СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052400 ДИЗАЙН. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ДИЗАЙНЕР (ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН), 02. ДИЗАЙНЕР (ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН), 03. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН КОСТЮМА), 04. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН СРЕДЫ), 05. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА) (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
14 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
575 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052400 ДИЗАЙН
КВАЛИФИКАЦИИ:
01. ДИЗАЙНЕР (ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН)
02. ДИЗАЙНЕР (ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН)
03. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН КОСТЮМА)
04. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН СРЕДЫ)
05. ДИЗАЙНЕР (ДИЗАЙН
СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА)
1. Общая характеристика специальности 052400 Дизайн
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 052400 Дизайн в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативных сроков освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. Дизайнер (графический дизайн) - 6 лет;
03. Дизайнер (дизайн костюма) - 6 лет;
04. Дизайнер (дизайн среды) - 6 лет;
05. Дизайнер (дизайн средств транспорта) - 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
Объектами профессиональной деятельности специалистов с квалификациями "Дизайнер (графический дизайн)", "Дизайнер (промышленный дизайн)", "Дизайнер (дизайн костюма)", "Дизайнер (дизайн средств транспорта)" являются образцы промышленной продукции, среди которых: различные виды полиграфических изданий, средств транспорта и предметов культурно-бытового назначения, эстетические качества и конкурентоспособность которых обеспечиваются процессом дизайн-проектирования, направленным на создание новых образцов промышленной продукции, с помощью анализа основных закономерностей развития дизайна в теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах.
Для специалиста с квалификацией "Дизайнер (дизайн среды)" объектами проектной и практической деятельности являются предметно-пространственные комплексы, внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудования и оснащения.
Дизайн среды представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.
В соответствии с подготовкой дизайнер может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников с квалификациями 01. Дизайнер (графический дизайн), 02. Дизайнер (промышленный дизайн), 03. Дизайнер (дизайн костюма), 04. Дизайнер (дизайн среды), 05. Дизайнер (дизайн средств транспорта), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052400 Дизайн.
Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 052400 Дизайн проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускников по специальности
052400 Дизайн
3.1. Основная образовательная программа подготовки 01. Дизайнера (графический дизайн), 02. Дизайнера (промышленный дизайн), 03. Дизайнера (дизайн костюма), 04. Дизайнера (дизайн среды), 05. Дизайнера (дизайн средств транспорта) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки 01. Дизайнера (графический дизайн), 02. Дизайнера (промышленный дизайн), 03. Дизайнера (дизайн костюма), 04. Дизайнера (дизайн среды), 05. Дизайнера (дизайн средств транспорта), к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки 01. Дизайнера (графический дизайн), 02. Дизайнера (промышленный дизайн), 03. Дизайнера (дизайн костюма), 04. Дизайнера (дизайн среды), 05. Дизайнера (дизайн средств транспорта) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки 01. Дизайнера (графический дизайн), 02. Дизайнера (промышленный дизайн), 03. Дизайнера (дизайн костюма), 04. Дизайнера (дизайн среды), 05. Дизайнера (дизайн средств транспорта) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки 01. Дизайнера (графический дизайн), 02. Дизайнера (промышленный дизайн), 03. Дизайнера (дизайн костюма), 04. Дизайнера (дизайн среды), 05. Дизайнера (дизайн средств транспорта) должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
