ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. МР n 2/09 (утв. Минздравом РФ 09.01.2003)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
9 января 2003 года
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР N 2/09
Авторы:
Б.В. Лимин, Т.В. Карлова, И.О. Мясников, И.А. Кузнецова (ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Вологодской области"), Маймулов В.Г. (Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова).
Методические рекомендации предназначены для использования в деятельности центров госсанэпиднадзора 1 и 2 уровней управления средой обитания и здоровьем населения.
Программное обеспечение к Методическим рекомендациям "Организация системы социально-гигиенического мониторинга на уровне субъекта Российской Федерации" можно взять на сайте Центра госсанэпиднадзора в Вологодской области (www.vologda.ru/~gsen).
1. Введение
В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой мероприятий и проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, в городских и сельских поселениях органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Информационно-аналитическая система социально-гигиенического мониторинга является одним из ключевых механизмов в технологии управления уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с данными положениями Правительство РФ Постановлением от 01.06.2000 N 426 утвердило "Положение о социально-гигиеническом мониторинге", в соответствии с которым СГМ является государственной системой наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и среды обитания, а также инструментом установления причинно-следственных связей между здоровьем и факторами окружающей среды.
2. Роль системы социально-гигиенического мониторинга
в системе управления здоровьем
Государственная социально-экономическая политика в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Это становится возможным только при условии создания системы управления здоровьем населения и факторами, формирующими его. Состояние здоровья населения формируется под воздействием нескольких факторов (рис. 1).
-----------------------------------------¬
¦Факторы, определяющие здоровье населения¦
L---------T--------T-----------T----------
----------- ¦ L---------¬
¦ ¦ ¦
/ ¦ /
--- -- -- -- -- -- --¬ / - -- -- -- -- -- -- -- ¬
-----------¬ -----------------¬ ------------¬
¦ ¦Социальные¦ ¦ ¦Наследственность¦ ¦ ¦ Факторы ¦ ¦
¦ факторы ¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды ¦ ¦
LT---T----T- L--------T-------- LT----T----T-
¦ / ¦ / ¦ ¦ ¦ / ¦ / ¦
-------¬¦--------¬ ¦ ----------¬¦---------¬
¦ ¦образ ¦¦¦уровень¦ ¦ ¦ ¦¦питьевая ¦¦¦ произв.¦¦
¦жизни ¦¦¦ жизни ¦ ¦ ¦ вода ¦¦¦ среда ¦
¦ L-------¦L-------- ¦ ¦ ¦L----------¦L---------¦
/ ¦ /
¦ ------------¬ ¦ ¦ ¦ -------------¬ ¦
¦ мед. ¦ ¦ ¦атмосферный ¦
¦ ¦обеспечение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздух ¦ ¦
L-----T------ ¦ L------T------
L- -- -- -+ -- -- -- - / L-- -- -- -- +- -- -- --
¦ ------------------¬ ¦
L----------->¦ Здоровье ¦<-------------
L------------------
Рис. 1. Факторы, определяющие здоровье населения
Наибольший вклад в формирование здоровья вносит группа факторов, объединенных термином "социальная среда", включающим социально-экономический статус и особенности поведения населения.
К группе факторов, определяемых как "окружающая среда", относятся качество объектов среды обитания и их достаточность для удовлетворения физиологических потребностей организма. Это атмосферный воздух, питьевая вода, производственная среда, воздух закрытых помещений, в т.ч. жилье, и физические факторы (вибрация, шум, метеофакторы, микроклимат, электромагнитное, ионизирующее излучения и т.д.).
Состояние медицинской помощи населению имеет немаловажную роль в формировании здоровья.
Для комплексного воздействия на медико-экологические факторы, в целях обеспечения медико-демографических, санитарно-гигиенических аспектов развития общества необходима система управления здоровьем населения (рис. 2).
----------------¬ --- -- -- -- -- -- -- -- -- --¬ -----------¬
¦Здравоохранение¦ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ¦Социальная¦
¦ ¦<--+ +-->¦ защита ¦
¦ ¦ ¦населения ¦
L---------------- L -- -- T- -- -T -- -- -T- - -- L-----------
------------------- ¦ L------------¬
/ / /
-------------¬ -------------------¬ --------------¬
¦Медицинское ¦ ¦ Охрана природы и ¦ ¦ Народное ¦
¦страхование ¦ ¦природных ресурсов¦ ¦ образование ¦
L------------- L------------------- L--------------
Рис. 2. Система управления здоровьем населения
В связи со сменой общественно-экономической формации перед системой управления здоровьем воздвигаются новые задачи по формированию социальной, медико-демографической политики и требуют реформирования существующих структур с целью оптимизации их деятельности.
Данное Положение предъявляет требования по оптимизации деятельности и госсанэпидслужбы, определяет необходимость перехода от контроля за средой обитания человека и его здоровьем к управлению санитарно-эпидемиологической ситуацией, что является основным механизмом выполнения главной задачи службы - предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.
Основным механизмом в выполнении данной задачи является система социально-гигиенического мониторинга, который является государственной системой наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и среды обитания, а также инструментом установления причинно-следственных связей между здоровьем и факторами окружающей среды. Стержневым звеном системы СГМ являются учреждения Госсанэпидслужбы Российской Федерации, обеспечивающие сбор, обработку, анализ и передачу информационных материалов о состоянии среды обитания и здоровья населения на различные уровни власти и управления.
3. Объекты исследования
в системе социально-гигиенического мониторинга
Объектами исследования в системе социально-гигиенического мониторинга являются здоровье и факторы среды обитания.
