ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 n 133-О ПО ЗАПРОСУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 19 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2003 г. N 133-О
ПО ЗАПРОСУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 19
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Ханты-Мансийского городского суда,
установил:
1. В запросе Ханты-Мансийского городского суда оспаривается конституционность положения пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилое помещение предоставляется местной администрацией за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев.
Как следует из представленных материалов, Ханты-Мансийский городской суд удовлетворил иск гражданки И.Е. Ивановой - судьи Суда Ханты-Мансийского автономного округа к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа о признании за ней и членами ее семьи права на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма дополнительно к имеющемуся у нее жилому помещению. Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда это решение отменила на том основании, что в силу пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" жилье судье предоставляется местной администрацией, т.е. администрацией муниципального образования, а не администрацией субъекта Российской Федерации. Дело было направлено в тот же суд на новое рассмотрение; при этом к участию в деле в качестве ответчика была привлечена администрация города Ханты-Мансийска.
По мнению заявителя, оспариваемое положение пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" умаляет конституционное право органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, не отвечает принципу самостоятельности муниципальных образований, а потому противоречит статьям 11, 12, 72, 78, 124, 130 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации.
2. Согласно Конституции Российской Федерацией местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами (статья 133).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности и компетенцию местного самоуправления, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения, как содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образований, создание условий для жилищного строительства, организация обеспечения населения услугами связи, относит к ведению муниципальных образований (подпункты 5, 6, 10 и 20 пункта 2 статьи 6).
Вопросы судоустройства, составной частью которого является правовой статус судей, в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации; Конституция Российской Федерации закрепляет основы единого правого статуса судей в Российской Федерации, в том числе принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1).
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает гарантии независимости судей, одной из которых является предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9). Финансирование судов, в том числе материальное и социальное обеспечение судей, как следует из статьи 124 Конституции Российской Федерации, производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению судьям жилья, оспариваемые положения - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и независимость судей, - предусматривают полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении этой обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований; при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Указанная обязанность местной администрации касается обеспечения жильем судей того суда, который находится на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем судей, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому решаются совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемого положения пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отсутствует, в связи с чем запрос Ханты-Мансийского городского суда не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 36, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Ханты-Мансийского городского суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 09.04.2003 n ОД-177 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК БИС-КРЕДИТ, АКБ БИС-КРЕДИТ (Г. ПЕРМЬ), В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также