СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИИ: БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ; МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (утв. Минобразованием РФ 13.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
13 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
564 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
052700 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КВАЛИФИКАЦИИ:
БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ;
ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ;
РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ;
МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Общая характеристика специальности
052700 - Библиотечно-информационная деятельность
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель;
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов;
03. Референт-аналитик информационных ресурсов;
04. Менеджер информационных ресурсов.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по каждой квалификации при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель
Область профессиональной деятельности библиотекаря-библиографа, преподавателя как дипломированного специалиста высшей квалификации - библиотечно-библиографическая наука и практика.
Основная область применения библиотекаря-библиографа, преподавателя - библиотеки всех типов и видов любого подчинения; редакционно-издательские и книготорговые организации; органы научно-технической информации; учебные заведения; архивы, музеи и другие учреждения и организации в системе документных коммуникаций.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - разнообразные документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.
Основные задачи профессиональной деятельности библиотекаря-библиографа, преподавателя - формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе документных коммуникаций.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- социализирующая;
- методическая, экспертно-консультационная;
- образовательная;
- научно-исследовательская.
02. Технолог автоматизированных информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности технолога автоматизированных информационных ресурсов как дипломированного специалиста высшей квалификации - библиотечно-библиографическая и информационная наука и практика, перспективные информационные технологии и профессионально-ориентированные информационные системы.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника -рынок информационных ресурсов и особенности его использования, технологии автоматизированных библиотечно-информационных процессов, информационная безопасность, технология разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем.
Основные задачи профессиональной деятельности технолога -постановка и решение задач проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным информационным системам; создание и внедрение автоматизированных информационных систем; выбор интерфейсных средств при построении сложных автоматизированных информационных систем; системное проектирование и комплексирование локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем.
Выпускник может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- методическая, экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
03. Референт-аналитик информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.
Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.
Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника -аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- методическая;
- экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
04. Менеджер информационных ресурсов
Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.
Основные объекты профессиональной деятельности выпускника -управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.
Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.
Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую;
- экспертно-консультационная;
- научно-исследовательская.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре по специальности 052503 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 052700 -
Библиотечно-информационная деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускника разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебные планы, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - данным стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности 052700 -
Библиотечно-информационная деятельность
ГСЭ.00. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1800 часов)
ГСЭ.Ф.00. Федеральный компонент (1260 часов)
ГСЭ.Ф.01. Иностранный язык (340 часов)
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.02. Физическая культура (408 часов)
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.03. Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки к особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 13.02.2003 n 63 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА РОССИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1999 Г. n 936  »
Постановления и Указы »
Читайте также