выпускников по специальности 052400 Дизайн
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции ¦ ¦
¦ ¦и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации ¦ ¦
¦ ¦России. Российские реформы в контексте ¦ ¦
¦ ¦общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 ¦ ¦
¦ ¦года. Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура ¦ ¦
¦ ¦философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие ¦ ¦
¦ ¦и ненасилие. Свобода и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Мораль, справедливость, право. Нравственные ¦ ¦
¦ ¦ценности. Представления о совершенном ¦ ¦
¦ ¦человеке в различных культурах. Эстетические ¦ ¦
¦ ¦ценности и их роль в человеческой жизни. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации.¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного и¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, ¦ ¦
¦ ¦обучение, педагогическая деятельность, ¦ ¦
¦ ¦педагогическое взаимодействие, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦технология, педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство ¦ ¦
¦ ¦образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория, основные виды аргументов. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск ¦ ¦
¦ ¦материала, начало, развертывание и завершение ¦ ¦
¦ ¦речи. Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка ¦ ¦
¦ ¦и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦
¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3642 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3442 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦История культуры и искусств ¦ ¦
¦ ¦Культура первобытного общества; история ¦ ¦
¦ ¦предметного мира Древнего Египта, античной ¦ ¦
¦ ¦Греции и Рима; предметная культура Востока ¦ ¦
¦ ¦(Китай, Индия и др.). Предметный мир ¦ ¦
¦ ¦средневековья и эпохи Возрождения. Новое ¦ ¦
¦ ¦время; становление научно-технического ¦ ¦
¦ ¦прогресса; предметный мир и промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; новые технологии и материалы; ¦ ¦
¦ ¦Европа и Америка, всемирные промышленные ¦ ¦
¦ ¦выставки и их влияние на формирование ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦XX век. Влияние научно-технических достижений ¦ ¦
¦ ¦на развитие предметного мира. Культура второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦Классификация видов искусств. Специфика и ¦ ¦
¦ ¦сущность различных видов искусств, место ¦ ¦
¦ ¦искусства в жизни. Взаимосвязь всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории и истории искусств. ¦ ¦
¦ ¦История и развитие искусства от древности до ¦ ¦
¦ ¦наших дней. Общие и уникальные для каждого ¦ ¦
¦ ¦региона и страны историко-художественные, ¦ ¦
¦ ¦социальные и национальные свойства искусства. ¦ ¦
¦ ¦Уровень развития художественной жизни ¦ ¦
¦ ¦различных регионов мира, взаимосвязь и ¦ ¦
¦ ¦совпадение отдельных эпох истории искусств с ¦ ¦
¦ ¦эпохами всемирной истории; история больших ¦ ¦
¦ ¦художественных стилей, эпохи их зарождения, ¦ ¦
¦ ¦расцвета и упадка от античности до начала XX ¦ ¦
¦ ¦века. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейское искусство; изучение ¦ ¦
¦ ¦архитектуры, станкового и декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса, Барокко, Рококо, эпохи Великой ¦ ¦
¦ ¦французской революции и Империи, романтизм и ¦ ¦
¦ ¦модерн. Знакомство с творчеством великих ¦ ¦
¦ ¦мастеров прошлого. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Востока, особенности развития ¦ ¦
¦ ¦искусства в Америке и Африке. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития искусства в различных регионах мира. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древней Руси; русское искусство ¦ ¦
¦ ¦ХVIII - ХIХ вв.; искусство XX века в России; ¦ ¦
