СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051800 ЖИВОПИСЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ), 02 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ), 03 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ), 04 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ), 05 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (СТАНКОВАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ), 06 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ), 07 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ), 08 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ХУДОЖНИК КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК, 09 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПО КОСТЮМУ (утв. Минобразованием РФ 31.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
31 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
580 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051800 ЖИВОПИСЬ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ)
02 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ)
03 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ)
04 - ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ (ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ)
05 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (СТАНКОВАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ)
06 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР (ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ)
07 - ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР
(МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ)
08 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ХУДОЖНИК
КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК
09 - ХУДОЖНИК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПО КОСТЮМУ
1. Общая характеристика специальности 051800 Живопись
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051800 Живопись в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. Художник-живописец (станковая живопись) - 6 лет.
02. Художник-живописец (монументальная живопись) - 6 лет.
03. Художник-живописец (театрально-декорационная живопись) - 6 лет.
04. Художник-живописец (церковно-историческая живопись) - 6 лет.
05. Художник-реставратор (станковая масляная живопись) - 6 лет.
06. Художник-реставратор (темперная живопись) - 6 лет.
07. Художник-реставратор (монументально-декоративная живопись) - 6 лет.
08. Художник кино и телевидения, художник комбинированных съемок - 6 лет.
09. Художник кино и телевидения по костюму - 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационная характеристика выпускников.
Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи, реставрации станковой, масляной, темперной монументально-декоративной живописи, изобразительного решения фильма.
Объектами профессиональной деятельности являются:
авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде через экспозиционную деятельность); окружающая пространственная (естественная, проектируемая, искусственно созданная) среда; памятники (произведения), относящиеся к художественно-историческому наследию, требующие профессионального изучения, сохранения, реставрации; социальная среда как объект воздействия на нее средствами искусства, система профессионального художественного образования.
Видами профессиональной деятельности являются:
профессиональная творческая деятельность, как авторская, так и исполнительская;
педагогическая деятельность в области художественного образования;
производственно-техническая и управленческая деятельность (для отдельных квалификаций);
исследование и реставрация художественных произведений, работа в научно-исследовательских институтах, реставрационных мастерских, музеях;
общественная деятельность в творческих союзах и объединениях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников по специальности 051800 Живопись, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование. Уровень специальной подготовки абитуриента по рисунку, живописи, композиции должен соответствовать объему программы среднего профессионального художественного образования.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном художественном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 051800 Живопись проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 051800 Живопись
