СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052900 РЕСТАВРАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - РЕСТАВРАТОР ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, 02 - РЕСТАВРАТОР ЖИВОПИСИ, 03 - РЕСТАВРАТОР СКУЛЬПТУРЫ, 04 - РЕСТАВРАТОР ГРАФИКИ, 05 - РЕСТАВРАТОР ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, 06 - ЭКСПЕРТ-МЕНЕДЖЕР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
568 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052900 РЕСТАВРАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - РЕСТАВРАТОР ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
02 - РЕСТАВРАТОР ЖИВОПИСИ
03 - РЕСТАВРАТОР СКУЛЬПТУРЫ
04 - РЕСТАВРАТОР ГРАФИКИ
05 - РЕСТАВРАТОР ПРЕДМЕТОВ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
06 - ЭКСПЕРТ-МЕНЕДЖЕР ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1. Общая характеристика специальности 052900 Реставрация
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 052900 Реставрация в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
реставратор памятников архитектуры и архитектурной среды, 5 лет;
реставратор живописи, 5 лет;
реставратор скульптуры, 5 лет;
реставратор графики, 5 лет;
реставратор предметов декоративно-прикладного искусства, 5 лет;
эксперт-менеджер объектов культурного наследия, 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Реставратор в зависимости от полученной квалификации: выявляет и атрибутирует объект материальной культуры, определяет его художественную и историческую ценность, а также категорию сохранения. Организует и проводит исследовательские и архивные изыскания и выбирает оптимальную модель реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры. Составляет необходимую для реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры научную документацию. Организует и проводит комплекс реставрационных работ. Составляет научную отчетную документацию. Осуществляет мониторинг объекта материальной культуры. Участвует в создании нормативно-правовой базы в области охраны памятников. Подготовлен к управленческой деятельности в области охраны памятников.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности по специальности "Реставрация" являются памятники архитектуры и архитектурно-исторической среды, предметы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, использование нормативно-правовых актов по охране и управлению культурным наследием.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по специальности "Реставрация" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую и научно-методическую;
- исследовательско-проектную;
- консервационно-реставрационную;
- просветительско-публицистическую и пропагандистскую;
- экспертную;
- организационно-управленческую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник должен владеть системой знаний, необходимых для определения ценности и значимости памятников истории и/или культуры, направленных на развитие цивилизации. Владеть навыками научно-методического обоснования целесообразности проведения консервационно-реставрационных работ. Иметь практические навыки их организации и проведения. Принимает участие в рассмотрении, согласовании и защите проектов в вышестоящих организациях и органах экспертизы, осуществляет авторский надзор за реставрацией памятников. Выпускник должен знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся направлений развития консервации и реставрации, образования, науки, культуры, искусства.
1.3.4. Квалификационные требования.
Выпускник подготовлен к решению следующих типов задач:
- научно-исследовательская деятельность - фундаментальные и прикладные исследования в области реставрации, научно-реставрационного проектирования, реставрационного образования;
- реставрационная деятельность - обладание знаниями и умение применять их на практике;
- исследовательско-проектная деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых моделей и программ реставрационного образования;
- организационно-управленческая деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых и экономически эффективных моделей и программ архитектурного проектного производства и сферы архитектурного образования;
- проектно-реставрационная деятельность - создание научно обоснованных проектов по консервации и/или реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, памятников истории и/или культуры;