¦ ¦самобытность русского искусства и его связь с ¦ ¦
¦ ¦развитием Российского государства. История ¦ ¦
¦ ¦Византии как основа формирования русского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Влияние западноевропейских ¦ ¦
¦ ¦тенденций на архитектуру, станковые и ¦ ¦
¦ ¦прикладные виды искусства в ХVII - ХIХ вв. ¦ ¦
¦ ¦Мировое искусство в конце XIX и начале XX вв. ¦ ¦
¦ ¦и факторы, повлиявшие на его формирование. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции развития современного мирового ¦ ¦
¦ ¦искусства - реализм, модернизм, постмодерн, ¦ ¦
¦ ¦масс-культура; особенности развития культуры ¦ ¦
¦ ¦и искусства во второй половине XX века. ¦ ¦
¦ ¦Направления и теории в истории искусств. ¦ ¦
¦ ¦Школы современного искусства ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История дизайна, науки и техники ¦ ¦
¦ ¦Определение дизайна как формальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и как составного элемента ¦ ¦
¦ ¦экономической системы. Появление проблематики ¦ ¦
¦ ¦дизайна при разделении искусства, ремесла, ¦ ¦
¦ ¦техники и зарождение промышленного ¦ ¦
¦ ¦производства. Поиски в области теории формы ¦ ¦
¦ ¦машин и промышленных изделий. Технический ¦ ¦
¦ ¦прогресс XIX - начала XX веков и примитивность¦ ¦
¦ ¦форм промышленной продукции. Особенности ¦ ¦
¦ ¦промышленного развития России и проблемы ¦ ¦
¦ ¦художественно-промышленного образования. ¦ ¦
¦ ¦Россия в международных промышленных выставках.¦ ¦
¦ ¦Становление дизайна после первой мировой ¦ ¦
¦ ¦войны; Германия, Баухауз и его вклад в ¦ ¦
¦ ¦развитие мирового дизайна. ¦ ¦
¦ ¦Реформы художественного образования в ¦ ¦
¦ ¦Советской России; ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН, ¦ ¦
¦ ¦разработки принципов промышленного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение промышленного дизайна в США; ¦ ¦
¦ ¦пионеры американского дизайна; становление ¦ ¦
¦ ¦организационных форм; школы дизайна. ¦ ¦
¦ ¦Особенности развития дизайна после второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны; стран Скандинавии, Италии, ¦ ¦
¦ ¦Германии, Японии и др. Роль дизайна в ¦ ¦
¦ ¦обеспечении коммерческого успеха. Развитие ¦ ¦
¦ ¦дизайна в странах Восточной Европы; ¦ ¦
¦ ¦ориентация на обеспечение качества продукции ¦ ¦
¦ ¦в условиях замкнутого рынка. ¦ ¦
¦ ¦Особенности развития отечественного ¦ ¦
¦ ¦художественного конструирования: ¦ ¦
¦ ¦организационные формы, системы подготовки ¦ ¦
¦ ¦дизайнеров, ориентация на региональные отрасли¦ ¦
¦ ¦промышленности. ¦ ¦
¦ ¦Современный дизайн: особенности и проблемы ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Рисунок ¦1320 ¦
¦ ¦Часть 1. Овладение методами изобразительного ¦(заня-¦
¦ ¦языка академического рисунка. ¦тия ¦
¦ ¦Приобретение навыков изображения объектов ¦ауди- ¦
¦ ¦предметного мира, пространства и человеческой ¦торные¦
¦ ¦фигуры с помощью изучения основ строения, ¦с пре-¦
¦ ¦конструкции и пространства; изучение ¦пода- ¦
¦ ¦пластической анатомии на примере гипсовых ¦вате- ¦
¦ ¦слепков, живой натуры, объектов предметной и ¦лем) ¦
¦ ¦пространственной среды. ¦ ¦
¦ ¦Часть 2. Рисунок, связанный с получаемой ¦ ¦
¦ ¦квалификацией ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Живопись ¦660 ¦
¦ ¦Овладение методами академической живописи, ¦(заня-¦
¦ ¦знаниями цветоведения и колористики. ¦тия ¦
¦ ¦Создание средствами живописи с использованием ¦ауди- ¦
¦ ¦различных техник живописных композиций ¦торные¦
¦ ¦различной степени сложности ¦с пре-¦
¦ ¦ ¦пода- ¦
¦ ¦ ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Скульптура и пластическое моделирование ¦264 ¦
¦ ¦Овладение основами академической скульптуры ¦(заня-¦
¦ ¦на примере образцов классической культуры и ¦тия ¦
¦ ¦живой природы. ¦ауди- ¦
¦ ¦Приобретение умения работать в различных ¦торные¦
¦ ¦пластических материалах с учетом их специфики ¦с пре-¦
¦ ¦для создания пространственных композиций ¦пода- ¦
¦ ¦различной степени сложности ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Начертательная геометрия и технический ¦ ¦
