ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О.О. МИРОНОВА В 2002 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.О. МИРОНОВА В 2002 ГОДУ
Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью.
Это обусловлено рядом обстоятельств. Бюрократизм государственных структур, формальный характер многих демократических институтов, неразвитость рыночных отношений создают трудности на пути формирования правового государства и гражданского общества в нашей стране.
Поступившие Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 1998 - 2002 гг. жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих свидетельствуют о том, что в стране продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских, политических и экологических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.
Для преодоления сложившейся ситуации требуется как политическая воля и профессионализм всех государственных структур, так и активная борьба граждан за свои права и законные интересы.
Данный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации, Генеральному прокурору страны.
Это пятый ежегодный доклад Уполномоченного. В нем анализируются основные направления работы в 2002 году, обобщается опыт формирования и подводятся некоторые итоги деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за период, прошедший с тех пор, как 22 мая 1998 года Государственная Дума назначила Уполномоченного на должность.
Доклад содержит информацию о проблемах прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и сотрудниками аппарата по восстановлению нарушенных прав граждан, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере, по развитию образования, просвещения и сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты.
Оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного основываются на обобщенном анализе поступивших жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками аппарата детских домов, воинских частей, лагерей беженцев и вынужденных переселенцев, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, принудительного содержания лиц и других организаций.
При подготовке доклада использованы документы уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, материалы неправительственных правозащитных организаций, государственных органов, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Преступность, коррупция и нарушение прав человека
В течение последних лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. Неустойчивое состояние экономики, передел собственности, имущественное расслоение общества, вооруженные конфликты и неуправляемые миграционные процессы, утрата значительной частью населения жизненных ценностей и ориентиров ведут к дальнейшему росту преступности.
В последние четыре года количество преступлений, ежегодно официально регистрируемых в России, приближается к отметке 3 млн. В 70-х годах XX века такое количество преступлений в СССР фиксировалось за целое пятилетие. Реальный же уровень преступности сегодня значительно выше - примерно 9 - 12 млн. преступлений в год. За рамками уголовной статистики остается большой массив латентной (скрытой) преступности. Растет число тяжких и особо тяжких преступлений. Преступления совершаются с особой жестокостью и агрессией, велик причиняемый ими ущерб. Наращивает потенциал и усиливает свое влияние в обществе организованная преступность.
Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 году Президент Российской Федерации В.В. Путин, преступность является одним из факторов, который делает страну некомфортной для граждан и негостеприимной для иностранцев. ("Российская газета", 19 апреля 2002 года).
Выступая 11 февраля 2002 года на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, В.В. Путин определил главную задачу - остановить криминал и беззаконие, отметив, что "мы не сможем решить наши социальные и экономические проблемы, если не объединимся в борьбе с преступностью".
За прошедший год коренных позитивных сдвигов в этом направлении в стране не произошло. Ситуация в настоящее время такова, что мало кто в стране чувствует себя в безопасности. Бездомного бродягу беспричинно убивает компания пьяных подростков. Рыночный торговец находится под гнетом бандитов и милицейского рэкета. Крупный бизнес, борясь с конкурентами, живет в постоянном страхе, создавая мощные частные охранные структуры. Однако и это не спасает - бизнесменов убивают уже систематически. В России, как нигде часто, конкурента побеждают с помощью пули. Растет число покушений и убийств крупных чиновников и политических деятелей как в центре, так и на местах. Простые люди живут в постоянной тревоге за своих близких, детей и сослуживцев.
Вопрос, может ли кто-то в стране гарантировать гражданам безопасность, с особой жесткостью встал после захвата вооруженными боевиками вечером 23 октября 2002 года около тысячи заложников в помещении Театрального центра на Дубровке в Москве прямо во время спектакля. Проникновение боевиков в здание, равно как и захват такого количества людей стали возможны, в частности, в результате потери бдительности и профессионализма правоохранительными органами.