3.1. Основная образовательная программа подготовки художника-живописца (станковая живопись), художника-живописца (монументальная живопись), художника-живописца (театрально-декорационная живопись), художника-живописца (церковно-историческая живопись), художника-реставратора (станковая масляная живопись), художника-реставратора (темперная живопись), художника-реставратора (монументально-декоративная живопись), художника кино и телевидения, художника комбинированных съемок, художника кино и телевидения по костюму разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, учебно-производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки художника-живописца (станковая живопись), художника-живописца (монументальная живопись), художника-живописца (театрально-декорационная живопись), художника-живописца (церковно-историческая живопись), художника-реставратора (станковая масляная живопись), художника-реставратора (темперная живопись), художника-реставратора (монументально-декоративная живопись), художника кино и телевидения, художника комбинированных съемок, художника кино и телевидения по костюму к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки художника-живописца (станковая живопись), художника-живописца (монументальная живопись), художника-живописца (театрально-декорационная живопись), художника-живописца (церковно-историческая живопись), художника-реставратора (станковая масляная живопись), художника-реставратора (темперная живопись), художника-реставратора (монументально-декоративная живопись), художника кино и телевидения, художника комбинированных съемок, художника кино и телевидения по костюму состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки художника-живописца (станковая живопись), художника-живописца (монументальная живопись), художника-живописца (театрально-декорационная живопись), художника-живописца (церковно-историческая живопись), художника-реставратора (станковая масляная живопись), художника-реставратора (темперная живопись), художника-реставратора (монументально-декоративная живопись), художника кино и телевидения, художника комбинированных съемок, художника кино и телевидения по костюму должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальности 051800 Живопись дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также, с учетом профиля подготовки специалиста, в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки художника-живописца (станковая живопись), художника-живописца (монументальная живопись), художника-живописца (театрально-декорационная живопись), художника-живописца (церковно-историческая живопись), художника-реставратора (станковая масляная живопись), художника-реставратора (темперная живопись), художника-реставратора (монументально-декоративная живопись), художника кино и телевидения, художника комбинированных съемок, художника кино и телевидения по костюму должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
выпускников по специальности 051800 Живопись
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 ¦ ¦
¦ ¦года. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного и¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория,¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический рост¦ ¦
¦ ¦и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1220 ¦
¦ ¦ ¦(976*)¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1020 ¦
¦ ¦ ¦(776*)¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ Показатели, отмеченные знаком "*", относятся к квалификациям:¦
¦07 - художник-реставратор (монументально-декоративная живопись),¦
¦08 - художник кино и телевидения, художник комбинированных ¦
¦съемок и 09 - художник кино и телевидения по костюму ¦
+----------T----------------------------------------------T------+
¦ОПД.Ф.01 ¦<...> национальной культуры в области ¦ ¦
