РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 n 69-р <О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 января 2003 г. N 69-р
1. Одобрить Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы (прилагается).
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства учитывать положения Концепции, одобренной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2003 г. N 69-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2003 - 2010 ГОДЫ
I. Состояние лесного хозяйства и его роль
в природно - ресурсном комплексе страны
В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны). Запасы древесины в лесах составляют 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров.
Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально - экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации. Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.
Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. В 2001 году освоение расчетной лесосеки составило 24 процента, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах - менее 15 процентов. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.
За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключены на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог.
Рост объема лесозаготовок за последние 3 года происходит в основном на территории Европейской России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.
Экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. Сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования в Европейской России и на Урале.
Остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных порубок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. Возрос объем незаконных рубок леса в приграничных районах России.
За последние 10 лет в связи с падением объемов лесозаготовок сократились объемы лесохозяйственных мероприятий. Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации по обеспечению финансирования лесовосстановительных работ из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2001 году лесовосстановительные работы на 65 процентов были профинансированы за счет средств лесхозов.
За последнее десятилетие также снизился уровень материально - технического обеспечения лесного хозяйства.
Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 3 - 7 процентов. Низкий уровень платы за древесину на корню не обеспечивает финансирования воспроизводства лесных ресурсов.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в разное время, в том числе до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами.
II. Прогноз развития лесного хозяйства России
до 2010 года
В подпрограмме "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.
К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодняков в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшить санитарное состояние лесов на площади 10400 тыс. гектаров, осуществить противопожарное обустройство лесного фонда и снизить опасность лесных пожаров, в том числе предотвратить ущерб в размере более 2 млрд. рублей в год, построить 5,4 тыс. километров дорог лесохозяйственного назначения.
Намечено осуществить лесоустройство, инвентаризацию и мониторинг состояния лесного фонда на площади 757 млн. гектаров, обеспечить техническое перевооружение лесохозяйственного производства на основе внедрения современных высокоэффективных технических средств и технологий.
Объем рубок главного пользования предусматривается увеличить на 30 - 40 процентов, отвод лесосек под рубки главного и промежуточного пользования довести до 200 млн. куб. метров в год.
III. Цели и задачи развития лесного хозяйства
и совершенствования государственного управления
лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно - кустарниковую растительность на землях других категорий;
определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;
обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;
совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.
На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.
IV. Мероприятия по повышению эффективности
государственного управления лесным фондом
1. Общие положения
Повышение эффективности мероприятий по организации использования, охране и защите лесного фонда, а также по воспроизводству лесов обеспечивается путем развития института собственности на лесной фонд, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, совершенствования организации лесопользования, экономического механизма и системы управления лесным хозяйством.
2. Развитие института собственности на лесной фонд
До 2010 года целесообразно сохранить государственную федеральную собственность на лесной фонд, перераспределив при этом полномочия по управлению лесным фондом среди участников лесных отношений, а также сохранить многообразие предусмотренных законодательством Российской Федерации форм собственности на леса и древесно - кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд.
В законодательном порядке следует установить формы собственности на леса, расположенные на землях поселений.
3. Реструктуризация системы управления лесным хозяйством
Упорядочение государственного управления в области лесного хозяйства и развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесхозов.
Основными задачами лесхоза должны являться:
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, а также рационального использования земель лесного фонда;
охрана и защита лесов, а также охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно - гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
сохранение биологического разнообразия и объектов историко - культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
обеспечение в пределах его компетенции соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации.
4. Взаимодействие государственных органов
исполнительной власти в области лесных отношений
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, входящих и не входящих в лесной фонд, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся городские леса, осуществляют скоординированную политику в области лесных отношений. Ведение лесного хозяйства и организация лесопользования осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лесоустройство, учет, кадастровая оценка и расчеты нормы пользования лесными ресурсами осуществляются по единым методикам. Совместно разрабатываются федеральные целевые долгосрочные программы по использованию, воспроизводству, охране, защите лесов и обитающих в них объектов животного мира.
5. Научное и кадровое обеспечение развития
лесного хозяйства
Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
Приоритетными направлениями научных исследований на рассматриваемый период в области лесного хозяйства являются:
разработка научных основ лесоуправления и формирования механизма устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий и др.);
разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров и др.);
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно - генетической основе (подготовка программы сохранения и использования генетического потенциала лесов России; совершенствование нормативной базы, методов и способов лесовосстановления; исследования, направленные на восстановление лесной растительности в зоне деятельности крупнейших промышленных предприятий и т.д.);
разработка эффективных экологически безопасных систем защиты леса от вредителей и болезней;
разработка специальных машин и механизмов для работы в лесу, удовлетворяющих лесоводственным, экологическим и социально - экономическим требованиям;
совершенствование экономического механизма управления лесами на базе комплексной оценки лесов и лесоэкономического районирования в Российской Федерации;
разработка основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства, научного обоснования законопроектных работ в этой области;
совершенствование программно - методического обеспечения мониторинга лесов и лесного хозяйства (разработка высокоэффективных технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, использование ГИС-технологий и т.п.).
Приоритетными также являются научные исследования,

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 n 72-р <О ПЕРЕДАЧЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также