¦ ¦рисунок ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ начертательной геометрии и ¦ ¦
¦ ¦теории теней; основы построения ¦ ¦
¦ ¦геометрических предметов; построение сечений, ¦ ¦
¦ ¦тел вращения. Воссоздание формы предмета по ¦ ¦
¦ ¦чертежу (в трех проекциях) и изображение ее в ¦ ¦
¦ ¦изометрических и свободных проекциях. ¦ ¦
¦ ¦Перспектива и тени в перспективе ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07 ¦Информационные технологии в дизайне ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия информатики; общая ¦ ¦
¦ ¦характеристика процессов сбора, передачи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и накопления информации при решении ¦ ¦
¦ ¦задач проектирования. Изучение основ ¦ ¦
¦ ¦операционных систем, файловых структур и ¦ ¦
¦ ¦пользовательских интерфейсов различных ¦ ¦
¦ ¦графических редакторов и броузеров. ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы работы в Интернете ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Цветоведение и колористика ¦ ¦
¦ ¦Естествоиспытатели и ученые и их понимание ¦ ¦
¦ ¦света и цвета (Аристотель, И. Ньютон, Джеймс ¦ ¦
¦ ¦Клерк, Максвелл и другие). ¦ ¦
¦ ¦Источники света, измерение характеристик ¦ ¦
¦ ¦цвета, воздействие веществ на цвет, ¦ ¦
¦ ¦спектральный состав излучения и его виды с ¦ ¦
¦ ¦цветом, цветовой круг, воспринимаемый цвет, ¦ ¦
¦ ¦аддитивный и субстрактивный синтез, ¦ ¦
¦ ¦физиология восприятия цвета и его ¦ ¦
¦ ¦психологическое воздействие, цветовые ряды, ¦ ¦
¦ ¦приемы цветовой гармонизации. ¦ ¦
¦ ¦Оптические свойства вещества, органические и ¦ ¦
¦ ¦неорганические красители, пигменты ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.09 ¦Организация проектной деятельности ¦ ¦
¦ ¦Организация творческой и производственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности дизайнеров и проектных ¦ ¦
¦ ¦коллективов ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.10 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦100 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.11 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01.00 ¦01 - Дизайнер (графический дизайн) ¦3896 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01.00¦Федеральный компонент ¦3696 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-01¦Пропедевтика (основы композиции) ¦ ¦
¦ ¦Первичные графические элементы композиции и ¦ ¦
¦ ¦важнейшие принципы ее организации. Типология ¦ ¦
¦ ¦композиционных средств и их взаимодействие. ¦ ¦
¦ ¦Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет. ¦ ¦
¦ ¦Графические структуры на плоскости и способы ¦ ¦
¦ ¦трансформации плоского листа. Образная ¦ ¦
¦ ¦выразительность как основная задача композиции¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-02¦Основы проектной графики ¦ ¦
¦ ¦Изобразительные средства проектной графики. ¦ ¦
¦ ¦Классические материалы, техники, технологии и ¦ ¦
¦ ¦приемы использования. Приобретение ¦ ¦
¦ ¦профессиональных навыков графического ¦ ¦
¦ ¦моделирования ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-03¦История орнамента ¦ ¦
¦ ¦Значение орнамента в истории культуры. ¦ ¦
¦ ¦Генезис и семантика орнаментального ¦ ¦
¦ ¦образования. Смысловые корни орнаментики ¦ ¦
¦ ¦древних культур. Значение орнамента в ¦ ¦
¦ ¦западноевропейской, византийской и славянской ¦ ¦
¦ ¦культурах. Культурная идентичность. Орнамент ¦ ¦
¦ ¦и современный графический дизайн ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-04¦История графического дизайна и рекламы ¦ ¦
¦ ¦Становление и основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦графического дизайна в контексте истории ¦ ¦
¦ ¦проектной культуры. Важнейшие направления, ¦ ¦
¦ ¦школы, имена и тенденции в графическом ¦ ¦
¦ ¦дизайне. Эволюция профессии и типология ¦ ¦
¦ ¦объектов графического дизайна ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-05¦Проектирование в графическом дизайне ¦1716 ¦
