СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050100 АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО, АРТИСТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА, АРТИСТ ТЕАТРА КУКОЛ, АРТИСТ ЭСТРАДЫ (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)


Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
549 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
050100 "АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО"
КВАЛИФИКАЦИИ:
АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО,
АРТИСТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА, АРТИСТ ТЕАТРА КУКОЛ,
АРТИСТ ЭСТРАДЫ
1. Общая характеристика специальности
050100 "Актерское искусство"
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
артист драматического театра и кино;
артист музыкального театра;
артист театра кукол;
артист эстрады.
1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 "Актерское искусство" 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения практики и других условий реализации основной образовательной программы.
1.4. Квалификационные характеристики выпускников.
Актерское искусство профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, предполагающая исполнение литературного, музыкально-литературного, иного произведения.
Артист драматического театра и кино, артист музыкального театра, артист театра кукол, артист эстрады готовит и исполняет поручаемые ему роли или партии в спектаклях, концертах, теле-, радиопередачах, кинофильмах, других произведениях, фиксируемых на носители; самостоятельно занимается тренажем, сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей, партий; участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.
1.4.1. Артист драматического театра и кино подготавливает под руководством режиссера и исполняет роли в драматических спектаклях разных жанров, а также в кино- и телевизионных фильмах; должен свободно владеть сценической речью, обладать основами музыкальной грамоты, пения (как сольного, так и в вокальном ансамбле), обладать специальными навыками сценического движения, быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером.
1.4.2. Артист музыкального театра подготавливает под руководством дирижера и режиссера и исполняет партии (роли) в музыкальных спектаклях разных жанров (опера, оперетта, мюзикл и др.); должен свободно владеть своим певческим голосом, сценической речью, быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером.
1.4.3. Артист театра кукол подготавливает под руководством режиссера и исполняет роли в спектаклях театра кукол; должен обладать навыками кукловождения нескольких (не менее трех) систем; владеть сценической речью, обладать основами музыкальной грамоты, пения (как сольного, так и в вокальном ансамбле), основами сценического движения, быть готовым к исполнению ролей в живом плане, технически несложных танцев.
1.4.4. Артист эстрады подготавливает (как под руководством режиссера, так и самостоятельно) и исполняет концертные номера (программы) в различных эстрадных жанрах как под руководством режиссера, так и самостоятельно; должен свободно владеть искусством в одномдвух эстрадных жанрах и обладать определенными навыками в смежных жанрах; должен владеть своим певческим голосом, сценической речью и движением, элементами оригинального жанра, быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером.
1.5. Возможности продолжения образования выпускников - артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, артистов театра кукол, артистов эстрады, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования (в соответствии с квалификациями, предусмотренными п. 1.2) по специальности 050100 "Актерское искусство": выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 050100 "Актерское искусство" проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускников
по специальности 050100 "Актерское искусство"
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников для каждой из предусмотренных в п. 1.2 квалификаций специальности 050100 "Актерское искусство" разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство", к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД специальные дисциплины;
цикл ДС дисциплины специализаций;
ФТД факультативы.
Цикл ЕН общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом специальности не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, артистов театра кукол, артистов эстрады должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 050100 "Актерское искусство"
-------------T-----------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основное ¦ Всего ¦
¦ ¦ содержание ¦часов <*>¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально- ¦1800/1800¦
¦ ¦экономические дисциплины ¦ ¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260/1260¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340/340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные ¦ ¦
¦ ¦для сферы профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления,¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном стилях, стиле¦ ¦
¦ ¦художественной литературы. Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального ¦ ¦
¦ ¦и официального общения. Основы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по ¦ ¦
¦ ¦широкому и узкому профилю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: ¦ ¦
¦ ¦аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура: ¦408/408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура и спорт как ¦ ¦
¦ ¦социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+-----------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история: ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения ¦ ¦
¦ ¦истории. Понятие и классификация ¦ ¦
¦ ¦исторического источника. Отечественная ¦ ¦
¦ ¦историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы ¦ ¦
¦ ¦становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства.¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской ¦ ¦
¦ ¦государственности в ХI - ХII вв. ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050200 РЕЖИССУРА ТЕАТРА. КВАЛИФИКАЦИИ: РЕЖИССЕР ДРАМЫ, РЕЖИССЕР МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА, РЕЖИССЕР ТЕАТРА КУКОЛ, РЕЖИССЕР ЭСТРАДЫ, РЕЖИССЕР ЦИРКА (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также