СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051900 ГРАФИКА. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (СТАНКОВАЯ ГРАФИКА), 02 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ИСКУССТВО КНИГИ), 03 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ИСКУССТВО ГРАФИКИ И ПЛАКАТА), 04 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ), 05 - ХУДОЖНИК АНИМАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ, 06 - ХУДОЖНИК МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА (утв. Минобразованием РФ 31.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
31 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
578 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051900 ГРАФИКА
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (СТАНКОВАЯ ГРАФИКА)
02 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ИСКУССТВО КНИГИ)
03 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ИСКУССТВО ГРАФИКИ И ПЛАКАТА)
04 - ХУДОЖНИК-ГРАФИК (ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ)
05 - ХУДОЖНИК АНИМАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
06 - ХУДОЖНИК МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА
1. Общая характеристика специальности 051900 Графика
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051900 Графика в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01 - художник-график (станковая графика), 6 лет;
02 - художник-график (искусство книги), 6 лет;
03 - художник-график (искусство графики и плаката), 6 лет;
04 - художник-график (оформление печатной продукции), 6 лет;
05 - художник анимации и компьютерной графики 6 лет;
06 - художник мультипликационного фильма, 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационная характеристика выпускников.
Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой графики, искусства книги, плаката, оформления печатной продукции, мультипликации, анимации и компьютерной графики.
Объектами профессиональной деятельности являются:
авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде через экспозиционную деятельность); окружающая пространственная (естественная, проектируемая, искусственно созданная) среда; социальная среда как объект воздействия на нее средствами искусства, система профессионального художественного образования.
Видами профессиональной деятельности являются:
профессиональная творческая деятельность, как авторская, так и исполнительская;
педагогическая деятельность в области художественного образования;
производственно-техническая и управленческая деятельность (для отдельных квалификаций);
общественная деятельность в творческих союзах и объединениях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников (01 - художник-график (станковая графика), 02 - художник-график (искусство книги), 03 - художник-график (искусство графики и плаката), 04 - художник-график (оформление печатной продукции), 05 - художник анимации и компьютерной графики, 06 - художник мультипликационного фильма), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051900 Графика.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование. Уровень специальной подготовки абитуриента по рисунку, живописи, композиции должен соответствовать объему программы среднего профессионального художественного образования.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном художественном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 051900 Графика проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
по специальности 051900 Графика
