ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 15.01.2003 n 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 января 2003 г. N 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в условиях судебной реформы, обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппарата и руководства системой органов прокуратуры, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие со дня подписания настоящего Приказа Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорско-следственным и иным работникам центрального аппарата обеспечить строгое соблюдение требований настоящего Регламента.
3. Организационному управлению при изучении состояния исполнительской дисциплины, порядка прохождения и рассмотрения документов и обращений анализировать соблюдение требований Регламента, вносить предложения о совершенствовании работы.
4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам других специализированных прокуратур разработать, утвердить и ввести в действие не позднее 1 апреля 2003 г. регламенты соответствующих прокуратур. Копии представить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.12.98 N 89 "О Регламенте Генеральной прокуратуры Российской Федерации" считать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением требований настоящего Регламента возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных прокурорско-следственных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ



Утвержден
Приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15 января 2003 г. N 2
РЕГЛАМЕНТ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", других федеральных законов, международных договоров, приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального прокурора Российской Федерации.
1.2. Общее руководство Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
Генеральным прокурором Российской Федерации издаются обязательные для исполнения всеми работниками организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, помощников по особым поручениям, начальников управлений и отделов, а также иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений аппарата, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации является председателем коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, председателем координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов.
В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора, а при его отсутствии - один из заместителей Генерального прокурора.
1.3. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей направляют и контролируют работу управлений и отделов аппарата, комиссий и советов, принимают организационные и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам.
Распределение обязанностей и взаимозаменяемость заместителей Генерального прокурора Российской Федерации устанавливаются приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
1.4. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор возглавляет Главную военную прокуратуру.
Порядок ее деятельности как структурного подразделения Генеральной прокуратуры определяется приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации, настоящим Регламентом, а также издаваемыми на их основе организационно-распорядительными документами Главного военного прокурора.
1.5. Начальники управлений и отделов аппарата в соответствии с утвержденными Генеральным прокурором Российской Федерации положениями об управлениях и отделах организуют работу возглавляемых ими подразделений, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение, а в необходимых случаях лично исполняют поручения Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, ходатайствуют о поощрении работников или их привлечении к дисциплинарной ответственности.
1.6. Деятельность высшей аттестационной комиссии и аттестационной комиссии регламентируется положениями, утверждаемыми Генеральным прокурором Российской Федерации. Высшую аттестационную комиссию возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, аттестационную комиссию - начальник управления кадров.
1.7. Организация работы научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре регулируется организационно-распорядительным актом Генерального прокурора Российской Федерации.
1.8. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет полномочных представителей в Федеральном Собрании Российской Федерации. Полномочия представителей и формы их работы определяются Генеральным прокурором.
1.9. Порядок представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах, предусмотренных нормами процессуального законодательства.
1.10. Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными и другими компетентными органами иностранных государств, в том числе по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью; подготовка и направление документов международного сотрудничества; представительство в международных судебных и правоохранительных органах, других организациях регулируются организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
1.11. Деятельность Генеральной прокуратуры осуществляется в условиях гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Материалы для официальных сообщений Генеральной прокуратуры в средствах массовой информации, справки, обобщения о состоянии законности, борьбы с преступностью, расследовании уголовных дел и т.п. передаются в управление информации и общественных связей после согласования с заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
Ответственность за достоверность и полноту содержащихся в этих материалах сведений несут руководители подразделений.
Порядок и сроки представления материалов для опубликования, а также формы взаимодействия со средствами массовой информации определяются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.
Официальные сообщения для средств массовой информации, а также для распространения через систему Интернет направляются от имени Генеральной прокуратуры Российской Федерации только по указанию Генерального прокурора Российской Федерации через управление информации и общественных связей (Центр информации и общественных связей).
1.12. Для прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины и участвующих в работе коллегии, координационного совещания, в судебном рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также в других случаях официального представительства ношение форменного обмундирования обязательно.
1.13. Общее и секретное делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и Положением о работе с секретными материалами, документами, делами, утвержденными приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
2. Подготовка и направление
организационно-распорядительных документов
2.1. Для решения стоящих перед органами прокуратуры задач руководители Генеральной прокуратуры в пределах своих полномочий издают организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом и по отраслям надзора, исполнения требований законов и иных нормативных актов, личного состава, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера.
Проекты организационно-распорядительных документов готовятся в подразделениях на основании поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решений коллегии, постановлений координационных совещаний или в порядке инициативы управлений и отделов. В последнем случае к проекту документа прилагается рапорт на имя Генерального прокурора с соответствующим обоснованием.
