НАПРАВЛЕНИЕ 530900 - КИНОИСКУССТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР КИНОИСКУССТВА (утв. Минобразованием РФ 05.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
5 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
571 иск/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530900 - КИНОИСКУССТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР КИНОИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления 530900 - Киноискусство
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр киноискусства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 530900 - Киноискусство при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационные характеристики выпускника.
В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой бакалавр по направлению 530900 - Киноискусство может заниматься профессиональной деятельностью в области кино, телевидения и других экранных искусств, а также в сфере истории, теории кино и кинокритики, организационно-творческой и редакторской работой в области кино, телевидения и других экранных искусств.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр киноискусства подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 530900 - Киноискусство
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
- 051600 Киноведение
- 051700 Кинооператорство
- 053400 Драматургия
- 053500 Режиссура кино и телевидения
- 053600 Режиссура мультимедиапрограмм
- 053700 Продюсерство кино и телевидения
- 053800 Звукорежиссура кино и телевидения
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавра по направлению 530900 - Киноискусство высшее учебное заведение, наряду с обязательными экзаменами, предусмотренными Правилами приема в вузы, имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 530900 - Киноискусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по направлениям подготовки бакалавров дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и ДС).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 530900 - Киноискусство
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизация. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале ХХ века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления в философии и этапы ее исторического¦ ¦
¦ ¦развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство и время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Производство и его роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦человека. Общество и его структура. Человек в ¦ ¦
¦ ¦системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепция общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смена типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. ¦ ¦
¦ ¦ Культурология и философия культуры, социология ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны. Защита ¦ ¦
¦ ¦информации. Защита интеллектуальной ¦ ¦
¦ ¦собственности. Авторское право. Закон РФ об ¦ ¦
¦ ¦авторском праве и смежных правах. Авторские ¦ ¦
¦ ¦права режиссера и сценариста. Передача ¦ ¦
¦ ¦авторских прав ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦ Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и ¦ ¦
¦ ¦чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦ Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Нормативные, коммуникативные, этнические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание, завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методы социологического исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизирования прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦3350 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3010 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦История отечественного и зарубежного кино ¦ ¦