3.1. Основная образовательная программа подготовки художника-графика (станковая графика), художника-графика (искусство книги), художника-графика (искусство графики и плаката), художника-графика (оформление печатной продукции), художника анимации и компьютерной графики, художника мультипликационного фильма разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, учебно-производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки художника-графика (станковая графика), художника-графика (искусство книги), художника-графика (искусство графики и плаката), художника-графика (оформление печатной продукции), художника анимации и компьютерной графики, художника мультипликационного фильма, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки художника-графика (станковая графика), художника-графика (искусство книги), художника-графика (искусство графики и плаката), художника-графика (оформление печатной продукции), художника анимации и компьютерной графики, художника мультипликационного фильма состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки художника-графика (станковая графика), художника-графика (искусство книги), художника-графика (искусство графики и плаката), художника-графика (оформление печатной продукции), художника анимации и компьютерной графики, художника мультипликационного фильма должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальности 051900 Графика дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также, с учетом профиля подготовки специалиста, в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки художника-графика (станковая графика), художника-графика (искусство книги), художника-графика (искусство графики и плаката), художника-графика (оформление печатной продукции), художника анимации и компьютерной графики, художника мультипликационного фильма должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 051900 Графика
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам при- ¦ ¦
¦ ¦менения (бытовая, терминологическая, общена- ¦ ¦
¦ ¦учная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие комму- ¦ ¦
¦ ¦никацию общего характера без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моноло-¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональ-¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес-¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоятель-¦ ¦
¦ ¦ных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Древняя Русь и кочевники. Визан- ¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности соци- ¦ ¦
¦ ¦ального строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христиан- ¦ ¦
¦ ¦ства. Распространение ислама. Эволюция вос- ¦ ¦
¦ ¦точнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолю- ¦ ¦
¦ ¦тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ин- ¦ ¦
¦ ¦дустриального общества в России: общее и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенное. Общественная мысль и особенности об- ¦ ¦
¦ ¦щественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, де- ¦ ¦
¦ ¦мократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 года. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е годы. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ми- ¦ ¦
¦ ¦ровой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного разви- ¦ ¦
¦ ¦тия. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание кри- ¦ ¦
¦ ¦зисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного пе- ¦ ¦
¦ ¦реворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее исто- ¦ ¦
¦ ¦рического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация бытия.¦ ¦
¦ ¦Понятие материального и идеального. Простран- ¦ ¦
¦ ¦ство, время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, фило- ¦ ¦
¦ ¦софские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и приро- ¦ ¦
¦ ¦да. Общество и его структура. Гражданское об- ¦ ¦
¦ ¦щество и государство. Человек в системе соци- ¦ ¦
¦ ¦альных связей. Человек и исторический про- ¦ ¦
¦ ¦цесс: личность и массы, свобода и необходи- ¦ ¦
¦ ¦мость. Формационная и цивилизационная концеп- ¦ ¦
¦ ¦ции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, спра- ¦ ¦
¦ ¦ведливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в раз- ¦ ¦
¦ ¦личных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные цен- ¦ ¦
¦ ¦ности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культу- ¦ ¦
¦ ¦ры. Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции куль- ¦ ¦
¦ ¦туры, субъект культуры, культурогенез, дина- ¦ ¦
¦ ¦мика культуры, язык и символы культуры, куль- ¦ ¦
