства XIX - XX вв.; ¦ ¦
¦ ¦особенности различных видов искусства на ¦ ¦
¦ ¦современном этапе, проблемы их взаимодействия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История религии ¦ ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры; история индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма; иудаизм; ¦ ¦
¦ ¦возникновение христианства и его роль в истории ¦ ¦
¦ ¦мировой культуры; основные христианские ¦ ¦
¦ ¦конфессии; история православной культуры ¦ ¦
¦ ¦Византии и России; история ислама и специфика ¦ ¦
¦ ¦исламской культуры; современные религиозные ¦ ¦
¦ ¦движения; фундаментализм и модернизм; культура ¦ ¦
¦ ¦межконфессионального диалога ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История русского и зарубежного театра ¦ ¦
¦ ¦ История русского театра. Скоморошество в Древней¦ ¦
¦ ¦Руси; литургическая драма, школьный и придворный ¦ ¦
¦ ¦театр в XVII веке; театр XVIII века - классицизм ¦ ¦
¦ ¦и сентиментализм на русской сцене, зарождение ¦ ¦
¦ ¦"простонародного" театра; романтический и ¦ ¦
¦ ¦реалистический театр XIX века; возникновение ¦ ¦
¦ ¦частной антрепризы, развитие провинциального ¦ ¦
¦ ¦театра; новаторские поиски и открытия в русском ¦ ¦
¦ ¦театре конца XIX - начала XX веков; развитие ¦ ¦
¦ ¦театрального искусства после октября 1917 г. - ¦ ¦
¦ ¦многообразие эстетических программ и ¦ ¦
¦ ¦творческих течений в театре 20-х годов; ¦ ¦
¦ ¦противоречивость развития театрального ¦ ¦
¦ ¦искусства в условиях тоталитарного режима в 30- ¦ ¦
¦ ¦50-е годы; развитие театрального искусства в ¦ ¦
¦ ¦период постсталинской "оттепели" и в 60 - 80-е ¦ ¦
¦ ¦годы; русский театр на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦ История зарубежного театра. Древнейшие ¦ ¦
¦ ¦ритуальные игрища и празднества; мистерии и ¦ ¦
¦ ¦сатурналии; постепенное отделение театрального ¦ ¦
¦ ¦действа от обрядово-культовой основы; театр ¦ ¦
¦ ¦Древней Греции и Древнего Рима, жанры комедии и ¦ ¦
¦ ¦трагедии, появление литературной драматургии; ¦ ¦
¦ ¦древние театральные формы Древнего Востока, ¦ ¦
¦ ¦особые формы сценической условности; европейское ¦ ¦
¦ ¦народное театральное творчество Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦представление мираклей и мистерий, сочетание ¦ ¦
¦ ¦религиозных и светских мотивов; театр XV - XVI ¦ ¦
¦ ¦веков, расцвет жанров моралите и фарса; театр ¦ ¦
¦ ¦эпохи Ренессанса, комедия масок, появление первых¦ ¦
¦ ¦профессиональных театров; обособление различных ¦ ¦
¦ ¦видов театра (начиная с XVI века - оперы, с XVIII¦ ¦
¦ ¦века - балета и др.); распространение классицизма¦ ¦
¦ ¦в театральном искусстве XVII века, создание ¦ ¦
¦ ¦строгой театральной системы нормативного типа; ¦ ¦
¦ ¦XVIII век, театр эпохи Просвещения, ¦ ¦
¦ ¦сентиментализм на сцене; появление жанра ¦ ¦
¦ ¦мелодрамы; романтизм и реализм в театре XIX века;¦ ¦
¦ ¦XX век: появление символизма на сцене, ¦ ¦
¦ ¦особенности драматургии и реформы в сценографии; ¦ ¦
¦ ¦немецкий "эпический театр", экзистенциальный ¦ ¦
¦ ¦театр интеллектуальной драмы, "театр абсурда"; ¦ ¦
¦ ¦тенденции последних десятилетий в мировом ¦ ¦
¦ ¦сценическом искусстве и драматургии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Основы кинематографического мастерства ¦ ¦