- просветительско-публицистическая деятельность - пропаганда роли культурного наследия в современном обществе и необходимости его сохранения;
- экспертная деятельность - проведение экспертных изысканий и формулировка заключений по результатам и используемым средствам в реставрационной научно-исследовательской, исследовательско-проектной, исследовательско-педагогической, организационно-управленческой и экспертной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников, освоивших основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности 052900 Реставрация.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. Высшие учебные заведения при приеме на подготовку по специальности 052900 Реставрация проводят дополнительные вступительные испытания.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по специальности 052900 Реставрация
3.1. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера по охране культурного наследия должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины;
- цикл ДС - дисциплины специализаций;
- ФТД - факультативные дисциплины.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины данным стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для дипломированного специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки дипломированного специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки реставратора памятников архитектуры и архитектурной среды, реставратора живописи, реставратора скульптуры, реставратора графики, реставратора предметов декоративно-прикладного искусства, эксперта-менеджера объектов культурного наследия должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки дипломированного
специалиста 052900 Реставрация
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное содержание ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Индивидуально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦формирования российского абсолютизма. Дискуссия о¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране и¦ ¦
¦ ¦его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытка осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 ¦ ¦
¦ ¦г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры и ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в современном мировом ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. Культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурализация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Политические¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правонарушения. Физические и¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственные тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного, основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. Познавательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.¦ ¦
¦ ¦Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. ¦ ¦
¦ ¦Мнемические процессы. Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, задачи, функции, методы ¦ ¦
¦ ¦педагогики, основные категории педагогики: ¦ ¦
¦ ¦образование, восприятие, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории, русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система ¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самопознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор, ¦ ¦
¦ ¦экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон ¦ ¦
¦ ¦убывающей предельной производительности. Эффект ¦ ¦
¦ ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и ¦ ¦
¦ ¦прибыль. Принцип максимальной прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос и факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение. Стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика. Равновесие на товарном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Потребление и сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1828 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1588 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Введение в профессию реставратора <*> ¦ ¦
¦ ¦Понятие культурного наследия человечества. Общие ¦ ¦
¦ ¦критерии оценки произведения искусства. Основные ¦ ¦
¦ ¦исторические этапы возникновения реставрации. ¦ ¦
¦ ¦Принципы консервации, реставрации и сохранения ¦ ¦
¦ ¦(музеефикации) произведений художественного и ¦ ¦
¦ ¦исторического наследия. ¦ ¦
¦ ¦Основы пропаганды культурного наследия, его ¦ ¦
¦ ¦восстановления и сохранения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Реставрационные материалы ¦ ¦
¦ ¦Основные виды материалов, применявшихся в ¦ ¦
