МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ОРГАНАМИ РЫБООХРАНЫ НАМЕЧАЕМЫХ РЕШЕНИЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (утв. Госкомрыболовством РФ 05.01.2003 n 12-04-03/3)


Утверждены
Госкомрыболовством России
5 января 2003 г. N 12-04-03/3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
ОРГАНАМИ РЫБООХРАНЫ НАМЕЧАЕМЫХ РЕШЕНИЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи должностным лицам федеральных государственных учреждений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулирования рыболовства (далее - бассейновые управления рыбоохраны) по порядку рассмотрения и согласования проектной документации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на водные биологические ресурсы (далее именуется водные биоресурсы) и среду их обитания.
1.2. В Методических рекомендациях учтены нормы действующего законодательства, регулирующие эти вопросы, и в частности Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), Федеральных законов Российской Федерации "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462), "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556), "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133), "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694), "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833), "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 51, ст. 6273).
1.3. Целью настоящих Методических рекомендаций является:
1.3.1. Упорядочение деятельности органов рыбоохраны по рассмотрению и согласованию намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
1.3.2. Проверка соблюдения необходимых требований по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и условий для их воспроизводства, предшествующих принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
1.3.3. Оказание помощи проектным организациям, заказчикам и другим заинтересованным лицам в определении состава проектной документации на разных стадиях проектирования, порядка ее представления на согласование и проведения процедуры согласования проектных и предпроектных материалов, а также подготовки сводных заключений по ним.
II. Перечень основополагающих документов и материалов,
подлежащих согласованию с органами рыбоохраны
2.1. Методические рекомендации определяют перечень материалов, подлежащих согласованию с органами рыбоохраны, состав и порядок их представления на рассмотрение и согласование с учетом требований законодательных актов, указанных в пункте 1.1, и Постановлений Правительства Российской Федерации:
от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах, водных объектах и их прибрежных защитных полосах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5567);
от 19 декабря 1996 г. N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 165);
от 19.01.2000 N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 4, ст. 396);
от 26.01.2000 N 68 "Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст. 534);
от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3582);
от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, 165);
от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст. 4648).
2.2. Согласованию с органами рыбоохраны подлежат:
проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности;
заявки на производство различных работ на геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации;
заявки на производство работ на водных объектах рыбохозяйственного значения и в их водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах в части оценки влияния, которое проектируемые объекты или виды работ могут оказать на водные биоресурсы и среду их обитания;
проекты на строительство водохранилищ, прудов и других водных объектов, а также сооружений, ограждающих пойменные массивы;
материалы о порядке применения в пределах зон водных объектов рыбохозяйственного значения средств защиты растений и стимуляторов роста растений, минеральных удобрений и других веществ;
проекты на строительство водозаборов промышленных, коммунальных, энергетических, сельскохозяйственных организаций и объектов другого назначения, в том числе оборудование их рыбозащитными устройствами.
2.3. При подготовке проектных материалов и определении уровня их проработки следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- "Правила охраны прибрежных вод морей от загрязнения, утверждены Минводхозом СССР 25.07.1983, Минздравом СССР 15.02.1984, Минрыбхозом СССР 12.04.1984, согласованы Госстроем СССР 24.08.1983;
- "Правила охраны поверхностных вод", утверждены Госкомприродой СССР 21.02.1991, введены 01.03.1991;
- "Указания о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (ОНД-1-86)", согласованы Госстроем СССР 08.04.1986, N АЧ-1780-2/2, и утверждены Приказом МРХ СССР от 22.09.1986 N 506;
- "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утверждено Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 31.07.2000, N 31);
- "Порядок согласования Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству материалов обоснования лицензий, заявок и других разрешительных документов на геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, на территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации", утвержден Госкомрыболовством России 17.12.2001;
- СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержден Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-64 (Минстрой России, 1995);
- СП 11-101-95 "Свод правил. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", принят и введен в действие Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-63 (Минстрой России, Москва, 1995);
- Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" и при "Обосновании инвестиций" в строительстве предприятий, зданий, сооружений" (ГП "Центринвестпроект, Госстрой России, 1998);
- "Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", согласована Минфином СССР 21.12.1989, утверждена Госкомприроды СССР 20.10.1989, Минрыбхозом СССР 18.12.1989.
III. Состав и порядок представления материалов
на согласование органам рыбоохраны
3.1. Предварительно, до представления проекта на экспертизу в ЦУРЭН или бассейновые управления рыбоохраны, заказчик проектной документации направляет подробную (поглавную) опись состава его материалов с указанием количества томов и составляющих их книг с целью выбора отдельных глав и разделов по существу вопроса экспертизы из всего объема разработанных проектных материалов.
3.2. Обязательным условием принятия материалов органами рыбоохраны на согласование является наличие в составе проектной документации и заявках на производство работ:
3.2.1. Заключений бассейновых управлений органов рыбоохраны о рыбопромысловой значимости водного объекта и об установлении категории рыбохозяйственных водных объектов или их отдельных участков с оценкой полноты учета его характеристик и особенностей, а также качества проработки материалов.