¦ ¦ История отечественного кино. История кино как ¦ ¦
¦ ¦научная дисциплина. Принципы периодизации. ¦ ¦
¦ ¦Место кино в современной системе средств ¦ ¦
¦ ¦массовых коммуникаций. Кинематограф в ¦ ¦
¦ ¦дореволюционной России. Связь с национальным ¦ ¦
¦ ¦театром, литературой, фольклором и поиски ¦ ¦
¦ ¦специфических средств экранной выразительности. ¦ ¦
¦ ¦Место российского кино в процессе становления ¦ ¦
¦ ¦мирового кинематографа. Рождение советского ¦ ¦
¦ ¦кино. Национализация кинематографа. Идейно- ¦ ¦
¦ ¦художественный и организационный опыт ¦ ¦
¦ ¦кинематографа первых лет советской власти. ¦ ¦
¦ ¦Многообразие стилевых и жанровых форм в ¦ ¦
¦ ¦советском многонациональном кино 20-х годов. ¦ ¦
¦ ¦Новаторский характер поисков и открытий ведущих ¦ ¦
¦ ¦кинематографистов; значение их творческих, ¦ ¦
¦ ¦практических и теоретических трудов в ¦ ¦
¦ ¦становлении кино как искусства. Достижение ¦ ¦
¦ ¦киноискусства в области звукозрительной ¦ ¦
¦ ¦выразительности экрана, в развитии его ¦ ¦
¦ ¦драматически-повествовательных возможностей в ¦ ¦
¦ ¦30-е годы. Негативное влияние на кинопроцесс ¦ ¦
¦ ¦партийно-государственного идеологического ¦ ¦
¦ ¦контроля. Особенности развития киноискусства в ¦ ¦
¦ ¦годы Великой Отечественной войны. Влияние ¦ ¦
¦ ¦эстетики хроникально-документального кино на ¦ ¦
¦ ¦игровое. Кризис советского кино в первые ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы; "малокартинье", утверждение ¦ ¦
¦ ¦на экране официозной, бесконфликтно- ¦ ¦
¦ ¦украшательской эстетики. Расцвет советского ¦ ¦
¦ ¦многонационального кино в пору постсталинской ¦ ¦
¦ ¦оттепели. Обогащение гуманистического ¦ ¦
¦ ¦потенциала; обновление образного языка экрана; ¦ ¦
¦ ¦противоречивость развития кино в годы "застоя": ¦ ¦
¦ ¦развитие плодотворных тенденций предыдущего ¦ ¦
¦ ¦периода и ужесточение идеологической ¦ ¦
¦ ¦регламентации, бюрократической централизации в ¦ ¦
¦ ¦области кино. Преобразование системы ¦ ¦
¦ ¦производства и проката фильмов в пору ¦ ¦
¦ ¦горбачевской перестройки и в постсоветские ¦ ¦
¦ ¦годы; распад советской многонациональной ¦ ¦
¦ ¦кинематографии. Противоречия и проблемы ¦ ¦
¦ ¦российского кино на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦ История зарубежного кино. Рождение ¦ ¦
¦ ¦кинематографа как закономерный итог ¦ ¦
¦ ¦технического прогресса и тенденция к синтезу ¦ ¦
¦ ¦пространственных и временных искусств. Принципы ¦ ¦
¦ ¦периодизации истории мирового кинематографа, ¦ ¦
¦ ¦логика его географического и хронологического ¦ ¦
¦ ¦распространения. Становление кинопроизводства и ¦ ¦
¦ ¦кинопроката, их влияние на место и положение ¦ ¦
¦ ¦художника в творческом процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Кинематограф начала века: влияние смежных ¦ ¦
¦ ¦искусств, поиски самостоятельного языка и ¦ ¦
¦ ¦кристаллизация основных киножанров. Становление ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии. Формирование ведущих ¦ ¦
¦ ¦творческих профессий, перевод кинопроизводства ¦ ¦
¦ ¦на промышленные рельсы в Голливуде. Новаторские ¦ ¦
¦ ¦достижения мастеров американского, немецкого и ¦ ¦
¦ ¦французского кино 20-х годов, обретение ¦ ¦