¦ ¦прошлом: история их использования, основные ¦ ¦
¦ ¦технические характеристики и специфические ¦ ¦
¦ ¦особенности, дефектность и способы их ¦ ¦
¦ ¦реставрации, номенклатура основных ¦ ¦
¦ ¦реставрационных материалов. Требования, ¦ ¦
¦ ¦предъявляемые к реставрационным материалам, ¦ ¦
¦ ¦технологии их применения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Экономика и организация реставрационного ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦Экономика реставрационных решений; ¦ ¦
¦ ¦реставрационное проектирование как фактор, ¦ ¦
¦ ¦определяющий экономику реставрации и ¦ ¦
¦ ¦функционирование объектов архитектурного ¦ ¦
¦ ¦наследия; методы технико-экономических ¦ ¦
¦ ¦обоснований и оценки проектных решений; ¦ ¦
¦ ¦организация реставрационного производства, ¦ ¦
¦ ¦бизнес, менеджмент, маркетинг ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Правовые основы реставрации, реконструкции, ¦ ¦
¦ ¦воссоздания и охраны памятников культуры ¦ ¦
¦ ¦Законодательство РФ об охране памятников истории ¦ ¦
¦ ¦и культуры. Общественные хартии. Роль ¦ ¦
¦ ¦общественных организаций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Основы музеефикации и архивное дело ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ музеефикации и музейного хранения.¦ ¦
¦ ¦Обучение методике работы с архивной документацией¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦187 ¦
¦ ¦Характеристика опасных и вредных факторов среды ¦ ¦
¦ ¦обитания; физиологическое воздействие на человека¦ ¦
¦ ¦опасных и вредных факторов в производственных ¦ ¦
¦ ¦условиях; методы и средства повышения ¦ ¦
¦ ¦безопасности технологических процессов в условиях¦ ¦
¦ ¦реставрационного обследования, производства; ¦ ¦
¦ ¦электробезопасность; противопожарная ¦ ¦
¦ ¦безопасность; характеристики чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций; экобиозащитная техника ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История религий ¦ ¦
¦ ¦Религия как общественное явление; религия и ¦ ¦
¦ ¦духовная культура; национальные религии: индуизм,¦ ¦
¦ ¦конфуцианство, синто, иудаизм; мировые религии; ¦ ¦
¦ ¦буддизм; христианство: становление, развитие и ¦ ¦
¦ ¦современное состояние; православие; католицизм; ¦ ¦
¦ ¦протестантизм; ислам; нетрадиционные религии и ¦ ¦
¦ ¦современный мистицизм; религия в современном мире¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История искусства ¦400 ¦
¦ ¦История мирового искусства; первобытное ¦ ¦
¦ ¦искусство; искусство Древнего Востока: ¦ ¦
¦ ¦Месопотамия, Индия, Китай, Япония, Египет; ¦ ¦
¦ ¦искусство Древней Греции и Древнего Рима; ¦ ¦
¦ ¦раннеевропейское искусство; искусство ¦ ¦
¦ ¦доколумбовой Америки; европейское и ¦ ¦
¦ ¦ближневосточное средневековое искусство; ¦ ¦
¦ ¦средневековое искусство Индии, Китая и Японии; ¦ ¦
¦ ¦искусство Эпохи Возрождения; искусство барокко; ¦ ¦
¦ ¦искусство классицизма; модерн и ар-нуво; ¦ ¦
¦ ¦современное искусство. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Киевской Руси; искусство русских ¦ ¦
¦ ¦княжеств периода феодальной раздробленности; ¦ ¦
¦ ¦искусство Московского княжества; русское ¦ ¦
¦ ¦искусство XVI - XVII вв. ¦ ¦
¦ ¦Искусство барокко; искусство классицизма; модерн ¦ ¦
¦ ¦и ар-нуво; современное искусство ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦История христианского искусства ¦ ¦
¦ ¦Библия и новейшие научные и археологические ¦ ¦
¦ ¦исследования; религиозно-философские и ¦ ¦
¦ ¦эстетические идеи христианства; раннехристианское¦ ¦
¦ ¦искусство; христианский храм и его символика; ¦ ¦
¦ ¦византийское искусство; искусство Армении и ¦ ¦
¦ ¦Грузии; искусство Киевской Руси; романское ¦ ¦
¦ ¦искусство стран Западной Европы; искусство ¦ ¦
¦ ¦Владимиро-Суздальского княжества; искусство ¦ ¦
¦ ¦Новгорода и Пскова; готическое искусство стран ¦ ¦
¦ ¦Западной Европы; образы особо чтимых на Руси ¦ ¦
¦ ¦святых; искусство Московского государства; ¦ ¦
¦ ¦иконостас; церковные праздники; монументальные ¦ ¦
¦ ¦росписи русских храмов XVI - XVII вв.; иконопись ¦ ¦
¦ ¦XVII - XVIII вв. и религиозная живопись; ¦ ¦
¦ ¦богословские основы архитектурных форм; историко-¦ ¦
¦ ¦философское обрамление курса; философия культа; ¦ ¦
¦ ¦семиотика культа; сакральный текст; риторика; ¦ ¦
¦ ¦чувственное и сверхчувственное; крест и его ¦ ¦
¦ ¦смысл; софиология и православное зодчество; ¦ ¦
¦ ¦Ветхозаветная и Новозаветная храмовая топография;¦ ¦
¦ ¦литургия и храмостроение; догматические аспекты ¦ ¦