2.2. Подразделение, подготовившее проект организационно-распорядительного документа, согласовывает его с другими подразделениями Генеральной прокуратуры, имеющими отношение к проблеме, но обязательно с управлением правового обеспечения, а также с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В случаях, когда реализация документа связана с использованием материально-технических ресурсов или денежных средств, проект согласовывается с управлением делами.
Оформление документов осуществляется в строгом соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации.
По указанию Генерального прокурора Российской Федерации проекты могут направляться для обсуждения прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, выноситься на обсуждение коллегии и (или) заседания научно-консультативного совета.
2.3. При подготовке документов совместно с другими правоохранительными или иными федеральными органами исполнительной власти по согласованию с руководителями этих органов к участию в этой работе привлекаются представители ведомств или создаются рабочие группы.
2.4. Проект организационно-распорядительного документа, согласованный с подразделениями аппарата, с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающим за организацию работы на данном участке, прошедший корректуру, направляется в организационное управление.
К проекту прилагаются поступившие из других подразделений замечания и предложения, а если они отклонены - обоснование принятого решения <*>.
--------------------------------
<*> Проекты организационно-распорядительных документов, подготовленные в отделах (управлении) в федеральных округах, направляются факсимильной связью в организационное управление, которое после изучения и внесения необходимых корректив аналогичным образом возвращает проект разработчику для представления документа на подпись руководству Генеральной прокуратуры.
2.5. После изучения в организационном управлении проект представляется на подпись Генеральному прокурору Российской Федерации.
В случаях, когда требуется существенная доработка проекта, документ возвращается в подготовившее его подразделение с письменными замечаниями и предложениями, а также с указанием срока устранения недостатков. В остальных случаях необходимые изменения вносятся организационным управлением.
2.6. Регистрация и учет приказов, указаний, распоряжений по основным направлениям прокурорской деятельности, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, осуществляются организационным управлением. Им же ведется компьютерный учет текстов организационно-распорядительных документов.
Регистрация и учет секретных документов производятся первым отделом в соответствии с законодательством о государственной тайне, Положением о работе с секретными материалами, документами, делами.
Регистрация и учет организационно-распорядительных актов по личному составу осуществляются управлением кадров, по финансово-хозяйственным вопросам - управлением делами.
Размножение и рассылка названных документов организуются указанными подразделениями.
2.7. В отделах (управлении) Генеральной прокуратуры в федеральных округах после подписания заместителем Генерального прокурора Российской Федерации организационно-распорядительного акта на нем проставляется регистрационный номер, предварительно запрошенный в соответствующем подразделении. При необходимости отделами производятся размножение и рассылка документа адресатам. Подлинник документа хранится по месту регистрации.
2.8. Организационно-распорядительные документы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, кроме актов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, подлежат опубликованию в журнале "Законность".
Копии документов после утверждения (подписания) незамедлительно передаются для опубликования. На основании заключенных Генеральной прокуратурой соглашений организационно-распорядительные акты направляются для включения в информационно-справочные правовые системы.
3. Аналитическая деятельность, направление
документов информационно-методического характера
3.1. Управления и отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечивают систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по профилю своей деятельности.
В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, должностных и юридических лиц, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.
3.2. Организационное управление обеспечивает подразделения содержащейся в статистической отчетности информацией о состоянии преступности, прокурорского надзора, следственной работе и др.
3.3. Управление методического обеспечения изучает практику прокурорского надзора и анализирует эффективность работы органов прокуратуры, разрабатывает методические рекомендации по усилению надзорной деятельности, расследованию конкретных видов преступлений, реализации полномочий прокуроров в судопроизводстве, их внедрению в практику.
Свою деятельность управление организует во взаимодействии с другими подразделениями, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, а также иными научными и образовательными учреждениями при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
3.4. Комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, оценку действенности прокурорского надзора, прогноз основных тенденций в состоянии законности, динамике и структуре преступности осуществляет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка.
С этой целью в срок до 1 февраля и 1 августа подразделения представляют в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка обобщенные информации, отражающие состояние законности и эффективность прокурорского надзора, просчеты и проблемы в правоприменительной практике, положительный опыт, с приложением необходимых материалов и других данных, полученных в пределах их компетенции.
НИИ проблем укрепления законности и правопорядка представляет Генеральному прокурору Российской Федерации информационно-аналитическую записку с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства не позднее 20 февраля и 20 августа.
По указанию Генерального прокурора Российской Федерации аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах и учреждениях прокуратуры.
3.5. Подготовленные подразделениями информационные письма, обзоры, методические рекомендации и иные информационно-аналитические документы подписываются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации. Эти документы не должны содержать требований о выполнении прокурорами субъектов Российской Федерации поручений или обязательном представлении информации.
Информационные письма, иные аналитические и методические документы передаются в организационное управление для учета и изучения их соответствия требованиям настоящего Регламента, иных организационно-распорядительных актов.