¦ ¦живописи, архитектуры, декоративно-прикладного¦ ¦
¦ ¦искусства, искусство книги. Искусство русских ¦ ¦
¦ ¦земель, история русского искусства и ¦ ¦
¦ ¦архитектуры с конца XVII в. до начала XX в.; ¦ ¦
¦ ¦история отечественного искусства XX в. и ¦ ¦
¦ ¦проблемы современной художественной культуры. ¦ ¦
¦ ¦Русское искусство в контексте исторического ¦ ¦
¦ ¦развития государства и взаимного влияния иных ¦ ¦
¦ ¦культурных традиций. История стилей, жанров, ¦ ¦
¦ ¦направлений и отдельных видов пластических ¦ ¦
¦ ¦искусств; синтез искусств. История ¦ ¦
¦ ¦художественного образования России и отдельных¦ ¦
¦ ¦художественных школ. Место изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства в отечественной культуре, его связь ¦ ¦
¦ ¦с литературой, музыкой и другими видами ¦ ¦
¦ ¦искусств ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История зарубежного искусства и культуры ¦ ¦
¦ ¦Происхождение искусства (исторически ¦ ¦
¦ ¦сложившиеся концепции); история культуры ¦ ¦
¦ ¦Древнего мира (Египет, Месопотамия, Индия и ¦ ¦
¦ ¦др.); культура античности (искусство эгейского¦ ¦
¦ ¦мира, архаика и классика в Греции, эпоха ¦ ¦
¦ ¦эллинизма и ее наследие в мировой культуре, ¦ ¦
¦ ¦искусство древнего Рима); искусство "Стран ¦ ¦
¦ ¦Востока"; искусство Византии и европейское ¦ ¦
¦ ¦искусство эпохи варварских королевств; ¦ ¦
¦ ¦искусство Европы в средние века (Ирландия, ¦ ¦
¦ ¦Северная Италия, Франция, Германия, Англия, ¦ ¦
¦ ¦Чехия и др.); эпоха Возрождения (Италия, ¦ ¦
¦ ¦Северная Европа); культура средневековья и ¦ ¦
¦ ¦культура Возрождения, новые концепции человека¦ ¦
¦ ¦и творчества, место Возрождения в европейской ¦ ¦
¦ ¦культуре нового времени; европейское искусство¦ ¦
¦ ¦XVII - XVIII вв.; европейское искусство XIX в.¦ ¦
¦ ¦и искусство XX в. История стилей и жанров, ¦ ¦
¦ ¦отдельных направлений; взаимопроникновение ¦ ¦
¦ ¦национальных культурных традиций, системы ¦ ¦
¦ ¦мироощущения и миропонимания и их отображение ¦ ¦
¦ ¦средствами изобразительных искусств. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь видов искусств ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Перспектива ¦ ¦
¦ ¦Способы обозначения и моделирования ¦ ¦
¦ ¦пространства на двухмерной плоскости. Системы ¦ ¦
¦ ¦отображения пространства в различных ¦ ¦
¦ ¦культурных традициях (Египет, Античность, ¦ ¦
¦ ¦Древнерусское искусство, пространственные ¦ ¦
¦ ¦представления эпохи Возрождения и др.); ¦ ¦
¦ ¦систематическое изложение и методическое ¦ ¦
¦ ¦обоснование законов построения пространства в ¦ ¦
¦ ¦прямой (линейной) перспективе. Теория линейной¦ ¦
¦ ¦перспективы и теории теней; теория отражений; ¦ ¦
¦ ¦анализ линейных и светотеневых характеристик ¦ ¦
¦ ¦объектов, вводимых в композицию картины. ¦ ¦
¦ ¦Анализ станковых картин и произведений ¦ ¦
¦ ¦монументальной живописи с точки зрения законов¦ ¦
¦ ¦построения в системе линейной перспективы; ¦ ¦
¦ ¦теория зрительной (перцептивной) перспективы; ¦ ¦
¦ ¦практическое освоение методов построения и ¦ ¦
¦ ¦анализа пространства в прямой перспективе ¦ ¦
¦ ¦(способ перспективных масштабов, способ угла ¦ ¦
¦ ¦четкого видения, способ архитектора, ¦ ¦
¦ ¦радиальная перспектива); пространственные ¦ ¦
¦ ¦аспекты теории освещения; для ¦ ¦
¦ ¦специализирующихся в области монументальной ¦ ¦
¦ ¦живописи - практическая работа над ¦ ¦
¦ ¦архитектурными проектами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Пластическая анатомия ¦ ¦
¦ ¦История пластической анатомии; методы изучения¦ ¦
¦ ¦и преподавания пластической анатомии; ¦ ¦
¦ ¦пластическая анатомия костной основы (скелет),¦ ¦
¦ ¦пластическая анатомия мышечной системы, ¦ ¦
¦ ¦наружные покровы; анатомическая терминология, ¦ ¦
¦ ¦топография; связь строения человеческого тела ¦ ¦
¦ ¦и его функций; учение о пропорциях человечес- ¦ ¦
¦ ¦кого тела, понятие о канонах и модулях. ¦ ¦
¦ ¦Современное состояние учения о ¦ ¦
¦ ¦пропорциях, возрастные, половые, типовые и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные особенности человеческого тела;¦ ¦
¦ ¦симметрия-асимметрия, архитектоника, ¦ ¦