¦ ¦Православного храмостроения; богородичные основы ¦ ¦
¦ ¦русского православия и христианского ¦ ¦
¦ ¦миросозерцания; эсхатология в храмостроении ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования; базы данных; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение и технология программирования; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Основы фотографии ¦ ¦
¦ ¦Документальная и техническая фотосъемка. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические основы и практические навыки ¦ ¦
¦ ¦специальной фотосъемки живописи ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный компонент ¦120 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦120 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД ¦Специальные дисциплины ¦4910 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦01 ¦Реставратор памятников архитектуры и ¦4910 ¦
¦ ¦архитектурной среды ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф ¦Федеральный компонент ¦4570 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.01 ¦Реставрация и реконструкция архитектурного ¦ ¦
¦ ¦наследия ¦ ¦
¦ ¦Определение значимости исторических зданий и ¦ ¦
¦ ¦сооружений; категории сохранения объектов ¦ ¦
¦ ¦материальной культуры; критерии и ценности ¦ ¦
¦ ¦памятников; физические и моральные виды ¦ ¦
¦ ¦разрушений; методы и способы сбережения ¦ ¦
¦ ¦материальных исторических ценностей; методика ¦ ¦
¦ ¦реставрации и консервации памятников архитектуры;¦ ¦
¦ ¦выбор оптимальной модели реставрации или ¦ ¦
¦ ¦реконструкции архитектурного наследия. ¦ ¦
¦ ¦Оценка технического состояния реконструируемых ¦ ¦
¦ ¦зданий и сооружений; комплексные предпроектные ¦ ¦
¦ ¦исследования как научная база выбора метода ¦ ¦
¦ ¦реконструкции и формирования концепции ¦ ¦
¦ ¦реконструкции зданий и исторической застройки, ¦ ¦
¦ ¦социальные, экологические, демографические, ¦ ¦
¦ ¦градостроительные, архитектурно-композиционные ¦ ¦
¦ ¦функциональные аспекты реконструкции исторической¦ ¦
¦ ¦застройки городов; архитектурные и конструктивные¦ ¦
¦ ¦проблемы реконструкций, методы их решения; ¦ ¦
¦ ¦сохранение исторического облика зданий при ¦ ¦
¦ ¦конструктивных изменениях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.02 ¦Архитектурно-историческая среда ¦ ¦
¦ ¦Методические и теоретические концепции; историко-¦ ¦
¦ ¦градостроительные, архитектурно-эстетические, ¦ ¦
¦ ¦художественно-эмоциональные, функциональные и ¦ ¦
¦ ¦реконструкционные концепции; современные ¦ ¦
¦ ¦градостроительные проблемы во взаимоотношении с ¦ ¦
¦ ¦историческим наследием; реконструкция ¦ ¦
¦ ¦исторической застройки; переход от зон ¦ ¦
¦ ¦ограничения застройки к сохранению и ¦ ¦
¦ ¦реконструкции исторической среды; пешеходные ¦ ¦
¦ ¦пространства; жилые, общественные, промышленные ¦ ¦
¦ ¦функции исторической застройки; современное ¦ ¦
¦ ¦обустройство и комфортность; экономическая ¦ ¦
¦ ¦обоснованность и целесообразность реконструкций; ¦ ¦
¦ ¦реконструкция промышленной застройки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.03 ¦Реставрационное научно-исследовательское ¦400 ¦
¦ ¦проектирование ¦ ¦
¦ ¦Определение и особенность научно- ¦ ¦
¦ ¦исследовательского проектирования; структура ¦ ¦
¦ ¦изучения, исследования, научно-исследовательского¦ ¦
¦ ¦проектирования и производства реставрации; ¦ ¦
¦ ¦отличие реставрационного проектирования от ¦ ¦
¦ ¦архитектурно-строительного проекта; системный ¦ ¦
¦ ¦аналитический метод реставрации объекта; ¦ ¦
¦ ¦специфика и научная результативность реставраций;¦ ¦
¦ ¦стадийность проектирования; значение камеральных ¦ ¦
¦ ¦историко-архивных и визуальных, инструментальных,¦ ¦
¦ ¦натурных исследований; реставрационная ¦ ¦
¦ ¦интероскопия; научная отчетность; мастерство ¦ ¦
¦ ¦реставратора; круг знаний реставратора; владение ¦ ¦
¦ ¦основными подходами к реставрациям архитектурного¦ ¦
¦ ¦и исторического наследия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.04 ¦Архитектура ¦ ¦
¦ ¦Архитектура и архитектурная композиция; ¦ ¦
¦ ¦конструктивные системы и архитектурные формы; ¦ ¦
¦ ¦архитектурные ордеры; внешний облик сооружения; ¦ ¦
¦ ¦фронтально-плоскостная композиция; фронтально- ¦ ¦
¦ ¦пространственная композиция; архитектурный ¦ ¦
¦ ¦ансамбль; интерьер; глубинно-пространственная ¦ ¦
¦ ¦перспектива; замкнутое или полузамкнутое ¦ ¦
¦ ¦пространство, свободное пространство; панорама; ¦ ¦
¦ ¦художественные средства архитектурной композиции;¦ ¦
