СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052300 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ), 02. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА), 03. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО) (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
14 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
574 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052300 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ)
02. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА)
03. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО)
1. Общая характеристика специальности 052300
Декоративно-прикладное искусство
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство в зависимости от реализуемого вузом цикла основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. Художник декоративно-прикладного искусства (художественный металл) - 6 лет;
02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) - 6 лет;
03. Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) - 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии - и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
Объектами профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства являются произведения искусства различного назначения (предметы культурно-бытового назначения, витражи, декоративная пластика и т.д.).
В соответствии с подготовкой художник декоративно-прикладного искусства может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников с квалификациями: 01. Художник декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
052300 Декоративно-прикладное искусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки 01. Художника декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художника декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки 01. Художника декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художника декоративно-прикладного искусства (художественное стекло), к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки 01. Художника декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художника декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки 01. Художника декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художника декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки 01. Художника декоративно-прикладного искусства (художественный металл); 02. Художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика); 03. Художника декоративно-прикладного искусства (художественное стекло) должно обеспечивать подготовку выпускников в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 052300 Декоративно-прикладное искусство
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля про-¦ ¦
¦ ¦изношения, характерные для сферы профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных лек-¦ ¦
¦ ¦сических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам при- ¦ ¦
¦ ¦менения (бытовая, терминологическая, общенауч-¦ ¦
¦ ¦ная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета- ¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моноло-¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональ-¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес-¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Зако- ¦ ¦
¦ ¦нодательство Российской Федерации о физической¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура личнос-¦ ¦
¦ ¦ти. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоятель-¦ ¦
¦ ¦ных занятий и самоконтроль за состоянием свое-¦ ¦
¦ ¦го организма ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Оте- ¦ ¦
¦ ¦чественная историография в прошлом и настоя- ¦ ¦
¦ ¦щем: общее и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - неотъем- ¦ ¦
¦ ¦лемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально-поли-¦ ¦
¦ ¦тические процессы становления русской госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственности. Принятие христианства. Распро- ¦ ¦
¦ ¦странение ислама. Эволюция восточнославянской ¦ ¦
¦ ¦государственности в XI - XII вв. Социально- ¦ ¦
¦ ¦политические изменения в русских землях в ¦ ¦
¦ ¦XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовли-¦ ¦
