СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052900 РЕСТАВРАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - РЕСТАВРАТОР ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, 02 - РЕСТАВРАТОР ЖИВОПИСИ, 03 - РЕСТАВРАТОР СКУЛЬПТУРЫ, 04 - РЕСТАВРАТОР ГРАФИКИ, 05 - РЕСТАВРАТОР ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, 06 - ЭКСПЕРТ-МЕНЕДЖЕР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
568 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052900 РЕСТАВРАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - РЕСТАВРАТОР ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
02 - РЕСТАВРАТОР ЖИВОПИСИ
03 - РЕСТАВРАТОР СКУЛЬПТУРЫ
04 - РЕСТАВРАТОР ГРАФИКИ
05 - РЕСТАВРАТОР ПРЕДМЕТОВ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
06 - ЭКСПЕРТ-МЕНЕДЖЕР ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1. Общая характеристика специальности 052900 Реставрация
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 052900 Реставрация в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
реставратор памятников архитектуры и архитектурной среды, 5 лет;
реставратор живописи, 5 лет;
реставратор скульптуры, 5 лет;
реставратор графики, 5 лет;
реставратор предметов декоративно-прикладного искусства, 5 лет;
эксперт-менеджер объектов культурного наследия, 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Реставратор в зависимости от полученной квалификации: выявляет и атрибутирует объект материальной культуры, определяет его художественную и историческую ценность, а также категорию сохранения. Организует и проводит исследовательские и архивные изыскания и выбирает оптимальную модель реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры. Составляет необходимую для реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры научную документацию. Организует и проводит комплекс реставрационных работ. Составляет научную отчетную документацию. Осуществляет мониторинг объекта материальной культуры. Участвует в создании нормативно-правовой базы в области охраны памятников. Подготовлен к управленческой деятельности в области охраны памятников.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности по специальности "Реставрация" являются памятники архитектуры и архитектурно-исторической среды, предметы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, использование нормативно-правовых актов по охране и управлению культурным наследием.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по специальности "Реставрация" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую и научно-методическую;
- исследовательско-проектную;
- консервационно-реставрационную;
- просветительско-публицистическую и пропагандистскую;
- экспертную;
- организационно-управленческую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник должен владеть системой знаний, необходимых для определения ценности и значимости памятников истории и/или культуры, направленных на развитие цивилизации. Владеть навыками научно-методического обоснования целесообразности проведения консервационно-реставрационных работ. Иметь практические навыки их организации и проведения. Принимает участие в рассмотрении, согласовании и защите проектов в вышестоящих организациях и органах экспертизы, осуществляет авторский надзор за реставрацией памятников. Выпускник должен знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся направлений развития консервации и реставрации, образования, науки, культуры, искусства.
1.3.4. Квалификационные требования.
Выпускник подготовлен к решению следующих типов задач:
- научно-исследовательская деятельность - фундаментальные и прикладные исследования в области реставрации, научно-реставрационного проектирования, реставрационного образования;
- реставрационная деятельность - обладание знаниями и умение применять их на практике;
- исследовательско-проектная деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых моделей и программ реставрационного образования;
- организационно-управленческая деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых и экономически эффективных моделей и программ архитектурного проектного производства и сферы архитектурного образования;
- проектно-реставрационная деятельность - создание научно обоснованных проектов по консервации и/или реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, памятников истории и/или культуры;
- просветительско-публицистическая деятельность - пропаганда роли культурного наследия в современном обществе и необходимости его сохранения;
- экспертная деятельность - проведение экспертных изысканий и формулировка заключений по результатам и используемым средствам в реставрационной научно-исследовательской, исследовательско-проектной, исследовательско-педагогической, организационно-управленческой и экспертной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников, освоивших основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности 052900 Реставрация.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. Высшие учебные заведения при приеме на подготовку по специальности 052900 Реставрация проводят дополнительные вступительные испытания.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по специальности 052900 Реставрация
3.1. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера по охране культурного наследия должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины;
- цикл ДС - дисциплины специализаций;
- ФТД - факультативные дисциплины.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины данным стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для дипломированного специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки дипломированного специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки дипломированного
специалиста 052900 Реставрация
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное содержание ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также