¦ ¦турные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра- ¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной уни- ¦ ¦
¦ ¦версализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социали- ¦ ¦
¦ ¦зация ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская поли- ¦ ¦
¦ ¦тическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граждан- ¦ ¦
¦ ¦ского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие режимы, политические партии, электо- ¦ ¦
¦ ¦ральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менедж- ¦ ¦
¦ ¦мент. Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные правовые системы современности. Между- ¦ ¦
¦ ¦народное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подза- ¦ ¦
¦ ¦конные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в совре- ¦ ¦
¦ ¦менном обществе. Правовое государство. Конс- ¦ ¦
¦ ¦титуция Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного устрой-¦ ¦
¦ ¦ства России. Система органов государственной ¦ ¦
¦ ¦власти в Российской Федерации. Понятие ¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обяза- ¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. От- ¦ ¦
¦ ¦ветственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип- ¦ ¦
¦ ¦лина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. Экологичес- ¦ ¦
¦ ¦кое право. Особенности правового регулирования¦ ¦
¦ ¦будущей профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и дея- ¦ ¦
¦ ¦тельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и фи- ¦ ¦
¦ ¦логенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного ¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические про- ¦ ¦
¦ ¦цессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая регу- ¦ ¦
¦ ¦ляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные от- ¦ ¦
¦ ¦ношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педаго- ¦ ¦
¦ ¦гики: образование, воспитание, обучение, пе- ¦ ¦
¦ ¦дагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и пе- ¦ ¦
¦ ¦дагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и са- ¦ ¦
¦ ¦мообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, вос- ¦ ¦
¦ ¦питательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ла- ¦ ¦
¦ ¦бораторные занятия, диспут, конференция, за- ¦ ¦
¦ ¦чет, экзамен, факультативные занятия, кон- ¦ ¦
¦ ¦сультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управ- ¦ ¦
¦ ¦ления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы обще-¦ ¦
¦ ¦ния. Устная и письменная разновидности литера-¦ ¦
¦ ¦турного языка. Нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней и научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функцио- ¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унифи- ¦ ¦
¦ ¦кации языка служебных документов. Интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нальные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой коррес- ¦ ¦
¦ ¦понденции. Язык и стиль инструктивно-методи- ¦ ¦
¦ ¦ческих документов. Реклама в деловой речи. ¦ ¦
¦ ¦Правила оформления документов. Речевой этикет ¦ ¦
¦ ¦в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория,¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные приемы поиска материала и виды вспомо- ¦ ¦
¦ ¦гательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, инфор- ¦ ¦
¦ ¦мативность и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершен- ¦ ¦
¦ ¦ствования навыков грамотного письма и говоре- ¦ ¦
¦ ¦ния ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая сис- ¦ ¦
¦ ¦тема и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллекти- ¦ ¦
¦ ¦вы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Общественное мнение как институт граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный конт- ¦ ¦
¦ ¦роль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребности, ресурсы. Экономический выбор. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная по- ¦ ¦
¦ ¦лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его факто- ¦ ¦