¦ ¦яния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российс- ¦ ¦
¦ ¦кого государства. Возвышение Москвы. Формиро- ¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютиз-¦ ¦
¦ ¦ма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-про- ¦ ¦
¦ ¦мышленное производство. Становление индустри- ¦ ¦
¦ ¦ального общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов. Проблема экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческого роста и модернизации. Революции и ре- ¦ ¦
¦ ¦формы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и на-¦ ¦
¦ ¦ционализма, интеграции и сепаратизма, демокра-¦ ¦
¦ ¦тии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. Рос-¦ ¦
¦ ¦сийские реформы в контексте общемирового раз- ¦ ¦
¦ ¦вития в начале века. Политические партии Рос- ¦ ¦
¦ ¦сии: генезис, классификация, программы, такти-¦ ¦
¦ ¦ка. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 года. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ре- ¦ ¦
¦ ¦жима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стра-¦ ¦
¦ ¦не и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталиниз-¦ ¦
¦ ¦му. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ми- ¦ ¦
¦ ¦ровой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, обществен- ¦ ¦
¦ ¦но-политическая жизнь, культура, внешняя поли-¦ ¦
¦ ¦тика СССР в послевоенные годы. Холодная война.¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного разви- ¦ ¦
¦ ¦тия. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание кри- ¦ ¦
¦ ¦зисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного пе- ¦ ¦
¦ ¦реворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Бе-¦ ¦
¦ ¦ловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая дея- ¦ ¦
¦ ¦тельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные нап-¦ ¦
¦ ¦равления, школы философии и этапы ее истори- ¦ ¦
¦ ¦ческого развития. Структура философского зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятие материального и идеального. Пространс-¦ ¦
¦ ¦тво, время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, фило- ¦ ¦
¦ ¦софские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и приро- ¦ ¦
¦ ¦да. Общество и его структура. Гражданское об- ¦ ¦
¦ ¦щество и государство. Человек в системе соци- ¦ ¦
¦ ¦альных связей. Человек и исторический процесс;¦ ¦
¦ ¦личность и массы, свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции об- ¦ ¦
¦ ¦щественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, спра- ¦ ¦
¦ ¦ведливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различ-¦ ¦
¦ ¦ных культурах. Эстетические ценности и их роль¦ ¦
¦ ¦в человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Проблема истины. Действительность, мышле- ¦ ¦
¦ ¦ние, логика и язык. Научное и вненаучное зна- ¦ ¦
¦ ¦ние. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов рацио-¦ ¦
¦ ¦нальности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы сов-¦ ¦
¦ ¦ременности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ант-¦ ¦
¦ ¦ропология. Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции куль- ¦ ¦
¦ ¦туры, субъект культуры, культурогенез, динами-¦ ¦
¦ ¦ка культуры, язык и символы культуры, культур-¦ ¦
¦ ¦ные коды, межкультурные коммуникации, культур-¦ ¦
¦ ¦ные ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за-¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Место и роль России в ми-¦ ¦
¦ ¦ровой культуре. Тенденции культурной универса-¦ ¦
¦ ¦лизации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. Куль-¦ ¦
¦ ¦тура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социали- ¦ ¦
¦ ¦зация ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская поли- ¦ ¦
¦ ¦тическая традиция: истоки, социокультурные ос-¦ ¦
¦ ¦нования, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и осо-¦ ¦
¦ ¦бенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кая власть. Политическая система. Политические¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кие конфликты и способы их разрешения. Полити-¦ ¦
¦ ¦ческие технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное по-¦ ¦
¦ ¦литическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основ-¦ ¦
¦ ¦ные правовые системы современности. Междуна- ¦ ¦