¦ ¦пластика; пластические, пространственные ¦ ¦
¦ ¦характеристики человеческого тела, динамика, ¦ ¦
¦ ¦движение тела, мимические движения, конкретное¦ ¦
¦ ¦использование законов пластической анатомии в ¦ ¦
¦ ¦искусстве (в историческом контексте и в ¦ ¦
¦ ¦системе практических занятий анатомическим ¦ ¦
¦ ¦рисунком, лепкой) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦100 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦100 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦5140 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ ¦01. Художник-живописец (станковая живопись) ¦5140 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.00¦Федеральный компонент ¦4700 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.01¦Рисунок ¦1540 ¦
¦ ¦Освоение рисунка через систему последовательно¦ ¦
¦ ¦усложняющихся заданий по рисунку с натуры ¦ ¦
¦ ¦(основной объект изучения - человек и ¦ ¦
¦ ¦окружающая пространственная среда); ¦ ¦
¦ ¦конструктивно-пластические законы, выявление ¦ ¦
¦ ¦логики построения формы; организация ¦ ¦
¦ ¦пространства средствами линеарного, ¦ ¦
¦ ¦светотеневого, тонального рисунка; организация¦ ¦
¦ ¦пространства формата с учетом соотношения ¦ ¦
¦ ¦плоскости и объема, светлого и темного, ритма ¦ ¦
¦ ¦и движения, равновесия масс и т.д.; ¦ ¦
¦ ¦разнообразные техники и технологии рисунка, их¦ ¦
¦ ¦изобразительно-выразительные возможности; ¦ ¦
¦ ¦разрешение средствами рисунка образных, ¦ ¦
¦ ¦психологических задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.02¦Живопись ¦2240 ¦
¦ ¦Система обучения живописи через ¦ ¦
¦ ¦последовательное усложнение заданий (основной ¦ ¦
¦ ¦объект изучения - человек и окружающая ¦ ¦
¦ ¦пространственная среда); изучение сложившихся ¦ ¦
¦ ¦в историческом и стилистическом контексте ¦ ¦
¦ ¦живописных традиций; законы колористической ¦ ¦
¦ ¦живописи (свет, цвет, тон, колорит); ¦ ¦
¦ ¦практическое освоение техники живописи и ¦ ¦
¦ ¦технологии использования живописных ¦ ¦
¦ ¦материалов, их изобразительно-выразительных ¦ ¦
¦ ¦возможностей; организация пространства ¦ ¦
¦ ¦средствами живописи; композиционные ¦ ¦
¦ ¦возможности средств живописи; разрешение ¦ ¦
¦ ¦средствами живописи образных и психологических¦ ¦
¦ ¦задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.03¦Композиция ¦340 ¦
¦ ¦Теория композиции, композиционные возможности ¦ ¦
¦ ¦изобразительных средств для разрешения ¦ ¦
¦ ¦композиционных задач; разрешение средствами ¦ ¦
¦ ¦композиции (через систему специальных заданий)¦ ¦
¦ ¦смысловых, образных, выразительных задач; ¦ ¦
¦ ¦изучение классических композиционных решений ¦ ¦
¦ ¦(теоретическое и через систему заданий по ¦ ¦
¦ ¦копированию); организация работы над ¦ ¦
¦ ¦композицией от выбора темы через сбор ¦ ¦
¦ ¦необходимого материала к готовой ¦ ¦
¦ ¦композиционной форме; синтез изобразительных ¦ ¦
¦ ¦искусств ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.04¦Техника живописи и технология живописных ¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦Теоретическое и практическое ознакомление с ¦ ¦
¦ ¦технологией живописных материалов и ¦ ¦
¦ ¦техническими возможностями их применения в ¦ ¦
¦ ¦живописи; теоретическое и практическое ¦ ¦
¦ ¦изучение основ, используемых в живописи, ¦ ¦
¦ ¦освоение способов их подготовки для работы; ¦ ¦
¦ ¦изучение причин разрушения живописных ¦ ¦
¦ ¦произведений (химические, технологические, ¦ ¦
¦ ¦влияние окружающей среды) и способов ¦ ¦
¦ ¦сохранения произведений; основы консервации и ¦ ¦
¦ ¦реставрации произведений живописи; изучение ¦ ¦
¦ ¦зависимости техники живописи, ее стилистики от¦ ¦
¦ ¦природы и структуры художественных материалов ¦ ¦
¦ ¦(в теоретическом и историческом аспектах, в ¦ ¦
¦ ¦процессе копирования произведений искусства, в¦ ¦
¦ ¦практической авторской работе) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.05¦Ознакомительный курс техники и технологии ¦ ¦
¦ ¦монументальной живописи ¦ ¦
¦ ¦Техники монументального искусства. Материалы, ¦ ¦
¦ ¦используемые в монументальном искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Практическое ознакомление с техникой сграффито¦ ¦