¦ ¦ Кинодраматургия. Кинодраматургия как область ¦ ¦
¦ ¦литературно-кинематографического творчества, ¦ ¦
¦ ¦как новый род литературы, предназначенный для ¦ ¦
¦ ¦экранного воплощения; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии и сценарной формы; кинорежиссер и¦ ¦
¦ ¦кинодраматург; сценарий и фильм; тема, фабула, ¦ ¦
¦ ¦сюжет, композиция киносценария; драматический ¦ ¦
¦ ¦конфликт и характер в киносценарии; сцена и ¦ ¦
¦ ¦эпизод; элементы киносценария; жанры ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии; особенности кинодраматургии ¦ ¦
¦ ¦неигровых видов кино и художественной ¦ ¦
¦ ¦мультипликации. ¦ ¦
¦ ¦ Кинооператорское мастерство. Кинооператорское ¦ ¦
¦ ¦мастерство как специфическая для кино область ¦ ¦
¦ ¦художественного творчества; операторское ¦ ¦
¦ ¦искусство и традиции живописи, графики и ¦ ¦
¦ ¦фотографии; роль оператора-постановщика ¦ ¦
¦ ¦в пластической реализации драматургического ¦ ¦
¦ ¦материала и режиссерского замысла; основные ¦ ¦
¦ ¦выразительные средства операторского искусства: ¦ ¦
¦ ¦светотональная и колористическая композиция, ¦ ¦
¦ ¦крупность плана, ракурс, движение камеры; ¦ ¦
¦ ¦изобразительные спецэффекты; кинооператор и ¦ ¦
¦ ¦художник фильма; павильонные и натурные съемки; ¦ ¦
¦ ¦особенности операторского искусства в неигровых ¦ ¦
¦ ¦видах кино. ¦ ¦
¦ ¦ Звуковое решение фильма. Использование музыки ¦ ¦
¦ ¦в немом кино; речь, шумы, музыка как ¦ ¦
¦ ¦выразительные элементы образного языка звукового ¦ ¦
¦ ¦фильма; звукозрительный экранный образ; способы ¦ ¦
¦ ¦сочетаний звука и изображения; звукорежиссер как ¦ ¦
¦ ¦участник коллективного процесса создания фильма; ¦ ¦
¦ ¦звуковая экспликация фильма; творческие аспекты ¦ ¦
¦ ¦деятельности звукорежиссера; синхронная запись ¦ ¦
¦ ¦актерских сцен; озвучивание; запись музыки и ¦ ¦
¦ ¦шумов, звуковой монтаж фонограммы; перезапись ¦ ¦
¦ ¦фильма и изготовление исходных материалов. ¦ ¦
¦ ¦ Мастерство художника фильма. Постановочные ¦ ¦
¦ ¦средства кинематографа. Художник-постановщик ¦ ¦
¦ ¦фильма как автор изобразительно-декорационного ¦ ¦
¦ ¦воплощения драматургической основы и ¦ ¦
¦ ¦режиссерского замысла кинопроизведения; искусство¦ ¦
¦ ¦художника кино и традиции живописи, графики, ¦ ¦
¦ ¦скульптуры; изобразительная экспликация фильма; ¦ ¦
¦ ¦эскизы декораций, раскадровка; выбор мест ¦ ¦
¦ ¦натурных съемок; художник и организация ¦ ¦
¦ ¦предкамерного пространства; основные функции ¦ ¦
¦ ¦и выразительные средства художника-декоратора, ¦ ¦
¦ ¦художника по костюмам, художника-гримера ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Теория и история музыки ¦ ¦
¦ ¦ Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные ¦ ¦
¦ ¦формы и жанры. Западноевропейская музыка ¦ ¦
¦ ¦(Бах, Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт; ¦ ¦
¦ ¦Бетховен; романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, ¦ ¦
¦ ¦Шопен; Лист); русская музыка (Глинка, ¦ ¦
¦ ¦Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, ¦ ¦
¦ ¦Бородин, Чайковский,

ПРИКАЗ МПР РФ от 11.04.2003 n 298 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРУ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также