ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ: ПОНЯТИЕ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА (утв. распоряжением Минтранса РФ от 31.12.2002 n ОС-1181-р)


Утвержден
распоряжением
Минтранса России
от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ:
ПОНЯТИЕ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
ВВЕДЕНИЕ
Методика разработана на основе анализа материалов исследований влияния автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную и социальную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, методов и норм проектирования, строительства, реконструкции, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, территории, условий жизни населения с учетом действующих нормативных и методических документов.
Данная методика может использоваться федеральными и территориальными органами управления дорожным хозяйством, проектными, строительно-монтажными и другими организациями при оценке экологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта, а также природоохранными органами, другими организациями, занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую природную и социальную среду.
Методикой определяются требования по обеспечению экологической безопасности [1, 2] вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, а также оценочные измерители этих требований.
Требования относятся к используемым материалам, технологиям строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта, а также конструкции инженерных сооружений автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса и направлены на обеспечение безопасности, удобства и комфортабельности пользователей автомобильных дорог, потребление природных ресурсов при строительстве и эксплуатации дорог с учетом их регенерации или возобновления, снижение до безопасных уровней негативного воздействия дорог на проживающее на придорожных территориях население, животных и находящиеся там экосистемы.
Реализация требований позволяет целенаправленно совершенствовать транспортно-эксплуатационные характеристики дорог с целью уменьшения, в некоторых случаях - ликвидации негативных воздействий инженерных сооружений дорог и автомобильного транспорта на окружающую природную и социальную среду, повышения экологической безопасности объектов дорожного хозяйства.
Показатели, измерители экологической безопасности автомобильных дорог и их нормативные значения установлены с учетом возможности их выполнения дорожными организациями при проектировании, строительстве, эксплуатации, содержании и ремонте инженерных дорожных сооружений с использованием местных природных ресурсов, современных строительно-дорожных машин, организационно-технических решений и технологических операций строительства, реконструкции, содержания, ремонта автомобильных дорог и сооружений на них.
Показатели и нормы распространяются на участки автомобильных дорог общего пользования, мостовые переходы, путепроводы, карьеры и другие объекты дорожной инфраструктуры (АБЗ, ЦБЗ, базы механизации), придорожные территории, а также объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных территориях.
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - любой элемент хозяйственной деятельности предприятия дорожного хозяйства, который может взаимодействовать с окружающей средой.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - последствия любых (преднамеренных или случайных, постепенных или катастрофических, положительных или отрицательных) антропогенных изменений природных объектов, параметров состояния окружающей среды и факторов, связанных с созданием и эксплуатацией транспортной и специальной техники, строительством, эксплуатацией, содержанием и ремонтом автомобильных дорог и инженерных сооружений [3].
ПАРАМЕТРЫ СОСТОЯНИЯ окружающей природной среды - температура, давление, объем, концентрации веществ, напряженность электромагнитного поля, радиоактивность и др. Они должны находиться в строгих диапазонах для обеспечения устойчивости экосистем (соответствовать санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам). Транспортная деятельность может приводить к изменению значений параметров состояния на локальных участках территории, находящихся вблизи автомобильных дорог.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ инженерного сооружения - хронологически выраженная последовательность этапов создания (добычи и переработки сырья, производства дорожно-строительных, эксплуатационных и конструкционных материалов), производства (строительства, реконструкции), использования, восстановления работоспособности и утилизации. Для автомобильной дороги жизненный цикл включает этапы: 1 - подготовительные работы; 2 - сооружение земляного полотна; 3 - устройство дорожной одежды; 4 - ремонт дороги; 5 - содержание дороги; 6 - эксплуатация (движение транспорта по дороге); 7 - разработка карьеров и резервов, добыча и транспортирование материалов, утилизация конструкций мостов, путепроводов, материалов дорожной одежды.
УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - мера отклонения определенных параметров, признаков, факторов, характеризующих состояние окружающей природной и социальной среды под воздействием техногенной деятельности (объекта) от их установленных (фоновых, допустимых) значений [2].
УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОПАСНОСТИ) АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ - количественная оценка отклонений значений экологически значимых измерителей воздействия дороги на окружающую среду от базовых (фоновых или нормативных), выраженная с помощью критерия экологической безопасности.
НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОПАСНОСТИ) автомобильной дороги - значения критерия экологической безопасности, которые должны находиться в установленных диапазонах.
КРИТЕРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - СМ. ВСН 8-89.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ - состояние защищенности окружающей природной и социальной среды от воздействия дороги на этапах строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта, когда параметры воздействия дороги на среду не выходят за пределы фоновых значений или не превышают санитарно-гигиенических (экологических) нормативов. В этом случае функционирование природных экосистем на придорожных территориях без каких-либо изменений обеспечивается неопределенно долгое время.
Под придорожной территорией понимается: для федеральных автомобильных дорог - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода дороги участки земли шириной: на загородных участках дорог от 50 до 100 - 150 м, считая от границы полосы отвода; в границах поселений - до границы существующей застройки, но не более 50 м (Постановление Правительства РФ от 01.12.98 N 1420); для территориальных дорог - придорожные полосы, ширина которых считается от границы полосы отвода и определена постановлением местных органов власти.
Экологически безопасное состояние автомобильной дороги и придорожной территории оценивается с помощью экологически значимых показателей и измерителей воздействия дороги на окружающую среду.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Любой элемент деятельности предприятий дорожного хозяйства взаимодействует с окружающей средой, т.е. при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений существуют экологические аспекты, явные и скрытые, учитываемые и неучитываемые.