Здоровье населения территории является обобщенным интегральным критерием качества среды обитания и ее влиянием на жизнедеятельность людей и рассматривается как единое целое (общество, социум, экономика, экология) в системе социально-гигиенического мониторинга (рис. 3).
--------------¬ ----------------¬
¦ Экономика +--------------------------------->¦ Общество ¦
L------T-------<-----¬ ------------------¬ ---->L--------T-------
¦ ¦ ¦ Здоровье ¦ ¦ ¦
/ L-+ населения ¦<-- /
--------------¬ ¦ территории ¦ ----------------¬
¦ Социум +------->¦ ¦<----->¦ Экология ¦
L-------------- L------------------ L----------------
/ / /
¦ ¦ ¦
¦ / ¦
¦ ------------------¬ ¦
L------------->¦ СГМ ¦<----------------
+-----------------+
¦ Стратегия ¦
¦развития здоровья¦
L------------------
Рис. 3. Стратегия развития здоровья населения
Для реализации социально-гигиенического мониторинга в деятельности службы необходимы следующие условия:
- нацеленность службы на достижение конечного результата - улучшение здоровья граждан вследствие снижения влияния факторов риска среды обитания;
- реформирование службы;
- переход от объектового надзора к факторному с расчетом оптимально необходимых объемов лабораторных исследований;
- рациональное распределение функций между центрами ГСЭН разного уровня управления;
- разработка оптимальной системы мониторинга за состоянием факторов, формирующих среду обитания, показателями здоровья населения;
- создание информационной компьютерной системы;
- достаточность финансового и ресурсного обеспечения подразделений службы в соответствии с их функциями.
В ходе реализации намеченных направлений развития госсанэпидслужбы разработаны и внедрены в практику общие системные подходы к организации социально-гигиенического мониторинга, определены показатели мониторирования здоровья и факторов окружающей, социальной и производственной среды (рис. 4).
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬ --- -- -- -- -- -- -- --¬
¦ ------------------¬ ¦ -------------------¬
¦ Показатели, ¦ ¦ ¦ Показатели, ¦ ¦
¦ ¦ характеризующие ¦ ¦ ¦ характеризующие ¦
¦мед. обеспечение ¦ ¦ ¦ состояние ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атмосферного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ воздуха ¦ ¦
¦ +-----------------+ ¦ +------------------+
¦ Показатели, ¦ Блок соц.- ¦ ¦ Показатели, ¦ ¦
¦ ¦ характеризующие ¦ экон. ¦ ¦ характеризующие ¦
¦ образ жизни ¦показателей ¦ ¦качество питьевой ¦ ¦
¦ +-----------------+ ¦ ¦ воды ¦
¦ ¦ Показатели, ¦ ¦ L------------------- ¦
¦ характеризующие ¦ ¦ Блок
¦ ¦ условия жизни ¦ ¦ гигиенических ¦
L------------------ ¦ показателей
L-- -- -- --T - -- -- -- -- -T- - + - -- +- - -T - -- -- -- -- ---
¦ Показатели, ¦
¦ ¦ характеризующие ¦ ¦
¦ производственную ¦
¦ ¦ среду ¦ ¦
¦ L -- -- -T- -- -- - ¦
¦ / ¦
¦ -- -- -- -- -- -- ¬ ¦
L--------------->¦ СГМ ¦<------
L-- -- -- -- -- ---
/
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --+- -- -- -- -- -- -- -- -- ¬
--------------------¬ -----------------¬ ---------------¬
¦ ¦Социально-демограф.¦ ¦Медико-демограф.¦ ¦Заболеваемость¦ ¦
¦ показатели +--+ показатели +--+ ¦
¦ +---------T---------+ L--------T-------- +-------T------+ ¦
¦ ¦ ---------+-------¬ ¦ ¦
¦ ¦Медико-генетические¦ ¦ Инвалидность ¦ ¦ Показатели ¦ ¦
¦ показатели +--+ +--+физ. развития ¦
¦ L-------------------- L----------------- L--------------- ¦
Блок показателей, характеризующих здоровье
L-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
Рис. 4. Показатели социально-гигиенического мониторинга
Блок гигиенических показателей составляют показатели, характеризующие состояние атмосферного воздуха, куда входят источники загрязнения и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, данные о санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и количестве населения, проживающего в них, результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха на стационарных, маршрутных постах, подфакельные замеры и комплексные показатели загрязнения атмосферы. По такой же схеме рассматриваются и показатели, характеризующие качество питьевой воды и производственной среды. В блок социально-экономических показателей включены данные, характеризующие уровень жизни населения, условия жизни и медицинское обеспечение (рис. 5).
--------------------------------¬
¦ Социально-экономические ¦
¦ показатели ¦
L------T-------T----------T------
------------- ¦ L----------¬
/ / /
----------------¬ ----------------¬ --------------¬
¦Уровень жизни 5¦ ¦Условия жизни 4¦ ¦ Медицинское ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение 6¦
L---------------- L---------------- L--------------
--------------------¬ -----------------¬ ----------------------¬
¦- доходы населения;¦ ¦- уровень ¦ ¦- обесп. населения ¦
¦- потребление и ¦ ¦занятости ¦ ¦врачами; ¦
¦расходы; ¦ ¦населения; ¦ ¦- обесп. населения ¦
¦- состояние ¦ ¦- уровень ¦ ¦ср. мед. работниками;¦
¦коммунального ¦ ¦пищевого статуса¦ ¦- обесп. койками; ¦
¦хозяйства; ¦ ¦населения; ¦ ¦- обесп. населения ¦
¦- обеспечение ¦ ¦- вредные ¦ ¦амбул.-поликл. ¦
¦населения

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 09.01.2003 n 6 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТАБЕЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также