3.2.2. Разделов ОВОС, выполненных с участием специализированных научно-исследовательских институтов и других организаций, содержащих:
оценку влияния планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания;
мероприятия по предотвращению или снижению возможных отрицательных для водных биоресурсов последствий;
расчет непредотвращаемого ущерба, определенный на основании современных биологических исследований, специальных баз данных отраслевых рыбохозяйственных институтов или на основании опубликованных литературных источников, а также рекомендации по его компенсациии путем осуществления рыбоводно-мелиоративных мероприятий, согласованные отдельной строкой бассейновыми управлениями органов рыбоохраны;
гарантии заказчика по выполнению компенсационных мероприятий и/или передаче средств на их осуществление.
3.3. Представляемые органам рыбоохраны для согласования материалы по объектам, поименованные в пункте 3.4 данных Методических рекомендаций, направляются заказчиком в ЦУРЭН, а по объектам уровня субъектов Российской Федерации - в бассейновые управления рыбоохраны по месту их дислокации.
3.4. Согласованию на уровне Госкомрыболовства России и ЦУРЭН подлежат:
- материалы обоснования лицензий, заявок на геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, прокладку продуктопроводов и линий связи во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
- запросы на создание искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3.5. Согласованию на уровне ЦУРЭН подлежат:
- материалы обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности и другие проекты или материалы, осуществление которых может оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания в пределах территории, подконтрольной двум и более бассейновым управлениям органов рыбоохраны, или на водные биоресурсы и среду их обитания во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации;
- документация на строительство (реконструкцию) рыбопропускных, а также водозаборных сооружений мощностью свыше 1 куб. м/сек. или вне зависимости от мощности, если водозабор располагается на морской акватории или водных объектах с напряженной экологической обстановкой (низовья рек Волги, Дона, Кубани, Терека), и оборудование их рыбозащитными устройствами различных типов и модификаций;
- документация на разработку нерудных материалов с общим запасом добываемых материалов более 10 млн. куб. м в руслах и на пойме рек Волги и Ахтубы (ниже Волгоградского гидроузла).
3.6. Во всех других случаях, а также при заявках на производство дноуглубительных работ в водоемах и работ, связанных с расчисткой и углублением судоходных путей, строительством и ремонтом трубопроводов, мостовых и других переходов, плотин, причалов, разработкой нерудных материалов, согласование проводится бассейновыми управлениями органов рыбоохраны. ЦУРЭН оказывает бассейновым управлениям органов рыбоохраны практическую помощь в рассмотрении проектных материалов и при необходимости делегирует им права рассмотрения соответствующих материалов.
3.7. Решение о целесообразности согласования представленной в органы рыбоохраны проектной документации принимается ЦУРЭН или бассейновым управлением при рассмотрении материалов выбора площадки (трассы) для строительства (а также проектов расширения, реконструкции или перепрофилирования, модернизации, изменения технологических параметров, консервации или ликвидации предприятия) либо заявок на производство работ в водном объекте рыбохозяйственного значения.
3.8. ЦУРЭН и бассейновые управления рыбоохраны в процессе согласования, в случае необходимости, запрашивают у заказчиков или проектировщиков дополнительную информацию, входящую в компетенцию органов рыбоохраны, в том числе отчеты о результатах специальных биологических исследований, иные материалы, необходимые для оценки воздействия намечаемой деятельности на водные биоресурсы и разработки мероприятий по уменьшению причиняемого им ущерба.
IV. Организация проведения согласования
проектных материалов
4.1. Материалы, представляемые в Госкомрыболовство России, ЦУРЭН и бассейновые управления рыбоохраны на рассмотрение и согласование, регистрируются в установленном порядке.
4.2. Госкомрыболовство России, ЦУРЭН и бассейновые управления рыбоохраны в срок не более 7 дней с момента регистрации материалов уведомляют заказчика о соответствии или несоответствии представленных материалов установленным требованиям и определяют срок представления материалов в полном объеме.
При непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов согласование не проводится и материалы возвращаются заказчику.
4.3. После представления в полном объеме необходимых для проведения согласования проектных материалов и их предварительного рассмотрения руководитель экспертного подразделения вносит руководству бассейнового управления предложения по:
- сложности объекта, представленного для проведения согласования;
- срокам осуществления рассмотрения;
- стоимости проведения указанных работ.
Руководитель бассейнового управления на основании указанного предложения принимает соответствующее решение.
4.4. Сроки рассмотрения проектных материалов определяются характером и объемом представленных на согласование материалов, экологической ситуацией в районе намечаемой деятельности, особенностями воздействия этой деятельности на водные биоресурсы и не должны превышать:
- по заявкам на производство работ, выдачу лицензий по материалам на спецводопользование, выбор площадки, строительство и реконструкцию цехов, предприятий малой мощности - 12 дней;
- по объектам средней сложности - 30 дней;
- по особо сложным объектам - 60 дней.
