ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ (Заключено 22.02.2003) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 03.04.2003 n 2537-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Отраслевое соглашение (далее именуется Соглашение) заключено на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется гражданский персонал) и работодателями, содержащим обязательства по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости, социальных льгот и гарантий для гражданского персонала, работающего в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части, если иное не оговорено особо).
Сторонами Соглашения являются:
от гражданского персонала в лице их представителя - Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России (далее именуется Федерация профсоюзов);
от работодателей в лице их представителя - Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Министерство обороны).
1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2003 г. и действует до 31 декабря 2005 г. (включительно).
По истечении указанного срока Соглашение действует до заключения нового Соглашения, изменения или дополнения действующего Соглашения.
2. Ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.
3. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведения итогов, толкования и разъяснения его положений, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагается на комиссию, состав которой определен Приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 160.
Стороны обязуются не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя обязательств по Соглашению на заседании указанной комиссии.
4. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.
5. Соглашение распространяется на работодателей и весь гражданский персонал и используется при заключении коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях.
Условия коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
На государственных служащих, работающих в Министерстве обороны, распространяются только те положения Соглашения, которые не противоречат нормам, установленным Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 205.
6. Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении соглашений и коллективных договоров.
Работодатели при получении уведомления от центральных и территориальных профсоюзных органов, первичной организации профсоюзов о намерении заключить коллективный договор (соглашение) обязаны в семидневный срок вступить в переговоры и заключить их на согласованных сторонами условиях.
7. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу.
8. Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации и всеми профсоюзами, входящими в Федерацию профсоюзов, их территориальными и первичными профсоюзными организациями.
9. В воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры заключаются с учетом настоящего Соглашения. При этом трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
II. СОВМЕСТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
10. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы взаимодействия и проведения согласованной социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности работы воинских частей в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала.
11. Стороны обязуются руководствоваться Соглашением, соблюдать все его условия, нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
12. Министерство обороны и Федерация профсоюзов совместно решают общеотраслевые экономические и социальные проблемы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся в порядке, установленном действующим законодательством.
13. Министерство обороны и Федерация профсоюзов в период действия Соглашения строго соблюдают установленный законодательством Российской Федерации порядок разрешения коллективных трудовых споров.
14. Соглашение в месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров (начальников) воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.
Министерство обороны рассматривает наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала, на совместных совещаниях руководящего состава Министерства обороны, военных советов, исполкома Федерации профсоюзов и соответствующих профсоюзных органов.
III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАБОТОДАТЕЛЯ)
В области производственно-экономической деятельности
15. Обеспечивает своевременное истребование и доведение установленных лимитов бюджетных обязательств и средств федерального бюджета до соответствующих органов военного управления, войск (сил).
16. Создает оптимальную структуру воинских частей, основанных на праве хозяйственного ведения, обеспечивает за счет государственных заказов устойчивую их работу, оказывает помощь в их развитии.
17. В первоочередном порядке размещает заказы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, ремонт вооружения, военной техники и военного имущества, реализацию планов капитального строительства в воинских частях. Своевременно и полностью оплачивает выполненные работы и услуги в пределах государственного заказа и заключенных договоров.
18. Создает оптимальную структуру научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских бюро, проводит работу по переводу их на сметно-бюджетное финансирование, обеспечивает их заказами и финансированием, осуществляет контроль за их деятельностью.
19. Командиры (начальники) воинских частей совместно с соответствующими выборными профсоюзными органами при заключении коллективных договоров и соглашений могут предусматривать дополнительные (по сравнению с установленными настоящим Соглашением) социальные льготы и гарантии для гражданского персонала в соответствии с действующим законодательством при наличии соответствующих денежных средств на эти цели.
В области занятости и переподготовки кадров
20. В целях смягчения негативных последствий от сокращения численности работников осуществляет эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей, а именно:
укомплектования свободных рабочих мест (с согласия работника);
упреждающей переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;
использования других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим законодательством.
21. Федерация профсоюзов и Министерство обороны устанавливают следующие критерии массового увольнения гражданского персонала:
при ликвидации воинской части с численностью работающих 15 и более человек;
при сокращении численности или штата гражданского персонала воинской части:
50 человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
22. Командиры (начальники) воинских частей:
при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении существенных условий трудового договора по инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее чем за три месяца. Проводят с выборным профсоюзным органом переговоры о соблюдении прав и интересов гражданского персонала;
оказывают содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских частях и организациях иных федеральных органов исполнительной власти, а также через региональные службы занятости;
осуществляют увольнение лиц гражданского персонала, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту "б" пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа воинской части в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации;
предоставляют лицам гражданского персонала, уволенным по сокращению штата или численности работников, а также при прочих равных условиях, преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;
осуществляют меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня и переподготовки кадров;
организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого гражданского персонала;
предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством;
предоставляют гарантии и компенсации высвобождаемым федеральным государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
23. Воинские части за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры социальной защиты бывшим работникам этих воинских частей.
В области трудовых отношений
24. Обеспечивает выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса Российской Федерации, иных законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны.
Трудовые отношения федеральных государственных служащих Министерства обороны регулируются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
При нарушениях в воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
25. Обеспечивает реализацию положений статей 28 и 349 Трудового кодекса Российской Федерации в части подготовки и представления в Правительство Российской Федерации и другие государственные органы проектов соответствующих правовых актов, направленных на усиление правовой защиты и улучшение социально-экономического положения гражданского персонала.
26. Обеспечивает своевременное разъяснение работникам правовых актов, содержащих нормы трудового права.
27. Командиры (начальники) воинских частей не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают, чтобы условия, включаемые в трудовые договоры, не ухудшали положение гражданского персонала по сравнению с нормами, установленными действующим законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами и соглашениями.
Трудовые договоры, заключенные с работающими пенсионерами до 1 февраля 2002 г. на неопределенный срок, по инициативе работодателя не перезаключаются.
28. Не привлекает лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
29. Обеспечивает в обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц гражданского персонала, а также при сдаче ими государственного квалификационного экзамена.
30. В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и принимает правовые акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала, с учетом мнения Федерации профсоюзов, а командиры (начальники) воинских частей - соответствующего выборного профсоюзного органа.
31. Обеспечивает для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации:
нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с действующим законодательством - сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также женщинам, работающим в сельской местности, если меньшая продолжительность не предусмотрена законодательством Российской Федерации. При этом заработная

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 01.08.2002 n 2338-р (ред. от 03.04.2003) О ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩЕЙСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИИ ОАО МЯЧКОВСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПУТЕМ ПРОДАЖИ НА АУКЦИОНЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также