¦ ¦Типология объектов графического дизайна. ¦(заня-¦
¦ ¦Изучение основных методов, принципов и ¦тия ¦
¦ ¦приемов композиционной организации. Графика и ¦ауди- ¦
¦ ¦объем. Графический язык и визуальная культура.¦торные¦
¦ ¦Креативность мышления и графический дизайн. ¦с пре-¦
¦ ¦Понятие коммуникативности как одной из ¦пода- ¦
¦ ¦важнейших функций современного графического ¦вате- ¦
¦ ¦дизайна и ее роль в современной культуре и ¦лем) ¦
¦ ¦проектной деятельности ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-06¦Техника графики ¦ ¦
¦ ¦Изучение приемов, методов и технологий работы ¦ ¦
¦ ¦в классических техниках станковой графики по ¦ ¦
¦ ¦трем видам печати (гравюра, офорт, монотипия ¦ ¦
¦ ¦и пр.) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-07¦Шрифт ¦ ¦
¦ ¦История шрифта. Эволюция шрифтовых форм и их ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь с технологиями печати. ¦ ¦
¦ ¦Классификация современных наборных шрифтов. ¦ ¦
¦ ¦Анатомия знака. Морфология и эстетика шрифта. ¦ ¦
¦ ¦Понятия стиля. Современная шрифтовая культура ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-08¦Типографика ¦ ¦
¦ ¦Значение типографики, ее роль и место в ¦ ¦
¦ ¦графическом дизайне. Основные правила и ¦ ¦
¦ ¦принципы набора. Шрифт, набор и верстка как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельные элементы композиции. ¦ ¦
¦ ¦Самодостаточность типографических средств и ¦ ¦
¦ ¦образная выразительность ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-09¦Фотографика ¦ ¦
¦ ¦Фотографика и современная визуальная культура.¦ ¦
¦ ¦История фотографики и эволюция фотографических¦ ¦
¦ ¦технологий. Задачи и средства фотографики. ¦ ¦
¦ ¦Идея и поиск образа. Жанры, формы и творческие¦ ¦
¦ ¦направления. Фотографика в графическом дизайне¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-10¦Компьютерные технологии ¦ ¦
¦ ¦Компьютер как основной инструмент ¦ ¦
¦ ¦графического дизайна. Настольные издательские ¦ ¦
¦ ¦системы. Изучение и получение профессиональных¦ ¦
¦ ¦навыков работы с разнообразными графическими ¦ ¦
¦ ¦пакетами (работа с векторными изображениями, ¦ ¦
¦ ¦получение и обработка растровых изображений, ¦ ¦
¦ ¦текстовые редакторы и программы верстки, ¦ ¦
¦ ¦технологии предпечатной подготовки), пакеты ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа, вэб-редактор ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-11¦Технологии полиграфии ¦ ¦
¦ ¦История и роль полиграфии в графическом ¦ ¦
¦ ¦дизайне. Основные понятия и этапы ¦ ¦
¦ ¦полиграфического процесса. Запечатываемые ¦ ¦
¦ ¦материалы и красители. Виды печати и способы ¦ ¦
¦ ¦нанесения изображения. Классификация ¦ ¦
¦ ¦полиграфического оборудования. Послепечатные ¦ ¦
¦ ¦процессы ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-12¦Художественно-техническое редактирование ¦ ¦
¦ ¦Классификация печатной продукции. Схема ¦ ¦
¦ ¦издательского процесса. Методика и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы процесса редактирования. Система ¦ ¦
¦ ¦типометрии в полиграфии. Знаки разметки и ¦ ¦
¦ ¦корректуры ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01-13¦Дизайн и рекламные технологии ¦ ¦
¦ ¦Цели, задачи и средства рекламной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. История и теория рекламы. ¦ ¦
¦ ¦Копирайт, креатив и проблема визуализации ¦ ¦
¦ ¦информации. Графический дизайн как основной ¦ ¦
¦ ¦инструмент рекламы. Фокус-группа: проблема ¦ ¦
¦ ¦оценки и прогнозирования результатов работы ¦ ¦
¦ ¦дизайнера ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Р.01-14¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦100 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.В.01-15¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052300 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ), 02. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА), 03. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО) (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также