¦ ¦родное право как особая система права. Источ- ¦ ¦
¦ ¦ники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современ-¦ ¦
¦ ¦ном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государс- ¦ ¦
¦ ¦твенной власти в Российской Федерации. Понятие¦ ¦
¦ ¦гражданского правоотношения. Физические и юри-¦ ¦
¦ ¦дические лица. Право собственности. Обязатель-¦ ¦
¦ ¦ства в гражданском праве и ответственность за ¦ ¦
¦ ¦их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. От- ¦ ¦
¦ ¦ветственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип- ¦ ¦
¦ ¦лина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. Понятие преступления. ¦ ¦
¦ ¦Уголовная ответственность за совершение прес- ¦ ¦
¦ ¦туплений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и дея- ¦ ¦
¦ ¦тельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и фило-¦ ¦
¦ ¦генеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного и¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процес-¦ ¦
¦ ¦сы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические про- ¦ ¦
¦ ¦цессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция¦ ¦
¦ ¦поведения и деятельности. Общение и речь. Пси-¦ ¦
¦ ¦хология личности. Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педаго- ¦ ¦
¦ ¦гики: образование, воспитание, обучение, педа-¦ ¦
¦ ¦гогическая деятельность, педагогическое взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие, педагогическая технология, педаго-¦ ¦
¦ ¦гическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. Об-¦ ¦
¦ ¦разование как социокультурный феномен и педа- ¦ ¦
¦ ¦гогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и само-¦ ¦
¦ ¦образования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, вос- ¦ ¦
¦ ¦питательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ла- ¦ ¦
¦ ¦бораторные занятия, диспут, конференция, за- ¦ ¦
¦ ¦чет, экзамен, факультативные занятия, консуль-¦ ¦
¦ ¦тация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управ- ¦ ¦
¦ ¦ления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодейс- ¦ ¦
¦ ¦твия и социокультурная среда воспитания и раз-¦ ¦
¦ ¦вития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного язы-¦ ¦
¦ ¦ка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы обще-¦ ¦
¦ ¦ния. Устная и письменная разновидности литера-¦ ¦
¦ ¦турного языка. Нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элемен-¦ ¦
¦ ¦тов различных языковых уровней в научной речи.¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функциони-¦ ¦
¦ ¦рования, жанровое разнообразие. Языковые фор- ¦ ¦
¦ ¦мулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Язык и стиль коммерческой корреспонден- ¦ ¦
¦ ¦ции. Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в доку- ¦ ¦
¦ ¦менте. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория,¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: вы-¦ ¦
¦ ¦бор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные при-¦ ¦
¦ ¦емы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных раз-¦ ¦
¦ ¦новидностей русского литературного языка. Ус- ¦ ¦
¦ ¦ловия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершенс-¦ ¦
¦ ¦твования навыков грамотного письма и говорения¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосыл-¦ ¦
¦ ¦ки социологии как науки. Социологический про- ¦ ¦
¦ ¦ект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая сис- ¦ ¦
¦ ¦тема и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллекти- ¦ ¦
¦ ¦вы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отноше-¦ ¦
¦ ¦ния. Общественное мнение как институт граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. Вза-¦ ¦
¦ ¦имодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный конт- ¦ ¦
¦ ¦роль и девиация. Личность как деятельный субъ-¦ ¦
¦ ¦ект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. Фор-¦ ¦
¦ ¦мирование мировой системы. Место России в ми- ¦ ¦
¦ ¦ровом сообществе. Методы социологического ис- ¦ ¦
¦ ¦следования ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребности, ресурсы. Экономический выбор. Эконо-¦ ¦
¦ ¦мические отношения. Экономические системы. Ос-¦ ¦
¦ ¦новные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная по- ¦ ¦