¦ ¦единство и соподчиненность; тектоника, ¦ ¦
¦ ¦ориентация; симметрия, асимметрия; композиционные¦ ¦
¦ ¦оси; соотношение архитектурных форм; контраст; ¦ ¦
¦ ¦нюанс; равенство; пропорции; масштабность; свет; ¦ ¦
¦ ¦фактура; синтез искусств; основы архитектурного ¦ ¦
¦ ¦проектирования; объемно-планировочные, ¦ ¦
¦ ¦композиционные и конструктивные решения жилых, ¦ ¦
¦ ¦общественных, производственных зданий и ¦ ¦
¦ ¦комплексов; основы градостроительства; математика¦ ¦
¦ ¦архитектуры; геометрическая форма в архитектуре; ¦ ¦
¦ ¦число; мера; пропорциональный анализ; золотое ¦ ¦
¦ ¦сечение; гармония - эвритмия; древние меры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.05 ¦История архитектуры и градостроительства ¦300 ¦
¦ ¦История мировой архитектуры; особенности ¦ ¦
¦ ¦архитектуры как искусства и ее историческое ¦ ¦
¦ ¦развитие; понятие об архитектурном стиле; ¦ ¦
¦ ¦концепция творческого метода; основные эпохи в ¦ ¦
¦ ¦развитии творчества; первобытное общество и ¦ ¦
¦ ¦зарождение архитектуры; Древний Восток и его ¦ ¦
¦ ¦архитектура; Египет; античное зодчество; ¦ ¦
¦ ¦памятники Греции и Рима; архитектура средних ¦ ¦
¦ ¦веков; архитектура Возрождения; барокко и его ¦ ¦
¦ ¦памятники; классицизм в архитектуре европейских ¦ ¦
¦ ¦стран; эклектика и модерн; история русской ¦ ¦
¦ ¦архитектуры: основные эпохи в развитии русской ¦ ¦
¦ ¦архитектуры; зодчество Киевской Руси; зодчество ¦ ¦
¦ ¦Владимиро-Суздальской Руси; зодчество Новгорода и¦ ¦
¦ ¦Пскова; архитектура великокняжеской и царской ¦ ¦
¦ ¦Москвы; русская архитектура эпохи Петра I; ¦ ¦
¦ ¦барокко в русской архитектуре XVIII в.; памятники¦ ¦
¦ ¦русского классицизма; эклектика в русской ¦ ¦
¦ ¦архитектуре XIX в.; стиль модерн начала XX в.; ¦ ¦
¦ ¦история мирового и русского градостроительства: ¦ ¦
¦ ¦понятие об историческом городе; город в развитии;¦ ¦
¦ ¦происхождение городов; формы градостроительного ¦ ¦
¦ ¦искусства; город и природа в истории цивилизации;¦ ¦
¦ ¦города Древнего мира: Египет, Вавилон, Ассирия, ¦ ¦
¦ ¦Персия; градостроительное искусство античной ¦ ¦
¦ ¦эпохи; города Греции и Рима; город во время ¦ ¦
¦ ¦Переселения народов; города европейского ¦ ¦
¦ ¦средневековья; возникновение системы городского ¦ ¦
¦ ¦расселения в России; города русского ¦ ¦
¦ ¦средневековья: Киев, Владимир, Суздаль, Новгород,¦ ¦
¦ ¦Псков, Москва; города барокко в Европе и России; ¦ ¦
¦ ¦классицизм в мировом и русском ¦ ¦
¦ ¦градостроительстве; города XIX в.; рождение ¦ ¦
¦ ¦современного города ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.06 ¦Дизайн исторического интерьера ¦ ¦
¦ ¦Место дизайна в архитектуре исторического ¦ ¦
¦ ¦интерьера. Национальные и региональные черты ¦ ¦
¦ ¦дизайна исторического интерьера. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦архитектурных стилей и ее влияние на дизайн ¦ ¦
¦ ¦интерьера. Стилистика исторического интерьера, ее¦ ¦
¦ ¦связь со стилистикой архитектурного сооружения в ¦ ¦
¦ ¦целом. Взаимосвязь дизайна исторического ¦ ¦
¦ ¦интерьера, строительных материалов и ¦ ¦
¦ ¦архитектурных конструкций. Методика ¦ ¦
¦ ¦предпроектного исследования исторического ¦ ¦
¦ ¦интерьера как основа его научной реставрации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.07 ¦Строительные материалы ¦400 ¦
¦ ¦Классификация и свойства строительных материалов;¦ ¦
¦ ¦древесные строительные материалы; строительные ¦ ¦
¦ ¦материалы из природного камня; керамические ¦ ¦
¦ ¦строительные материалы; строительные материалы из¦ ¦
¦ ¦стекла и других минеральных расплавов; ¦ ¦
¦ ¦неметаллические строительные материалы; ¦ ¦
¦ ¦строительные материалы на основе минеральных ¦ ¦
¦ ¦вяжущих; строительные материалы на основе ¦ ¦
¦ ¦полимеров; строительные материалы специального ¦ ¦
¦ ¦назначения (дополнительные сведения о кровельных,¦ ¦
¦ ¦гидроизоляционных, герметизирующих, акустических ¦ ¦
¦ ¦и лакокрасочных материалах); опыт применения ¦ ¦
¦ ¦строительных материалов для несущих и ограждающих¦ ¦
¦ ¦конструкций, для наружной отделки, для внутренней¦ ¦
¦ ¦отделки, ландшафтной архитектуры и дорожного ¦ ¦
¦ ¦строительства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.08 ¦Древнее строительное искусство и ремесло ¦ ¦
¦ ¦Периодизация истории строительной техники; ¦ ¦
¦ ¦древние деревянные постройки, виды врубок, тески,¦ ¦
¦ ¦резьбы; организация работ плотников, мастеров, ¦ ¦
¦ ¦подмастерьев; виды каменных кладок,

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также