Каждый аспект деятельности можно сопоставить с одним или несколькими воздействиями. В табл. 1 в качестве примера приведены некоторые экологические аспекты деятельности и связанных с ними воздействий.
Таблица 1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ВОЗДЕЙСТВИЯ
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Экологический аспект ¦ Возможное воздействие ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Попадание ¦Ухудшение качества питьевой воды, ¦
¦противогололедных ¦изменение условий обитания водной ¦
¦реагентов в поверхностные ¦флоры и фауны ¦
¦и грунтовые воды ¦ ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Выбросы летучих ¦Рабочие, жители прилегающих ¦
¦органических соединений ¦населенных пунктов, растительность и ¦
¦на асфальтобетонных ¦животный мир подвергаются воздействию¦
¦заводах, установках по ¦летучих органических соединений. ¦
¦приготовлению битумных ¦Возможный компонент смога ¦
¦эмульсий ¦ ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Использование чистой воды ¦Истощение природных ресурсов ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Использование ¦Вклад в глобальное потепление от ¦
¦электроэнергии ¦электростанций и генераторов, ¦
¦ ¦работающих на органическом топливе, ¦
¦ ¦ухудшение качества воздуха ¦
L--------------------------+--------------------------------------
Экологические аспекты деятельности предприятия дорожного хозяйства можно определить с достаточной степенью точности с помощью пятистадийного процесса.
Стадия 1. Определение законодательных
и нормативных требований
Идентификация экологических аспектов начинается с уточнения законодательных и нормативных требований по вопросам охраны окружающей среды, санитарии и гигиены, относящихся к области деятельности предприятия. Кроме общефедеральных законов, норм и правил, дополнительные ограничения могут накладываться требованиями субъектов Федерации, местных органов власти, отраслевыми нормами, требованиями общественности. Для облегчения идентификации рекомендуется свести имеющиеся сведения в специально разработанную таблицу. В качестве примера приводится табл. 2.
Таблица 2
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
-------------------------------T------------------T--------------¬
¦ Требования, предъявляемые ¦Затрагиваемые виды¦ Организации, ¦
¦ к предприятию дорожного ¦ деятельности ¦контролирующие¦
¦ хозяйства ¦ ¦ выполнение ¦
+------------------------------+------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+------------------+---------------
Стадия 2. Схема деятельности и процессов
В целях более полного отражения экологических аспектов и связанных с ними воздействий рекомендуется разработать схему деятельности и процессов, при этом производственную деятельность следует разделить на отдельные этапы так, чтобы их можно было рассматривать поочередно. Учитывая, что предприятия дорожного хозяйства выполняют различные операции, таких схем может быть несколько.
Пример составления схемы для склада противогололедных материалов приведен на рис. 1. При этом сам технологический процесс рассматривается как аналог "черного ящика", т.е. мы не рассматриваем внутреннего, технологического содержания операций.
ВХОД: ВЫХОД: ВХОД: ВЫХОД:
----------¬ Потери: --------¬Загрязнения:
Соль ¦Склад ¦ ГСМ ¦Распре-¦ ----->
----->¦противо- ¦ Соль ----->¦деление¦солью, песком -
Песок ¦гололед- ¦-----> ----->¦ПГМ ¦грунта, воды
----->¦ных мате-¦ Песок Запчасти¦на про-¦
ГСМ ¦риалов ¦-----> ¦езжей ¦выбросы в воздух
----->¦(ПГМ) ¦ ГСМ Вода ¦части ¦выхлопных газов
Запчасти¦ ¦-----> ----->¦ ¦----->
------+-> ¦ Металл ¦ ¦
Электро-¦ -+-----> ¦ ¦----->
энергия ¦ ¦ Загряз- ¦ ¦твердые отходы,
----->¦ ¦ нения ¦ ¦----->
¦ ¦-----> ¦ ¦металлолом
Вода ¦ ¦ ¦ ¦----->
----->¦ ¦ ¦ ¦
L---------------> ----->L-------------> ---->
Доставка ПГМ на дорогу Устранение льда
с покрытия
Рис. 1. Принципиальная поэтапная схема операций
борьбы с гололедом
Стадия 3. Определение входных и выходных потоков
по каждому этапу процесса
После составления общей схемы технологического процесса необходимо определить входные и выходные потоки материалов и энергии.
При достаточно четкой организации учета определение входных потоков не представляет существенных трудностей. Так, для рассматриваемого примера с противогололедными материалами известны входные количества соли, песка, ГСМ, запчастей, электроэнергии, воды. Более сложной проблемой представляется количественное определение выходных потоков: самих противогололедных материалов, их потерь, расхода топливно-энергетических ресурсов, загрязнения окружающей среды. Эта задача может быть решена по итогам зимнего сезона опытным специалистом при условии проведения необходимых замеров. В итоге этой работы для каждого передела составляется таблица материально-энергетического баланса.
Таблица 3
ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ МАТЕРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА
----------------T----------T--------------------------T----------¬
¦ Входной поток ¦Количество¦ Выходной поток ¦Количество¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+
¦Соль, т ¦100 ¦Потери соли, т ¦5 ¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+
¦Песок, т ¦1000 ¦Потери песка, т ¦50 ¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+
¦ГСМ <*>, л ¦1000 ¦Отходы ГСМ, л ¦50 ¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+
¦Запчасти <*>, ¦50 ¦Металлолом, кг ¦100 ¦
¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+
¦Электроэнергия,¦500 ¦Выбросы в воздух <**>, кг ¦1500 ¦
¦тыс. кВт/ч ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------+--------------------------+----------+

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 31.12.2002 n И-1302у О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД  »
Постановления и Указы »
Читайте также