¦ ¦кинематографом эстетической независимости. ¦ ¦
¦ ¦"Немое" кино как искусство монтажно- ¦ ¦
¦ ¦пластической выразительности; значение ¦ ¦
¦ ¦творческой практики и теоретических открытий ¦ ¦
¦ ¦ведущих мастеров Западной Европы и США в его ¦ ¦
¦ ¦становлении. ¦ ¦
¦ ¦ Технический прогресс кинематографа 30-х годов ¦ ¦
¦ ¦(появление звука, освоение цвета), новый этап в ¦ ¦
¦ ¦развитии кинодраматургии. Эволюция основных ¦ ¦
¦ ¦творческих профессий, влияние театра и ¦ ¦
¦ ¦литературы. Социальный кинематограф США и ¦ ¦
¦ ¦"поэтический" реализм мастеров кино Франции как ¦ ¦
¦ ¦наивысшее достижение кинематографического ¦ ¦
¦ ¦реализма Запада в 30-е годы. Мировая война и ¦ ¦
¦ ¦рост документализма. Смена эстетических ¦ ¦
¦ ¦критериев; неореализм и эстетика достоверности. ¦ ¦
¦ ¦Авторский кинематограф 50-х годов и его влияние ¦ ¦
¦ ¦на новые школы национального кинематографа в ¦ ¦
¦ ¦странах Европы, Америки и Азии. "Постмодернизм" ¦ ¦
¦ ¦и эволюция массового кинематографа. ¦ ¦
¦ ¦Технологические сдвиги, конкуренция телевидения ¦ ¦
¦ ¦и видео. Современный кинематограф в системе ¦ ¦
¦ ¦средств массовой коммуникации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦История телевидения ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория телевидения. Элементы и открытие ¦ ¦
¦ ¦регулярного телевещания в США и Западной ¦ ¦
¦ ¦Европе. Экспериментальный период российского ¦ ¦
¦ ¦телевидения (20 - 30-е годы). Становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие американской системы ТВ. Становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие ТВ в Западной Европе. Российское ¦ ¦
¦ ¦телевидение 40-х и 50-х годов. Российское ¦ ¦
¦ ¦телевидение периода "оттепели" (60-е годы). ¦ ¦
¦ ¦Советское телевидение периода застоя. Кабельно- ¦ ¦
¦ ¦спутниковое телевидение США и Западной Европы. ¦ ¦
¦ ¦Основные вехи развития японского ТВ. ¦ ¦
¦ ¦Становление ТВ в развивающихся странах. ¦ ¦
¦ ¦Отечественное ТВ периода перестройки. ¦ ¦
¦ ¦Отечественное ТВ на современном этапе. Место ¦ ¦
¦ ¦телевидения в системе современных средств ¦ ¦
¦ ¦массовой информации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦История русской и зарубежной литературы ¦ ¦
¦ ¦ Литература как искусство слова; художественная ¦ ¦
¦ ¦речь и ее элементы; пространство и время в ¦ ¦
¦ ¦литературном произведении; литературные роды и ¦ ¦
¦ ¦жанры; культурная и литературная традиции; ¦ ¦
¦ ¦направления и течения в истории литературы; ¦ ¦
¦ ¦литература и мифология; литература и другие ¦ ¦
¦ ¦виды искусства; понятие о литературном ¦ ¦
¦ ¦процессе; историческое развитие литературы. ¦ ¦
¦ ¦ Античная литература; литература Средних веков ¦ ¦
¦ ¦и Возрождения; литература ХVII века, главные ¦ ¦
¦ ¦художественные течения: барокко, классицизм; ¦ ¦
¦ ¦литература ХVIII века - века Просвещения, ¦ ¦
¦ ¦развитие жанра романа (бытовой, сатирический, ¦ ¦
¦ ¦философский); сентиментализм; литература XIX ¦ ¦
¦ ¦века; романтизм в поэзии, прозе, драме; реализм ¦ ¦
¦ ¦и мастера реалистического романа; литература ХХ ¦ ¦
¦ ¦века; взаимоотношения модернистских и ¦ ¦
¦ ¦реалистических течений в первой половине ХХ ¦ ¦
¦ ¦века; новые черты реализма ХХ века; литература ¦ ¦
¦ ¦второй половины ХХ века, ее основные течения и ¦ ¦
¦ ¦крупнейшие явления; особенности развития ¦ ¦
¦ ¦литературы на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦ Древняя русская литература (Х - ХII вв.): ¦ ¦