¦ ¦ры. Закон убывающей предельной производитель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации при- ¦ ¦
¦ ¦были. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монопо- ¦ ¦
¦ ¦листическая конкуренция. Олигополия. Антимо- ¦ ¦
¦ ¦нопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо- ¦ ¦
¦ ¦состояние. Распределение доходов. Неравенство.¦ ¦
¦ ¦Внешние эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без- ¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические циклы. Макроэкономическое равнове- ¦ ¦
¦ ¦сие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. Ин- ¦ ¦
¦ ¦вестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. При- ¦ ¦
¦ ¦ватизация. Формы собственности. Предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в со- ¦ ¦
¦ ¦циальной сфере. Структурные сдвиги в экономи- ¦ ¦
¦ ¦ке. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1220 ¦
¦ ¦ ¦(976*)¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1020 ¦
¦ ¦ ¦(776*)¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ Показатели, отмеченные знаком "*", относятся к квалификациям¦
¦04 - художник-график (оформление печатной продукции), 05 - ¦
¦художник анимации и компьютерной графики и 06 - художник¦
¦мультипликационного фильма ¦
+----------T----------------------------------------------T------+
¦ОПД.Ф.01 ¦История отечественного искусства и культуры ¦ ¦
¦ ¦<...> искусства, искусство книги. Искусство ¦ ¦
¦ ¦русских земель, история русского искусства и ¦ ¦
¦ ¦архитектуры с конца XVII в. до начала XX в.; ¦ ¦
¦ ¦история отечественного искусства XX в. и про- ¦ ¦
¦ ¦блемы современной художественной культуры. ¦ ¦
¦ ¦Русское искусство в контексте исторического ¦ ¦
¦ ¦развития государства и взаимного влияния иных ¦ ¦
¦ ¦культурных традиций. История стилей, жанров, ¦ ¦
¦ ¦направлений и отдельных видов пластических ¦ ¦
¦ ¦искусств; синтез искусств. История художест- ¦ ¦
¦ ¦венного образования России и отдельных худо- ¦ ¦
¦ ¦жественных школ. Место изобразительного ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства в отечественной культуре, его связь с ¦ ¦
¦ ¦литературой, музыкой и другими видами искусств¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История зарубежного искусства и культуры ¦ ¦
¦ ¦Происхождение искусства (исторически сложив- ¦ ¦
¦ ¦шиеся концепции); история культуры Древнего ¦ ¦
¦ ¦мира (Египет, Месопотамия, Индия и др.); ¦ ¦
¦ ¦культура античности (искусство эгейского мира,¦ ¦
¦ ¦архаика и классика в Греции, эпоха эллинизма и¦ ¦
¦ ¦ее наследие в мировой культуре, искусство ¦ ¦
¦ ¦древнего Рима); искусство "Стран Востока"; ¦ ¦
¦ ¦искусство Византии и европейское искусство ¦ ¦
¦ ¦эпохи варварских королевств; искусство Европы ¦ ¦
¦ ¦в средние века (Ирландия, Северная Италия, ¦ ¦
¦ ¦Франция, Германия, Англия, Чехия и др.); эпоха¦ ¦
¦ ¦Возрождения (Италия, Северная Европа); культу-¦ ¦
¦ ¦ра средневековья и культура Возрождения, ¦ ¦
¦ ¦новые концепции человека и творчества, место ¦ ¦
¦ ¦Возрождения в европейской культуре нового ¦ ¦
¦ ¦времени, европейское искусство XVII - XVIII ¦ ¦
¦ ¦веков, европейское искусство второй половины ¦ ¦
¦ ¦XIX в. и искусство XX в. История стилей и ¦ ¦
¦ ¦жанров, отдельных направлений; взаимопроникно-¦ ¦
¦ ¦вение национальных культурных традиций, систе-¦ ¦
¦ ¦мы мироощущения и миропонимания и их отображе-¦ ¦
¦ ¦ние средствами изобразительных искусств. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь видов искусств ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Перспектива ¦ ¦
¦ ¦Способы обозначения и моделирования простран- ¦ ¦
¦ ¦ства на двухмерной плоскости. Системы отобра- ¦ ¦
¦ ¦жения пространства в различных культурных ¦ ¦
¦ ¦традициях (Египет, античность, древне-русское ¦ ¦
¦ ¦искусство, пространственные представления ¦ ¦
¦ ¦эпохи Возрождения и др.); систематическое ¦ ¦
¦ ¦изложение и методическое обоснование законов ¦ ¦
¦ ¦построения пространства в прямой (линейной) ¦ ¦
¦ ¦перспективе. Теория линейной перспективы и ¦ ¦
¦ ¦теории теней; теория отражений; анализ ¦ ¦
¦ ¦линейных и светотеневых характеристик объек- ¦ ¦
