НАПРАВЛЕНИЕ 530700 - ИСКУССТВО БАЛЕТА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ИСКУССТВА БАЛЕТА (утв. Минобразованием РФ 10.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
10 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
547 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530700 - ИСКУССТВО БАЛЕТА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ИСКУССТВА БАЛЕТА
1. Общая характеристика направления
530700 - Искусство балета
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр искусства балета.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530700 - Искусство балета при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Основной сферой профессиональной деятельности магистра искусства балета является профессиональный балетный театр с классическим репертуаром.
Также сферами профессиональной деятельности магистра искусства балета могут быть:
- другие области хореографического искусства;
- различные области профессионального художественного творчества;
- сфера общеэстетического, дополнительного, общего и профессионального образования;
- научно-исследовательские, просветительские и иные организации в области культуры и искусства.
Основными видами профессиональной деятельности магистра искусства балета являются исследовательская, педагогическая, репетиторская, постановочно-творческая (в зависимости от освоенной магистерской программы).
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
17.00.01 Театральное искусство,
17.00.02 Музыкальное искусство,
17.00.09 История и теория искусства,
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям и уровням образования),
13.00.08 Теория профессионального образования.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
530701 - Балетная педагогика
Наука о хореографии. Основные направления в научно-теоретическом изучении хореографии. Сопряжение теории и практики в балетном театре. Теория балетной педагогики. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические основы балетной педагогики. Научные основы педагогической системы А.Я. Вагановой и научно-педагогическое наследие русской балетной школы. Методические основы преподавания классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового и дуэтно-классического танцев. Специфика и методические принципы актерского мастерства в балетном театре. Современный танец. Значение классического репертуара балетного театра и профессиональной (исполнительской) практики в учебном процессе. Педагогическое наследие зарубежных балетных школ. Хореографическая нотация в балетной педагогике. Биомеханика танца. Организация учебного процесса в профессиональном балетном учебном заведении, общее образование и воспитание артистов балета.
530702 - Классическое наследие и мастерство репетитора в балетном театре
Классическое наследие русского балетного театра (основные произведения классического репертуара): кордебалет, малые ансамбли, вариации, ведущие партии - репетиторский и искусствоведческий анализ. Наследие характерного танца. Дуэтный танец в балетах классического наследия. Исторический бальный танец. Зарубежный балет XX века. Современный танец; работы современных хореографов в балетном театре. Пантомима и актерская выразительность в балетном театре. Особенности создания художественного образа в балете. История исполнительского искусства в балетном театре. Методика репетиторской работы. Драматургия (сценарная, музыкальная, хореографическая) как основа работы над ролью исполнителя и работы репетитора с исполнителем. Проблема интерпретации хореографического текста; психофизические особенности, фактура, амплуа исполнителя; жанрово-стилистические особенности произведения. Значение костюма и художественного оформления в балетном спектакле. Способы фиксации хореографического текста; хореографическая нотация. Проблема редактуры и реконструкции спектаклей классического наследия. Мастерство балетмейстера-репетитора при возобновлении (переносе) балетного спектакля.
530703 - Искусство хореографа (балетмейстера-постановщика) в балетном театре
История и теоретические основы искусства хореографа. Хореограф как сочинитель хореографии и постановщик балетного спектакля. Синтетическая природа балетного театра. Выразительные средства балетного театра. Традиционные танцевальные техники (классический, характерный, дуэтный, исторический танец) и пантомима в балетном театре. Многообразие выразительных средств и техник современного танца. Балетмейстерский анализ балетов классического наследия и современных постановок. Музыкальная подготовка хореографа, балетмейстерский анализ клавира и партитуры. Теория драмы и законы режиссуры в применении к балетному театру. Сценарная драматургия в балетном театре. Музыкальная драматургия балета. Хореографическая драматургия. Художественное оформление балетного спектакля (сценография, костюм, современные технологии в театре). Сочинение хореографических композиций (отдельных номеров, сюит, одноактных, многоактных спектаклей) на материале различных танцевальных техник, в различных стилях и жанрах, с различными драматургическими задачами. Работа хореографа с либреттистом, композитором, дирижером, художником. Работа и сотрудничество хореографа с репетитором и исполнителями. Хореографическая нотация в работе хореографа. Организация, управление и планирование создания и выпуска спектакля, работы хореографического коллектива.
Научно-исследовательская (творческая) составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические и творческие школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению
530700 - Искусство балета
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской (творческой) и научно-педагогических) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской (творческой) работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл ЕН - стандартом подготовки бакалавра не предусматривается;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научно-исследовательская (или научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530700 - Искусство балета
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8856 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 530700 - Искусство ¦ ¦
¦ ¦балета ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки и искусства ¦ ¦
¦ ¦ Проблема взаимоотношения науки и искусства. ¦ ¦
¦ ¦Влияние науки и техники на мировосприятие людей, ¦ ¦
¦ ¦их психологию. Смена научных парадигм - закон ¦ ¦
¦ ¦развития науки. Принципиальное отличие диалектики¦ ¦
¦ ¦эволюции науки и искусства. Проблема истины в ¦ ¦
¦ ¦науке и искусстве. Наука и искусство - две ¦ ¦
¦ ¦основные формы познания, преобразующие человека ¦ ¦
¦ ¦и действительность. Искусство как часть ¦ ¦
¦ ¦человеческой культуры; многоликость ¦ ¦
¦ ¦художественного. Художественный образ как ¦ ¦
¦ ¦универсальная категория искусства. Искусство и ¦ ¦
¦ ¦психоанализ. Искусство как социальное явление; ¦ ¦
¦ ¦искусство и публика, художник и публика; ¦ ¦
¦ ¦элитарное и массовое искусство ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦История балетного театра и методология ¦ ¦
¦ ¦исследований в балетном искусстве ¦ ¦
¦ ¦ Актуальные проблемы истории и современного ¦ ¦
¦ ¦состояния балетного театра и хореографического ¦ ¦
¦ ¦искусства. Теоретическое наследие мастеров ¦ ¦
¦ ¦балета. Проблема создания всеобъемлющей теории ¦ ¦
¦ ¦балета и танца. Диалектика традиций и новаторства¦ ¦
¦ ¦в балетном искусстве. Классическое наследие как ¦ ¦
¦ ¦основа репертуара, профессиональной подготовки и ¦ ¦
¦ ¦профессионального совершенствования специалистов ¦ ¦
¦ ¦балетного искусства. ¦ ¦
¦ ¦ Место балета среди многообразия форм и жанров ¦ ¦
¦ ¦современного танцевального искусства. Место ¦ ¦
¦ ¦балета и танца в современном искусстве и культуре¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Отечественный и зарубежный балет XX века. ¦ ¦
¦ ¦Современное состояние балетного театра и ¦ ¦
¦ ¦танцевального искусства: творческие направления, ¦ ¦
¦ ¦школы, тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦ Функции искусствоведческих, исторических, ¦ ¦
¦ ¦культурологических, психолого-педагогических и ¦ ¦
¦ ¦других исследований в балетном искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение методологического, теоретического и ¦ ¦
¦ ¦эмпирического уровней исследования. Объект, ¦

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 10.02.2003 n 37 О КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ НА РАЗВИТИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА  »
Постановления и Указы »
Читайте также