НАПРАВЛЕНИЕ 530700 - ИСКУССТВО БАЛЕТА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ИСКУССТВА БАЛЕТА (утв. Минобразованием РФ 10.02.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
10 февраля 2003 года
Номер государственной
регистрации
547 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
НАПРАВЛЕНИЕ 530700 - ИСКУССТВО БАЛЕТА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ИСКУССТВА БАЛЕТА
1. Общая характеристика направления
530700 - Искусство балета
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр искусства балета.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530700 - Искусство балета при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Основной сферой профессиональной деятельности магистра искусства балета является профессиональный балетный театр с классическим репертуаром.
Также сферами профессиональной деятельности магистра искусства балета могут быть:
- другие области хореографического искусства;
- различные области профессионального художественного творчества;
- сфера общеэстетического, дополнительного, общего и профессионального образования;
- научно-исследовательские, просветительские и иные организации в области культуры и искусства.
Основными видами профессиональной деятельности магистра искусства балета являются исследовательская, педагогическая, репетиторская, постановочно-творческая (в зависимости от освоенной магистерской программы).
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
17.00.01 Театральное искусство,
17.00.02 Музыкальное искусство,
17.00.09 История и теория искусства,
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям и уровням образования),
13.00.08 Теория профессионального образования.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
530701 - Балетная педагогика
Наука о хореографии. Основные направления в научно-теоретическом изучении хореографии. Сопряжение теории и практики в балетном театре. Теория балетной педагогики. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические основы балетной педагогики. Научные основы педагогической системы А.Я. Вагановой и научно-педагогическое наследие русской балетной школы. Методические основы преподавания классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового и дуэтно-классического танцев. Специфика и методические принципы актерского мастерства в балетном театре. Современный танец. Значение классического репертуара балетного театра и профессиональной (исполнительской) практики в учебном процессе. Педагогическое наследие зарубежных балетных школ. Хореографическая нотация в балетной педагогике. Биомеханика танца. Организация учебного процесса в профессиональном балетном учебном заведении, общее образование и воспитание артистов балета.
530702 - Классическое наследие и мастерство репетитора в балетном театре
Классическое наследие русского балетного театра (основные произведения классического репертуара): кордебалет, малые ансамбли, вариации, ведущие партии - репетиторский и искусствоведческий анализ. Наследие характерного танца. Дуэтный танец в балетах классического наследия. Исторический бальный танец. Зарубежный балет XX века. Современный танец; работы современных хореографов в балетном театре. Пантомима и актерская выразительность в балетном театре. Особенности создания художественного образа в балете. История исполнительского искусства в балетном театре. Методика репетиторской работы. Драматургия (сценарная, музыкальная, хореографическая) как основа работы над ролью исполнителя и работы репетитора с исполнителем. Проблема интерпретации хореографического текста; психофизические особенности, фактура, амплуа исполнителя; жанрово-стилистические особенности произведения. Значение костюма и художественного оформления в балетном спектакле. Способы фиксации хореографического текста; хореографическая нотация. Проблема редактуры и реконструкции спектаклей классического наследия. Мастерство балетмейстера-репетитора при возобновлении (переносе) балетного спектакля.
530703 - Искусство хореографа (балетмейстера-постановщика) в балетном театре
История и теоретические основы искусства хореографа. Хореограф как сочинитель хореографии и постановщик балетного спектакля. Синтетическая природа балетного театра. Выразительные средства балетного театра. Традиционные танцевальные техники (классический, характерный, дуэтный, исторический танец) и пантомима в балетном театре. Многообразие выразительных средств и техник современного танца. Балетмейстерский анализ балетов классического наследия и современных постановок. Музыкальная подготовка хореографа, балетмейстерский анализ клавира и партитуры. Теория драмы и законы режиссуры в применении к балетному театру. Сценарная драматургия в балетном театре. Музыкальная драматургия балета. Хореографическая драматургия. Художественное оформление балетного спектакля (сценография, костюм, современные технологии в театре). Сочинение хореографических композиций (отдельных номеров, сюит, одноактных, многоактных спектаклей) на материале различных танцевальных техник, в различных стилях и жанрах, с различными драматургическими задачами. Работа хореографа с либреттистом, композитором, дирижером, художником. Работа и сотрудничество хореографа с репетитором и исполнителями. Хореографическая нотация в работе хореографа. Организация, управление и планирование создания и выпуска спектакля, работы хореографического коллектива.