¦ ¦тов, вводимых в композицию картины. Анализ ¦ ¦
¦ ¦станковых картин и произведений монументальной¦ ¦
¦ ¦живописи с точки зрения законов построения в ¦ ¦
¦ ¦системе линейной перспективы; теория зритель- ¦ ¦
¦ ¦ной (перцептивной) перспективы; практическое ¦ ¦
¦ ¦освоение методов построения и анализа прост- ¦ ¦
¦ ¦ранства в прямой перспективе (способ перспек- ¦ ¦
¦ ¦тивных масштабов, способ угла четкого видения,¦ ¦
¦ ¦способ архитектора, радиальная перспектива); ¦ ¦
¦ ¦пространственные аспекты теории освещения; ¦ ¦
¦ ¦для специализирующихся в области монументаль- ¦ ¦
¦ ¦ной живописи - практическая работа над архи- ¦ ¦
¦ ¦тектурными проектами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Пластическая анатомия ¦ ¦
¦ ¦История пластической анатомии; методы изучения¦ ¦
¦ ¦и преподавания пластической анатомии; пласти- ¦ ¦
¦ ¦ческая анатомия костной основы (скелет), ¦ ¦
¦ ¦пластическая анатомия мышечной системы, ¦ ¦
¦ ¦наружные покровы; анатомическая терминология, ¦ ¦
¦ ¦топография; связь строения человеческого тела ¦ ¦
¦ ¦и его функций; учение о пропорциях человечес- ¦ ¦
¦ ¦кого тела, понятие о канонах и модулях. Сов- ¦ ¦
¦ ¦ременное состояние учения о пропорциях, воз- ¦ ¦
¦ ¦растные, половые, типовые и индивидуальные ¦ ¦
¦ ¦особенности человеческого тела; симметрия- ¦ ¦
¦ ¦асимметрия, архитектоника, пластика; пласти- ¦ ¦
¦ ¦ческие, пространственные характеристики чело- ¦ ¦
¦ ¦веческого тела, динамика движения тела, мими- ¦ ¦
¦ ¦ческие движения; конкретное использование за- ¦ ¦
¦ ¦конов пластической анатомии в искусстве (в ¦ ¦
¦ ¦историческом контексте и в системе практичес- ¦ ¦
¦ ¦ких занятий анатомическим рисунком, лепкой) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦100 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ ¦01. Художник-график (станковая графика) ¦5140 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.00¦Федеральный компонент ¦4396 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.01¦Рисунок ¦2030 ¦
¦ ¦Рисунок учебно-познавательный, служащий ¦ ¦
¦ ¦средством накопления профессиональных знаний ¦ ¦
¦ ¦и опыта, и рисунок творческий, являющийся ос- ¦ ¦
¦ ¦новой для создания форм искусства и художест- ¦ ¦
¦ ¦венного образа; учебное рисование с натуры, ¦ ¦
¦ ¦направленное на воспитание сознательного от- ¦ ¦
¦ ¦ношения к целям и средствам изображения через ¦ ¦
¦ ¦систему последовательно усложняющихся заданий ¦ ¦
¦ ¦по изучению человека и окружающего пространс- ¦ ¦
¦ ¦тва; постижение законов построения форм на ¦ ¦
¦ ¦изобразительной плоскости; организация прост- ¦ ¦
¦ ¦ранства средствами рисунка - линией, свето- ¦ ¦
¦ ¦тенью, тоном, путем передачи взаимосвязи ¦ ¦
¦ ¦предметов и т.д.; организация пространства ¦ ¦
¦ ¦формата с учетом соотношения плоскости и объ- ¦ ¦
¦ ¦ема, светлого и темного; ритма и движения, ¦ ¦
¦ ¦равновесия масс и т.д.; изучение материалов ¦ ¦
¦ ¦рисунка, технология их использования, постиже-¦ ¦
¦ ¦ние изобразительно-выразительных возможностей ¦ ¦
¦ ¦в решении средствами рисунка образных задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.02¦Живопись ¦1305 ¦
¦ ¦Учебная работа с натуры в виде системы после- ¦ ¦
¦ ¦довательно усложняющихся живописных заданий; ¦ ¦
¦ ¦закономерности построения цветового строя жи- ¦ ¦
¦ ¦вописного произведения; система построения ¦ ¦
¦ ¦цветовых отношений, значение понимания локаль-¦ ¦
¦ ¦ного цвета; освоение возможностей живописного ¦ ¦
¦ ¦этюда, отражающего впечатления от натуры и ¦ ¦
¦ ¦живописного эскиза, построенного на представ- ¦ ¦
¦ ¦лении о натуре и разрешающего творческий ¦ ¦
¦ ¦замысел художника ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.03¦Композиция ¦143 ¦
¦ ¦Общий курс. Теория композиции, композиционные ¦ ¦
¦ ¦возможности изобразительных средств; синтез ¦ ¦
¦ ¦всех изобразительных средств для разрешения ¦ ¦
¦ ¦композиционных задач; разрешение средствами ¦ ¦
¦ ¦композиции (через систему специальных заданий)¦ ¦
¦ ¦смысловых, образных, выразительных задач; ¦ ¦
¦ ¦развитие навыка самостоятельного творческого ¦ ¦
