НАПРАВЛЕНИЕ 531000 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
563 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 531000 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Общая характеристика направления
531000 - Библиотечно-информационные ресурсы
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - Магистр библиотечно-информационных ресурсов.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Область профессиональной деятельности магистра - библиотечно-библиографическая наука и практика в системе научного знания и практической деятельности, а также в системе профессионального библиотечно-библиографического образования.
Магистр библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:
- научно-исследовательская;
- учебно-педагогическая;
- научно-методическая;
- экспертно-консультационная;
- производственно-практическая, включая управленческую.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности: 052503 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) магистра библиотечно-информационных ресурсов:
531001 - Теория и методология библиотековедения.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиотековедения и специфики библиотековедческого знания; характеристика основных понятий и терминов библиотековедения; углубленное изучение структуры и функций библиотечного дела, осмысление роли библиотеки как социального института; углубленное знание истории отечественной и зарубежной библиотековедческой мысли и библиотечного дела, концепций, школ исследования библиотековедения, критическое осмысление современных подходов, методов научного исследования в библиотековедении; понимание роли сравнительно-исторического, типологического, структурного, системного методов в изучении и описании библиотечно-информационной теории и практики.
531002 - Теория и методология библиографоведения.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиографоведения и специфики библиографоведческого знания; характеристика основных категорий и терминов библиографоведения; углубленное изучение структуры библиографоведения, общественных функций библиографической информации, видовой классификации библиографии; углубленное знание отечественной и зарубежной библиографоведческой мысли, концепций, школ исследования библиографоведения, осмысление современной методологии и методики научного исследования в библиографоведении; освоение современных процессов библиографической деятельности и методик их осуществления; изучение мирового опыта организаций библиографической деятельности.
531003 - Теория и методология книговедения.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности книговедения и специфики книговедческого знания; характеристика основных понятий и терминов книговедения; углубленное знание истории развития книговедения в России и за рубежом, концепций, школ исследования книговедения; освоение истории и историографии книгоиздательской и книгораспространительской деятельности в России и за рубежом.
531004 - Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиотечно-педагогической деятельности; специфики педагогического знания, как основы взаимодействия с детьми и юношеством в библиотечно-информационной среде; характеристика категорий понятий и терминов педагогики, библиотековедения, библиографоведения и книговедения; освоение комплекса литературы для детей и юношества, социологии и психологии детского и юношеского чтения; углубленное знание истории развития проблемы в России и за рубежом, концепций, школ исследования.
531005 - Библиотечно-информационные технологии: теория и методика.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности и функций библиотечно-информационных технологий; характеристика основных понятий и терминов; знание объективных предпосылок, стадий и этапов развития библиотечно-информационных технологий, их современного состояния в России и за рубежом; изучение всех современных требований к программно-техническому обеспечению АБИС; знание состава, технологии создания и тенденций развития продуктов и услуг автоматизированных библиотечно-информационных систем.
531006 - Социология и психология библиотечно-информационного обслуживания.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности и специфики библиотечно-информационного обслуживания различных категорий читателей в библиотеках и информационных центрах различных типов и видов; характеристика категорий и терминов библиотековедения, библиографоведения и книговедения; изучение истории развития теории и практики библиотечно-информационного обслуживания в Росси и за рубежом, современного состояния и развития; глубокое освоение социологии и психологии чтения, понимание культуры чтения как способа духовного, культурного и информационного обогащения.
531007 - Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности науки управления библиотечной деятельностью в России и за рубежом; характеристика основных понятий и терминов; углубленное знание объективных закономерностей, принципов организации, функционирования и оптимизации систем управления библиотечной деятельностью, уровней библиотечно-информационного менеджмента; осмысление формирования организационной культуры и социально-психологических аспектов управления; знание процессов автоматизации управленческого труда.
531008 - Информационные ресурсы.
Освоение теоретико-методологических проблем информационно-аналитической деятельности как отрасли информационной индустрии, характеристики понятий и терминов, глубокое знание сущности, целей, задач, структуры и организации информационно-аналитической деятельности в России и за рубежом; исследование мирового рынка информационных продуктов и услуг, освоение методик его изучения, прогнозирования тенденций развития; глубокое знание базовых информационно-аналитических технологий, их автоматизации; умение применять конкретные виды информационно-аналитических технологий для информационного сопровождения управления бизнеса научно-производственной, политической деятельности и деятельности в области культуры и искусства.
531009 - Теория и методика библиотечного фондоведения.
Освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиотечного фондоведения, характеристика категорий, понятий, терминов фондоведения; углубленное изучение функций библиотечного фонда, знание зарождения и этапов развития фондоведческой мысли в России и за рубежом, основных направлений, концепций, школ исследования библиотечного фондоведения; глубокое освоение нормативной документации, обеспечивающей управление фондом; осмысление задач и содержания технологий сохранения библиотечного документного фонда; знание видов и технологий документного фонда и перспектив их развития.
531010 - Сетевые информационные ресурсы и технологии.
Освоение теоретико-методологических проблем сетевых информационных ресурсов и технологий; характеристика категорий и терминов; углубленное изучение методов и моделей описания, оценки оптимизации информационных процессов и информационных ресурсов; знание средств анализа и выявления закономерностей в информационных потоках; освоение лингвистического обеспечения информационных систем и процессов; знание комплексов технических средств, обеспечивающих функционирование информационных систем; изучение сетевых информационных ресурсов и технологий, разработки и исследования принципов организации и функционирования распределенных информационных систем и баз данных, прикладных протоколов информационных сетей, форматов представления данных и языков информационного поиска в распределенных информационных ресурсах.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению 531000 -
Библиотечно-информационные ресурсы
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом подготовки бакалавра не предусматриваются;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 531000 - Библиотечно-информационные ресурсы
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 531000 - Библиотечно-информационные¦ ¦
¦ ¦ресурсы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов подготовки бакалавра ¦8154 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 13.02.2003 n 60 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СОСТАВЫ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также