¦ ¦лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ры-¦ ¦
¦ ¦ночный спрос. Эффект дохода и эффект замеще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности.¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Пред-¦ ¦
¦ ¦ложение совершенно конкурентной фирмы и отрас-¦ ¦
¦ ¦ли. Эффективность конкурентных рынков. Рыноч- ¦ ¦
¦ ¦ная власть. Монополия. Монополистическая кон- ¦ ¦
¦ ¦куренция. Олигополия. Антимонопольное регули- ¦ ¦
¦ ¦рование. Спрос на факторы производства. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Спрос и предложение труда. Заработная ¦ ¦
¦ ¦плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ¦ ¦
¦ ¦ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее¦ ¦
¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение до-¦ ¦
¦ ¦ходов. Неравенство. Внешние эффекты и общест- ¦ ¦
¦ ¦венные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как це-¦ ¦
¦ ¦лое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без- ¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические циклы. Макроэкономическое равнове- ¦ ¦
¦ ¦сие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. Ин- ¦ ¦
¦ ¦вестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая по-¦ ¦
¦ ¦литика. Деньги и их функции. Равновесие на де-¦ ¦
¦ ¦нежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. При- ¦ ¦
¦ ¦ватизация. Формы собственности. Предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в соци-¦ ¦
¦ ¦альной сфере. Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦5154 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦4954 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01 ¦История культуры и искусств ¦ ¦
¦ ¦Культура первобытного общества; история пред- ¦ ¦
¦ ¦метного мира Древнего Египта, Античной Греции ¦ ¦
¦ ¦и Рима; предметная культура Востока (Китай, ¦ ¦
¦ ¦Индия и др.). ¦ ¦
¦ ¦Предметный мир Средневековья и эпохи Возрожде-¦ ¦
¦ ¦ния. Новое время; становление научно-техничес-¦ ¦
¦ ¦кого прогресса; предметный мир и промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство; новые технологии и материалы; ¦ ¦
¦ ¦Европа и Америка, всемирные промышленные выс- ¦ ¦
¦ ¦тавки и их влияние на формирование предметного¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦XX век. Влияние научно-технических достижений ¦ ¦
¦ ¦на развитие предметного мира. Культура второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития пред- ¦ ¦
¦ ¦метного мира. ¦ ¦
¦ ¦Классификация видов искусств. Специфика и сущ-¦ ¦
¦ ¦ность различных видов искусств, место искус- ¦ ¦
¦ ¦ства в жизни. Взаимосвязь всемирной истории и ¦ ¦
¦ ¦истории искусств. ¦ ¦
¦ ¦История и развитие искусства от древности до ¦ ¦
¦ ¦наших дней. Общие и уникальные для каждого ре-¦ ¦
¦ ¦гиона и страны историко-художественные, соци- ¦ ¦
¦ ¦альные и национальные свойства искусства. Уро-¦ ¦
¦ ¦вень развития художественной жизни различных ¦ ¦
¦ ¦регионов мира, взаимосвязь и совпадение от- ¦ ¦
¦ ¦дельных эпох истории искусств с эпохами все- ¦ ¦
¦ ¦мирной истории; история больших художественных¦ ¦
¦ ¦стилей, эпохи их зарождения, расцвета и упадка¦ ¦
¦ ¦от античности до начала XX века. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейское искусство; изучение архи- ¦ ¦
¦ ¦тектуры, станкового и декоративно-прикладного ¦ ¦
¦ ¦искусства Средневековья, Ренессанса, Барокко, ¦ ¦
¦ ¦Рококо, эпохи Великой французской революции и ¦ ¦
¦ ¦Империи, Романтизм и Модерн. Знакомство с ¦ ¦
¦ ¦творчеством великих мастеров прошлого. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Востока, особенности развития искус-¦ ¦
¦ ¦ства в Америке и Африке. Особенности развития ¦ ¦
¦ ¦искусства в различных регионах мира. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древней Руси; русское искусство ¦ ¦
¦ ¦XVIII - XIX вв.; искусство XX века в России; ¦ ¦
¦ ¦самобытность русского искусства и его связь с ¦ ¦
¦ ¦развитием Российского государства. История Ви-¦ ¦
¦ ¦зантии как основа формирования русского искус-¦ ¦
¦ ¦ства. Влияние западноевропейских тенденций на ¦ ¦
¦ ¦архитектуру, станковые и прикладные виды ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства в XVII - XIX вв. ¦ ¦
¦ ¦Мировое искусство в конце XIX и начале XX вв. ¦ ¦