¦ ¦и техниками стенной росписи путем выполнения ¦ ¦
¦ ¦копий классических произведений ¦ ¦
¦ ¦монументального искусства ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.06¦Копирование произведений станковой живописи ¦ ¦
¦ ¦Практическое изучение техники живописи и ¦ ¦
¦ ¦освоение технологии использования живописных ¦ ¦
¦ ¦материалов путем копирования произведений ¦ ¦
¦ ¦искусства. "Трехслойный" метод живописи как ¦ ¦
¦ ¦основа для изучения техники живописи. Изучение¦ ¦
¦ ¦последовательности создания произведения ¦ ¦
¦ ¦живописи от подготовки грунтовой основы, ¦ ¦
¦ ¦выполнения картонов и до воспроизведения всех ¦ ¦
¦ ¦технических приемов, использовавшихся при ¦ ¦
¦ ¦создании произведения автором ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Р.01.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦220 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.В.01.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦220 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ ¦02. Художник-живописец (монументальная ¦5140 ¦
¦ ¦живопись) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.00¦Федеральный компонент ¦4770 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.01¦Рисунок ¦1540 ¦
¦ ¦Освоение рисунка через систему последовательно¦ ¦
¦ ¦усложняющихся заданий по рисунку с натуры ¦ ¦
¦ ¦(основной объект изучения - человек и ¦ ¦
¦ ¦окружающая пространственная среда); ¦ ¦
¦ ¦конструктивно-пластические законы, выявление ¦ ¦
¦ ¦логики построения формы; организация ¦ ¦
¦ ¦пространства средствами линеарного, ¦ ¦
¦ ¦светотеневого, тонального рисунка; организация¦ ¦
¦ ¦пространства формата с учетом соотношения ¦ ¦
¦ ¦плоскости и объема, светлого и темного, ритма ¦ ¦
¦ ¦и движения, равновесия масс и т.д.; ¦ ¦
¦ ¦разнообразные техники и технологии рисунка, их¦ ¦
¦ ¦изобразительно-выразительные возможности; ¦ ¦
¦ ¦разрешение средствами рисунка образных, ¦ ¦
¦ ¦психологических задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.02¦Живопись ¦2240 ¦
¦ ¦Система обучения живописи через ¦ ¦
¦ ¦последовательное усложнение заданий (основной ¦ ¦
¦ ¦объект изучения - человек и окружающая ¦ ¦
¦ ¦пространственная среда); изучение сложившихся ¦ ¦
¦ ¦в историческом и стилистическом контексте ¦ ¦
¦ ¦живописных традиций; законы колористической ¦ ¦
¦ ¦живописи (свет, цвет, тон, колорит); ¦ ¦
¦ ¦практическое освоение техники живописи и ¦ ¦
¦ ¦технологии использования живописных ¦ ¦
¦ ¦материалов, их изобразительно-выразительных ¦ ¦
¦ ¦возможностей; организация пространства ¦ ¦
¦ ¦средствами живописи; композиционные ¦ ¦
¦ ¦возможности средств живописи; разрешение ¦ ¦
¦ ¦средствами живописи образных и психологических¦ ¦
¦ ¦задач ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.03¦Композиция ¦340 ¦
¦ ¦Общий курс композиции ¦ ¦
¦ ¦Теория композиции, композиционные возможности ¦ ¦
¦ ¦изобразительных средств для разрешения ¦ ¦
¦ ¦композиционных задач; разрешение средствами ¦ ¦
¦ ¦композиции (через систему специальных заданий)¦ ¦
¦ ¦смысловых, образных, выразительных задач; ¦ ¦
¦ ¦изучение классических композиционных решений ¦ ¦
¦ ¦(теоретическое и через систему заданий по ¦ ¦
¦ ¦копированию); организация работы над ¦ ¦
¦ ¦композицией от выбора темы через сбор ¦ ¦
¦ ¦необходимого материала к готовой композицион- ¦ ¦
¦ ¦ной форме; синтез изобразительных искусств. ¦ ¦
¦ ¦Композиция в монументальной живописи ¦ ¦
¦ ¦Разработка образного решения оформления ¦ ¦
¦ ¦архитектурного объекта средствами ¦ ¦
¦ ¦монументального искусства: функциональный ¦ ¦
¦ ¦анализ архитектурного проекта с целью опре- ¦ ¦
¦ ¦деления зон, целесообразных для оформления; ¦ ¦
¦ ¦выполнение на основании чертежей перспективы ¦ ¦
¦ ¦либо макета архитектурного объекта; разработка¦ ¦
¦ ¦фор-эскизов композиционного решения; ¦ ¦
¦ ¦выполнение эскизов-разверток в принятых про- ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052000 СКУЛЬПТУРА. КВАЛИФИКАЦИЯ: ХУДОЖНИК-СКУЛЬПТОР (утв. Минобразованием РФ 31.03.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также