РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 04.02.2003 n НА-21-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ЭКСПЛУАТАНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ К ПОЛЕТАМ В СИСТЕМЕ ТОЧНОЙ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ p-rnav В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ ПО ТРЕБОВАНИЯМ rnp 1


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 февраля 2003 г. N НА-21-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ЭКСПЛУАТАНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ
К ПОЛЕТАМ В СИСТЕМЕ ТОЧНОЙ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ P-RNAV
В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ ПО ТРЕБОВАНИЯМ RNP 1
С целью обеспечения выполнения требований самолетовождения в условиях точной зональной навигации и в соответствии с решением Европейской конференции гражданской авиации об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зональной навигации P-RNAV для полетов в отдельных аэроузловых зонах в назначенном воздушном пространстве Европы с марта 2003 г. предлагаю:
1. Ввести в действие Рекомендации по подготовке воздушных судов и эксплуатантов гражданской авиации России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям RNP 1 (Приложение к настоящему распоряжению).
2. Департаменту поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации совместно с ГосНИИ "Аэронавигация" организовать работы по анализу и оценке навигационных характеристик эксплуатируемых типов и групп воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования нормативным требованиям по обеспечению полетов в системе точной зональной навигации P-RNAV и подготовке соответствующих заключений.
3. Начальнику Управления государственного надзора за безопасностью полетов, руководителю Департамента летных стандартов оформлять допуск заявленных эксплуатантами воздушных судов к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в установленном порядке.
4. Рекомендовать руководителям авиапредприятий, авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда в Европейском регионе, организовать изучение вводимого документа, обеспечить подготовку воздушных судов и их экипажей к полетам, а также получение допуска для полетов в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



Приложение
к распоряжению
Минтранса России
от 4 февраля 2003 г. N НА-21-р
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ЭКСПЛУАТАНТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ К ПОЛЕТАМ В СИСТЕМЕ ТОЧНОЙ
ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ P-RNAV В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ
ПО ТРЕБОВАНИЯМ RNP 1
Введение
Основной целью данного Руководства является установление порядка по выполнению основных требований по допуску гражданских воздушных судов России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе при действии нормативов RNP 1.
В Руководстве также приведены требования к функциям, которые должны быть реализованы бортовой системой P-RNAV, требования к эксплуатации этих систем и их аэронавигационному обеспечению.
Процедуры точной зональной навигации P-RNAV в районе аэродрома являются дальнейшим развитием концепции применения зональной навигации в Европейском регионе. Их введение является необходимым промежуточным шагом по пути увеличения пропускной способности воздушного пространства и достижения преимуществ, обусловленных гибкостью задаваемых маршрутов движения ВС.
Государства - члены Европейской комиссии по вопросам гражданской авиации (ЕКГА) приняли решение об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зональной навигации P-RNAV, навигационная точность которого отвечает требованиям RNP 1 для полетов в назначенном воздушном пространстве в Европе, планируемого в отдельных аэроузловых зонах с марта 2003 года. Ожидается, что процедуры P-RNAV будут постепенно заменяться на процедуры RNP-RNAV, введение которых ожидается примерно с 2005 года и которые, в отличие от процедур P-RNAV, будут оговаривать все аспекты требуемых навигационных характеристик (RNP) в соответствии с документами ИКАО 9613 и 9650, а не только требований выдерживания заданных линий положения.
Концепция требуемых навигационных характеристик RNP - новый, прогрессивный способ формулирования требований к навигационным характеристикам, которым должно удовлетворять воздушное судно в пределах некоторого района воздушного пространства в течение как минимум 95% времени полета.
RNP для маршрутных полетов определяется как "уровень точности навигации, необходимый в рамках заданного воздушного пространства" и предусматривает возможность использования на воздушном судне различных навигационных систем. При этом должны обеспечиваться требуемые характеристики целостности, непрерывности.
Требования RNP должны удовлетворяться также при выполнении полетов в системе зональной навигации RNAV, т.е. при выполнении полетов по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигационных средств, или в пределах возможностей автономных средств, или совместного использования этих средств.
Настоящий документ содержит как функциональные и эксплуатационные требования, соответствующие публикациям Евроконтроля по принципам разработки зональных процедур в районе аэродрома при их использовании для выполнения процедур P-RNAV, так и основные положения и требования в отношении одобрения технических характеристик систем зональной навигации и их использовании для выполнения процедур RNP1-RNAV.