Государство проигрывает войну с преступностью. В условиях разрастания криминальных структур и активизации их деятельности правоохранительные органы не проявляли должной решительности и наступательности в нейтрализации преступных элементов и устранении причин, способствующих их проявлению.
Население оценивает ситуацию следующим образом: правоохранительные органы либо бессильны, либо действуют с преступниками заодно. Степень доверия населения к милиции, судам и прокуратуре низка. По данным исследования Центра содействия правосудию при региональном общественном фонде "Информатика для демократии" (ИНДЕМ), 40 процентов людей, ставших жертвами преступных действий, вообще не сообщают о произошедшем в милицию. (Доклад "Улучшение взаимоотношений граждан и милиции". М.: ИНФРА-М, 2001). Это происходит потому, что граждане, с одной стороны, считают это бесполезным, сохраняя неверие в способность власти обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, с другой - боятся расправы, поскольку известно, что преступность организованна и жестока.
В связи с этим повышается авторитет преступных кланов, к которым люди все чаще обращаются, дабы защитить себя и свою собственность. В результате роста преступности в России грубейшим образом нарушаются основные права человека - на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.
Массовые и систематические нарушения прав личности по-прежнему имеют место в Чеченской Республике. До сих пор там погибает большое количество людей. Особую тревогу вызывает захват и зачастую исчезновение мирных жителей в ходе так называемых зачисток.
По свидетельству международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч", в Чечне "российские войска по-прежнему допускают серьезные нарушения прав человека". Так, в селе Старые Атаги в ходе "зачистки" с 6 по 11 марта 2002 года исчезли десять человек, обнаружены сгоревшие останки еще девяти человек. Имели место пытки и жестокое обращение. После массовой акции протеста в Грозном, состоявшейся 12 марта, прокуратура начала расследование по этому факту. (Русскоязычный сайт HRW, Нью-Йорк, 23 марта 2002 года, http://www.hrw.org/russian).
В свою очередь, бывший специальный представитель Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В.А. Каламанов в интервью "Российской газете" подтвердил, что после каждой "войсковой операции в Чечне исчезают в никуда местные жители". Во время его пребывания в Чечне в качестве спецпредставителя Президента к нему обратились с просьбой найти пропавших родственников 834 человека. ("Российская газета", 7 февраля 2002 года).
В августе 2002 года федеральный Уполномоченный по правам человека во время совместной поездки с председателем Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеевой в Чечню были свидетелями того, как жители сел Веденского и Ножай-Юртовского районов требовали освободить своих близких - около 100 человек, задержанных 16 августа. Митинг проходил в Грозном возле здания правительства. К митингующим не вышел никто из представителей администрации, прокуратуры, МВД республики. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и председатель Московской Хельсинкской группы направили телеграмму на имя Президента Российской Федерации с просьбой дать указание разобраться в сложившейся ситуации. Незаконно задержанные люди были освобождены.
За последние десять лет в России жертвами убийц стали почти 300 тыс. человек. По числу умышленных убийств на 100 тыс. населения страна занимает второе место в мире. ("Парламентская газета", 15 марта 2002 года).
В 2002 году в России было совершено 32,3 тыс. умышленных убийств и 58,5 тыс. преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью. Из них соответственно 7158 (23,1%) и 15,8 тыс. (28,9%) остались не раскрыты. Ежегодно остается не установленной судьба более 30 тыс. граждан, пропавших без вести, постоянно увеличивается число неопознанных тел.
Гражданка Ш. на протяжении 4 месяцев безуспешно пыталась добиться от Управления внутренних дел и прокуратуры г. Сургута возбуждения уголовного дела по факту исчезновения ее дочери. Обстоятельства исчезновения женщины говорили о том, что она могла стать жертвой преступления. Лишь после обращения Уполномоченного в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа было возбуждено уголовное дело (вх. N Ш-447).
Муж гражданки О. пропал в декабре 2001 года. Все указывало на то, что было совершено преступление. В результате вмешательства Уполномоченного прокуратурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы уголовное дело по данному факту было возбуждено лишь 26 марта 2002 года (вх. N О-37).