После регистрации размножение и рассылка документов на места организуются подготовившими их отделами и управлениями.
3.6. Организационное управление ежегодно обобщает практику подготовки и направления информационных писем, обзоров, методических рекомендаций, анализирует их соответствие требованиям настоящего Регламента, вносит предложения по улучшению этой работы.
4. Планирование работы, направление
заданий и поручений
4.1. Деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с планами работы, разработанными на основе изучения положения дел.
Работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации планируется на полугодие.
4.2. Предложения о включении в план мероприятий вносятся руководителями подразделений, научных и образовательных учреждений при Генеральной прокуратуре по согласованию с заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
Предложения должны быть мотивированными, подготовленными на основе анализа состояния законности и правопорядка, криминологического прогноза, с учетом решений коллегии Генеральной прокуратуры, постановлений координационных совещаний руководителей федеральных правоохранительных органов, требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, поручений Президента и Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, предложений прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.
В предложениях должны содержаться сведения о сроках и способах исполнения мероприятий, исполнителях и (по согласованию) соисполнителях, предполагаемых формах реализации результатов, а также перечень прокуратур, которые примут участие в исполнении. Мероприятия, в которых предполагается участие других правоохранительных органов, должны быть предварительно с ними согласованы.
Предложения в план работы Генеральной прокуратуры представляются в организационное управление не позднее 5 мая и 5 ноября.
4.3. Организационным управлением на основе поступивших предложений формируется проект плана. Он обсуждается на оперативном совещании при первом заместителе Генерального прокурора Российской Федерации с участием начальников управлений и отделов аппарата.
План передается на утверждение Генеральному прокурору Российской Федерации.
4.4. На основе внесенных предложений в целях исключения дублирования и обеспечения равномерной нагрузки на прокуратуры субъектов Российской Федерации организационное управление по согласованию с подразделениями - ответственными исполнителями составляет список прокуратур, которым предполагается поручить выполнение плановых заданий. Этот список является приложением к плану и направляется на места вместе с ним.
В одну и ту же прокуратуру, как правило, направляется не более трех заданий в полугодие.
4.5. После утверждения план организационным управлением незамедлительно направляется заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам подразделений центрального аппарата, руководителям научных и образовательных учреждений при Генеральной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам.
4.6. Задание по плану работы прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим прокурорам готовится подразделением, указанным в списке исполнителей первым. Задание должно быть согласовано со всеми соисполнителями, содержать четкое изложение задачи, перечень законодательных актов, исполнение которых проверяется, список подлежащих выяснению вопросов, сроки исполнения и рассылаться не позднее 15 дней после утверждения плана. Задание подписывается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
4.7. Ответственность за своевременное и качественное выполнение плановых мероприятий несут начальники управлений и отделов аппарата, заместители Генерального прокурора Российской Федерации.
Изменения сроков исполнения плановых мероприятий, замена отдельных мероприятий, внесение иных изменений в план могут быть осуществлены только Генеральным прокурором Российской Федерации по мотивированному рапорту ответственного исполнителя, поддержанному соответствующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
4.8. Контроль за выполнением плана работы Генеральной прокуратуры осуществляет организационное управление. О ходе его исполнения на основе поступающей из подразделений информации ежеквартально докладывается Генеральному прокурору Российской Федерации.
О результатах выполнения плановых мероприятий ответственный исполнитель информирует заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и готовит докладную записку за его подписью на имя Генерального прокурора с приложением всех документов, свидетельствующих о выполнении плана, а также вносит конкретные предложения по их реализации.
Копии докладных записок, справок, актов прокурорского реагирования, подготовленные по результатам выполнения плановых мероприятий, представляются в организационное управление.
4.9. Работа коллегии Генеральной прокуратуры, координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, научно-консультативного совета, высшей аттестационной комиссии и аттестационной комиссии, стажирование кадров и профессиональная учеба планируются отдельно.
4.10. Управления и отделы аппарата планируют свою работу на основе плана работы Генеральной прокуратуры с учетом данных о состоянии законности и правопорядка, прокурорско-следственной практики, имея в виду необходимость оперативного реагирования на нарушения законности и просчеты в деятельности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.
План работы управления (отдела) утверждается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Изменения в план работы могут быть внесены заместителем Генерального прокурора Российской Федерации на основании мотивированного рапорта начальника подразделения.