Научно-исследовательская (творческая) составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические и творческие школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки магистра по направлению
530700 - Искусство балета
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской (творческой) и научно-педагогических) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской (творческой) работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл ЕН - стандартом подготовки бакалавра не предусматривается;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научно-исследовательская (или научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530700 - Искусство балета
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8856 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте высшего¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 530700 - Искусство ¦ ¦
¦ ¦балета ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки и искусства ¦ ¦
¦ ¦ Проблема взаимоотношения науки и искусства. ¦ ¦
¦ ¦Влияние науки и техники на мировосприятие людей, ¦ ¦
¦ ¦их психологию. Смена научных парадигм - закон ¦ ¦
¦ ¦развития науки. Принципиальное отличие диалектики¦ ¦
¦ ¦эволюции науки и искусства. Проблема истины в ¦ ¦
¦ ¦науке и искусстве. Наука и искусство - две ¦ ¦
¦ ¦основные формы познания, преобразующие человека ¦ ¦
¦ ¦и действительность. Искусство как часть ¦ ¦
¦ ¦человеческой культуры; многоликость ¦ ¦
¦ ¦художественного. Художественный образ как ¦ ¦
¦ ¦универсальная категория искусства. Искусство и ¦ ¦
¦ ¦психоанализ. Искусство как социальное явление; ¦ ¦
¦ ¦искусство и публика, художник и публика; ¦ ¦
¦ ¦элитарное и массовое искусство ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦История балетного театра и методология ¦ ¦
¦ ¦исследований в балетном искусстве ¦ ¦
¦ ¦ Актуальные проблемы истории и современного ¦ ¦
¦ ¦состояния балетного театра и хореографического ¦ ¦
¦ ¦искусства. Теоретическое наследие мастеров ¦ ¦
¦ ¦балета. Проблема создания всеобъемлющей теории ¦ ¦
¦ ¦балета и танца. Диалектика традиций и новаторства¦ ¦
¦ ¦в балетном искусстве. Классическое наследие как ¦ ¦
¦ ¦основа репертуара, профессиональной подготовки и ¦ ¦
¦ ¦профессионального совершенствования специалистов ¦ ¦
¦ ¦балетного искусства. ¦ ¦
¦ ¦ Место балета среди многообразия форм и жанров ¦ ¦
¦ ¦современного танцевального искусства. Место ¦ ¦
¦ ¦балета и танца в современном искусстве и культуре¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦ Отечественный и зарубежный балет XX века. ¦ ¦
¦ ¦Современное состояние балетного театра и ¦ ¦
¦ ¦танцевального искусства: творческие направления, ¦ ¦
¦ ¦школы, тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦ Функции искусствоведческих, исторических, ¦ ¦
¦ ¦культурологических, психолого-педагогических и ¦ ¦
¦ ¦других исследований в балетном искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение методологического, теоретического и ¦ ¦
¦ ¦эмпирического уровней исследования. Объект, ¦ ¦
¦ ¦предмет, гипотеза, концепция исследования. ¦ ¦
¦ ¦Понятийный аппарат. Общая логика и структура ¦ ¦
¦ ¦исследований. Классификация методов исследования;¦ ¦
¦ ¦определение их оптимального комплекса. Обработка ¦ ¦
¦ ¦и интерпретация научных данных ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные и мультимедийные технологии в ¦ ¦
¦ ¦балетном искусстве ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические основы программирования и ¦ ¦
¦ ¦компьютерных технологий. Ресурсы Интернета, ¦ ¦
¦ ¦связанные с балетным театром и хореографическим ¦ ¦
¦ ¦искусством. Возможности мультимедийных технологий¦ ¦
¦ ¦для фиксации и анализа профессиональной ¦ ¦
¦ ¦информации. Возможности компьютерных и ¦ ¦
¦ ¦мультимедийных технологий при создании новых ¦ ¦
¦ ¦хореографических произведений. Использование ¦ ¦
¦ ¦видеозаписи и хореографической нотации в ¦ ¦
¦ ¦постановочно-творческом, репетиторском, ¦ ¦
¦ ¦педагогическом, исследовательском процессе ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦217 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦217 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
¦ ¦ Состав и содержание специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДВМ ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ ¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестрах ¦678 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦678 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦339 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦339 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦2 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦недели¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦12924 ¦
L-------+-------------------------------------------------+-------
5. Сроки реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 530700 - Искусство балета
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из них:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практики, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии - 82 недели,
- итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель,
- каникулы, включая 4 недели последипломного отпуска, - не менее 20 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета 36 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530700 - Искусство балета