Процессуальные нарушения и волокита с возбуждением уголовных дел привели к тому, что в обоих случаях установить лиц, совершивших преступления, не удалось. Время было упущено. Дела приостановлены производством.
Всего в России в 2002 году остались нераскрытыми 924,2 тыс. преступлений из числа зарегистрированных, то есть практически каждое третье преступление. Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила 47,9 процента. В стране сложилась ситуация, при которой число приостановленных уголовных дел достигло такого уровня, что у следственных органов, занятых расследованием текущих дел, нет сил и возможностей их расследовать.
Нарушены права и свободы граждан, потерпевших от наиболее тяжких и опасных преступлений против личности. Десятки тысяч преступников остаются безнаказанными, способными совершать новые преступления. Существуют реальная опасность и возможность еще большей жестокости и насилия с их стороны.
Кроме того, ежегодно прокуратура выявляет свыше 100 тыс. преступлений, скрытых милицией. ("Российская газета", 14 февраля 2002 года). Только в УВД Калининградской области в 2001 году за сокрытие правонарушений и преступлений были наказаны 152 сотрудника, в том числе 10 руководителей. ("Новые Известия", 29 марта 2002 года).
В жалобах, поступающих Уполномоченному, по-прежнему содержится критическая информация о нарушениях и незаконных действиях должностных лиц в уголовно-правовой сфере, дается негативная оценка деятельности структур власти, которые призваны обеспечить законность, правопорядок, защиту прав и интересов граждан.
Так, из жалобы гражданки Ф. следует, что группа из пяти вооруженных людей в масках расстреляла ее мужа. Были повреждены машины, на которых он приехал с друзьями на рыбалку. От полученных ранений мужчина скончался через два часа по пути в больницу. Заявительница Ф. пишет, что считает это убийство заказным - ее муж занимался частнопредпринимательской деятельностью. Однако уголовное дело было возбуждено по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"). Своевременно не были предприняты необходимые меры для установления владельца и номера машины, на которой приехали преступники. Баллистическая экспертиза по делу назначена через три месяца после совершения преступления. В результате проверки выяснилось, что заявление Ф. о том, что ей и главному бухгалтеру предприятия, которое возглавлял ее муж, угрожал некий гражданин Х., было направлено для рассмотрения в районное УВД, где без какого-либо разбирательства в возбуждении уголовного дела было отказано (вх. N Ф-16).
Нередко граждане страдают по причине нарушения их прав самими правоохранителями. В последние годы уровень преступности среди сотрудников органов внутренних дел повысился. Нередкими стали случаи совершения ими заказных убийств, создания банд, похищения людей с целью получения выкупа, участия в организованных преступных группах. Распространены факты злоупотребления должностными полномочиями в виде создания так называемых "крыш" коммерческим организациям. Например, по некоторым данным, в г. Санкт-Петербурге около 20 процентов "крыш" - милицейские. В свободное от работы время сотрудники органов внутренних дел за вознаграждение осуществляют охрану коммерческих предприятий, предпринимателей и даже "воров в законе". За взятки некоторые сотрудники разглашают сведения о местонахождении тех или иных лиц, интересующих преступников, ставят на учет угнанные автомашины или машины, не прошедшие таможенной регистрации, не вносят в компьютерный банк данных сведений об угнанных автомашинах. ("Российская юстиция", N 12, 2002 год).
Так, на скамье подсудимых Ростовского областного суда среди 13 подсудимых, обвиняемых в бандитизме, убийстве, разбоях и грабежах, оказались трое сотрудников милиции одного из районов Ростова. ("Коммерсантъ", 26 января 2002 года). В Воронеже начальник оперативно-поискового отдела областного ГУВД К. создал устойчивую преступную группу из 9 человек, большинство из которых - милицейские работники. ("Парламентская газета", 3 сентября 2002 года). За сбыт наркотиков и превышение служебных полномочий осужден к 12 годам лишения

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2003 n 437-р <О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также