¦ ¦воплощения сюжетного замысла на основе ¦ ¦
¦ ¦натурных впечатлений, умение создавать из ¦ ¦
¦ ¦отдельных компонентов пластически цельное ¦ ¦
¦ ¦произведение; изучение классических компози- ¦ ¦
¦ ¦ционных решений. ¦ ¦
¦ ¦Ознакомительные курсы композиции книги, пла- ¦ ¦
¦ ¦ката, станковой графики. Изучение производс- ¦ ¦
¦ ¦твенной специфики (полиграфия) и графических ¦ ¦
¦ ¦материалов как выразительных средств и спосо- ¦ ¦
¦ ¦бов решений композиционных задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.04¦Композиция станковой графики ¦348 ¦
¦ ¦Композиция графического листа. Структура фор- ¦ ¦
¦ ¦мата. Организация пространства листа с помощью¦ ¦
¦ ¦графических средств (линия, тон, орнамент ¦ ¦
¦ ¦"черного" и "белого" и др.). Выбор графической¦ ¦
¦ ¦техники для образного воплощения композицион- ¦ ¦
¦ ¦ной идеи. Композиция серии графических листов:¦ ¦
¦ ¦разработка сюжетной, образной программы ¦ ¦
¦ ¦графической серии; стилистическое, формальное ¦ ¦
¦ ¦единство графических листов, составляющих ¦ ¦
¦ ¦серию. Исполнение графического листа, серии ¦ ¦
¦ ¦графических листов в выбранной графической ¦ ¦
¦ ¦технике ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.05¦Техника и технология графических материалов ¦ ¦
¦ ¦Виды графических материалов, изучение возмож- ¦ ¦
¦ ¦ностей их применения; причины разрушения и ¦ ¦
¦ ¦способы сохранения художественных произведе- ¦ ¦
¦ ¦ний; зависимость графических техник, их сти- ¦ ¦
¦ ¦листики от природы и структуры художественных ¦ ¦
¦ ¦материалов (теория и история, копирование ¦ ¦
¦ ¦классических образцов, авторская работа) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.06¦Общий курс шрифта ¦ ¦
¦ ¦Законы построения шрифта и шрифтовой компози- ¦ ¦
¦ ¦ции. Практическое освоение построения различ- ¦ ¦
¦ ¦ных шрифтов, их стилистических особенностей. ¦ ¦
¦ ¦Место шрифта в системе графических искусств ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.07¦Прикладная графика ¦ ¦
¦ ¦Первичные графические элементы композиции и ¦ ¦
¦ ¦важнейшие принципы ее организации. Типология ¦ ¦
¦ ¦композиционных средств и их взаимодействие. ¦ ¦
¦ ¦Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет. ¦ ¦
¦ ¦Графические структуры на плоскости и способы ¦ ¦
¦ ¦трансформации плоского листа. Образная выра- ¦ ¦
¦ ¦зительность как основная задача композиции ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.08¦Работа в графических материалах ¦ ¦
¦ ¦Общий курс работы в графических материалах. ¦ ¦
¦ ¦Практическое ознакомление с различными техни- ¦ ¦
¦ ¦ками тиражной печатной графики (линогравюра, ¦ ¦
¦ ¦ксилография и др.). Стилистика, формальные ¦ ¦
¦ ¦возможности различных графических техник. Ко- ¦ ¦
¦ ¦пирование классических образцов, выполненных ¦ ¦
¦ ¦в различных графических техниках. ¦ ¦
¦ ¦Работа в графических материалах. ¦ ¦
¦ ¦Углубленное изучение отдельных техник печатной¦ ¦
¦ ¦графики. Технологические особенности различных¦ ¦
¦ ¦техник печатной графики. Перевод в печатную ¦ ¦
¦ ¦графику авторских композиционных разработок ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Р.01.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦372 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.В.01.00¦Дисциплины по выбору студента, ¦372 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ ¦02. Художник-график (искусство книги) ¦5140 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.00¦Федеральный компонент ¦4512 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.01¦Рисунок ¦2030 ¦
¦ ¦Рисунок учебно-познавательный, служащий ¦ ¦
¦ ¦средством накопления профессиональных знаний ¦ ¦
¦ ¦и опыта, и рисунок творческий, являющийся ос- ¦ ¦
¦ ¦новой для создания форм искусства и художест- ¦ ¦
¦ ¦венного образа; учебное рисование с натуры, ¦ ¦
¦ ¦направленное на воспитание сознательного от- ¦ ¦
¦ ¦ношения к целям и средствам изображения через ¦ ¦
¦ ¦систему последовательно усложняющихся заданий ¦ ¦
¦ ¦по изучению человека и окружающего пространс- ¦ ¦
¦ ¦тва; постижение законов построения форм на ¦ ¦