Руководители подразделений осуществляют контроль за реализацией плановых мероприятий, выводы и предложения ежемесячно докладывают заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
4.11. Задания и поручения, связанные с выполнением решений коллегии, проверкой парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также иных обращений по наиболее значимым вопросам управления государственным имуществом, бюджетными средствами, земельными ресурсами, фактам коррупции и злоупотребления служебным положением со стороны государственных и муниципальных должностных лиц, о нарушениях законности работниками прокуратур субъектов Российской Федерации, подписываются Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
Задания и запросы, связанные с рассмотрением обращения, либо при наличии поручения одного из руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации даются от имени начальника управления или отдела.
В случаях, не терпящих отлагательства, задания, а равно ответы на них (информации, сообщения) могут быть переданы факсимильной связью или иным видом срочной связи.
Запрещается истребование у прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров докладов, справочных и статистических материалов, иной информации по телефону без оформления в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству телефонограмм, подписанных надлежащими должностными лицами Генеральной прокуратуры.
4.12. Поручения, связанные с решениями высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти, разрешением обращений, расследованием отдельных уголовных дел, а также по другим вопросам направляются соисполнителям или прокурорам субъектов Российской Федерации в срок не позднее трех дней с момента получения ответственным подразделением соответствующего указания от руководителей Генеральной прокуратуры.
Внеплановые задания и поручения должны иметь сроки исполнения, позволяющие провести полную и всестороннюю проверку или обобщение, если руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации не установлены конкретные сроки.
4.13. Размножение и рассылка на места плановых заданий, а также поручений об организации внеплановых проверок (не связанных с разрешением конкретных обращений) производятся только после их учета в организационном управлении. Аналогичным образом осуществляется отправка заданий и поручений телетайпом или телефаксом. Копии заданий и поручений представляются для хранения в организационное управление.
Организационное управление ежегодно обобщает практику подготовки и направления на места заданий и поручений, вносит предложения по совершенствованию этой работы.
5. Организация работы коллегии и совещаний
5.1. Коллегия Генеральной прокуратуры
5.1.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Коллегия является совещательным органом. Она правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии).
Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
5.1.2. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.
По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.
5.1.3. План работы коллегии формируется организационным управлением каждое полугодие на основе предложений заместителей Генерального прокурора, руководителей управлений и отделов аппарата и утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.
В плане определяются проблемы, подлежащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необходимых материалов, сроки проведения заседаний.
Решение об изменении сроков или о снятии запланированного вопроса с рассмотрения коллегией может быть принято Генеральным прокурором Российской Федерации на основании мотивированного рапорта начальника управления или отдела, поддержанного соответствующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Внеплановые вопросы могут быть вынесены на обсуждение коллегии только Генеральным прокурором Российской Федерации.
5.1.4. Заседания коллегии могут проводиться в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств.
Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной, иной охраняемой законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного рапорта начальника управления информации и общественных связей решает вопрос о приглашении на заседание представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации.
Ответственность за своевременность и качество подготовки материалов, вносимых на рассмотрение коллегии, несут руководители подразделений и заместители Генерального прокурора Российской Федерации.
5.1.5. Материалы для рассмотрения на заседании коллегии должны содержать: справку (не более 5 - 7 страниц), проекты решения, в случае необходимости - приказа, актов прокурорского реагирования, а также список лиц, приглашаемых на заседание.
В проекте решения коллегии должны содержаться оценки состояния законности и прокурорского надзора, конкретные недостатки и нарушения, допустившие их должностные лица, предложения об устранении нарушений закона и просчетов в организации работы, меры по укреплению законности и правопорядка, указаны сроки и исполнители.
5.1.6. Подготовленные документы передаются в организационное управление, которое изучает степень их готовности для обсуждения на заседании коллегии. К изучению материалов могут привлекаться советники и помощники по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации.
После согласования с начальником организационного управления руководитель подразделения - исполнитель документов докладывает их заместителю Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности, который вносит Генеральному прокурору Российской Федерации предложение о рассмотрении вопроса на заседании коллегии.
5.1.7. При наличии в представленных материалах серьезных недостатков Генеральный прокурор Российской Федерации возвращает их на доработку или принимает решение о снятии вопроса с рассмотрения на заседании коллегии.
В случае принятия Генеральным прокурором решения о рассмотрении вопроса на заседании коллегии организационное управление готовит повестку, список приглашенных на заседание должностных лиц и не позднее чем за пять дней до дня заседания передает подготовленные материалы председателю и членам коллегии.
О дне заседания участники коллегии уведомляются извещением, в котором указываются повестка дня, время и место его проведения, основные докладчики материалов. Вызов приглашенных должностных лиц обеспечивается организационным управлением во взаимодействии с подразделением, подготовившим вопрос.
5.1.8. Обсуждение вопроса на заседании коллегии проводится в порядке, определяемом ее председателем. По согласованию со всеми членами коллегии повестка дня может быть изменена или дополнена.
