ПИСЬМО Минобразования РФ от 03.03.2003 n 18-51-210ин/18-28 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 2003 г. N 18-51-210ин/18-28
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования".
Первый заместитель Министра
Г.А.БАЛЫХИН



Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>
--------------------------------
<*> Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования вводятся в действие с 2003/04 учебного года.
1. Общие положения
1.1. Рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования разработаны на основании Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 21.07.99 N 1991 и зарегистрированного Минюстом России 13.08.99, N 1866.
1.2. Профессиональная практика студентов по специальностям среднего педагогического образования является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности.
1.3. Профессиональная практика проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности и включает следующие этапы:
- практику для получения первичных профессиональных умений (учебную);
- практику по профилю специальности (педагогическую) для овладения целостной профессиональной деятельностью;
- практику преддипломную (квалификационную) для овладения первоначальным профессиональным опытом.
2. Организация профессиональной практики
2.1. Организация профессиональной практики на всех ее этапах должна быть направлена на:
- выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
- непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
2.2. Базами профессиональной практики могут являться образовательные учреждения разных типов, социальные службы, социально-психологические центры и др., которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики по той или иной педагогической специальности.
2.3. Закрепление баз профессиональной практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе договоров с органами исполнительной власти или образовательными и др. организациями независимо от их организационно-правовых форм.
2.4. Общий объем времени на проведение профессиональной практики определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом.
2.5. Профессиональная практика по усмотрению образовательных учреждений может осуществляться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного рабочим учебным планом на теоретическую подготовку.
2.6. В педагогических колледжах, училищах предусматривается основная документация по профессиональной практике:
- рабочая программа профессиональной практики студентов по специальности;
- годовой (семестровый) план проведения профессиональной практики;
- расписание профессиональной практики;
- графики консультаций;
- журнал учета профессиональной практики (отдельный на каждую учебную группу на весь период обучения).
3. Этапы профессиональной практики
3.1. Учебная практика
3.1.1. Задачами учебной практики для получения первичных педагогических умений является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению психолого-педагогических и предметных дисциплин, привитие им практических педагогических умений по избранной специальности. Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются рабочим учебным планом.
К учебной практике в зависимости от специальности относятся:
- ознакомительная практика;
- практика наблюдений;
- практика показательных уроков и занятий;
- полевая практика;
- подготовка к летней практике;
- экскурсоводческая практика;
- музейная практика;
- культурологическая практика;
- архивная практика;
- библиотечная практика;
- краеведческая практика;
- биологическая практика;
- практика по совершенствованию навыков швейного дела и навыков приготовления пищи;
- работа на пленэре;
- практика по декоративно-прикладному искусству;
- практическое овладение базовыми видами физических упражнений;
- практика для закрепления профессиональных навыков по технологии изготовления одежды;
- техническое конструирование по обработке конструкционных материалов;
- электромонтажные работы;
- и другие, определенные рабочим учебным планом по специальности.
Учебной практикой, как правило, руководят преподаватели педагогических колледжей и училищ. При прохождении учебной практики учебная группа может делиться на подгруппы не менее 8 человек.
Общими для всех специальностей среднего педагогического образования являются такие виды учебной практики, как практика наблюдений и практика показательных уроков и занятий.
Практика наблюдений и практика показательных уроков и занятий, как правило, проводятся за счет времени, отведенного на лабораторные работы и практические занятия по педагогике, психологии и частным методикам. Практика показательных уроков и занятий проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса параллельно с изложением соответствующих разделов курсов педагогики и частных методик.