¦ ¦литературные памятники Киевской Руси; ¦ ¦
¦ ¦образование единого Российского государства и ¦ ¦
¦ ¦литература; поэтика древнерусской литературы; ¦ ¦
¦ ¦литература ХVII века: классицизм, ¦ ¦
¦ ¦просветительство, сентиментализм; ¦ ¦
¦ ¦ литература XIX века: возникновение и ¦ ¦
¦ ¦становление романтизма, художественное ¦ ¦
¦ ¦своеобразие русского романтизма; "Золотой век" ¦ ¦
¦ ¦русской поэзии; "Натуральная школа" 1840-х гг.; ¦ ¦
¦ ¦нравственные искания литературы второй половины ¦ ¦
¦ ¦19 века; ¦ ¦
¦ ¦ расцвет реализма, поэтика реалистической ¦ ¦
¦ ¦литературы; литература и религиозно-философская ¦ ¦
¦ ¦мысль; мировое значение русской литературной ¦ ¦
¦ ¦классики 19 века; ¦ ¦
¦ ¦ литература конца XIX - начала ХХ веков; ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие реализма и модернизма; ¦ ¦
¦ ¦ "Серебряный век" русской поэзии; символизм, ¦ ¦
¦ ¦акмеизм, футуризм; русская литература после ¦ ¦
¦ ¦1917 года; многообразие литературных ¦ ¦
¦ ¦направлений и программ; литература в ¦ ¦
¦ ¦тоталитарном обществе 1930 - 1950-х годов; ¦ ¦
¦ ¦социалистический реализм; особенности ¦ ¦
¦ ¦художественного освоения действительности в ¦ ¦
¦ ¦период "оттепели" и в 60 - 70 годы; ¦ ¦
¦ ¦ процессы развития русской литературы в 80 - 90 ¦ ¦
¦ ¦годах ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦История русского и зарубежного изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
¦ ¦ Особенности различных видов искусства: театра, ¦ ¦
¦ ¦литературы, изобразительного искусства, музыки ¦ ¦
¦ ¦- их происхождение, система становления и ¦ ¦
¦ ¦развития; место искусства в эпоху зарождения ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; театр и литература античного мира; ¦ ¦
¦ ¦изобразительное искусство Древней Греции и ¦ ¦
¦ ¦Древнего Рима; искусство Средневековья, его ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения с религией; становление и ¦ ¦
¦ ¦развитие русской национальной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры; народный театр в России; литература, ¦ ¦
¦ ¦музыка и изобразительное искусство эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения; век Просвещения и особенности ¦ ¦
¦ ¦эстетики литературы, театра, музыки, ИЗО; ¦ ¦
¦ ¦основные тенденции развития искусства XVIII - ¦ ¦
¦ ¦XIX вв. - классицизм, романтизм, ¦ ¦
¦ ¦психологический реализм; многообразие ¦ ¦
¦ ¦эстетических систем, стилей, жанров и форм ¦ ¦
¦ ¦различных видов искусства XIX - ХХ вв.; ¦ ¦
¦ ¦особенности различных видов искусства на ¦ ¦
¦ ¦современном этапе, проблемы их взаимодействия ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦История религии ¦ ¦
¦ ¦ Религия как феномен культуры; ранние формы ¦ ¦
¦ ¦религиозной культуры; история индуизма и ¦ ¦
¦ ¦буддизма, конфуцианства и даосизма; иудаизм; ¦ ¦
¦ ¦возникновение христианства и его роль в истории ¦ ¦
¦ ¦мировой культуры; основные христианские ¦ ¦
¦ ¦конфессии; история православной культуры ¦ ¦
¦ ¦Византии и России; история ислама и специфика ¦ ¦
¦ ¦исламской культуры; современные религиозные ¦ ¦
¦ ¦движения; фундаментализм и модернизм; культура ¦ ¦
¦ ¦межконфессионального диалога ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦История русского и зарубежного театра ¦ ¦
¦ ¦ История русского театра. Скоморошество в ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси; литургическая драма, школьный и ¦ ¦
¦ ¦придворный театр в XVII веке; театр XVIII века ¦ ¦