На заседании ведется протокол, стенограмма, а по указанию председателя коллегии - аудио- и (или) видеозапись.
5.1.9. Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии.
Особое мнение члена (членов) коллегии прилагается к протоколу заседания.
5.1.10. Организационное управление в течение трех дней обеспечивает оформление протокола заседания коллегии и направляет его копию для учета при доработке окончательного варианта решения в подразделение, готовившее вопрос. Подразделение в течение десяти дней либо в иной срок, установленный председателем коллегии, дорабатывает решение, другие обсуждавшиеся документы и после согласования с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации передает их в организационное управление, которое, при отсутствии замечаний, докладывает документы Генеральному прокурору Российской Федерации.
5.1.11. Решения коллегии, другие документы, подготовленные в соответствии с решением коллегии, незамедлительно направляются по принадлежности.
Начальники управлений и отделов в обязательном порядке доводят их содержание до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с предварительным обсуждением на оперативном совещании), определяют ответственных исполнителей и организуют контроль исполнения, о чем информируют организационное управление.
5.1.12. Ответственность за качество и соблюдение сроков реализации решений коллегии несут указанные в них руководители подразделений аппарата, заместители Генерального прокурора Российской Федерации по отнесенным к их ведению вопросам.
По каждому случаю грубого нарушения качества и сроков подготовки документов для рассмотрения на заседании коллегии, невыполнения принятых ею решений руководителями подразделений от исполнителей отбираются объяснения для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации с целью наказания виновных.
5.1.13. Организационное управление осуществляет организационную подготовку заседаний коллегии, ведет ее делопроизводство, контролирует исполнение принятых решений, ежегодно обобщает практику работы коллегии, вносит предложения по совершенствованию ее деятельности.
5.1.14. Решение коллегии после его выполнения снимается с контроля по мотивированному рапорту исполнителя, согласованному с организационным управлением и заместителем Генерального прокурора, Генеральным прокурором Российской Федерации. В необходимых случаях вопрос о снятии решения с контроля организационным управлением докладывается на заседании коллегии.
5.2. Координационные совещания
5.2.1. Координационные совещания руководителей федеральных правоохранительных органов созываются Генеральным прокурором Российской Федерации и проходят под его председательством.
Процедура подготовки и проведения координационных совещаний, а также осуществление контроля за реализацией принятых ими постановлений определяется Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Регламентом координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Координация деятельности по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Созывают и возглавляют такие координационные совещания заместители Генерального прокурора Российской Федерации.
5.2.2. Решение финансово-хозяйственных вопросов, обеспечение контрольно-пропускного режима в период подготовки и проведения заседаний коллегии, оперативных совещаний при Генеральном прокуроре Российской Федерации или его первом заместителе, координационных совещаний руководителей федеральных правоохранительных органов возлагается на управление делами.
Организационное управление заблаговременно уведомляет управление делами о дне проведения заседания, одновременно представляет список приглашенных лиц.
5.3. Оперативные совещания
5.3.1. Вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре Российской Федерации, его заместителях, а также в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.
Организационное обеспечение оперативных совещаний при Генеральном прокуроре Российской Федерации и при первом заместителе Генерального прокурора Российской Федерации, а также контроль за исполнением принятых решений осуществляются организационным управлением.
Подготовка необходимых материалов, а также контроль за исполнением принятых решений оперативных совещаний в управлениях и отделах осуществляются ответственными должностными лицами, назначаемыми руководителями соответствующих подразделений. В необходимых случаях организационное управление может оказывать подразделениям методическую и иную помощь.
6. Контроль исполнения.
Проведение служебных проверок
6.1. Контроль за исполнением приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии Генеральной прокуратуры, постановлений координационных совещаний руководителей федеральных правоохранительных органов, выполнением плановых мероприятий обеспечивают заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений аппарата, а также организационное управление.
Контроль за исполнением текущих поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанных с рассмотрением обращений, расследованием уголовных дел, проведением проверок, осуществляется начальниками управлений и отделов аппарата Генеральной прокуратуры.
Соблюдение порядка и сроков рассмотрения поручений особого контроля, в том числе обращений высших должностных лиц Российской Федерации, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, контролируется организационным управлением.
6.2. Контроль обеспечивается систематическим истребованием начальниками подразделений, а также организационным управлением информации об исполнении организационно-распорядительных документов, находящихся на контроле поручений, разрешении обращений, представлением руководству Генеральной прокуратуры докладных записок о результатах проделанной работы.
Материалы о выполнении поручений по уголовным и иным делам, документам, поступившим из высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, о разрешении взятых на контроль обращений представляются в срок, установленный Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
6.3. Документ считается исполненным после выполнения поручения и сообщения результатов заинтересованным организациям и лицам, о чем исполнитель информирует организационное управление.
Организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, как правило, находятся на контроле в течение срока, указанного в самом документе. Организационно-распорядительные документы, изданные в связи с выполнением конкретных поручений или осуществлением мероприятий, снимаются с контроля после их реализации.
Решение о снятии документа с контроля принимает Генеральный прокурор Российской Федерации на основании мотивированного рапорта руководителя подразделения-исполнителя, согласованного с организационным управлением и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
В отдельных случаях вопрос о снятии документа с контроля инициирует начальник организационного управления.
6.4. Контроль за своевременным получением информации о результатах рассмотрения документов, направленных Генеральным прокурором Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в высшие органы государственной власти, федеральные министерства и ведомства, обеспечивается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации по отнесенным к их ведению вопросам и начальниками управлений и отделов, подготовивших эти документы.
Учет и регистрация документов, направленных Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями в высшие органы государственной власти, а также в федеральные министерства и ведомства, осуществляется только секретариатом Генерального прокурора Российской Федерации.
6.5. Ведение делопроизводства по документам, взятым на контроль, в том числе заведение контрольных карточек, надзорных производств, а если требования документа рассчитаны на длительный срок действия - контрольных дел, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации.
В трехдневный срок с момента исполнения поручения контрольные карточки с указанием результатов разрешения, данных о том, кому направлен документ, даты подписания, номера надзорного производства, дела, где хранится документ, фамилии конкретного исполнителя передаются в организационное управление, которое систематизирует их в картотеке исполненных документов по подразделениям, видам документов и хронологии поступления.
6.6. Организационное управление систематически проверяет в управлениях и отделах постановку контроля исполнения, соблюдение порядка подготовки, оформления и выполнения требований организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, истребует необходимые материалы и данные, осуществляет проверки в порядке контроля. При выявлении нарушений подготовленные к отправке документы могут быть изъяты и возвращены исполнителю для доработки.
6.7. При обнаружении фактов нарушения сроков или неудовлетворительного качества подготовки документов по мотивированному рапорту руководителя подразделения или начальника организационного управления Генеральный прокурор Российской Федерации либо его заместитель назначает служебную проверку, определяет ответственное должностное лицо, соисполнителей и сроки ее проведения.
6.8. Ответственный за проведение служебной проверки исполнитель (либо по его поручению иное должностное лицо) в двухдневный срок направляет копии рапорта и других материалов соисполнителям, а также перечень вопросов в другие подразделения при необходимости их привлечения к участию в проверке, имеет право истребовать заключения по обращениям, уголовным делам и материалам, отбирать объяснения от руководителей подразделений и других прокурорско-следственных работников.
Срок проведения служебной проверки не может превышать одного месяца с момента обнаружения нарушения.
6.9. О результатах служебной проверки исполнитель докладывает Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителям с представлением при необходимости проектов приказов, согласованных с управлением кадров, о наказании виновных лиц.
6.10. Организационное управление, если оно не является ответственным исполнителем, дает заключение о соблюдении установленного в Генеральной прокуратуре порядка рассмотрения обращений, прохождения документов и иных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом.
7. Рассмотрение обращений и организация приема граждан
7.1. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, должностных лиц, а также парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организация приема заявителей устанавливаются действующим законодательством, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры, а также иными распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации.
Каждое обращение должно получить своевременное, объективное и окончательное разрешение в том управлении или отделе центрального аппарата, к компетенции которого относится решение вопроса.
Руководители управлений и отделов Генеральной прокуратуры несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями и прием граждан, должностных лиц и представителей юридических лиц. Непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации при разрешении конкретных обращений.
7.2. При наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких управлений и отделов, проверку в полном объеме организует руководитель подразделения, указанный среди исполнителей первым (ответственный исполнитель). Он обеспечивает незамедлительное направление копий обращения соисполнителям, подготовку единого поручения о проверке, проекта ответа заявителю по существу, а в необходимых случаях - промежуточных ответов и продление сроков проверки в установленном порядке.
Передача обращения из одного подразделения в другое, а также направление прокурорам субъектов Российской Федерации, к компетенции которых относится его разрешение, осуществляется на основании мотивированного рапорта начальника управления или отдела в пятидневный срок с момента поступления, с обязательным уведомлением управления по рассмотрению писем. В случае возникновения разногласий обращение из одного подразделения в другое для разрешения передается по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
7.3. Прием граждан и представителей юридических лиц осуществляется в установленные часы в Приемной Генеральной прокуратуры Российской Федерации (отдел по приему граждан управления по рассмотрению писем и приему граждан) в день обращения.
К приему граждан могут привлекаться прокуроры управлений и отделов, которые будут разрешать обращения.