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Научно-исследовательская работа должна учитывать особенности специализированной подготовки магистранта, исходя из профиля и содержания магистерской программы. Научно-исследовательская работа магистрантов должна носить самостоятельный характер, должна быть направлена на творческое освоение теоретического, репертуарного, методического наследия балетного театра, должна быть ориентирована на востребованность современным балетным театром. Магистерские программы должны включать в качестве обязательного компонента педагогическую практику.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований и опыта научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися творческой, научно-исследовательской, научно-методической деятельностью. Для преподавателей специальных дисциплин, научных руководителей магистрантов и магистерских программ обязательным является наличие профессионального образования и опыта работы артиста балета не менее 5 лет. Среди преподавателей, реализующих основную профессиональную программу подготовки магистров, должно быть не менее 60% специалистов, имеющих почетное звание в области искусства, и/или ученую степень, и/или ученое звание, в том числе не менее 20% должны иметь почетное звание заслуженного деятеля искусств, заслуженного или народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), и/или ученую степень доктора наук, и/или ученое звание профессора.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Основная образовательная программа подготовки магистров должна иметь учебно-методическое обеспечение, необходимое для подготовки высококвалифицированных исследователей, преподавателей, творческих работников. Высшее учебное заведение должно располагать библиотекой с читальным залом, фонд которой включает философскую, психолого-педагогическую, специальную, научную, учебную литературу, в том числе изданную в течение последних 5 лет, видеотекой, фонотекой, нотной библиотекой. Необходимо наличие в вузе информационной базы данных о современных творческих процессах и исследования в области балетного театра, танца, смежных областях искусства, а также возможности доступа к глобальным информационным сетям.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий и практик, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Каждому студенту-магистранту должен быть обеспечен доступ к библиотечным фондам, аудио- и видеоматериалам, базам данных и информационным сетям.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
6.2.4.1. Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки магистра, должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки, научно-исследовательской, научно-педагогической и творческой работы студентов.
6.2.4.2. Вуз должен иметь:
- балетные залы, имеющие пригодные для танца полы, балетные станки (палки), зеркала, музыкальные инструменты и/или звуковоспроизводящее оборудование;
- учебный театр или иную сценическую площадку, пригодную для балетных спектаклей и хореографических представлений;
- парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные инструменты и т.п.);
- звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику (рекомендуется наличие кабинета/студии звукозаписи);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
- раздевалки и душевые для студентов и преподавателей;
- медицинское подразделение.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. В период обучения по магистерским программам направления 530700 - Искусство балета проводится научно-исследовательская и научно-педагогическая практика. Содержание конкретных видов практики определяется вузом для каждой магистерской программы.
6.2.5.2. В качестве баз практики вуз должен иметь профессиональную балетную труппу с классическим репертуаром и профессиональное учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета.
Вуз должен иметь долгосрочный договор о проведении практики с профессиональной балетной труппой. Если в вузе (или при вузе) работает балетная труппа (учебное заведение по подготовке артистов балета), вуз может проводить все или отдельные виды практики на собственной базе.
6.2.5.3. Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа может осуществляться через участие студентов в выполнении отдельных тем по планам научной работы вуза.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
530700 - Искусство балета
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 530700 - Искусство балета.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, творческой деятельности, требующими широкого образования в хореографическом искусстве;
умения формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, творческой деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Выпускник магистратуры должен быть широко эрудирован в основных областях знаний о человеке, культуре и искусстве, понимать сущность, социальную и художественную значимость своей профессии, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности, обладать культурой мышления, свободно ориентироваться в областях, смежных с балетным театром, быть в курсе новых течений в искусстве и педагогике, владеть методами получения, обработки и хранения научной и художественной информации, уметь организовывать работу творческих коллективов, решать нестандартные творческие и педагогические задачи.
7.1.3 Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Выпускная квалификационная работа может быть представлена в виде магистерской диссертации или творческой работы.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений, творческих и методических навыков в области балетного искусства.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации. Магистерская диссертация может представлять собой творческую работу в области балетного театра (постановку), явившуюся результатом, в том числе, научно-исследовательской деятельности студента-магистранта; обязательной составной частью выпускной квалификационной творческой работы магистранта является письменный реферат, раскрывающий ее замысел и задачи.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства 11 декабря 2002 года, протокол N 5.

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 10.02.2003 n 37 О КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ НА РАЗВИТИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА  »
Постановления и Указы »
Читайте также