¦ ¦- классицизм и сентиментализм на русской сцене, ¦ ¦
¦ ¦зарождение "простонародного" театра; ¦ ¦
¦ ¦романтический и реалистический театр XIX века; ¦ ¦
¦ ¦возникновение частной антрепризы, развитие ¦ ¦
¦ ¦провинциального театра; новаторские поиски и ¦ ¦
¦ ¦открытия в русском театре конца XIX - начала ХХ ¦ ¦
¦ ¦веков; развитие театрального искусства после ¦ ¦
¦ ¦октября 1917 г. - многообразие эстетических ¦ ¦
¦ ¦программ и творческих течений в театре 20-х ¦ ¦
¦ ¦годов; противоречивость развития театрального ¦ ¦
¦ ¦искусства в условиях тоталитарного режима в ¦ ¦
¦ ¦30 - 50-е годы; развитие театрального искусства ¦ ¦
¦ ¦в период постсталинской "оттепели" и в 60 - ¦ ¦
¦ ¦80-е годы; русский театр на современном этапе. ¦ ¦
¦ ¦ История зарубежного театра. Древнейшие ¦ ¦
¦ ¦ритуальные игрища и празднества; мистерии и ¦ ¦
¦ ¦сатурналии; постепенное отделение театрального ¦ ¦
¦ ¦действа от обрядово-культовой основы; театр ¦ ¦
¦ ¦Древней Греции и Древнего Рима, жанры комедии и ¦ ¦
¦ ¦трагедии, появление литературной драматургии; ¦ ¦
¦ ¦древние театральные формы Древнего Востока, ¦ ¦
¦ ¦особые формы сценической условности; ¦ ¦
¦ ¦европейское народное театральное творчество ¦ ¦
¦ ¦Средневековья, представление мираклей и ¦ ¦
¦ ¦мистерий, сочетание религиозных и светских ¦ ¦
¦ ¦мотивов; театр XV - XVI веков, расцвет жанров ¦ ¦
¦ ¦моралите и фарса; театр эпохи Ренессанса, ¦ ¦
¦ ¦комедия масок, появление первых ¦ ¦
¦ ¦профессиональных театров; обособление различных ¦ ¦
¦ ¦видов театра (начиная с XVI века - оперы, с ¦ ¦
¦ ¦XVIII века - балета и др.); распространение ¦ ¦
¦ ¦классицизма в театральном искусстве XVII века, ¦ ¦
¦ ¦создание строгой театральной системы ¦ ¦
¦ ¦нормативного типа; XVIII век, театр эпохи ¦ ¦
¦ ¦Просвещения, сентиментализм на сцене; появление ¦ ¦
¦ ¦жанра мелодрамы; романтизм и реализм в театре ¦ ¦
¦ ¦XIX века; ХХ век: появление символизма на ¦ ¦
¦ ¦сцене, особенности драматургии и реформы в ¦ ¦
¦ ¦сценографии; немецкий "эпический театр", ¦ ¦
¦ ¦экзистенциальный театр интеллектуальной драмы, ¦ ¦
¦ ¦"театр абсурда"; тенденции последних ¦ ¦
¦ ¦десятилетий в мировом сценическом искусстве и ¦ ¦
¦ ¦драматургии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Теория и история музыки ¦ ¦
¦ ¦ Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные ¦ ¦
¦ ¦формы и жанры. Западноевропейская музыка (Бах, ¦ ¦
¦ ¦Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, ¦ ¦
¦ ¦Бетховен; романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, ¦ ¦
¦ ¦Шопен, Лист); русская музыка (Глинка, ¦ ¦
¦ ¦Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, ¦ ¦
¦ ¦Бородин, Чайковский, Скрябин, Рахманинов); ¦ ¦
¦ ¦музыка советского периода (Прокофьев, ¦ ¦
¦ ¦Шостакович, Хачатурян). Краткий обзор и ¦ ¦
¦ ¦характеристика важнейших направлений в музыке ¦ ¦
¦ ¦ХХ века: экспрессионизм, неоклассицизм, ¦ ¦
¦ ¦додекафония, алеаторика, конкретная музыка и др.¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Основы кинематографического мастерства ¦ ¦
¦ ¦ Кинодраматургия как область литературно- ¦ ¦
¦ ¦кинематографического творчества, как новый род ¦ ¦
¦ ¦литературы, предназначенный для экранного ¦ ¦
¦ ¦воплощения; основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦кинодраматургии и сценарной формы; кинорежиссер ¦ ¦
¦ ¦и кинодраматург; сценарий и фильм; тема; ¦ ¦
¦ ¦фабула, сюжет, композиция киносценария; ¦ ¦
¦ ¦драматический конфликт и характер в ¦ ¦