Тематика показательных уроков и занятий определяется программами по соответствующим методикам, педагогике и психологии. Количество показательных уроков и занятий по специальностям на одну группу на весь период обучения представлено в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
И ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
ТОЛЬКО НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-------T---------------------------T----------T------------------¬
¦Номер ¦Наименование специальности ¦Количество¦В том числе кол-во¦
¦специ-¦ ¦уроков и ¦уроков и занятий ¦
¦ально-¦ ¦занятий по¦по программе до- ¦
¦сти ¦ ¦профобра- ¦полнительной под- ¦
¦ ¦ ¦зователь- ¦готовки (дополни- ¦
¦ ¦ ¦ной прог- ¦тельной квалифика-¦
¦ ¦ ¦рамме СПО ¦ции и дополнитель-¦
¦ ¦ ¦повышенно-¦ной области зна- ¦
¦ ¦ ¦го уровня ¦ний) ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0301 ¦Математика ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0302 ¦Русский язык и литература ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0303 ¦Иностранный язык ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0304 ¦История ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0305 ¦География ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0307 ¦Физическая культура ¦ 20 ¦ 6 ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0309 ¦Технология ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0312 ¦Преподавание в начальных ¦ 42 ¦ 4 ¦
¦ ¦классах ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0313 ¦Дошкольное образование ¦ 20 ¦ 6 ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0314 ¦Социальная педагогика ¦ 20 ¦ 6 ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0317 ¦Педагогика дополнительного ¦ 20 ¦ 6 ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0318 ¦Специальное дошкольное ¦ 20 ¦ ¦
¦ ¦образование ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0319 ¦Специальная педагогика в ¦ 20 ¦ ¦
¦ ¦специальных (коррекционных)¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0320 ¦Коррекционная педагогика ¦ 42 ¦ ¦
¦ ¦в начальном образовании ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0321 ¦Родной язык и литература ¦ 20 ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0322 ¦Организация воспитательной ¦ 20 ¦ 6 ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0323 ¦Адаптивная физическая ¦ 20 ¦ ¦
¦ ¦культура ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------+----------+------------------+
¦0324 ¦Информатика ¦ 20 ¦ ¦
L------+---------------------------+----------+-------------------
Таблица 2
КОЛИЧЕСТВО ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
И ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ
КАК НА БАЗОВОМ, ТАК И НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-------T---------------T-----------------T----------T------------¬
¦Номер ¦ Наименование ¦Количество уроков¦Количество¦Кол-во уро- ¦
¦специ-¦ специальности ¦и занятий по ос- ¦уроков и ¦ков и заня- ¦
¦ально-¦ ¦новной профессио-¦занятий по¦тий по проф-¦
¦сти ¦ ¦нальной образова-¦программе ¦образов. ¦
¦ ¦ ¦тельной программе¦дополни- ¦программе ¦
¦ ¦ ¦СПО базового ¦тельной ¦СПО повышен-¦
¦ ¦ ¦уровня <*> ¦подготовки¦ного уровня ¦
+------+---------------+-----------------+----------+------------+
¦0310 ¦Музыкальное ¦ 24 ¦ 6 ¦ 30 ¦
¦ ¦образование ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------------+-----------------+----------+------------+
¦0311 ¦Изобразительное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искусство ¦ 14 ¦ 6 ¦ 20 ¦
¦ ¦и черчение ¦ ¦ ¦ ¦
L------+---------------+-----------------+----------+-------------
--------------------------------
<*> Среднее педагогическое образование по специальностям 0310 Музыкальное образование и 0311 Изобразительное искусство и черчение реализуется по двум основным образовательным программам: по профессиональной образовательной программе среднего педагогического образования базового уровня и профессиональной образовательной программе повышенного уровня. Программа повышенного уровня формируется как совокупность программы базового уровня по специальности и программы дополнительной подготовки либо как непрерывная (единая) программа повышенного уровня по специальности.
Количество показательных уроков и занятий, отводимых на специализацию, устанавливается образовательным учреждением исходя из общего количества часов, отводимых на показательные уроки и занятия по специальности, но не более 4-х часов.
В качестве показательных уроков и занятий могут быть использованы видеозаписи.
Показательные уроки, занятия и их анализ могут проводиться с делением учебной группы на подгруппы не менее 8 человек.
3.2. Педагогическая практика
3.2.1. Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного образовательного учреждения и системы педагогических знаний и умений для практической работы. Ее основные задачи и содержание определяются программой педагогической практики. Продолжительность и сроки проведения педагогической практики определяются рабочим учебным планом в соответствии с ГОС СПО по специальности.
3.2.2. К педагогической практике относятся:
- психолого-педагогическая практика;
- практика по внеучебной воспитательной работе;
- введение в специальность;
- практика по внеклассной работе;
- летняя практика;
- практика пробных уроков, занятий и организации воспитательно-образовательной работы в разных видах деятельности или практика по профилю специальности;
- практика "Первые дни ребенка в школе";
- психолого-педагогическая практика в системе микросоциума;
- социально-педагогическая практика;
- и др.
3.2.3. Психолого-педагогическая практика, практика по внеучебной воспитательной работе, введение в специальность.
Основными задачами являются формирование диагностических, прогностических, проектировочных, организационных и

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 03.03.2003 n НА-52-р О ДОПУСКЕ ИВПП АЭРОДРОМА ЯРОСЛАВЛЬ (ТУНОШНА) С МКПОС-234° К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО i КАТЕГОРИИ ИКАО  »
Постановления и Указы »
Читайте также