¦ ¦и факторы, повлиявшие на его формирование. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции развития современного мирового ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства - реализм, модернизм, постмодерн, ¦ ¦
¦ ¦масс-культура; особенности развития культуры и¦ ¦
¦ ¦искусства во второй половине XX века. Направ- ¦ ¦
¦ ¦ления и теории в истории искусств. Школы сов- ¦ ¦
¦ ¦ременного искусства ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02 ¦История и современные проблемы декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладного искусства ¦ ¦
¦ ¦История отечественного декоративно-прикладного¦ ¦
¦ ¦искусства. Древнерусские промыслы. Становление¦ ¦
¦ ¦светского декоративного искусства, допетровс- ¦ ¦
¦ ¦кая и послепетровская эпохи. Декоративное ис- ¦ ¦
¦ ¦кусство XVIII - XIX вв. Судьба народных про- ¦ ¦
¦ ¦мыслов. ¦ ¦
¦ ¦Художественная промышленность. ¦ ¦
¦ ¦Советское декоративно-прикладное искусство. ¦ ¦
¦ ¦Декоративное искусство сегодня. ¦ ¦
¦ ¦Декоративное искусство за рубежом. Египет, ¦ ¦
¦ ¦Греция, Рим, европейское Средневековье, эпоха ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, декоративное искусство Нового ¦ ¦
¦ ¦времени. XX век. Арт-дизайн и декоративно- ¦ ¦
¦ ¦прикладное искусство ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Академический рисунок ¦1320 ¦
¦ ¦Овладение методами изобразительного языка ака-¦(заня-¦
¦ ¦демического рисунка на примере гипсовых слеп- ¦тия ¦
¦ ¦ков, живой натуры, объектов предметной и ¦ауди- ¦
¦ ¦пространственной среды. ¦торные¦
¦ ¦Приобретение навыков изображения человеческой ¦с пре-¦
¦ ¦фигуры; изучение пластической анатомии и конс-¦пода- ¦
¦ ¦труктивного рисунка. Приобретение умения рабо-¦вате- ¦
¦ ¦тать в различных графических техниках ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Академическая живопись ¦1320 ¦
¦ ¦Овладение методами академической живописи, ¦(заня-¦
¦ ¦знаниями цветоведения и колористики. ¦тия ¦
¦ ¦Создание средствами живописи с использованием ¦ауди- ¦
¦ ¦различных техник живописных композиций различ-¦торные¦
¦ ¦ной степени сложности ¦с пре-¦
¦ ¦ ¦пода- ¦
¦ ¦ ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.05 ¦Академическая скульптура и пластическое ¦1320 ¦
¦ ¦моделирование ¦(заня-¦
¦ ¦Овладение основами академической скульптуры на¦тия ¦
¦ ¦примере образцов классической культуры и живой¦ауди- ¦
¦ ¦природы. ¦торные¦
¦ ¦Овладение техникой круглой скульптуры и рель- ¦с пре-¦
¦ ¦ефа. Приобретение умения работать в различных ¦пода- ¦
¦ ¦пластических материалах с учетом их специфики ¦вате- ¦
¦ ¦для создания пространственных композиций раз- ¦лем) ¦
¦ ¦личной степени сложности ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.06 ¦Технический рисунок ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ начертательной геометрии и тео-¦ ¦
¦ ¦рии теней; основы построения геометрических ¦ ¦
¦ ¦предметов; построение сечений, тел вращения. ¦ ¦
¦ ¦Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех ¦ ¦
¦ ¦проекциях) и изображение ее в изометрических и¦ ¦
¦ ¦свободных проекциях. Перспектива и тени в ¦ ¦
¦ ¦перспективе ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.07 ¦Информационные технологии ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия информатики; общая характе- ¦ ¦
¦ ¦ристика процессов сбора, передачи, обработки и¦ ¦
¦ ¦накопления информации при решении задач проек-¦ ¦
¦ ¦тирования. Изучение основ операционных систем,¦ ¦
¦ ¦файловых структур и пользовательских интерфей-¦ ¦
¦ ¦сов различных графических редакторов и броузе-¦ ¦
¦ ¦ров. ¦ ¦
¦ ¦Основные принципы работы в Интернете ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.08 ¦Цветоведение и колористика ¦ ¦
¦ ¦Естествоиспытатели и ученые и их понимание ¦ ¦
¦ ¦света и цвета (Аристотель, И. Ньютон, Джеймс ¦ ¦
¦ ¦Клерк, Максвелл и другие). Источники света, ¦ ¦
¦ ¦измерение характеристик цвета, воздействие ве-¦ ¦
¦ ¦ществ на цвет, спектральный состав излучения и¦ ¦
¦ ¦его виды с цветом, цветовой круг, воспринимае-¦ ¦
¦ ¦мый цвет, аддитивный и субстрактивный синтез, ¦ ¦
¦ ¦физиология восприятия цвета и его психологи- ¦ ¦
¦ ¦ческое воздействие, цветовые ряды, приемы цве-¦ ¦
