НАПРАВЛЕНИЕ 531100 - НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
565 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 531100 - НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР
НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Общая характеристика направления
531100 - Народная художественная культура
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника - магистр народной художественной культуры.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 531100 - Народная художественная культура при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей фундаментальной и профессиональной подготовки в области народной художественной культуры, в том числе к самостоятельной научно-исследовательской работе в учреждениях образовательного и академического профиля, при освоении соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности в высшей школе.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
130001 - Общая педагогика, история педагогики и образования, 130002 - Теория и методика обучения и воспитания, 130005 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 130008 - Теория и методика профессионального образования, 240001 - Теория и история культуры.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
1.5.1. Русская традиционная художественная культура.
Древнеславянские истоки русской художественной культуры. Основные этапы становления и развития русской художественной культуры. Выявление национального своеобразия памятников народного зодчества, устного народного творчества, музыкальных традиций, народной хореографии, фольклорного театра, народных праздников и обрядов. Изучение взаимосвязей культурного наследия русского народа России с его духовно-нравственными ценностями и идеалами, национальным характером и национальными образами мира.
Исследование региональных особенностей русской традиционной художественной культуры. Субкультуры в русской традиционной художественной культуре (художественные традиции семейских Забайкалья, русского казачества и т.д.). Проблемы сохранения традиций народной культуры в русском зарубежье, в иноязычной среде.
Источниковедение и историография русской традиционной художественной культуры.
Формы и средства трансляции традиций русской художественной культуры в современное культурно-информационное пространство.
1.5.2. Культурное наследие народов России.
Понятие "культурное наследие". Актуальные задачи и направления деятельности российского государства по сохранению памятников культуры народов России и самобытных произведений их традиционного художественного творчества. Диалектика общего и особенного в культурном наследии разных народов России.
Исследование культурного наследия одного из коренных народов (или группы народов) России. Выявление национального своеобразия памятников народного зодчества, устного народного творчества, музыкальных традиций, народной хореографии, фольклорного театра, народных праздников и обрядов. Изучение взаимосвязей культурного наследия того или иного народа России с его духовно-нравственными ценностями и идеалами, национальным характером и национальными образами мира.
Источники изучения культурного наследия народов России.
1.5.3. Культурное наследие народов зарубежных стран.
Понятие "культурное наследие". Актуальные задачи и направления деятельности зарубежных государств по сохранению культурного наследия народов мира.
Исследование культурного наследия коренных народов одной из стран (европейской, азиатской, африканской, латино-американской и т.д.). Выявление национального своеобразия памятников народного зодчества, устного народного творчества, музыкальных традиций, народной хореографии, фольклорного театра, народных праздников и обрядов.
Источники изучения культурного наследия народов зарубежных стран.
1.5.4. Национально-культурная политика.
Законодательные основы национально-культурной политики Российской Федерации. Основные направления современной национально-культурной политики российского государства, роль и место в ней народной художественной культуры как средства развития межнационального согласия. Государственные региональные, федеральные и международные программы сохранения и развития национально-культурных традиций и народного художественного творчества; разработка, научное обоснование, апробация и внедрение таких программ.
1.5.5. Этнокультурное образование.
Сущность, история и современные направления развития этнокультурного образования в России. Зарубежный опыт этнокультурного образования. Источники изучения теории и истории этнокультурного образования. Отечественные и зарубежные концепции и программы этнокультурного образования.
Моделирование и проектирование перспективных этнохудожественных образовательных систем.
1.5.6 Этнохудожественное творчество.
Сущность этнохудожественного творчества. Художественная критика произведений народного творчества. Анализ состояния и тенденций развития одного из видов или жанров народного художественного творчества. Исследование интересов различных групп населения к этнохудожественному творчеству. Выявление условий и факторов повышения эффективности педагогического руководства этнохудожественным творчеством детей, подростков и других групп населения.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра, и условия
конкурсного отбора абитуриента
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 531100 - Народная художественная культура зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 531100 -
Народная художественная культура
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогических) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра к условиям ее реализации и срокам освоения, определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
цикл ЕН - общематематические и естественнонаучные дисциплины не предусмотрен.
В соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра, должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 531100 - Народная художественная культура
4.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 531100 - Народная художественная культура.
Суммарный объем теоретического обучения и практик ГОС бакалавра - 8388 час.
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Актуальные проблемы теории и истории народной ¦210 ¦
¦ ¦художественной культуры ¦ ¦
¦ ¦ Приоритетные проблемы этнологических, ¦ ¦
¦ ¦педагогических, исторических, культурологических, ¦ ¦
¦ ¦искусствоведческих, социологических и ¦ ¦
¦ ¦антропологических исследований, связанных с ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культурой. ¦ ¦
¦ ¦Фундаментальные труды отечественных и зарубежных ¦ ¦
¦ ¦исследователей в области народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Деятельность научно-исследовательских ¦ ¦
¦ ¦учреждений и организаций по изучению народной ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры и перспектив ее развития. ¦ ¦
¦ ¦Обзор диссертационных исследований по проблемам ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культуры и ¦ ¦
¦ ¦этнохудожественного образования ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология исследований народной ¦210 ¦
¦ ¦художественной культуры ¦ ¦
¦ ¦ Становление и развитие исследований в области ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культуры в России. ¦ ¦
¦ ¦Современные научные школы и направления ¦ ¦
¦ ¦исследований народной художественной культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Методологические основы современных исследований ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культуры. Теоретические ¦ ¦
¦ ¦и эмпирические методы исследований. Методика ¦ ¦
¦ ¦разработки и применения инструментария ¦ ¦
¦ ¦эмпирического исследования. Анализ и обобщение ¦ ¦
¦ ¦результатов исследования. Актуальная проблематика ¦ ¦
¦ ¦исследований в области народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в этнохудожественном ¦80 ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦
¦ ¦ Современные компьютерные технологии, ¦ ¦
¦ ¦используемые на различных уровнях ¦ ¦
¦ ¦этнохудожественного образования (в дошкольных ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, школах, центрах дополнительного ¦ ¦
¦ ¦образования, средних и высших специальных учебных ¦ ¦
¦ ¦заведениях). Обучающие и диагностирующие ¦ ¦
¦ ¦программы. Компьютерные игры с использованием ¦ ¦
¦ ¦образов народных сказок, произведений ¦ ¦
¦ ¦декоративно-прикладного творчества и т.д. Обзор ¦ ¦
¦ ¦мультимедийных программ, рекомендуемых

НАПРАВЛЕНИЕ 531000 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также