Сроки рассмотрения могут быть продлены в случае необходимости привлечения специалистов других организаций, но не более чем на 15 дней.
4.5. Согласование соответствующих материалов проводится ЦУРЭН или бассейновыми органами Госкомрыболовства за счет средств заказчиков проектной документации (материалов), подлежащей рассмотрению и согласованию. При выполнении указанных работ между заказчиком (инвестором, проектировщиком), не относящихся к государственной структуре, и исполнителем заключается договор об условиях выполнения работы.
Выдача экспертного заключения производится на основании акта сдачи-приема договорной работы.
V. Порядок подготовки и рекомендуемый состав
заключения по представленным материалам
При рассмотрении проектных материалов определяется:
5.1. Соответствие проектной документации намечаемой хозяйственной деятельности стадии проектирования, требованиям, установленным действующим законодательством и нормативными правовыми актами в области охраны водных биоресурсов и среды их обитания.
5.2. Полнота и достоверность оценок, характера и масштабов прогнозируемого воздействия намечаемой деятельности на водную среду и ее водные биоресурсы, допустимость ее реализации.
5.3. Достаточность предусмотренных мер по сохранению среды обитания, условий размножения, нагула и путей миграции рыб и других водных организмов, а также по обеспечению неприкосновенности особо охраняемых акваторий и их участков.
5.4. Обоснованность расчета ущерба, наносимого водным биоресурсам реализацией проектных решений, а также предложений по разработке мероприятий, обеспечивающих сохранение и воспроизводство водных биоресурсов, в том числе по строительству или реконструкции рыбоводных заводов и объектов по разведению марикультуры.
5.5. Согласование органами рыбоохраны проектных материалов проводится при необходимости с привлечением научно-исследовательских и проектных рыбохозяйственных институтов. В случае рассмотрения материалов, на которые распространяется действие "Порядка согласования Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству материалов обоснования лицензий, заявок и других разрешительных документов на геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации", утвержденного Госкомрыболовством России 17.12.2001, предусматривается обязательное привлечение к этой работе специалистов научно-исследовательских и проектных рыбохозяйственных институтов.
5.6. Заключение должно содержать:
5.6.1. Полное наименование объекта.
5.6.2. Перечень представленных на рассмотрение проектных материалов с указанием их индексов и архивных номеров.
5.6.3. Конспект (краткое изложение) содержания проектной документации (место размещения объекта или производства работ, объекты и объемы водопользования, факторы возможного отрицательного воздействия), технические и организационные решения по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций, неблагоприятных воздействий на водные биоресурсы.
5.6.4. Информацию о современном состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, оценку ущерба водным биоресурсам, выполненную в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов, и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", с решениями по компенсации этого ущерба.
5.6.5. Замечания по материалам и предложения по проектным решениям, оценку их качества.
5.6.6. Выводы и рекомендации:
- мотивированная оценка возможности размещения объекта на выбранной площадке (для линейных объектов - предлагаемой трассы) с позиций соблюдения требований статьи 22 Федерального закона "О животном мире";
- заключение о достаточности исходной информации или необходимости выполнения дополнительных специальных биологических и гидрологических исследований, изысканий, расчетов и анализов для оценки влияния планируемой деятельности на водные биологические ресурсы;
- условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы (условия водозабора и водоотведения, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории, условия работ в водоохранной зоне и др.);
- подтверждение о соответствии (или несоответствии) выполненных в составе проектных материалов расчетов размера причиняемого водным биоресурсам ущерба и объема капитальных вложений на его возмещение требованиям "Временной методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов, и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах";
- выводы о соблюдении (или несоблюдении) требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны водных биоресурсов и среды их обитания и возможности (или недопустимости) реализации проектных решений или необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и рекомендациям, изложенным в заключениях органов рыбоохраны.
5.7. Заключение, подписанное начальником ЦУРЭН, по материалам обоснования лицензий, заявок и других разрешительных документов на геологическое изучение, поиск, разработку минеральных ресурсов, а также заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации утверждается Госкомрыболовством России и направляется в МПР России.
Утвержденное начальником ЦУРЭН заключение по проектным материалам и другим вопросам направляется заказчику или разработчику проектной документации, при необходимости в МПР России, а также соответствующему бассейновому управлению органов рыбоохраны и специалистам НИИ и проектных рыбохозяйственных институтов, принимавших участие в подготовке проектных материалов.
Заключение, подготовленное бассейновым управлением рыбоохраны, направляется в адрес заказчика или разработчика проектной документации.
Копии заключений направляются в территориальные органы МПР России для учета их рекомендаций при подготовке сводного заключения по проектным материалам, а также в ЦУРЭН.
Начальник Управления охраны
и воспроизводства рыбных запасов
и регулирования рыболовства
Г.К.КОВАЛЕВ

ПИСЬМО Минтруда РФ от 05.01.2003 n 30-ГК О НОМЕНКЛАТУРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОТДЕЛЕНИЙ) СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также