Прием Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем осуществляется по жалобам, ответы на которые ранее давались начальниками управлений и отделов аппарата. В случаях, когда такое решение принималось руководителями Генеральной прокуратуры, личный прием заявителя организуется по прямому указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.
8. Выезды на места
8.1. Выезды в прокуратуры субъектов Российской Федерации осуществляются с целью проверки или оказания помощи в организации их работы, изучения положительного опыта, расследования преступлений, а также обстоятельств чрезвычайных происшествий, разрешения непосредственно на месте обращений о многочисленных и грубых нарушениях закона.
Выезды для проверок осуществляются согласно планам работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на основании предложений управлений и отделов либо по указанию Генерального прокурора Российской Федерации или лица, его замещающего.
Работники подразделений Генеральной прокуратуры в федеральных округах направляются в служебные командировки по решению находящихся в округах заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Срок служебной командировки устанавливается руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
8.2. Состав группы для выезда определяется организационным управлением по согласованию с начальниками подразделений и утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации. Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации о сроках проведения проверки и составе группы готовит организационное управление, которое после подписания направляет его заинтересованным лицам не позднее чем за две недели до выезда.
Группы по проведению комплексных проверок деятельности подчиненных прокуратур возглавляют заместители Генерального прокурора Российской Федерации, при проведении проверок по отдельным направлениям работы - начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры.
По указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации для участия в проверках могут привлекаться работники прокуратур субъектов Российской Федерации, преимущественно из числа находящихся в резерве на выдвижение.
Руководителем комиссии или по его поручению иным работником не позднее одной недели до начала выезда составляется план проверки. План утверждается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, которым также проводится инструктаж членов комиссии перед выездом.
8.3. При подготовке к выезду работники обязаны проанализировать имеющиеся в Генеральной прокуратуре статистические и иные материалы по вопросам обеспечения правопорядка и прокурорского надзора, организационно-распорядительные акты, результаты предыдущих проверок и принятые по ним решения, определить в соответствии с целями выезда основные направления работы.
Организационным управлением не позднее чем за десять дней до выезда для проведения комплексной или отраслевой проверки представляются статистические данные, характеризующие состояние законности и преступности, следственной работы, прокурорского надзора в регионе.
8.4. Начальник подразделения, которому по указанию Генерального прокурора Российской Федерации дано поручение об осуществлении внепланового выезда с целью проведения проверок организации работы подчиненной прокуратуры, разрешения обращения, расследования уголовного дела или по другим вопросам, может при необходимости ходатайствовать об участии в проверке работников других управлений и отделов аппарата, а также НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Рапорт начальника подразделения после утверждения заместителем Генерального прокурора Российской Федерации для учета и регистрации представляется в организационное управление.
8.5. Справка о комплексной проверке организации работы объемом до 12 страниц (а по отдельным вопросам - не более 8 страниц) должна содержать анализ и оценку деятельности проверяемой прокуратуры, ее конкретных работников, выводы о причинах допущенных недостатков, практические рекомендации по их устранению. Она подписывается всеми участниками комиссии. Один экземпляр передается руководителю прокуратуры, о чем в справке делается отметка.
Результаты проверки рассматриваются на месте. При необходимости проводится заседание коллегии с участием прокуроров районов и городов, а также прокуроров приравненных к ним специализированных прокуратур.
8.6. По окончании выезда сотрудники подразделений в двухдневный срок докладывают руководителям подразделений о результатах с представлением справки по направлениям надзорной деятельности.
Руководители комиссии, начальники подразделений в трехдневный срок докладывают Генеральному прокурору Российской Федераций или его заместителю о результатах проверки.
Руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают решение о форме и сроках реализации представленных материалов. Результаты комплексных проверок, как правило, выносятся на обсуждение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В остальных случаях результаты выезда могут быть обсуждены на оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации или начальнике управления (отдела) аппарата. При этом дается оценка проделанной работе, определяются меры по устранению выявленных недостатков или распространению положительного опыта.
Справки о результатах проверок с резолюцией руководителей Генеральной прокуратуры, а также информации о результатах выездов (по проверке обращений, расследования уголовных дел, поддержания государственного обвинения и др.) не позднее пяти дней передаются в организационное управление для учета и организации контроля за выполнением принятого решения.
8.7. Организационное управление ведет учет выездов (за исключением командировок для расследования уголовных дел, находящихся в производстве управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации), совместно с другими подразделениями изучает практику выездов, разрабатывает предложения по совершенствованию этой работы.
9. Вызовы работников с мест
9.1. Вызовы работников с мест осуществляются на основании планов стажировки, учебы или аттестации, по указанию Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей либо с их разрешения по мотивированному рапорту начальника подразделения Генеральной прокуратуры.