¦ ¦товой гармонизации. ¦ ¦
¦ ¦Оптические свойства вещества, органические и ¦ ¦
¦ ¦неорганические красители, пигменты ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.09 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦50 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.10 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦50 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01.00 ¦01. Художник декоративно-прикладного искусства¦ ¦
¦ ¦(художественный металл) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3004 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01-01 ¦История художественного металла ¦2904 ¦
¦ ¦Художественный металл как важнейший вид деко- ¦ ¦
¦ ¦ративно-прикладного искусства. Проблемы синте-¦ ¦
¦ ¦за формы в произведениях художественного ме- ¦ ¦
¦ ¦талла; традиции и новаторство; проблемы худо- ¦ ¦
¦ ¦жественного образа. Своеобразие приемов худо- ¦ ¦
¦ ¦жественного синтеза различных приемов декора- ¦ ¦
¦ ¦тивно-прикладного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Основные периоды в истории художественного ме-¦ ¦
¦ ¦талла: Древний Восток, античность, Византия, ¦ ¦
¦ ¦Средневековый Запад, Древняя Русь, Эпоха Воз- ¦ ¦
¦ ¦рождения, Новое и Новейшее время. Роль художе-¦ ¦
¦ ¦ственного металла в интерьере, в убранстве ме-¦ ¦
¦ ¦бели. Художественный металл в парковом и ан- ¦ ¦
¦ ¦самблевом ансамблях XVIII - XIX вв. Русская и ¦ ¦
¦ ¦западноевропейская эмаль ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01-02 ¦Материаловедение, технология и ¦1320 ¦
¦ ¦производственное обучение (художественный ¦(заня-¦
¦ ¦металл) ¦тия ¦
¦ ¦Физические и химические свойства металлов. Ос-¦ауди- ¦
¦ ¦новные понятия о методах, техниках обработки и¦торные¦
¦ ¦приемах декорирования в металле. Приобретение ¦с пре-¦
¦ ¦навыков в пользовании инструментами. Использо-¦пода- ¦
¦ ¦вание знаний технологии обработки металла в ¦вате- ¦
¦ ¦проектировании ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01-03 ¦Основы композиции (художественный металл) ¦ ¦
¦ ¦Общие понятия о композиции (пропедевтика): ¦ ¦
¦ ¦единство, целостность, статичность, динамич- ¦ ¦
¦ ¦ность, тектоничность, пропорциональность, ¦ ¦
¦ ¦масштабность. Образность, особенности эмоцио- ¦ ¦
¦ ¦нального восприятия формы. Специфика компози- ¦ ¦
¦ ¦ции в металле, обусловленная особенностями ¦ ¦
¦ ¦материала ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01-04 ¦Проектирование (художественный металл) ¦1320 ¦
¦ ¦Курс ставит своей целью развить образное мыш- ¦(заня-¦
¦ ¦ление для воплощения замысла художника по соз-¦тия ¦
¦ ¦данию художественного произведения в металле. ¦ауди- ¦
¦ ¦Курс проектирования предусматривает подготовку¦торные¦
¦ ¦художников декоративно-прикладного искусства ¦с пре-¦
¦ ¦широкого профиля по проектированию различных ¦пода- ¦
¦ ¦видов художественных изделий из металла в со- ¦вате- ¦
¦ ¦четании с другими материалами для современной ¦лем) ¦
¦ ¦промышленности и строительства ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.01-05 ¦Макетирование и конструирование ¦ ¦
¦ ¦(художественный металл) ¦ ¦
¦ ¦Макетирование и конструирование как сопутству-¦ ¦
¦ ¦ющие проектированию конструктивные расчеты. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение чертежей с расчетами по определению¦ ¦
¦ ¦конструкции и объема изделия из металла ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Р.01-06¦Национально-региональный (вузовский) ¦50 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.В.01-07¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦50 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02.00 ¦02. Художник декоративно-прикладного искусства¦ ¦
¦ ¦(художественная керамика) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02.00¦Федеральный компонент ¦3004 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02-01 ¦История художественной керамики ¦2904 ¦
¦ ¦Возникновение керамики. Первобытная керамика, ¦ ¦
¦ ¦керамика Древнего мира, Средних веков, Нового ¦ ¦
¦ ¦времени, древнерусская керамика XVI - XVIII ¦ ¦
¦ ¦вв. Кустарное и ремесленное производство кера-¦ ¦
¦ ¦мики. Промышленное, массовое производство ке- ¦ ¦
¦ ¦рамики. ¦ ¦
