НАПРАВЛЕНИЕ 530300 - РЕСТАВРАЦИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР РЕСТАВРАЦИИ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
569 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530300 - РЕСТАВРАЦИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР РЕСТАВРАЦИИ
1. Общая характеристика направления 530300 - Реставрация
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр реставрации.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530300 - Реставрация при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника имеет три аспекта:
- научный историко-теоретический;
- научно-творческий;
- научно-педагогический.
Научный историко-теоретический.
Должностные обязанности. Под руководством ответственного исполнителя проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с учрежденными методиками. Участвует в выполнении экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследовательских разработок.
Должен знать: цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и разработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3-х лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки - без предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены в порядке исключения выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.
Научно-творческая.
Должностные обязанности. На основе новейших достижений отечественной и зарубежной реставрационной науки и практики и с использованием средств автоматизации проектирования и реставрации разрабатывает научные решения реставрационных проектов. Принимает участие в подготовке технических заданий на разработку реставрационных решений. Увязывает принятые решения с проектными разработками других разделов (частей) проекта. Обеспечивает соответствие разрабатываемых реставрационных решений действующим нормативам, требованиям охраны окружающей среды и экологическим стандартам. Осуществляет авторский надзор за проведением реставрационных работ, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки и реализации реставрационных решений. Подготавливает отзывы на рационализаторские предложения и изобретения, проекты нормативных материалов, касающиеся реставрационной деятельности. Принимает участие в работе семинаров и конференций.
Должен знать: методы проведения теоретических и экономических расчетов, технические, художественные, экономические, экологические, социальные и другие требования, предъявляемые к реставрируемым объектам; специфику региональных и местных природных, культурных, экономических, экологических, социальных и других условий реализации реставрационных работ (решений); требования условий охраны окружающей среды; передовой отечественный и зарубежный опыт реставрации; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы по реставрации и дальнейшей эксплуатации (использованию) объектов; стандарты, технические условия и другие требования к разработке и оформлению сметной документации; реставрационную технологию; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.
Научно-педагогический.
Должностные обязанности. Под руководством ведущего педагога проводит учебные занятия в учебных группах реставрационного вуза и в классах школ, лицеев, колледжей. Под руководством ответственного исполнителя проводит научно-педагогические исследования и разработки по актуальным научно-методическим темам и разделам темы (этапам, заданиям). Участвует в организации и проведении педагогических экспериментов, проводит наблюдения, составляет их описания и формулирует выводы. Изучает научно-педагогическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: методы анализа социально-экономических ситуаций, выявления актуальных, социальных и профессиональных проблем реставрационного образования и проведения научных исследований по выявлению путей их решения; цели и задачи учебного процесса и отдельных заданий и занятий, а также проводимых научно-педагогических исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; знать отечественный и зарубежный опыт проведения и внедрения реставрационно-педагогических исследований; современные методы и средства планирования и организации научно-педагогических исследований и разработок, проведения дидактических экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Магистр подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого реставрационного образования и углубленной профессиональной специализации в области реставрационных исследований, производству реставрационных работ, реставрационной педагогики (общеобразовательной и профессиональной), владения навыками научно-исследовательской, проектно-творческой и научно-педагогической работы в рамках преподавания ведущих реставрационных дисциплин; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы научной историко-теоретической, научно-творческой, научно-педагогической деятельности.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
180001 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;
170009 - Теория искусства;
170004 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура;
240003 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов;
130002 - Теория и методика обучения (по отраслям знаний).
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
530301 - Реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды
Изучение древнего строительного искусства. Теория и методология реставрации и реконструкции памятников архитектурного наследия и архитектурной среды, объединяющая исторический и современный опыт, как отечественный, так и зарубежный. Научно-исследовательская деятельность в области исследования архитектурного наследия и архитектурной среды. Реставрационное научно-исследовательское проектирование. Экономика и организация реставрационного производства. Экологические аспекты сохранения архитектурного наследия. Правовые основы реставрации, реконструкции, воссоздания памятников архитектуры и архитектурной среды.
530302 - Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства
История, техника и технология изобразительных искусств (по видам: живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства. Научно-исследовательская деятельность в области исследования изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Теория и методология реставрации и консервации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изучение системы экспертизы и атрибуции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Экономика и организация реставрационного производства.
530303 - Охрана культурного наследия
Теория и методология охраны памятников. Научно-исследовательская деятельность в области исследования вопросов охраны культурного наследия. Методология архивоведения. Основы экономики управления объектами недвижимого культурного наследия. Основы градостроительной охраны недвижимого культурного наследия, археологического наследия и инженерного искусства. Охрана художественного и культурного наследия. Правовые основы реставрации, реконструкции, воссоздания и охраны памятников культуры.
530304 - Реставрационная педагогика
Научно-исследовательская деятельность в области реставрационной педагогики. Методология реставрационного образования: история, теория и методы реставрационного общекультурного и профессионального образования. Реставрационная педагогика: реставрационно-педагогическая практика (общекультурное и профессиональное направление) - подходы, методы, приемы и организации учебного материала и учебного процесса.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530300 - Реставрация, а также по другим профильным направлениям и специальностям, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 530300 - Реставрация
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по направлениям подготовки бакалавров дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются);
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530300 - Реставрация
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ 531100 - НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также