СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050500 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ: АРТИСТ БАЛЕТА, ПЕДАГОГ-РЕПЕТИТОР (утв. Минобразованием РФ 11.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
11 февраля 2003 года
Номер
государственной регистрации
555 исх/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
050500 ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ: АРТИСТ БАЛЕТА, ПЕДАГОГ-РЕПЕТИТОР
1. Общая характеристика специальности
050500 Хореографическое исполнительство
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника по специальности 050500 Хореографическое исполнительство при очной форме обучения: артист балета, педагог-репетитор. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника:
Основная образовательная программа подготовки специалиста данной квалификации обеспечивает выпускнику профессиональную подготовку широкого профиля, которая предоставляет значительные возможности применения получаемых знаний и навыков и их использование в различных сферах деятельности.
Артист балета, педагог-репетитор владеет:
- техникой исполнения, актерским мастерством и теоретическими знаниями методики исполнения классического, дуэтно-классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового и современного вида танцев;
- хореографическим текстом партий кордебалета, малого ансамбля, солиста из репертуара балетного театра, ансамбля народного танца или коллектива современных направлений танца;
- основами методики репетиторской и преподавательской работы.
Специалист данной квалификации подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в балетных труппах театров, ансамблей, концертных коллективах в качестве артиста балета (солиста) и репетитора. В установленном порядке может работать преподавателем хореографических дисциплин в высших и средних профессиональных учебных заведениях, учреждениях общего и дополнительного образования.
Практическая деятельность выпускника - артиста балета, педагога-репетитора направлена на:
- совершенствование и повышение уровня исполнительского мастерства балетных трупп с различной творческой направленностью;
- распространение теоретических знаний по методике исполнения и методике преподавания хореографических дисциплин, сохранение исполнительских традиций, принципов и методов обучения, присущих русской балетной школе;
- преемственность и передачу новым поколениям социально-культурных, эстетических и духовных ценностей, накопленных и заложенных в образцах классического наследия и выдающихся современных постановках хореографического искусства.
1.4. Возможности продолжения образования.
Выпускник с квалификацией артист балета, педагог-репетитор, освоивший основную образовательную программу подготовки по специальности 050500 Хореографическое исполнительство, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее профессиональное образование по специальностям 0506 и 0506/а Хореографическое искусство.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании по специальностям 0506 и 0506/а Хореографическое искусство.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 050500 Хореографическое исполнительство проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности, на которых абитуриент должен проявить:
- технические навыки исполнения танцевальных дисциплин в объеме, предъявляемом к выпускнику хореографического училища;
- знание теоретических основ музыкальной грамоты, понимание метроритмических связей музыки и танца;
- знание основных этапов развития хореографического искусства, выдающихся исполнителей и балетмейстеров прошлого и настоящего времени и произведений их творчества.
Конкретные виды вступительных испытаний устанавливаются вузом, который вправе вводить практический экзамен по специальности (или несколько таких экзаменов) и теоретический экзамен (коллоквиум) с целью выявить наиболее способных абитуриентов.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
050500 Хореографическое исполнительство
3.1. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки артиста балета, педагога-репетитора, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки артиста балета, педагога-репетитора должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД специальные дисциплины;
цикл ДС дисциплины специализации;
ФТД факультативы;
цикл ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины) стандартом данной специальности не предусматривается.
Необходимый для специалиста уровень знаний по этим дисциплинам с учетом хореографического профиля подготовки может закладываться в курсе философии, в циклах ОПД и СД, а также может предлагаться студентам в отдельных курсах ФТД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 050500 Хореографическое исполнительство
-------------T--------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего ¦
¦ ¦ разделы ¦часов ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦ 1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦ 1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные ¦ ¦
¦ ¦для сферы профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего ¦ ¦
¦ ¦характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические тексты и тексты по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности. Письмо. Виды¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура, спорт и хореография как ¦ ¦
¦ ¦социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка ¦ ¦
¦ ¦в системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта ¦ ¦
¦ ¦или систем физических упражнений ¦ ¦
¦ ¦(хореографический тренаж). ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории.¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть ¦ ¦
¦ ¦всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники.¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XII - XV вв. Русь и Орда:¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального ¦

ПРИКАЗ МПР РФ от 11.02.2003 n 95 О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также