СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. СП 12-104-2002 (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 27.02.2003 n 25)


Одобрен
и рекомендован к применению
Постановлением Госстроя России
от 27 февраля 2003 г. N 25
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
MECHANISATION OF CONSTRUCTION.
WINTER OPERATION OF CONSTRUCTION MACHINES
СП 12-104-2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург, при участии Управления государственной строительной политики Госстроя России.
Внесен Управлением государственной строительной политики Госстроя России.
2. Одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. N 25.
3. Согласован с Госстроем Украины в соответствии с Соглашением между Госстроем России и Госстроем Украины о согласовании и участии в совместной разработке нормативных документов в области эксплуатации и ремонта строительных машин.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий нормативный документ разработан с целью установления рекомендуемых требований и положений (в развитие и дополнение к обязательным требованиям нормативных документов в области механизации строительства), способствующих снижению издержек при эксплуатации строительных машин в зимний период.
Настоящий нормативный документ разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург (канд. техн. наук доцент Шаволов А.С. - отв. исполнитель, канд. техн. наук ст. науч. сотр. Шульгин В.В. (научный руководитель), канд. техн. наук проф. Алексеенко П.Д., д-р техн. наук проф. Ложкин В.Н., канд. техн. наук доцент Смирнов Л.М., канд. техн. наук доцент Никифоров Г.И., д-р техн. наук проф. Федоров В.К., инж. Иванов В.А.), под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (Голушкин А.А., Молоткова Л.Н., Симонов С.Н., Городилов А.А.).
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Свод правил распространяется на строительные машины в исполнении У для макроклиматических районов с умеренным климатом по ГОСТ 15150, смонтированные на базе тракторов, самоходных шасси и автомобилей, имеющих дизельный двигатель.
Документ устанавливает основные положения, регламентирующие особенности эксплуатации строительных машин в зимний период при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие
требования безопасности
ГОСТ 12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования
безопасности при эксплуатации
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и
определения выбросов двигателей
автомобилей, тракторов, самоходных
сельскохозяйственных и строительно-дорожных
машин
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические
изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия
эксплуатации, хранения и транспортирования
в части воздействия климатических факторов
внешней среды
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и
обозначение
ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и
обозначение
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие
технические условия
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность
отработавших газов. Нормы и методы
измерений. Требования безопасности
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие
требования
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств.
Допустимые уровни и методы измерений
ОСТ 37.001.052-87 Требования к пусковым качествам
автомобильных двигателей
МДС 12-8.2000 Рекомендации по организации технического
обслуживания и ремонта строительных машин
МДС 12-10.2000 Типовые нормы периодичности, трудоемкости и
продолжительности технического обслуживания
и ремонта грузоподъемных кранов.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Обогрев дизеля (агрегата, системы) строительной машины - процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения (разогрев) или поддержания (подогрев) его заданного теплового состояния в условиях низких температур окружающего воздуха. При этом разогрев непосредственно предшествует пуску, а подогрев начинается после окончания очередной смены работы строительной машины и продолжается до начала следующей смены.
3.2. Средства облегчения пуска дизеля - устройства, облегчающие воспламенение и сгорание топлива в дизеле при пуске при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.
3.3. Средства тепловой подготовки дизеля к пуску - устройства, обеспечивающие разогрев дизеля перед пуском; при этом продолжительность разогрева и пуска должна составлять не более 30 мин. при температуре окружающего воздуха минус 40 °С (ГОСТ 20000).
3.4. Средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период - устройства, поддерживающие в межсменный период заданное тепловое состояние (обеспечивающие подогрев) неработающего дизеля, необходимое для его пуска в течение не более 5 мин. при температуре окружающего воздуха минус 40 °С.
3.5. Тепловой аккумулятор - теплообменный аппарат, накапливающий отходящую теплоту отработавших газов или (и) охлаждающей жидкости дизеля во время его работы, сохраняющий ее в межсменный период и отдающий эту теплоту потребителю (двигателю, агрегату трансмиссии и др.).
4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
4.1. Основными факторами, усложняющими эксплуатацию строительных машин (далее - машин) в зимний период, являются:
низкая температура окружающего воздуха и ее резкие колебания;
наличие снежного покрова;
сильные ветры и метели.
4.2. Факторы, указанные в п. 4.1, приводят к снижению производительности, увеличению расхода энергоносителей и общей стоимости эксплуатации машин в результате действия следующих особенностей зимней эксплуатации:
повышения сопротивлений разрушению и копанию мерзлых грунтов и смерзшихся сыпучих материалов, отрыва примерзших к грунту грузов, строительных изделий и конструкций;
снижения прочности металлоконструкций, канатов, а также пневматических шин и других деталей из неметаллических материалов;
ухудшения дорожных условий передвижения машин;
затруднения пуска дизелей и поддержания их нормального теплового режима;
увеличения внутренних сопротивлений в гидроприводах и механических трансмиссиях, снижения в связи с этим тяговых усилий и рабочих скоростей;
накопления и замерзания конденсата воды в гидравлических и пневматических системах, снижающих надежность систем управления машинами;
ухудшения физического состояния и работоспособности людей, обслуживающих машины;
увеличения выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Более подробно некоторые механизмы влияния зимней эксплуатации на техническое состояние строительных машин и физиологическое состояние персонала, занятого обслуживанием и управлением машинами, приведены в Приложении А.