При этом в настоящем документе разработаны унифицированные процедуры получения одобрения на выполнение полетов как в системе Р-RNAV, так и полетов в системе RNP1-RNAV. Уточненные функциональные и эксплуатационные требования в процедурах RNP1-RNAV планируется оформить приложением к данному документу по завершении разработки соответствующих нормативных документов Евроконтролем, ЕКГА и JAA.
Разрешение на выполнение полетов в системе P-RNAV (RNP1-RNAV) выдается государством эксплуатанта ВС с подтверждением наличия на ВС оборудования, возможности которого соответствуют RNP 1, при этом выполняются соответствующие функциональные и эксплуатационные требования P-RNAV (RNP1-RNAV).
Разрешение должно выдаваться каждому отдельному эксплуатанту, а также типу воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования.
1. Определения
Зональная навигация RNAV - метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигационных средств, или в пределах возможностей автономных средств, или совместного использования этих средств.
Зональная навигация RNP1 RNAV - навигация с применением основных средств зональной навигации в соответствии с требованием RNP 1, т.е. не менее 95% полетного времени ВС должно находиться в пределах +/- 1,0 м.м. (стандарт EUROCONTROL).
Оборудование RNAV - комплекс навигационного оборудования, используемого для обеспечения полетов в системе зональной навигации.
Точность - степень соответствия расчетного, измеренного или желаемого местоположения в данный момент и ее истинного местоположения.
Удерживание - группа взаимосвязанных параметров, используемых для определения характеристик RNP RNAV навигационной системы. Этими параметрами являются целостность, непрерывность и регион удерживания.
Целостность удерживания - степень достоверности местоположения, выраженного в виде вероятности того, что система определит и оповестит о состоянии, когда общая погрешность системы (TSE) больше, чем предел бокового удерживания (удвоенную величину RNP). Целостность удерживания определяется максимальной допустимой вероятностью события, при котором TSE больше предела удерживания и это состояние не выявлено.
Непрерывность удерживания - способность всей системы соответствовать требованию целостности удерживания без незапланированных перерывов в предполагаемой работе (полной утраты навигационной способности к RNP RNAV; отказе системы, предупреждающей об утрате навигационной способности к RNP RNAV; ложном оповещении об утрате такой навигационной способности при удовлетворительной работе системы).
Регион удерживания - регион с центром на желаемой траектории, на который заданы целостность и непрерывность удерживания. В настоящем документе устанавливаются только требования по удержанию в поперечном плане, который определяется боковым пределом удерживания.
2. Рекомендуемые технические требования к воздушным судам
для полетов в системе точной зональной навигации (P-RNAV)
в Европейском регионе при действии нормативов RNP 1
2.1. Основные положения
Настоящие технические требования к бортовым системам сформулированы на основании следующих условий, принятых полномочными органами в области использования воздушного пространства в целях обеспечения безопасного выполнения процедур P-RNAV в Европейском регионе:
При этом все процедуры P-RNAV при действии требований RNP 1:
- отвечают требованиям соответствующих документов ИКАО;
- построены в соответствии с нормативными положениями документов Евроконтроля;
- все маршруты и процедуры построены в системе координат WGS-84;
- не влекут обязательного применения вертикальной (зональной) навигации и подтверждают возможность использования традиционных методов вертикального эшелонирования; и на опубликованных схемах содержат фиксированные данные (например, пеленг и дальность до радионавигационного средства), по которым экипаж может контролировать прохождение определенных точек процедуры;
- полномочным органом в области использования воздушного пространства исследованы, если требуется - облетаны, и признаны удовлетворительными как построение самой процедуры, так и навигационная инфраструктура (с учетом необходимости использования дополнительных навигационных средств). При этом демонстрируется способность ВС адекватно и полностью выполнить данную процедуру;
- если процедурой предусмотрена возможность выбора датчиков навигационной информации, например DME/DME, VOR/DME или GNSS, то обеспечение защиты от препятствий должно учитывать наихудшую точность из выбираемых;
- если для выполнения конкретной процедуры для достижения требуемой навигационной характеристики необходимо использовать определенное навигационное средство - это средство должно быть указано в АИП и на соответствующих публикуемых картах (схемах). Если какое-либо навигационное средство не должно использоваться при выполнении данной процедуры - это также публикуется в АИП и на соответствующих картах (схемах);