Порядок и сроки прохождения стажировки и учебы определяются соответствующими организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации.
Срок командировки руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур для участия в заседании коллегии Генеральной прокуратуры, доклада конкретных дел и материалов, аттестования (за исключением участия в работе следственных групп) не должен превышать пяти дней, срок прохождения стажировки в аппарате Генеральной прокуратуры - десяти дней.
9.2. Вопросы финансирования командировок, а также размещения вызываемых работников предварительно согласовываются с управлением делами. Выезды и вызовы работников с мест без решения этих вопросов не допускаются.
Основания и порядок вызова прокурорско-следственных работников с мест для работы в составе следственных групп, возмещения им расходов и выплаты компенсаций устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации или первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
9.3. Учет прибывающих с мест работников ведется управлением кадров, которое оформляет командировочные удостоверения выезжающих и прибывающих с мест прокурорско-следственных работников.
В случае невыполнения работником задания, несоблюдения сроков пребывания в командировке, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины начальник управления или отдела центрального аппарата составляет мотивированный рапорт, который после согласования с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации передается в управление кадров для решения вопроса о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.
10. Порядок представления специальных донесений
и иной обязательной информации
10.1. Порядок представления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации, принятия по ним организационных и надзорных решений определяется организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
10.2. Специальные донесения о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, имеющих особое общественное значение, о фактах гибели прокуроров или следователей, причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью передаются по телефону или другими видами срочной связи дежурному прокурору Генеральной прокуратуры.
Информация о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, призванными на военные сборы, о происшествиях в воинских частях, военных учебных заведениях и организациях передается оперативному дежурному Главной военной прокуратуры.
Письменные донесения о происшествиях чрезвычайного характера передаются в соответствующее подразделение центрального аппарата по направлениям деятельности или должностному лицу, которому руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации поручено проведение проверки по данному факту.
10.3. Иная обязательная информация представляется в установленные организационно-распорядительными документами сроки в управления и отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности. Подразделения аппарата обязаны принять по ней своевременные организационные, надзорные и иные меры.
Контроль за использованием в работе поступающей с мест информации и оперативным реагированием на нее обеспечивают заместители Генерального прокурора Российской Федерации и начальники соответствующих управлений и отделов.
11. Прием и сдача дел
11.1. В целях обеспечения преемственности в работе, своевременного ознакомления с обстановкой и повышения ответственности за состояние дел при освобождении от должности и назначении на должность начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советников, старших помощников и помощников Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, руководителей научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры прием и сдача дел производятся по приемо-сдаточному акту в недельный срок после издания приказа о назначении на должность либо освобождении от должности.
Прием-передача дел в центральном аппарате проводится с участием представителей организационного управления и управления делами, в Главной военной прокуратуре - представителя аппарата Главного военного прокурора.
11.2. В приемо-сдаточном акте отражаются:
сведения о штатах подразделения, укомплектованности кадрами оперативных и технических работников;
основные (плановые и внеплановые) мероприятия текущего года, в том числе незавершенные к моменту передачи дел;
количество жалоб и заявлений, уголовных, гражданских и иных дел, не получивших окончательного разрешения, с указанием срока их проверки и расследования;
состояние делопроизводства;
наличие и сохранность вещественных доказательств по уголовным делам;
сохранность документов, в том числе содержащих сведения, составляющие государственную тайну, специального хранения и строгой отчетности, законодательных актов и литературы для служебного пользования;
наличие, количество, условия хранения, данные об использовании оружия, боеприпасов к нему и специальных средств;
сведения о наличии и состоянии имущества, в том числе криминалистической, компьютерной, множительной и иной техники.
При передаче дел в отделах в федеральных округах в акте указывается финансово-хозяйственное состояние. Представитель управления делами участвует в приеме и передаче дел по указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах, подписывается сдающим, принимающим дела должностным лицом, а также участвовавшим в приеме-передаче дел представителем другого подразделения.
11.3. Акт приема-передачи дел в 3-дневный срок после подписания передается для утверждения заместителю Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности соответствующего подразделения.
После утверждения один экземпляр акта сдается для регистрации и хранения в организационное управление.
В Главной военной прокуратуре такие акты утверждает Главный военный прокурор.
11.4. В случае обнаружения недостачи уголовных, гражданских и иных дел, оружия, патронов к нему, специальных средств, а также имущества по указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей может быть проведена служебная проверка, по результатам которой виновные должны быть привлечены к ответственности, в установленном законом порядке решен вопрос о возмещении ущерба.
Организационное управление

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ СанПиН 2.1.4.1116-02 ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ, РАСФАСОВАННОЙ В ЕМКОСТИ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. МУ 2.1.4.1184-03 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также