¦ ¦киносценарии; сцена и эпизод; элементы ¦ ¦
¦ ¦киносценария; жанры кинодраматургии; ¦ ¦
¦ ¦особенности кинодраматургии неигровых видов ¦ ¦
¦ ¦кино и художественной мультипликации. ¦ ¦
¦ ¦ Кинорежиссура как соподчинение компонентов ¦ ¦
¦ ¦содержательной формы создаваемого фильма и как ¦ ¦
¦ ¦руководство коллективным творческим процессом; ¦ ¦
¦ ¦сходство и различие театральной и ¦ ¦
¦ ¦кинорежиссуры; литературный и постановочный ¦ ¦
¦ ¦сценарий; режиссерская экспликация; основные ¦ ¦
¦ ¦этапы реализации режиссерского замысла; ¦ ¦
¦ ¦организация предкамерного пространства; ¦ ¦
¦ ¦мизансцена и мизанкадр; киномонтаж, его ¦ ¦
¦ ¦основные функции и виды; кинорежиссер и ¦ ¦
¦ ¦киноактер; индивидуальный творческий стиль ¦ ¦
¦ ¦кинорежиссера; понятие "авторское кино". ¦ ¦
¦ ¦ Кинооператорское мастерство. Композиция ¦ ¦
¦ ¦кинокадра. Изобразительная композиция фильма. ¦ ¦
¦ ¦Работа кинооператора над экранным образом ¦ ¦
¦ ¦актера. Съемочно-постановочная работа над ¦ ¦
¦ ¦павильонными, интерьерными, натурными ¦ ¦
¦ ¦объектами. Особенности съемочно-постановочной ¦ ¦
¦ ¦работы над фильмами некоторых видов и жанров. ¦ ¦
¦ ¦Кинооператорское освещение. Свет и цвет в ¦ ¦
¦ ¦кинокадре. Киноизобразительный стиль фильма. ¦ ¦
¦ ¦ Мастерство художника фильма. Художник- ¦ ¦
¦ ¦постановщик фильма как автор изобразительно- ¦ ¦
¦ ¦декорационного воплощения драматургической ¦ ¦
¦ ¦основы и режиссерского замысла ¦ ¦
¦ ¦кинопроизведения; искусство художника кино и ¦ ¦
¦ ¦традиции живописи, графики, скульптуры; ¦ ¦
¦ ¦изобразительная экспликация фильма; эскизы ¦ ¦
¦ ¦декораций, раскадровка; выбор мест натурных ¦ ¦
¦ ¦съемок; художник и организация предкамерного ¦ ¦
¦ ¦пространства; основные функции и выразительные ¦ ¦
¦ ¦средства художника-декоратора, художника по ¦ ¦
¦ ¦костюмам, художника-гримера. ¦ ¦
¦ ¦ Звуковое решение фильма. Основы ¦ ¦
¦ ¦звукорежиссуры. Речь, шумы, музыка как ¦ ¦
¦ ¦выразительный экранный образ; способы сочетаний ¦ ¦
¦ ¦звука и изображения; звукорежиссер как участник ¦ ¦
¦ ¦коллективного процесса создания фильма; ¦ ¦
¦ ¦звуковая экспликация фильма; творческие аспекты ¦ ¦
¦ ¦деятельности звукорежиссера, синхронная запись ¦ ¦
¦ ¦актерских сцен; озвучание; запись музыки и ¦ ¦
¦ ¦шумов; звуковой монтаж фонограммы; перезапись ¦ ¦
¦ ¦фильма и изготовление синхронных материалов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09 ¦Профессиональная творческая деятельность - ¦1500 ¦
¦ ¦варианты: ¦ ¦
¦ ¦ 1. Режиссура кино-, теле- и видеофильма ¦ ¦
¦ ¦ Режиссура как соподчинение компонентов ¦ ¦
¦ ¦содержательной формы создаваемого кино-, видео- ¦ ¦
¦ ¦и телефильма и как руководство коллективным ¦ ¦
¦ ¦творческим процессом; сходство и различие ¦ ¦
¦ ¦театральной и кинорежиссуры; литературный и ¦ ¦
¦ ¦постановочный сценарий; режиссерская ¦ ¦
¦ ¦экспликация; основные этапы реализации ¦ ¦
¦ ¦режиссерского замысла; организация ¦ ¦
¦ ¦предкамерного пространства; мизансцена и ¦ ¦
¦ ¦мизанкадр; жанр и стиль. Практическая ¦ ¦
¦ ¦режиссура: анализ драматургического материала, ¦ ¦
¦ ¦формирование и воплощение режиссерского ¦ ¦
¦ ¦замысла; профессиональная этика режиссера. ¦ ¦
¦ ¦Постановочная работа режиссера. ¦ ¦
¦ ¦ Работа режиссера с драматургом, оператором, ¦ ¦
¦ ¦художником, звукорежиссером, актером или ¦ ¦
¦ ¦исполнителем (в зависимости от специализации) ¦ ¦

РАСПОРЯЖЕНИЕ МПР РФ от 05.03.2003 n 98-р ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также