¦ ¦изобразительной плоскости; организация прост- ¦ ¦
¦ ¦ранства средствами рисунка - линией, свето- ¦ ¦
¦ ¦тенью, тоном, путем передачи взаимосвязи ¦ ¦
¦ ¦предметов и т.д.; организация пространства ¦ ¦
¦ ¦формата с учетом соотношения плоскости и объ- ¦ ¦
¦ ¦ема, светлого и темного; ритма и движения, ¦ ¦
¦ ¦равновесия масс и т.д.; изучение материалов ¦ ¦
¦ ¦рисунка, технология их использования, постиже-¦ ¦
¦ ¦ние изобразительно-выразительных возможностей ¦ ¦
¦ ¦в решении средствами рисунка образных задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.02¦Живопись ¦1305 ¦
¦ ¦Учебная работа с натуры в виде системы после- ¦ ¦
¦ ¦довательно усложняющихся живописных заданий; ¦ ¦
¦ ¦закономерности построения цветового строя жи- ¦ ¦
¦ ¦вописного произведения; система построения ¦ ¦
¦ ¦цветовых отношений, значение понимания локаль-¦ ¦
¦ ¦ного цвета; освоение возможностей живописного ¦ ¦
¦ ¦этюда, отражающего впечатления от натуры и ¦ ¦
¦ ¦живописного эскиза, построенного на представ- ¦ ¦
¦ ¦лении о натуре и разрешающего творческий ¦ ¦
¦ ¦замысел художника ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.03¦Композиция ¦143 ¦
¦ ¦Общий курс. Теория композиции, композиционные ¦ ¦
¦ ¦возможности изобразительных средств; синтез ¦ ¦
¦ ¦всех изобразительных средств для разрешения ¦ ¦
¦ ¦композиционных задач; разрешение средствами ¦ ¦
¦ ¦композиции (через систему специальных заданий)¦ ¦
¦ ¦смысловых, образных, выразительных задач; ¦ ¦
¦ ¦развитие навыка самостоятельного творческого ¦ ¦
¦ ¦воплощения сюжетного замысла на основе натур- ¦ ¦
¦ ¦ных впечатлений, умение создавать из отдельных¦ ¦
¦ ¦компонентов пластически цельное произведение; ¦ ¦
¦ ¦изучение классических композиционных решений. ¦ ¦
¦ ¦Ознакомительные курсы композиции книги, пла- ¦ ¦
¦ ¦ката, станковой графики. Изучение производс- ¦ ¦
¦ ¦твенной специфики (полиграфия) и графических ¦ ¦
¦ ¦материалов как выразительных средств и спосо- ¦ ¦
¦ ¦бов решений композиционных задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.04¦Композиция книжной иллюстрации и элементов ¦348 ¦
¦ ¦оформления книги ¦ ¦
¦ ¦История искусства оформления книги. Основные ¦ ¦
¦ ¦типы книги (рукописные, печатные). Связь ¦ ¦
¦ ¦изображения со смыслом и композицией текста. ¦ ¦
¦ ¦Композиция полосы набора. Иллюстрации в книге:¦ ¦
¦ ¦страничные (полосные), полустраничные, мелкие,¦ ¦
¦ ¦заставки, концовки, виньетки и т.п. ¦ ¦
¦ ¦Макет книги и его составляющие (книжный блок, ¦ ¦
¦ ¦переплет, обложка, форзац, титул, шмуцтитул и ¦ ¦
¦ ¦др.). ¦ ¦
¦ ¦Художественный образ книги. Синтез всех конс- ¦ ¦
¦ ¦труктивных и изобразительных элементов оформ- ¦ ¦
¦ ¦ления книги для зримого выявления образной ¦ ¦
¦ ¦основы литературного произведения. Стилисти- ¦ ¦
¦ ¦ческое единство иллюстраций и текста. Стилис- ¦ ¦
¦ ¦тические особенности оформления изданий раз- ¦ ¦
¦ ¦личных жанров (проза, поэзия, драматургия, ¦ ¦
¦ ¦публицистика и др.) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.05¦Техника и технология графических материалов ¦ ¦
¦ ¦Виды графических материалов, изучение возмож- ¦ ¦
¦ ¦ностей их применения; причины разрушения и ¦ ¦
¦ ¦способы сохранения художественных произведе-

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051800 ЖИВОПИСЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ), 02 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ), 03 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ), 04 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ), 05 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (СТАНКОВАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ), 06 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ), 07 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ), 08 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ХУДОЖНИК КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК, 09 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПО КОСТЮМУ (утв. Минобразованием РФ 31.03.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также