- если какое-либо навигационное средство (включая космический сегмент GNSS) обозначено в АИП и на соответствующих картах (схемах) как обязательное для выполнения данной процедуры P-RNAV, такое средство контролируется и поддерживается исправным. Если такое средство оказывается нерабочим - выпускается соответствующее извещение (NOTAM) о невозможности выполнения данной процедуры Р-RNAV;
- для процедур, основанных исключительно на GNSS, полномочным органом в области использования воздушного пространства определен уровень допустимого риска потери различными ВС возможностей Р-RNAV из-за отказов спутников или прерывания RAIM. Аналогичная оценка риска выполняется и для различных процедур P-RNAV, поддерживаемых только одним маяком DME;
- в АИП указаны опасные особенности какой-либо воздушной зоны, необходимые нештатные процедуры на случай потери различными ВС возможностей P-RNAV и, если это признано необходимым, требование иметь два комплекта оборудования Р-RNAV. Такие условия могут оговариваться для конкретных процедур Р-RNAV, которые, например, предусматривают снижение ниже безопасной высоты пролета препятствий или не обеспечены в достаточной степени радиолокационным контролем;
- когда процедуры при нештатных ситуациях предусматривают радиолокационную поддержку полета, требование о радиолокационном обслуживании указано в АИП, характеристики радиолокатора продемонстрированы, и они соответствуют его назначению;
- опубликована фразеология радиообмена, применяемая при выполнении процедур P-RNAV;
- радионавигационные средства, не соответствующие приложению 10 ИКАО (например, TACAN), исключены из АИП.
2.2. Требования к характеристикам воздушных судов, оснащенных оборудованием точной системы зональной навигации P-RNAV в соответствии с требованиями RNP 1
2.2.1. Требования к точности.
При полетах по маршрутам или в аэродромных зонах, обозначенных как маршруты или зоны только для ВС, оборудованных системами P-RNAV, точность выдерживания траектории в горизонтальной плоскости в течение 95% полетного времени должна быть не хуже +/- 1,85 км (+/- 1,0 м. миля).
Точность выдерживания линии заданного пути в боковом измерении представляет собой сочетание погрешностей навигационной системы (сумма погрешностей в расчете заданной траектории, погрешности определения координат и погрешности вывода информации на индикацию) и погрешности пилотирования FTE. Это ответствует требованию по точности RNP 1.
Точность выдерживания в продольном измерении представляет собой сочетание погрешности навигационной системы, погрешности программирования и погрешности системы отображения.
Для подтверждения соответствия требованию по точности необходимо продемонстрировать, что суммарная погрешность самолетовождения TSE в каждом измерении не должна превышать норм +/- 1,85 км (+/- 1,0 м. миля) в течение 95% полетного времени на любом участке одного полета:
a) истинное местоположение воздушного судна должно быть в пределах 1,85 км (1,0 м. мили) относительно заданной линии пути маршрута полета; и
b) истинное расстояние до точек пути должно быть в пределах 1,85 км (1,0 м. мили) от отображаемого расстояния до точек пути.
Под суммарной ошибкой самолетовождения (Total System Error - TSE) для маршрутов RNP подразумевается сумма трех составляющих:
TSE = PEE + PDE + FTE,
- ошибка измерения координат (Position Estimation Error - PEE);
- ошибки программирования маршрута (Path Definition Error - PDE);
- ошибка пилотирования (Flight Technical Error - FTE).
2.2.2. Целостность.
В отношении самой бортовой системы: вероятность одновременного
появления на индикаторах обоих пилотов опасно ложной навигационной
информации или ошибочного положения относительно заданной
-7
траектории должна быть маловероятной (10 на час полета).
Вероятность того, что общая ошибка самолетовождения (TSE)
становится больше предела удерживания (удвоенную величину RNP)
без распознавания системой или пользователем, должна быть менее
-5
(10 на час полета) (для RNP1 RNAV).
2.2.3. Непрерывность обслуживания.
В отношении самой бортовой системы должно быть подтверждено,
что:
- потеря

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 04.02.2003 n 56 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КВОТ НА ВЫЛОВ (ДОБЫЧУ) ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ НА 2003 ГОД ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ КОРЯКСКОГО АО В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ПРОМЫСЛОВОМ БАССЕЙНЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также