5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
5.1. Эксплуатация машин в зимний период осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25646, настоящего Свода правил, нормативных документов и конструкторской (эксплуатационной) документации на машины конкретных моделей.
5.2. Эксплуатацию машин при температуре окружающего воздуха от минус 20 до минус 30 °С рекомендуется осуществлять со снижением рабочих нагрузок (транспортных скоростей, степени заполнения ковшей экскаваторов и погрузчиков, грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования и т.п.) на 25% по отношению к паспортным, а при температуре от минус 30 до минус 40 °С - на 50%.
5.3. В зимний период на скользкой дороге трогаться с места следует плавно, на малых частотах вращения коленчатого вала дизеля. Сцепление и механизмы поворота следует включать тоже плавно, без рывков.
Для повышения проходимости машин они могут быть оборудованы специальными приспособлениями: цепями противоскольжения, съемными грунтозацепами, противобуксаторами, самовытаскивателями и другими устройствами.
5.4. Для достижения высокого технического уровня эксплуатации машин в зимний период рекомендуется проводить их подготовку, учитывающую особенности зимней эксплуатации.
6. ПОДГОТОВКА МАШИН К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Организационно-технические мероприятия по подготовке строительных машин к зимней эксплуатации направлены на достижение высокого уровня надежности машин, снижение стоимости эксплуатации, обеспечение безопасных условий труда персонала, занятого их управлением и обслуживанием, выполнение нормативных экологических требований.
6.2. Объем работ по подготовке машин к зимней эксплуатации определяется двумя факторами: температурой окружающего воздуха и приспособленностью конструкций машин к работе в данных температурных условиях.
6.3. Подготовка машин и эксплуатационной базы к зимней эксплуатации должна осуществляться в плановом порядке.
В плане подготовки рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
обеспечение необходимыми для выполнения плана финансовыми и материальными средствами;
проведение инструктажей с инженерно-техническими работниками и персоналом, занятым обслуживанием и управлением строительными машинами, об особенностях их зимней эксплуатации. При необходимости организуются занятия по подготовке персонала к зимней эксплуатации машин;
распределение персонала, занятого обслуживанием машин, по объектам выполнения подготовительных работ;
проведение сезонных технических обслуживаний машин;
укомплектование машин дополнительными инструментами, приспособлениями и материалами, предназначенными для их обслуживания зимой;
оборудование машин средствами обеспечения работоспособности в зимний период;
приведение в работоспособное состояние групповых средств тепловой подготовки дизеля к пуску и групповых средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период.
6.4. План подготовки машин и эксплуатационной базы должен быть составлен, утвержден и реализован с таким расчетом, чтобы проведение указанных в п. 6.3 мероприятий было закончено своевременно, до начала зимнего периода. Контроль за соблюдением выполнения данного плана возлагается на руководителя организации (предприятия).
6.5. Рекомендуется производственные подразделения (участки) базы механизации оборудовать средствами наглядной информации, иллюстрирующими положительный производственный опыт и перспективные научные разработки в области зимней эксплуатации машин.
6.6. Подготовительные работы проводятся при выполнении сезонного технического обслуживания, которое может быть совмещено с очередным периодическим техническим обслуживанием или плановым ремонтом.
Особенности выполнения операций сезонного обслуживания агрегатов, систем и механизмов машин при подготовке их к зимней эксплуатации представлены в Приложении Б.
6.7. Сезонное обслуживание машин рекомендуется выполнять централизованно в условиях стационарной эксплуатационной базы силами персонала, занятого обслуживанием и управлением машин.
Допускается в порядке исключения выполнение сезонного обслуживания машин в полевых условиях, если по производственным, организационным, погодно-климатическим и другим причинам перебазировать машины на базу механизации невозможно.
6.8. Для зимнего периода действующие нормативы периодичности и состава работ периодических технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3), установленные МДС 12-8 и МДС 12-10, при необходимости могут быть скорректированы с учетом конкретных условий эксплуатации машин.
7. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
7.1. Общие положения
Средствами обеспечения работоспособности строительных машин в зимний период являются:
зимние эксплуатационные материалы;
средства облегчения пуска машин;
средства утепления;
специальное сменное рабочее оборудование.
7.2. Зимние эксплуатационные материалы
7.2.1. К зимним эксплуатационным материалам относятся топлива; моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, пластичные смазочные материалы и специальные жидкости определенных марок (сортов), которые обеспечивают эксплуатацию машин в зимний период в соответствии с требованиями ГОСТ 25646.
7.2.2. Зимние эксплуатационные материалы, характеристики которых приведены в Приложении В, применяют в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на машины конкретных моделей.
7.3. Средства облегчения пуска машин в зимний период
7.3.1. К средствам облегчения пуска машин в зимний период относятся системы и устройства:
обеспечения пуска дизелей;
подготовки к работе трансмиссий;
отопления кабин.
Классификация средств облегчения пуска машин в зимний период приведена в таблице 1.
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
СРЕДСТВ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
----------------------------------------------------------------T-------------------T-------------------------¬
¦ 1. Средства обеспечения пуска дизелей ¦2. Средства подго- ¦ 3. Средства отопления ¦
¦ ¦товки к работе ¦ кабин ¦
¦ ¦трансмиссий ¦ ¦
+-----------------------T-------------------T-------------------+---------T---------+-------------T-----------+
¦1.1. Средства облегче- ¦1.2. Средства теп- ¦1.3. Средства под-

<ПИСЬМО> МНС РФ от 27.02.2003 n 22-1-15/453-3133 О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также