¦ ¦Архитектурная керамика. Бытовая керамика. Де- ¦ ¦
¦ ¦коративная керамика. Тенденции в современной ¦ ¦
¦ ¦керамике ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02-02 ¦Материаловедение, технология и ¦1320 ¦
¦ ¦производственное обучение (художественная ¦(заня-¦
¦ ¦керамика) ¦тия ¦
¦ ¦Общие сведения об основных керамических мате- ¦ауди- ¦
¦ ¦риалах, их структура и свойства. Характеристи-¦торные¦
¦ ¦ки основных технологических процессов в кера- ¦с пре-¦
¦ ¦мическом производстве. Основные приемы декори-¦пода- ¦
¦ ¦рования в керамике ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02-03 ¦Основы композиции (художественная керамика) ¦ ¦
¦ ¦Общие понятия о композиции (пропедевтика): ¦ ¦
¦ ¦единство, целостность, статичность, динамич- ¦ ¦
¦ ¦ность, тектоничность, пропорциональность, ¦ ¦
¦ ¦масштабность. Образность, особенности эмоцио- ¦ ¦
¦ ¦нального восприятия формы. Специфика компози- ¦ ¦
¦ ¦ции в керамике, обусловленная особенностями ¦ ¦
¦ ¦материала ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02-04 ¦Проектирование (художественная керамика) ¦1320 ¦
¦ ¦Проектирование как воплощение замысла художни-¦(заня-¦
¦ ¦ка по созданию художественного произведения в ¦тия ¦
¦ ¦керамике. Формирование творческого подхода в ¦ауди- ¦
¦ ¦проектировании архитектурной, бытовой и деко- ¦торные¦
¦ ¦ративной керамики. Основные этапы проектирова-¦с пре-¦
¦ ¦ния - постановка задачи, замысел, осуществле- ¦пода- ¦
¦ ¦ние замысла в проекте ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.02-05 ¦Макетирование и конструирование ¦ ¦
¦ ¦(художественная керамика) ¦ ¦
¦ ¦Макетирование и конструирование как сопутству-¦ ¦
¦ ¦ющие проектированию конструктивные расчеты. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение чертежей с расчетами по определению¦ ¦
¦ ¦конструкции и объема керамического изделия с ¦ ¦
¦ ¦учетом усадки материала ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Р.02-06¦Национально-региональный (вузовский) ¦50 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.В.02-07¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦50 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.03.00 ¦03. Художник декоративно-прикладного искусства¦ ¦
¦ ¦(художественное стекло) ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.03.00¦Федеральный компонент ¦3004 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.03-01 ¦История художественного стекла ¦2904 ¦
¦ ¦Происхождение стеклоделия. Особенности формо- ¦ ¦
¦ ¦образования в стекле. Основные периоды в исто-¦ ¦
¦ ¦рии стекла: Древний Восток, античность, Визан-¦ ¦
¦ ¦тия, Средневековый Запад, Древняя Русь, эпоха ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, Новое и Новейшее время. Роль ¦ ¦
¦ ¦стекла в формировании других видов искусств. В¦ ¦
¦ ¦монументальной живописи: в мозаике и витраже. ¦ ¦
¦ ¦Художественное стекло в архитектуре. ¦ ¦
¦ ¦Расцвет отечественного стеклоделия в XIX - XX ¦ ¦
¦ ¦вв. ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.03-02 ¦Материаловедение, технология и ¦1320 ¦
¦ ¦производственное обучение (художественное ¦(заня-¦
¦ ¦стекло) ¦тия ¦
¦ ¦Характеристика материала. Общие сведения об ¦ауди- ¦
¦ ¦основных способах стекловарения. Характеристи-¦торные¦
¦ ¦ки основных технологических процессов в сте- ¦с пре-¦
¦ ¦кольном производстве. Способы формования стек-¦пода- ¦
¦ ¦лоизделий. Основные приемы декорирования стек-¦вате- ¦
¦ ¦ла. ¦лем) ¦
¦ ¦Оптические свойства стекла ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦СД.03-03 ¦Основы композиции (художественное стекло) ¦ ¦
¦ ¦Общие понятия о композиции (пропедевтика): ¦ ¦
¦ ¦единство, целостность, статичность, динамич- ¦ ¦
¦ ¦ность, тектоничность, пропорциональность, ¦ ¦
¦ ¦масштабность. Образность, особенности эмоцио- ¦ ¦
¦ ¦нального восприятия формы. Специфика компози- ¦ ¦
¦ ¦ции в стекле, обусловленная особенностями ¦ ¦
¦ ¦материала ¦ ¦
+----------+--------------------------------------

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052200 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (ЖИВОПИСЬ), 02. ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (СКУЛЬПТУРА) (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также