НАПРАВЛЕНИЕ 530200 - ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
554 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530200 - ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления
530200 - Театральное искусство
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр театрального искусства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530200 - Театральное искусство при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика магистра.
Магистр театрального искусства подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской и художественно-творческой работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
17.00.01 Театральное искусство;
17.00.02 Музыкальное искусство;
17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства;
17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура;
17.00.06 Техническая эстетика и дизайн;
17.00.09 Теория и история искусства;
24.00.01 Теория и история культуры.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
01. Актерское искусство.
Теоретико-методологические проблемы чувственно-художественного восприятия мира и образного мышления. Система развития актерских данных, вокальных, речевых, пластических навыков; методы и формы их преподавания. Проблемы создания художественного образа, организации самостоятельной работы над ролью. Принципы использования в театре средств смежных областей художественного творчества. Особенности зрительской аудитории и теоретико-практические принципы общения с ней. Углубление знаний и умений как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества. Социально-психологические основы работы в творческом коллективе создателей спектакля в рамках единого художественного замысла. Психология личности и психология художественного творчества. Театральная педагогика, методики преподавания основ актерского мастерства и смежных дисциплин (сценическая речь, сценическое движение, музыкальное воспитание артиста).
02. Режиссура театра.
Фундаментальные проблемы современного искусствознания, методологические аспекты исследования литературных и драматургических произведений. Проблемы смежных видов искусств (изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство и др.). Проблемы развития системно-аналитического мышления, чувственно-художественного и образного восприятия мира в профессиональной деятельности режиссера. Основы режиссуры и актерского искусства в свете современных направлений отечественной и зарубежной режиссуры. Современные достижения социальной психологии, психология художественного творчества и их использование в процессе создания спектакля. Теоретико-практические проблемы развития чувства ритма, композиции, художественной формы, музыкального слуха, творческой фантазии. Современные принципы и методы организации художественно-творческого процесса, их особенности. Теоретические основы развития навыков руководства творческо-производственной деятельностью художественного коллектива. Театральная педагогика, методики преподавания основ актерского мастерства и режиссуры.
03. Сценография.
Проблема соотношения различных направлений изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура и т.д.) в сценографии. Гармония выразительных средств художественного оформления современного спектакля. Методологические проблемы пластического, колористического, композиционного решения визуального образа спектакля. Образное видение спектакля, живописные системы и стили, стилизация. Аналитические и практические вопросы интенсивного развития зрительной памяти, творческого воображения. Приемы и принципы анализа произведений литературы и искусства, практические и историко-методологические аспекты изучения элементов материальной культуры при создании авторского проекта художественного оформления спектакля. Проблемы авторского контроля в процессе создания вещественного оформления спектакля и его эксплуатации. Театральная педагогика, методики преподавания основ композиции, сценографической композиции и смежных дисциплин (композиция сценического костюма, композиция театральной куклы и др.).
04. Технология художественного оформления спектакля.
Проблема сценического воплощения художественного оформления спектакля адекватно авторскому замыслу художника-постановщика (художника по сценическому костюму). Проектирование сценического оформления. Новейшие достижения в области техники, технологии и новых материалов. Проблемы устройства и оборудования современной сцены. Теоретико-практическое освоение современных театрально-технических средств. Художественно-постановочная часть театра как единый комплекс - проблемы взаимодействия. Художественно-театральное производство. Художественное освещение и сценографическое решение спектакля - проблемы соответствия. Театральная педагогика, методики преподавания технологии художественного оформления спектакля, проектирования сценического оформления и смежных дисциплин (устройство и оборудование сцены, макетирование, конструирование и технология создания театральной куклы, технология создания сценического костюма и др.).
05. Театроведение.
История и теория театра, их соотношение, проблемы становления и развития теории театра как раздела театроведения. Проблемы исследования развития театра в историческом контексте. Историко-методологический анализ концепций современного театрального искусства. Закономерности развития смежных видов искусств. Теоретико-методические принципы выявления критерия в оценке художественного произведения. Проблемы анализа актерского искусства, режиссуры и спектакля в целом. Театральный процесс и его исследование. Фундаментальные проблемы театра, драмы, актерского мастерства, режиссуры, сценографии, организации театрального дела. Прикладная социология в театральном искусстве. Социально-психологические аспекты работы со зрительской аудиторией. Теория и методы организации творческого процесса. Вопросы теории и методики преподавания профессиональных дисциплин. Театральная педагогика, методики преподавания истории театра, театральной критики и смежных дисциплин (теория драмы, радио- и телетеатр и др.).
06. Театральный менеджмент.
Проблема соответствия принципов организации театрального дела закономерностям театрального искусства. Театр и государство в разные времена и в разных странах. Исследования истории театрального дела. Изучение зависимости результатов творческой театральной деятельности от методов управления театром, его финансирования. Государственный (муниципальный) театр, организационно-правовые формы негосударственного театра, проблемы их взаимодействия (взаимодополнения) в театральном процессе. Анализ зрительской аудитории театра, прикладные социологические исследования театральной публики. Теоретико-практические аспекты театральной рекламы и ее эффективности. Проблемы взаимодействия субъектов творческо-производственного процесса в театре. Организационно-экономические проблемы смежных видов искусств (концертная деятельность, цирк). Театральная педагогика, методики преподавания планирования и организации творческо-производственного процесса в театре и смежных дисциплин (история театрального дела в России, управление персоналом в театре и др.).
Научно-исследовательская и художественно-творческая составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические или художественно-творческие школы по конкретным разделам соответствующих наук и искусств.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530200 - Театральное искусство зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование бакалавра, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки магистра по направлению
530200 - Театральное искусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 530200 - Театральное искусство разрабатывается вузом на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательских и научно-педагогических) практик и программы научно-исследовательской и художественно-творческой работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530200 - Театральное искусство, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 530200 - Театральное искусство состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 530200 - Театральное искусство должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом подготовки бакалавра театрального искусства не предусматриваются);
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская, научно-педагогическая и (или) художественно-творческая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530200 - Театральное искусство
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное содержание ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 530200 - Театральное ¦ ¦
¦ ¦искусство ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦8262 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки магистра ¦
+-------T-------------------------------------------------T------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы театроведения и ¦100 ¦
¦ ¦художественно-творческой практики театра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки о театре и ¦500 ¦
¦ ¦театрального образования ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050700 ПЕДАГОГИКА БАЛЕТА. КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГ-БАЛЕТМЕЙСТЕР, ПЕДАГОГ БАЛЬНОГО ТАНЦА (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также